Автор: Тихонова Ирина Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ ОО "Орловский лицей-интернат"
Населённый пункт: ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОРЁЛ
Наименование материала: Статья
Тема: Функциональная грамотность младших школьников.
Раздел: начальное образование
«Формирование коммуникативной компетенции как основа
формирования функциональной грамотности у младших школьников»
Самая большая на Земле роскошь –
это роскошь человеческого общения.
В нормативных документах учителя прописано, что «коммуникативная
компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и
ситуациях общения».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная
грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в
ней.
Задача учителя же -Развить коммуникативные способности, способность
общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Предпосылкой развития компетентности является наличие определённого
уровня функциональной грамотности. Необходимо отметить, что в новом
Законе “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне
развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос
времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не
информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в
познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в
личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает
функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность
человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и
деятельности на основе прикладных знаний»
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых
человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению
доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность
субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для
постановки и достижения цели.
Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у
него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои
способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает
способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают
положительные эмоции
Приёмы для создания комфорта:
Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование
положительных оценочных суждений.
Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
Организация деятельности, а не поведения.
Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.
Итак, мы понимаем, что
основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе,
где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –
письму и чтению, говорению и слушанию, а также умению общаться в
коллективе.
И вот этот процесс начинается именно с первого класса.
Т.е. наша главная задача - формирование коллектива, создание дружелюбной
среды, где дети находятся весь день.
что же мы для этого делаем?
Начала я с прогулок, где по средствам игры, старалась объединить ребят,
сплотить их, дать возможность проявить свои способности, открыться.
Ну и научиться решать конфликтнее ситуации мирным путем, которых
первое время было немало.
Модель работы можно представить в виде плодового дерева.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной
работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды –
замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые
компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к
саморазвитию, людей.
Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно
пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как
без
полива
дерево
зачахнет,
так
и
без грамотной
компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной
грамотности.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе
самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные
технологии,
которые
он
выбирает,
формируют функциональную
грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому
важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является
проблема повышения его технологической компетентности, включающей в
себя глубокую
теоретическую
подготовку
и
практический
опыт
продуктивного применения современных образовательных технологий на
уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных
и возрастных особенностей учащихся.
Т.е. формирование УУД