Напоминание

Психо-физиологическое развитие


Автор: Николай Николаевич Иванов
Должность: Учитель Физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Эврика""
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Психо-физиологическое развитие
Раздел: среднее образование





Назад




«Трудный возраст». В чём проблема?

Если спросить у практикующего учителя, какой возраст можно считать

самым сложным, в восьмидесяти процентах случаев ответят: одиннадцать-

четырнадцать лет, то есть с пятого по седьмой классы. Почему? Стоит

разобраться и решить для себя, будете ли вы искать «особый» подход к

данной возрастной группе.

С чего начинается изучение педагогики? Что поможет нам понять наших

подопечных? Педагогика начинается со знаний психологии и физиологии.

Психология еще понятно для чего, скажете вы, но причем же здесь

физиология? Начнем по порядку.

Очень часто слышу в защиту детей: «Вспомните себя в его/ее возрасте». При

правильной формулировке и нужном моменте это звучит не как оправдание

из-за неимения аргументов, а как повод задуматься. Зачем? А ведь и правда,

давайте вспомним, что было у нас в головах, если откинуть разницу

поколений. Что-то общее находится, верно? Для чего вспоминать? Для того,

чтобы примерно понять, что творится в голове у вашего ученика и почему он

ведет себя так, а не как вам хотелось бы.

Почему так происходит и почему именно в этом возрасте? Все вполне

объяснимо с научной точки зрения. Вспомним уроки анатомии. В десять-

одиннадцать лет начинается полная перестройка организма, что длится аж до

двадцати пяти-тридцати лет, просто уже не так заметно. Что же именно

происходит? В первую очередь — изменение гормонального фона. И, если

изначально дети в этом плане не разделялись по половому признаку, то

теперь различия вполне заметны. Начинает вырабатываться тестостерон —

основной половой гормон, мужской, но при всем при этом у мальчиков и

девочек его выделяется примерно одинаковое количество. Он провоцирует

рост волос по всему телу. Изначально это явление может напугать, озадачить

или вызвать непонимание, позже оно становится темой для обсуждений у

девочек и гордостью у мальчиков. «Я стал взрослым».

В

двенадцать-тринадцать

лет

половые

различия

гормонального

фона

становятся хорошо различимыми. На уровне сознания дети и сами начинают

понимать,

что

отличаются

от

сверстников

противоположного

пола.

Начинается выработка эстрогена (женского гормона) и андрогена (мужского

гормона). Тестостерон у мужчин теперь превышает женский почти в десять

раз.

Начинается

половое

созревание

(пубертатный

период).

Развитие

органов, перестройка организма, сопровождаемая все той же гормональной

выработкой. Все это неосязаемо, незаметно, но очень сильно влияет на

поведение. Подростки становятся более раздражительными, неусидчивыми и

непослушными. Начинается тот самый период «подросткового бунта».

Нежелание ходить в школу, делать уроки, слушать и слушаться взрослых.

Злость и крики на, казалось бы, пустом месте, на самом деле обозначают: «Я

не знаю, что со мной происходит. Я не хотел(а) кричать на тебя. Я не знаю,

почему меня так все злит». Они искренне не понимают этого, просто не

могут противостоять тому, что творится с их эмоциями из-за гормонов.

Параллельно со всем этим начинает появляться осознание себя в

обществе. Кто я, кем хочу быть, кем являюсь сейчас? Для того, чтобы

ответить на все эти вопросы, подростку нужно общаться не только со

сверстниками, но и с теми, кто старше. Именно в момент полового

созревания родители больше всего волнуются о том, что ребенок свяжется с

плохой компанией, ведь он просто еще не знает, как должно быть. Видит

образец и начинает ему следовать. Общение со сверстниками ставит

обозначение того, кто ты есть в своей социальной группе и какое место она

сама занимает в обществе. Старшие же служат образцом, помогают

преодолеть трудности «примером». Не всегда хорошим.

Ребенок больше начинает думать о том, кто он сейчас, устраивает ли

его это и кем он хочет быть. Не в будущем, после выпуска из школы, а в

ближайшее время. Для того, чтобы поменять свою социальную роль, нужно

больше общаться с другими подростками. Логично, что ни времени, ни

желания на домашнее задание и учебу в целом не остается. Оттуда и

появляется этот «не учебный бунт».

Примерно в то же время продолжается усложнение коры головного

мозга. В начале пубертата формируются лобные доли. Теперь подросток

может научиться планированию и оперированию абстрактными понятиями,

если проще, может строить аргументы. Развитие любого навыка требует

использовать его. Так начинается период бунта и фраз: «Я не буду этого

делать, потому что…». Аргументы, конечно, на начальном этапе достаточно

слабые и даже немного смешные, но улучшать их очень важно. А так как

подросток больше всего времени проводит в школе, даже если не

целенаправленно, но занимается этим учитель.

Например, ребенок не хочет заниматься на физкультуре. Причина?

Болит живот. Правда ли это или простое нежелание? Достаточно просто

выяснить, но некоторые учителя начинают давить авторитетом и избегают

разговора. «Ты пришел в школу учиться, будь добр исполнять свои

обязанности». Проще ли сказать так и заставить делать то, что ребенок не

хочет? Конечно проще. Захочет ли он заниматься в следующий раз?

Вероятнее всего, нет.

Теперь представим другой вариант. Учитель вступил с учеником в

диалог. «Не буду заниматься». — «Почему?» — «Живот болит». — «Правда

болит или только сейчас заболел?». Все сводится к шутке, но ребенок уже

начинает думать чуть по-другому, ведь во вранье и увиливании они не очень-

то и решительны. Возникает мысль: «Зачем я это затеял? А не повернуть ли

мне назад?». Нужно сделать так, чтобы он схватился за эту мысль не от

страха или нерешительности, а перевел ее в свое желание: «Я не хочу

пропускать. Для чего?». Здесь и начинается развитие аргументации и

непосредственное участие учителя в нем. Он показывает образец. Как

аргументы строятся, что нужно сделать, чтобы достичь цели, чтобы убедить

другого человека в чем-то и так далее.

Именно поэтому этот возраст и считается одним из самых сложных.

Слишком много факторов, которыми ребенок не может управлять, влияют на

поведение. Наша же задачи, либо «ломать» и стоять на своем, либо искать

подход. Не к каждому конкретному ученику, а к возрастной группе. И если

постараться почаще вспоминать, какими мы сами были в детстве и чего

хотели, то и проблем в работе с детьми, вероятнее, станет чуть меньше.



В раздел образования