Автор: Сандахчиева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: Новосибирская область р.п. Кольцово
Наименование материала: статья
Тема: «Нравственно-патриатическое воспитание детей в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриатическое воспитание детей в детском саду»
Воспитание
нравственно-патриотических чувств у детей процесс
сложный и длительный, требующий от воспитателей больших усилий. Эту
весьма кропотливую работу я стараюсь вести систематически, планомерно во
всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным
направлениям.
Для того, чтобы работа была ещё более эффективной, я привлекаю в
этот процесс родителей. Ведь главную роль в воспитании ребёнка играют
родители, которые своим примером должны показать ему: как надо
понимать, что такое нравственность и патриотизм; что такое чувство
гордости за свою родину; что такое уважение к Родине; каким образом
нужно показывать свой патриотизм.
Так
как
для
ребенка
дошкольного
возраста
характерны
кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, мы на
протяжении всего дошкольного возраста неоднократно обращаемся к одной
и той же теме. В зависимости от возрастных особенностей детей я использую
различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдения, беседы,
рассказы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественно-
познавательной литературы, художественное творчество, конструирование,
игровую и театрализованную деятельность. Так же при работе учитываем
краеведческий подход.
Следуя основным принципам ФГОС, в данном случае принцип
партнёрства с семьёй, поддержки инициативы детей в различных видах
деятельности, а так же на основании мониторинга знаний детей,
я
разработала и провожу комплекс занятий, который включает в себя, как
традиционные формы работы (утренники, открытые занятия, консультации
для родителей), так и нетрадиционные (конкурсы, семейные проекты,
встречи).
Такое чувство, как любовь к Родине… начинается у ребенка с
отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке,
дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением.
На протяжении многих лет в нашей группе сформировалась традиция
празднования «Дня Матери». В каждой возрастной группе проходит
краткосрочный проект, итогом которого становится подготовка к большому
празднику. Сам праздник проходит в различных формах - это посиделки,
эстафеты, спортивные соревнования и концерты с участием мам. В
последние
два
года,
в
условия
пандемии
наши
мамы
принимают
поздравления от детей в виде видео концерта.
В этом году ко Дню пожилого человека в группе был реализован
краткосрочный проект «Бабушка и дедушка мои друзья». По завершению
проекта, с целью воспитания у детей доброты, милосердия и отзывчивости
дети приняли участие в социально- благотворительной акции «Подарок для
пожилого человека своими руками». Дети изготовили открытки, которые
предназначались для одиноких пожилых людей и ветеранов.
Для
того,
чтобы
нравственно-патриотическое
воспитание
было
полноценным дети должны знать, что такое труд. В связи с этим в начале
этого учебного года в нашей группе прошёл краткосрочный проект
«Взрослые в детском саду».
В ходе данного проекта была проведена большая
работа по подготовке видео поздравления сотрудников нашего сада с «Днём
дошкольного работника».
Параллельно с реализацией данного проекта проводили беседы по
ознакомлению детей с историей и традициями нашего посёлка Кольцово, как
развивалась наука, кто такие учёные, какой у них труд и какую роль они
играют в жизни Наукограда. На прошлой неделе к 85-летию Льва
Степановича Сандахчиева была, проведена беседа об учёном, который был
одним из основателей нашего посёлка. С интересом дети слушали, каким Лев
был в детстве и юности, чем интересовался и увлекался, узнали, как он, с
юности увлечённый авиамоделированием, пришёл к большой науке.
Знакомство детей с родным посёлком, областью и родной страной –
процесс длительный и сложный. Воспитывая любовь к своему посёлку, мы
подводим детей к пониманию, что место, где мы живём – это частица
Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является
накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение
принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Непосредственное участие детей в праздниках, таких как День
посёлка, День Победы, День защитника Отечества и многих других, так же
имеет большое значение в патриотическом воспитании. Дети готовят
открытки, поздравления, выступают на концертах и утренниках. В результате
такой работы у детей создаются не только представления об их посёлке,
стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим
событиям.
Такой проект, как «Красота народного костюма», итогом которого стал
театрализованный
праздник
«Богатыри
земли
Русской»,
так
же
способствовал
воспитанию
патриотической
личности,
способной
встраиваться в социум, позитивно вести себя в нём, самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания в жизни. По завершению работы у детей было
сформировано представление о героическом прошлом народа Древней Руси,
великих русских богатырях - защитниках Земли русской.
Тема ВОВ позволяет сформировать у детей представления об
историческом и героическом наследии своей семьи, посёлка и страны в
целом. В тесном взаимодействии с родителями проводилась работа в группе
и в кругу семьи. Ребята, приходя в детский сад, делились друг с другом тем,
что они узнали дома, приносили фотографии, рассказы о своих дедах и
прадедах, приносили стенгазеты. Каждый год в нашем детском саду
проводится ряд мероприятий посвящённых празднованию Дня Победы, и
наша группа принимает в них активное участие. Дети участвуют в конкурсе
стихов, в конкурсе строевой песни, в концертах для ветеранов, в утренниках,
участвуют в благотворительных акциях «Открытка для ветерана». В дни
празднования Дня Победы вместе с детьми и родителями ходим к Древу
Жизни для возложения цветов.
Патриотизм детей старшего дошкольного возраста определяется, как
потребность ребёнка участвовать во всех делах на благо окружающих людей
и живой природы, наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие,
чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего
мира.
Стало традицией в зимнее время заботиться о зимующих птицах. Во
время зимних прогулок мы вместе с детьми вывешиваем кормушки на
участке. Так же всей группой принимали участие в конкурсе «Накорми птиц
зимой», после этого много наших кормушек висело по всему Кольцово.
Для полноценного нравственно-патриотического воспитания в нашей
группе и в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с
учетом возрастного мировосприятия детей:
– экскурсии и целевые прогулки. (экскурсии в библиотеку, контактный
зоопарк, парк Кольцово, к Древу жизни. Другие интересные и значимые
места нашего посёлка дети по нашей просьбе посещали с родителями);
Следующие методы и формы:
– рассказы воспитателя;
– наблюдение за изменениями в облике нашего посёлка, за трудом
людей в детском саду и за его пределами;
– беседы о малой родине, стране, ее истории;
– показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
– прослушивание аудиозаписей, например, Гимна страны, птичьих
голосов русского леса и пр.;
– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок,
сказок, разучивание песен, игр);
– ознакомление с продуктами народного творчества;
–
знакомство
с
творчеством
известных
поэтов,
художников,
композиторов.
– организация тематических выставок;
– участие в общественных и календарных праздниках;
– участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Как приобщить детей
к нравственно-патриотическому воспитанию?
1.Приучайте
ребенка
бережно
относиться
к
вещам,
игрушкам,
книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей.
Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к
содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят
книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к
бережному отношению к книге.
2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории
страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и
расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей
стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по
глобусу, картам и фотографиям.
3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить
ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в
«новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите,
прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к
хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите,
как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком
посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу
приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем
труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть
в игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг
другу, кто больше заметит интересного по нашей улице. Я вижу, что
машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности,
помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите
ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с
природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах,
летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес,
чтобы
полюбоваться
его
красотой,
журчанием
ручья,
пением
птиц.
Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь
природу, охранять ее.
Воспитание маленького патриота
начинается с самого близкого для него –
родного дома, улицы, где он живет, детского сад
а.
* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
*
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,
поговорите о значении каждого объекта.
*
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,
магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих
учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор
* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего
народа
* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
поведение в общественных местах.