Автор: Куприянова Татьяна Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ ВО "Муромский детский дом"
Населённый пункт: город Муром, Владимирская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Правовая игра"
Раздел: начальное образование
Интеллектуально – правовая игра: «Знай свои права, но не
забывай обязанности».
Цель:
сформировать
осознание
воспитанниками
что
нет
прав
без
обязанностей и нет обязанностей без прав; развить познавательную
деятельность подростков; сформировать правовую культуру и правовое
сознание.
Задачи: формирование межличностных отношений с позиции уважения друг
к другу и умения сотрудничать; закрепление знаний о правах и обязанностях
человека и ребенка; дать возможность почувствовать себя гражданином
своей страны.
Участники: дети 12-14лет.
Форма проведения: мероприятие проводится в виде игры-соревнования
между командами по правовым знаниям, игра состоит из 7 этапов. На
каждом этапе команды набирают баллы, которые заносятся в маршрутный
лист. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество баллов.
Выкрикивать, отвлекать и мешать другой команде запрещено. На решение
каждого задания дается ограниченное время.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, форматная бумага,
ручки, грамоты для награждения.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители!
В первой половине XIX века немецкий педагог Адольф Дистервег сказал:
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или
сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщится, должен достигнуть этого
собственной
деятельностью,
собственными
силами,
собственным
напряжением». Чтобы показать на сколько эти слова точны сегодня мы
проведем
игру
между
командами
(название
команд)
и
пусть
дети
продемонстрируют чего они достигли благодаря своим силам и действиям.
Представляю состав команд: Ф.И.О. участников команд, название команд
Позвольте представить наше многоуважаемое жюри: ФИО.
На столе у членов жюри находится маршрутный лист, согласно которому мы
будем следовать в ходе игры. В этом листе вы учитываете баллы на каждом
этапе и в конце мы ждем вашего решения.
Итак, команды готовы, жюри тоже. Можем начинать.
I этап: Разминка
На экране вы видите слова, в которых перепутаны буквы. Ваша задача за 3
минуты составить верно эти слова ( слайд 1):
КЕОНВЦИНЯ ИЗЖЬН
ЗКАОН СКОНТУЦЯИНТ
ОРБАЗОАВЕНИ
Соотнесите термин и определение: (слайд 2) ( 3 минуты)
1.
Долг
А. возможность действовать без ограничений
1.
Свобода
Б. действия входящие в круг обязательных
1.
Права
В. Обязанность перед кем-либо
1.
Обязанности
Г. Возможность действовать и поступать каким – либо
образом и пользоваться чем-либо
1
В
2
А
3
Г
4
Б
II. Угадай-ка. Определите о каких права и обязанностях идет речь в
картинках ( на выполнение каждого задания отводится по 2 минуты.
Слайд 8
(право на образование)
Слайд 3
( право на отдых и досуг)
Слайд 4
( право на жилище)
Слайд 5
( обязанность соблюдать Отечество)
Слайд 6
(обязанность заботиться о детях)
Слайд 7
( обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях)
Слайд 8
(обязанность охранять природу)
Слайд 9
( право на медицинскую помощь)
III. Угадай право в песне. ( на каждое задание по 3 минуты)
Песня мамонтенка ( право и жить и воспитываться в семье) (слайд 10)
Песня бременских музыкантов ( свобода передвижения и места жительства)
(сл. 11)
Песня чунга – чанга ( право на отдых и досуг)(сл.12)
Песня учат в школе ( право на образование) (сл.13)
IV. Юный детектив: ( на выполнение каждого – 2 минуты)
Определите по описанию героя сказки:
1.
Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу
мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию,
но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и
жизнь.(Колобок)(сл.14)
1.
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права
других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в
которых ее жизнь была в опасности. (Лиса)(сл.15)
1.
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней
обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е.
рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание
семьи, девушка была счастлива.(Золушка)(сл.16)
1.
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной
коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока
самозванка не была выставлена из дома.(Заюшкина избушка)(сл.17)
V. Юрисконсульт. По описанию правонарушения назовите сказку. ( – по 2
минуты)
1.
В какой сказке один долго-долго-долгожитель, не пользующийся успехом
среди женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с
целью вступления с ней в брак, а другой персонаж, не имеющий
достаточного
жизненного
опыта,
раскрывает
секрет
долголетия
и
возвращает себе законную жену? (Кощей Бессмертный)(сл.18)
1.
Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, но не имеющую клейма,
шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей
понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о
выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированны как
незаконный захват жилища.( Гуси-лебеди)(сл.19)
1.
В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего
мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной
лестнице,
но
впоследствии
теряет
все
из-за
непомерной
тяги
к
стяжательству?(сказка о рыбаке и рыбке)(сл.20)
1.
В этой сказке добрая рябая птица уступила свою собственность (золотое
изделие) пожелавшим разделить его на части, но не сумевшим это сделать.
В итоге - богатство было уничтожено мелкой серой личностью.(курочка
ряба)(сл.21)
VI. Вспомни и улыбнись. ( по 1 минуте)
Ответьте на вопросы:
1.
Этим
паролем
пользовались
контрабандисты
в
фильме
Л.Гайдая
«Бриллиантовая рука» (Черт побери) (сл.22)
2.
Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных
изделий(Сорока) (сл.23)
3.
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да
здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»( Кавказская
пленница)(сл. 24)
4.
Часть
одежды
вора,
имеющая
обыкновение
поддаваться
действию
огня(Шапка)(сл.25)
VII. Повторим устав : (5 минут)
На форматных листах напишите права и обязанности воспитанника детского
дома (возможные варианты)
Каждый воспитанник имеет право:
• получать всё необходимое для жизни;
• получать помощь со стороны взрослых, если возникли трудности;
• свободно выражать своё мнение;
• вносить предложения, касающиеся жизни в детском доме.
Каждый воспитанник обязан:
• действовать на благо детского дома, заботиться о его чести, поддерживать
его авторитет и традиции;
• строго соблюдать УСТАВ и режимные моменты, посещать занятия в
соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;
• добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки,
систематически и вовремя выполнять домашние задания;
•
выполнять
распоряжения
и
требования
директора,
администрации,
воспитателей и других работников детского дома;
• относиться с уважением к работникам и другим ребятам в детском доме,
помогать младшим детям;
• выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования личной гигиены;
• заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и
безопасности сверстников, соблюдать требования техники безопасности;
• обнаружив на территории детского дома брошенную сумку (пакет, свёрток,
коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно
сообщить об этом воспитателю, директору или другому работнику;
• беречь имущество детского дома, соблюдать чистоту и порядок в здании и
на его территории;
• принимать участие в мероприятиях по благоустройству детского дома и его
территории.
Ведущий: Наше мероприятие подходит к концу, жюри подводит итоги. Я
хочу поблагодарить всех, кто сегодня присутствовал на нашем мероприятии.
Надеюсь, вы не зря уделили нам время. Кроме своих знаний и умений, наши
дети хотели бы рассказать вам о своих желаниях и мечтах.
(дети рассказывают стихи каждый по 2 строчки)
КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ПО МЕЧТЕ!
Дети должны улыбаться!
Дети должны жить без боли!
Бегать, играть, баловаться!
И не узнать слова горе!
Покажите радугу ребенку!
Подарите ему маленькое чудо!
Просто так - не ждите дня рожденья!
Для ребенка ожидание трудно!
Разукрасьте рожицу вареньем!
Покажите, как красиво в парке,
Как живет любовь и мир в семье!
Каждому ребенку по собаке!
Каждому ребенку по мечте!
МЕЧТЫ
Каждый на свете о чем-то мечтает,
Всем нам чего-то чуть-чуть не хватает.
Кто-то мечтает скорей подрасти,
Кто-то - смешного щенка завести.
Новую куклу ты хочешь иль книжку,
Может, мечтаешь понянчить братишку,
Может, к далеким уплыть островам,
Может, к высоким подняться горам.
Кто-то мечтает, чтоб все улыбались,
Вместе дружили и чаще встречались.
Знай, не бывает неважной мечты!
Верь и надейся, и к ней стремись ты!
Я же мечтаю, чтоб сбылись скорей
Все мечты честных и добрых детей!
***
Дети знают – взрослые все могут!
Даже палочку волшебную купить!
Подарите своему ребенку – ЧУДО!
Покажите, как прекрасно жить!
О МЕЧТЕ ГОЛУБОЙ ( читает ведущий)
Мечту, что сбудется не скоро,
Зовут, известно, голубой –
Как цвет заоблачного неба
Весенним утром над тобой.
К ней долго надобно стремиться,
Трудясь, усиленно корпеть*…
Тогда МЕЧТЕ возможно сбыться,
Чтоб у тебя в ладошках петь!
Подводим итоги. Награждаем победителей, призеров. Благодарим за
внимание.