Напоминание

Функциональная грамотность младших школьников.


Автор: Тихонова Ирина Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ ОО "Орловский лицей-интернат"
Населённый пункт: ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОРЁЛ
Наименование материала: Статья
Тема: Функциональная грамотность младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование коммуникативной компетенции как основа

формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Самая большая на Земле роскошь –

это роскошь человеческого общения.

В нормативных документах учителя прописано, что «коммуникативная

компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами

культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками

использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и

ситуациях общения».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная

грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней

средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в

ней.

Задача учителя же -Развить коммуникативные способности, способность

общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Предпосылкой развития компетентности является наличие определённого

уровня функциональной грамотности. Необходимо отметить, что в новом

Законе “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне

развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос

времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не

информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в

познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в

личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает

функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность

человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и

деятельности на основе прикладных знаний»

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых

человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению

доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность

субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для

постановки и достижения цели.

Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у

него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои

способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает

способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают

положительные эмоции

Приёмы для создания комфорта:

Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование

положительных оценочных суждений.

Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Организация деятельности, а не поведения.

Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

Итак, мы понимаем, что

основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе,

где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –

письму и чтению, говорению и слушанию, а также умению общаться в

коллективе.

И вот этот процесс начинается именно с первого класса.

Т.е. наша главная задача - формирование коллектива, создание дружелюбной

среды, где дети находятся весь день.

что же мы для этого делаем?

Начала я с прогулок, где по средствам игры, старалась объединить ребят,

сплотить их, дать возможность проявить свои способности, открыться.

Ну и научиться решать конфликтнее ситуации мирным путем, которых

первое время было немало.

Модель работы можно представить в виде плодового дерева.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной

работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды –

замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые

компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к

саморазвитию, людей.

Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно

пополняться т.е. заниматься самообразованием.

Как

без

полива

дерево

зачахнет,

так

и

без грамотной

компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной

грамотности.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе

самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные

технологии,

которые

он

выбирает,

формируют функциональную

грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому

важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является

проблема повышения его технологической компетентности, включающей в

себя глубокую

теоретическую

подготовку

и

практический

опыт

продуктивного применения современных образовательных технологий на

уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных

и возрастных особенностей учащихся.

Т.е. формирование УУД



В раздел образования