Напоминание

«Нравственно-патриатическое воспитание детей в детском саду»


Автор: Сандахчиева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: Новосибирская область р.п. Кольцово
Наименование материала: статья
Тема: «Нравственно-патриатическое воспитание детей в детском саду»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственно-патриатическое воспитание детей в детском саду»

Воспитание

нравственно-патриотических чувств у детей процесс

сложный и длительный, требующий от воспитателей больших усилий. Эту

весьма кропотливую работу я стараюсь вести систематически, планомерно во

всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным

направлениям.

Для того, чтобы работа была ещё более эффективной, я привлекаю в

этот процесс родителей. Ведь главную роль в воспитании ребёнка играют

родители, которые своим примером должны показать ему: как надо

понимать, что такое нравственность и патриотизм; что такое чувство

гордости за свою родину; что такое уважение к Родине; каким образом

нужно показывать свой патриотизм.

Так

как

для

ребенка

дошкольного

возраста

характерны

кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, мы на

протяжении всего дошкольного возраста неоднократно обращаемся к одной

и той же теме. В зависимости от возрастных особенностей детей я использую

различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдения, беседы,

рассказы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественно-

познавательной литературы, художественное творчество, конструирование,

игровую и театрализованную деятельность. Так же при работе учитываем

краеведческий подход.

Следуя основным принципам ФГОС, в данном случае принцип

партнёрства с семьёй, поддержки инициативы детей в различных видах

деятельности, а так же на основании мониторинга знаний детей,

я

разработала и провожу комплекс занятий, который включает в себя, как

традиционные формы работы (утренники, открытые занятия, консультации

для родителей), так и нетрадиционные (конкурсы, семейные проекты,

встречи).

Такое чувство, как любовь к Родине… начинается у ребенка с

отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке,

дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и

ближайшим окружением.

На протяжении многих лет в нашей группе сформировалась традиция

празднования «Дня Матери». В каждой возрастной группе проходит

краткосрочный проект, итогом которого становится подготовка к большому

празднику. Сам праздник проходит в различных формах - это посиделки,

эстафеты, спортивные соревнования и концерты с участием мам. В

последние

два

года,

в

условия

пандемии

наши

мамы

принимают

поздравления от детей в виде видео концерта.

В этом году ко Дню пожилого человека в группе был реализован

краткосрочный проект «Бабушка и дедушка мои друзья». По завершению

проекта, с целью воспитания у детей доброты, милосердия и отзывчивости

дети приняли участие в социально- благотворительной акции «Подарок для

пожилого человека своими руками». Дети изготовили открытки, которые

предназначались для одиноких пожилых людей и ветеранов.

Для

того,

чтобы

нравственно-патриотическое

воспитание

было

полноценным дети должны знать, что такое труд. В связи с этим в начале

этого учебного года в нашей группе прошёл краткосрочный проект

«Взрослые в детском саду».

В ходе данного проекта была проведена большая

работа по подготовке видео поздравления сотрудников нашего сада с «Днём

дошкольного работника».

Параллельно с реализацией данного проекта проводили беседы по

ознакомлению детей с историей и традициями нашего посёлка Кольцово, как

развивалась наука, кто такие учёные, какой у них труд и какую роль они

играют в жизни Наукограда. На прошлой неделе к 85-летию Льва

Степановича Сандахчиева была, проведена беседа об учёном, который был

одним из основателей нашего посёлка. С интересом дети слушали, каким Лев

был в детстве и юности, чем интересовался и увлекался, узнали, как он, с

юности увлечённый авиамоделированием, пришёл к большой науке.

Знакомство детей с родным посёлком, областью и родной страной –

процесс длительный и сложный. Воспитывая любовь к своему посёлку, мы

подводим детей к пониманию, что место, где мы живём – это частица

Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является

накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение

принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его

культуры. Непосредственное участие детей в праздниках, таких как День

посёлка, День Победы, День защитника Отечества и многих других, так же

имеет большое значение в патриотическом воспитании. Дети готовят

открытки, поздравления, выступают на концертах и утренниках. В результате

такой работы у детей создаются не только представления об их посёлке,

стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим

событиям.

Такой проект, как «Красота народного костюма», итогом которого стал

театрализованный

праздник

«Богатыри

земли

Русской»,

так

же

способствовал

воспитанию

патриотической

личности,

способной

встраиваться в социум, позитивно вести себя в нём, самостоятельно мыслить,

добывать и применять знания в жизни. По завершению работы у детей было

сформировано представление о героическом прошлом народа Древней Руси,

великих русских богатырях - защитниках Земли русской.

Тема ВОВ позволяет сформировать у детей представления об

историческом и героическом наследии своей семьи, посёлка и страны в

целом. В тесном взаимодействии с родителями проводилась работа в группе

и в кругу семьи. Ребята, приходя в детский сад, делились друг с другом тем,

что они узнали дома, приносили фотографии, рассказы о своих дедах и

прадедах, приносили стенгазеты. Каждый год в нашем детском саду

проводится ряд мероприятий посвящённых празднованию Дня Победы, и

наша группа принимает в них активное участие. Дети участвуют в конкурсе

стихов, в конкурсе строевой песни, в концертах для ветеранов, в утренниках,

участвуют в благотворительных акциях «Открытка для ветерана». В дни

празднования Дня Победы вместе с детьми и родителями ходим к Древу

Жизни для возложения цветов.

Патриотизм детей старшего дошкольного возраста определяется, как

потребность ребёнка участвовать во всех делах на благо окружающих людей

и живой природы, наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие,

чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего

мира.

Стало традицией в зимнее время заботиться о зимующих птицах. Во

время зимних прогулок мы вместе с детьми вывешиваем кормушки на

участке. Так же всей группой принимали участие в конкурсе «Накорми птиц

зимой», после этого много наших кормушек висело по всему Кольцово.

Для полноценного нравственно-патриотического воспитания в нашей

группе и в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с

учетом возрастного мировосприятия детей:

– экскурсии и целевые прогулки. (экскурсии в библиотеку, контактный

зоопарк, парк Кольцово, к Древу жизни. Другие интересные и значимые

места нашего посёлка дети по нашей просьбе посещали с родителями);

Следующие методы и формы:

– рассказы воспитателя;

– наблюдение за изменениями в облике нашего посёлка, за трудом

людей в детском саду и за его пределами;

– беседы о малой родине, стране, ее истории;

– показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

– прослушивание аудиозаписей, например, Гимна страны, птичьих

голосов русского леса и пр.;

– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок,

сказок, разучивание песен, игр);

– ознакомление с продуктами народного творчества;

знакомство

с

творчеством

известных

поэтов,

художников,

композиторов.

– организация тематических выставок;

– участие в общественных и календарных праздниках;

– участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Как приобщить детей

к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.Приучайте

ребенка

бережно

относиться

к

вещам,

игрушкам,

книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей.

Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к

содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят

книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к

бережному отношению к книге.

2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории

страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и

расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей

стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по

глобусу, картам и фотографиям.

3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить

ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в

«новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите,

прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к

хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите,

как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком

посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу

приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем

труде.

6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть

в игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг

другу, кто больше заметит интересного по нашей улице. Я вижу, что

машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности,

помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите

ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с

природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах,

летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес,

чтобы

полюбоваться

его

красотой,

журчанием

ручья,

пением

птиц.

Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь

природу, охранять ее.

Воспитание маленького патриота

начинается с самого близкого для него –

родного дома, улицы, где он живет, детского сад

а.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

*

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,

поговорите о значении каждого объекта.

*

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,

магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих

учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное

поведение в общественных местах.



В раздел образования