Автор: Ттаьяна Ивановна Доровских
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 39",
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ).
Т.И.Доровских, учитель-дефектолог,
МБДОУ «Детский сад № 39», г.
Ставрополь.
В настоящее время для педагогов уже стал привычным
термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в
Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение
равного
доступа
к
образованию
для
всех
обучающихся
с
учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей
с
особыми
образовательными
потребностями
в
общеобразовательной
природе.
Необходимость создания условий для консультативной поддержки
родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны
здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе
III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования». Консультирование по вопросам
инклюзивного
образования
необходимо
для
родителей
всех
детей,
посещающих детский сад. Однако в данном выступлении мы остановимся на
специфике взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки
именно родителям детей с ОВЗ.
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ - это дети - инвалиды
и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие
особые
образовательные
потребности.
Родителей
этих
детей
можно
разделить на две категории:
1.
Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в
семье и хорошо адаптирующие его в обществе.
2.
Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У
меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с
ним справиться», «У меня нормальный ребенок, нам не нужны никакие
специалисты».
Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам
необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия
с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов
с родителями процесс будет менее эффективен.
Общие рекомендации по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ.
Для того чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ,
необходимо разобраться, почему они часто «не видят «проблем в поведении,
развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям
педагогов». Задача последних установить с ними прочный контакт.
Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть
проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных
педагогом проблем»:
Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами,
не связывая их во фразу. (Мама оправдывается: «Папа тоже поздно
заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек».)
Ребенок
часами
один
молча
катает
машинки
в
углу. (Реакция
мамы: «Он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…»)
Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему
игрушки с криками и падениями на землю и их не отдаёт. (Сожаление
мамы: «С ним никто не хочет играть…»)
В возрасте трёх лет ребенок пьёт из бутылочки и не переходит на
твёрдую пищу. (Мама, с улыбкой «Он у нас такой ленивый, весь в
папу…»)
Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической
практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь
специалистов для решения проблем ребенка.
Какие этапы проходят родители до момента принятия конструктивных
решений.
1 этап. Родители отрицают, что у ребенка есть проблема. Отрицание
может выражаться вербально: мама снова и снова, словно не расслышала или
не поняла, уточняет слова или формулировки, в которых ей сообщили о
проблеме. На самом деле в данный момент она не плохо слышит, а не хочет
верить, что именно у её ребенка есть проблема. В период отрицания
родители начинают возить ребенка по большому количеству детских
учреждений в поисках специалистов для того, чтобы те им сообщили, что
произошла ошибка, диагноз поставлен не верно и с ребенком всё хорошо.
2 этап. Родители начинают искать виноватых. Они не просто-не верят-они
активно сомневаются в том, что им сообщили достоверную информацию, и
направляют агрессию на источник. (Например: «У нас дома с поведением
ребенка проблем нет. Это воспитатели с ним справиться не могут!») Кроме
того, у них появляется агрессия, направленная на себя и на близких людей:
начинают анализировать генеалогическое древо и искать виновных в
проблемах развития ребенка среди родственников. Решения, принятые на
этой стадии, могут привести к негативным последствиям во внутрисемейных
отношениях. Зачастую на этой стадии может произойти распад семьи.
3 этап. Родители направляют все свои масли на то, чтобы «откупиться от
этой проблемы». Они дают себе зарок, обет что-то делать/не делать, надеясь,
что проблема разрешится сама собой, то есть всё будет хорошо. Родители
могут платить изменением своего поведения, делать пожертвования, могут
решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя. Из
этого состояния они переходят на следующий этап.
4 этап. Эмоциональные реакции родителей обедняются, у них нарушается
сон и аппетит, появляется раздражение, а слёзы не приносят облегчение.
Если в таком состоянии родитель найдет в себе силы и обратится за
квалифицированной помощью специалиста, то он переходит на следующий
этап.
5 этап носит название конструктивных действий. К родителям
возвращается
ощущение
внутренней
опоры,
возвращаются
силы
и
положительные эмоции. Они начинают задумываться о своём будущем и
будущем своего ребенка.
Поэтому прежде, чем начинать активное взаимодействие с родителями
ребенка с ОВЗ, необходимо понять, на каком этапе из вышеперечисленных
находится родитель.
Педагогам приходится искать способы установления прочного
партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.
Рассмотрим эти способы.
Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями-
это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то
положительное в ребенке, от криков которого устал уже весь персонал. Но,
приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он кричал чуть
меньше, ел чуть лучше, спал чуть дольше. И рассказ об этих маленьких
достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями.
Родители перестанут ощущать в педагоге «врага», от которого необходимо
защищаться.
Еще один способ установления контакта, широко практикующийся за
рубежом и постепенно входящий и в отечественную педагогику, - это
домашнее
визитирование.
Технология
домашнего
визитирования
необходима, в первую очередь, для семей, воспитывающих детей раннего
возраста и детей со сложными нарушениями развития. Педагог знакомится с
семьёй, её укладом, общается с родителями в непринужденной обстановке.
При грамотной позиции педагога родители чувствуют себя успешными в
своей роли и понимают, что они делают всё необходимое для полноценного
развития ребенка.
Следующий способ - приглашение родителей на групповые и
индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим
специального психологического и педагогического образования, крайне
сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются,
видя, как их дети могут выполнять инструкции, одновременно со всеми
детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.
Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы
родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ
ведут
очень
замкнутый
образ
жизни,
и
выход
в
детский
сад
-
это «приоткрытие двери в общество». Многие их родителей уникальные
таланты: предложите им подготовить декорации, костюмы, пособия для
занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.
Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с
ОВЗ нужно учитывать следующее:
Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана
развития ребенка.
Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.
При возможности следует организовать домашнее визитирование-
посещать семью ребенка дома, так у педагогов будет возможность
понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.
Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные
занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с
методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
Поощряется
помощь
родителей
в
организации
совместных
мероприятий.
Литература
1.
Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей
с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.
2.
Корельская Н.Г. «Особенная» семья- «особенный ребенок: книга для
родителей детей с отклонениями в развитии. -М.: 2008
3.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии. -М.: Владос, 2003 г.