Напоминание

"Развитие речи детей через дидактические игры"


Автор: Лежнева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №110
Населённый пункт: город Уфа,Демский район
Наименование материала: научно-методический материал
Тема: "Развитие речи детей через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей через дидактические игры.

Речь

маленького

ребенка

формируется

в

общении

с

окружающими

его

людьми.

В

процессе

общения

проявляется

его

познавательная

и

предметная

деятельность.

Овладение

речью

перестраивает

всю

психику

малыша,

позволяет

ему

воспринимать

явления

более

осознанно

и

произвольно.

Великий

русский

педагог

К.Д.

Ушинский

говорил,

что

родное

слово

является

основой

всякого

умственного

развития

и

сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии

речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком

разговорного языка,

становления и развития всех сторон речи.

Игра

ведущий

вид

деятельности

детей

дошкольного

возраста.

Наряду

с

общим

влиянием на весь ход психического развития ребенка, она оказывает специфическое

воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с

другом

и

комментированию

своих

действий,

что

способствует

закреплению

навыков

пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению

словаря, формированию грамматического строя языка и т. д

Дидактическая

игра

прекрасное

средство

обучения

и

развития,

используемое

при

усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности..

Известный

педагог

Е.И.

Тихеева

высоко

ценила

дидактическую

игру,

ее

роль

в

ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала

обучению

родному

языку.

Обучение

и

игровая

деятельность

как

форма

обучения

в

детском саду направлена на развитие у детей внимания, наблюдательности, запоминания

и

припоминания,

сравнения,

деятельности

воображения,

развития

речи,

любознательности и познавательных интересов, направлена также на решение задач

нравственного и эстетического воспитания.

Можно

выделить

следующие виды

дидактических игр: игры – путешествия, игры –

поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что

находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их

лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается

ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется

мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок

развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать

выводы.

Игры

беседы.

В

основе

их

лежит

общение.

Такая

игра

предъявляет

требования

к

активизации

эмоциональных

и

мыслительных

процессов

ребенка.

Она

воспитывает

умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять

сказанное, высказывать суждения.

Я убеждена в том, что именно использование дидактических игр в определенной системе

эффективно

поможет

реализовать

главные

направления

развития

речи

детей

д о ш к о л ь н о г о

в о з р а с т а ,

а

и м е н н о :

-

с о д е р ж а т е л ь н о с т ь

и

с в я з н о с т ь

р е ч и

( д и а л о г а

и

м о н о л о г а ) ;

-

р а з в и т и е

р е ч е в о г о

т в о р ч е с т в а ,

в ы р а з и т е л ь н о с т ь

р е ч и ;

-

р а з в и т и е

и н д и в и д у а л ь н ы х с п о с о б н о с т е й

к

р е ч е в о й

д е я т е л ь н о с т и;

- подготовка к обучению чтения.

В

своей

работе

с

детьми

я

использую

различные дидактические игры.

В

процессе

дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают

произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные

знания при обучении.

Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей

разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я

использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет

стать?»

(употребление

трудных

форм

глагола),

«Что

вы

видите

вокруг?»,

«Угадай

по

описанию»

(употребление

названия

предметов),

«Скажи,

какое»

(подбор

прилагательных).

Работа с детьми проводится по разработанному плану, в совместной деятельности, на

прогулке,

а

также

игры

включены

в

занятия

по

развитию

речи,

ознакомление

с

окружающим, в индивидуальной работе.

Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей

разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я

использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет

стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление

названия предметов), «Скажи, какое?», «Что было потом?»(подбор прилагательных).

Для успешной работы

использовала разнообразную методическую литературу таких

авторов как: А.К.Бондаренко, В.В.Гербова, О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева и др.

К

концу

года

дети

произносят

правильно

все

звуки

родного

языка,

могут

провести

звуковой анализ слова, назвать слоги. Они имеют представление о том, что такое «слово»,

понимают

его

смысл.

Они

могут

подобрать

синонимы

и

антонимы

к

словам.

При

определении значения слова дети называют существенные признаки. При согласовании

прилагательных и существительных они называют слова в правильной грамматической

форме, могут составлять сложные предложения разных типов. В построении связного

высказывания дети развивают сюжетную линию в логической последовательности, строят

простые и развернутые предложения, выдерживают структуру повествования.

Для

родителей

воспитанников

детского

сада

постоянно

обновляется

материал

по

развитию речи

(консультации, папки-передвижки), также даются рекомендации какие

дидактические

игры

можно

использовать

дома

(«Угадай

по

описанию»,

«Скажи

наоборот» и т.д.).

Именно, дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения, когда

ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения. Дидактические игры

доставляют детям радость, наслаждение, интерес

познания. Любая игра учит детей

запоминать, мыслить, анализировать, обобщать, т.е. помогает развивать связную речь.

Литература:

1. Бондаренко Е.А. Дидактические игры для детей от года до трех лет. - М.,: АСТ,

2003

2. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи. - М., 2002

3. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство дидактическими играми в детском саду

М.,2012

4. Тихеева Е.И. развитие речи детей. - М., 1990

5. Ушакова М.А. Развитие речи детей. - М.,2000



В раздел образования