Автор: Белоусова Лариса Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 "Мечта"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Мастер-класс для родителей
Тема: "Артикуляционная гимнастика дома"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей
«Артикуляционная гимнастика дома»
Белоусова Лариса Васильевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
МАДОУ города Нижневартовска ДС №5 «Мечта»
Цель мастер-класса:
Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правиль -
но выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.
План проведения мастер-класса
I.
Теоретическая часть.
1.
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
2.
Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.
II.
Практическая часть. Выполнение упражнений для губ, щек, языка
III.
Советы учителя-логопеда родителям.
IV.
Вопросы логопеду.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого
«Артикуляционная гимнастика дома».
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед
поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает
один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это откло -
нение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное –
это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все
больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Исследование состояния речи дошкольников в начале учебного года показывают, что 100% де-
тей нашей группы имеют нарушения речевого развития разной тяжести.
Итак, помощь специалиста нужна, если вашему ребенку:
От 3 до 6 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у
него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечис -
ляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых сло -
ва должны быть согласованы (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги.
Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.
Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но толь-
ко занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизноше -
ния, необходимы дополнительные упражнения – с родителями.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это,
необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно
проявится.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы трени -
руем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать,
ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для
всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит,
чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и кор-
рекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности ор-
ганов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба,
необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной груп-
пы.
Причины, по которым необходимо заниматься
артикуляционной гимнастикой:
1.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по разви-
тию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без по-
мощи специалиста.
2.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои рече-
вые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроиз-
ношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться гово-
рить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является
основой при обучении письму на начальном этапе.
При проведении артикуляционной гимнастики
необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1.
Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом.
Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
2.
Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
3.
Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в
спокойной обстановке, при достаточном освещении.
4.
Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для разви-
тия речевого дыхания.
5.
Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
6.
Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике
используются стихи.
7.
После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по назва-
нию).
8.
Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
9.
Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный
подбор упражнений и качество выполнения.
10. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
11. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожа -
ния органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение
должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
12. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, посте -
пенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медлен-
ным.
13. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается
без изменений произвольно долго.
14. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно
быстро.
Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием
следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических посо -
бий.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энерге -
тическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие
голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного рече-
вого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для
произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.
Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность
речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту го-
лоса.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речево-
го дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
К тому же профилактика заболеваний ЛОР-органов (острый и хронический ринит, риносину-
сит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д.) —
важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причи-
ной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс пра -
вильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, при-
куса, нёба.
Плыви, кораблик!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц,
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу
лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и то-
нут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри какой сильный ветер! Как
быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты попробуй. Молодец!
Расти, пена!
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра,
жидкость для мытья посу-
ды.
Ход игры: Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится хорошо дуть через тру -
бочку в стакан с водой (не пьёт воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для
мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у
ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены
станет много, можно подуть на неё.
- Сейчас я устрою фокус - покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаю в воду... Теперь поме-
шаю - ары - бары - топ - топ - топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из ма-
леньких и больших пузырьков! Теперь попробуй ты подуть.
А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо
начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
1.
«Заборчик».
Губы
в
улыбке,
зубы
сомкнуты
в
естественном
прикусе
и
видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух
выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)
1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произноси.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются
зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.
Динамические упражнения для языка
(выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться
под счет взрослого к уголкам рта.
Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.
2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и ниж-
ним резцам.
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно –
подбородок не двигается.
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.
6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязыч-
ную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого
нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад –
Наш маляр работе рад.
8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Советы логопеда
1.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило,
для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабо-
стью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляци -
о н н о г о
а п п а р а т а .
Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками,
кусковое мясо.
Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать
щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
2.
Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским язы-
ком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
3.
Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок по-
просит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты,
то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
4.
Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их
задавать.
5.
Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
6.
Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен рабо -
тать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук
напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это
утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.
Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеть-
ся куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее,
его язык будет все понятнее не только маме.
7.
Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под
щёку, что может деформировать челюсть.
8.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.
Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и по-
могут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.