Напоминание

"Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Ттаьяна Ивановна Доровских
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 39",
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ).

Т.И.Доровских, учитель-дефектолог,

МБДОУ «Детский сад № 39», г.

Ставрополь.

В настоящее время для педагогов уже стал привычным

термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в

Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение

равного

доступа

к

образованию

для

всех

обучающихся

с

учетом

разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных

возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей

с

особыми

образовательными

потребностями

в

общеобразовательной

природе.

Необходимость создания условий для консультативной поддержки

родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны

здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе

III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной

программы дошкольного образования». Консультирование по вопросам

инклюзивного

образования

необходимо

для

родителей

всех

детей,

посещающих детский сад. Однако в данном выступлении мы остановимся на

специфике взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки

именно родителям детей с ОВЗ.

Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ - это дети - инвалиды

и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие

особые

образовательные

потребности.

Родителей

этих

детей

можно

разделить на две категории:

1.

Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в

семье и хорошо адаптирующие его в обществе.

2.

Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У

меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с

ним справиться», «У меня нормальный ребенок, нам не нужны никакие

специалисты».

Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам

необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия

с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов

с родителями процесс будет менее эффективен.

Общие рекомендации по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ.

Для того чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ,

необходимо разобраться, почему они часто «не видят «проблем в поведении,

развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям

педагогов». Задача последних установить с ними прочный контакт.

Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть

проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных

педагогом проблем»:

Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами,

не связывая их во фразу. (Мама оправдывается: «Папа тоже поздно

заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек».)

Ребенок

часами

один

молча

катает

машинки

в

углу. (Реакция

мамы: «Он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…»)

Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему

игрушки с криками и падениями на землю и их не отдаёт. (Сожаление

мамы: «С ним никто не хочет играть…»)

В возрасте трёх лет ребенок пьёт из бутылочки и не переходит на

твёрдую пищу. (Мама, с улыбкой «Он у нас такой ленивый, весь в

папу…»)

Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической

практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь

специалистов для решения проблем ребенка.

Какие этапы проходят родители до момента принятия конструктивных

решений.

1 этап. Родители отрицают, что у ребенка есть проблема. Отрицание

может выражаться вербально: мама снова и снова, словно не расслышала или

не поняла, уточняет слова или формулировки, в которых ей сообщили о

проблеме. На самом деле в данный момент она не плохо слышит, а не хочет

верить, что именно у её ребенка есть проблема. В период отрицания

родители начинают возить ребенка по большому количеству детских

учреждений в поисках специалистов для того, чтобы те им сообщили, что

произошла ошибка, диагноз поставлен не верно и с ребенком всё хорошо.

2 этап. Родители начинают искать виноватых. Они не просто-не верят-они

активно сомневаются в том, что им сообщили достоверную информацию, и

направляют агрессию на источник. (Например: «У нас дома с поведением

ребенка проблем нет. Это воспитатели с ним справиться не могут!») Кроме

того, у них появляется агрессия, направленная на себя и на близких людей:

начинают анализировать генеалогическое древо и искать виновных в

проблемах развития ребенка среди родственников. Решения, принятые на

этой стадии, могут привести к негативным последствиям во внутрисемейных

отношениях. Зачастую на этой стадии может произойти распад семьи.

3 этап. Родители направляют все свои масли на то, чтобы «откупиться от

этой проблемы». Они дают себе зарок, обет что-то делать/не делать, надеясь,

что проблема разрешится сама собой, то есть всё будет хорошо. Родители

могут платить изменением своего поведения, делать пожертвования, могут

решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя. Из

этого состояния они переходят на следующий этап.

4 этап. Эмоциональные реакции родителей обедняются, у них нарушается

сон и аппетит, появляется раздражение, а слёзы не приносят облегчение.

Если в таком состоянии родитель найдет в себе силы и обратится за

квалифицированной помощью специалиста, то он переходит на следующий

этап.

5 этап носит название конструктивных действий. К родителям

возвращается

ощущение

внутренней

опоры,

возвращаются

силы

и

положительные эмоции. Они начинают задумываться о своём будущем и

будущем своего ребенка.

Поэтому прежде, чем начинать активное взаимодействие с родителями

ребенка с ОВЗ, необходимо понять, на каком этапе из вышеперечисленных

находится родитель.

Педагогам приходится искать способы установления прочного

партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.

Рассмотрим эти способы.

Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями-

это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то

положительное в ребенке, от криков которого устал уже весь персонал. Но,

приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он кричал чуть

меньше, ел чуть лучше, спал чуть дольше. И рассказ об этих маленьких

достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями.

Родители перестанут ощущать в педагоге «врага», от которого необходимо

защищаться.

Еще один способ установления контакта, широко практикующийся за

рубежом и постепенно входящий и в отечественную педагогику, - это

домашнее

визитирование.

Технология

домашнего

визитирования

необходима, в первую очередь, для семей, воспитывающих детей раннего

возраста и детей со сложными нарушениями развития. Педагог знакомится с

семьёй, её укладом, общается с родителями в непринужденной обстановке.

При грамотной позиции педагога родители чувствуют себя успешными в

своей роли и понимают, что они делают всё необходимое для полноценного

развития ребенка.

Следующий способ - приглашение родителей на групповые и

индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим

специального психологического и педагогического образования, крайне

сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются,

видя, как их дети могут выполнять инструкции, одновременно со всеми

детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.

Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы

родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ

ведут

очень

замкнутый

образ

жизни,

и

выход

в

детский

сад

-

это «приоткрытие двери в общество». Многие их родителей уникальные

таланты: предложите им подготовить декорации, костюмы, пособия для

занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.

Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с

ОВЗ нужно учитывать следующее:

Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана

развития ребенка.

Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.

При возможности следует организовать домашнее визитирование-

посещать семью ребенка дома, так у педагогов будет возможность

понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.

Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные

занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с

методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.

Поощряется

помощь

родителей

в

организации

совместных

мероприятий.

Литература

1.

Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей

с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.

2.

Корельская Н.Г. «Особенная» семья- «особенный ребенок: книга для

родителей детей с отклонениями в развитии. -М.: 2008

3.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с

отклонениями в развитии. -М.: Владос, 2003 г.



В раздел образования