Автор: Елена Семеновна Дрючкова
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Никольская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область, Бобровский район, село Никольское 2-е
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Семь чудес света создали люди в древности: - величественные египетские пирамиды,
прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в
Вавилоне, храм Артемиды, огромную медную статую бога Гелиоса на острове Родос,
мавзолей и маяк в Александрии. Но есть еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно
знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что
редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как
настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь: Научить. Посоветовать.
Рассказать. Это - книга. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы
привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает
все вокруг. Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она
рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и по дальние страны. С
книгой каждый из нас путешествует в будущее и в далекую – далекую историю. 140
Сегодня проблема детского и взрослого чтения актуальна и заслуживает огромного
внимания: нынешние школьники и молодые люди все реже обращаются к книгам, ходят в
библиотеки, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору,
в лучшем случае электронным книгам, тем самым лишая себя, возможно, единственной
духовной пищи. А ведь книга является энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать
добро от зла, предательство от преданности, пробуждает стремление человека к развитию
и самосовершенствованию личности, поэтому в 21 веке полноценными читателями надо
успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить
для этого времени. Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет
вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей много.
Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще
учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе
слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно
оформленные фолианты, полные собрания сочинений - большая редкость в нынешнее
время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется
книге, никогда не научит этой радости ребенка. Безусловно, семья, в которой книга
сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители - это
еще одна предпосылка грамотности и «чутья» к родному языку. При отсутствии
читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически
никогда не берет в руки книгу. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима
без книг, тогда и в его жизнь они войдут. Родителям важно осознавать, что они не могут и
не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению, что
семейное
чтение
очень
важный
аспект
духовно-
нравственного
воспитания.
Использование книг из библиотек- важный элемент обучения детей. Международные и
внутренние исследования учёными образовательных достижений российских школьников
показали противоречия между высокими предметными знаниями и умениями, с одной
стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к
повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной
форме, характерной для средств массовой информации, с другой стороны. Читательская
грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с
целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе
формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких
умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных 141 текстов,
анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации),
способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с
учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в
жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в
начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной
школе придается большое значение. Использование прогрессивных методик именно в
начальной школе необходимо, чтобы избежать проблем чтения, вызванных неправильным
обучением и в последствии затрудняющим процесс обучения. Это такие проблемы, как
потеря интереса к чтению с приходом в школу (детям перестают читать); непонимание
смысла текста из-за неправильного сформированного способа чтения; отсутствие
динамики развития (нарушение индивидуального подхода к хорошо читающим детям);
преобладание понимания художественных текстов (отсутствие работы над чтением
текстов других типов). Кроме того, необходимо понимать, что в современной начальной
школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и
метапредметный результат. Важнейшей задачей современной российской школы является
развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурных
функций языка. Языковое образование входит в систему гуманитарного образования,
сутью которого является изучение человека в его отношении к миру. Отношение человека
к миру проявляется в его речи. Одна из важнейших задач современной школы –
формирование
функционально
грамотных
людей.
Что
такое
«функциональная
грамотность»?
Функциональная
грамотность
–
способность
человека
вступать
в
отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы
функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное
обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и
слушанию. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в
повседневной жизни. В направлении «читательская грамотность» особое место в учебном
процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и
воспитательные задачи. При формировании духовно-нравственных качеств личности.
Художественный текст служит основой для упражнения в развитии связной речи.
Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ
текста. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с
текстом. Например, метод дискуссий, дебатов можно вводить в практику работы уже с
учащимися 3 - 4 классов. В старшем подростковом возрасте предложенный метод
наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с
любым типом 142 собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и
правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения,
изменять при необходимости речевое
поведение.
Представление о
читательской
грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит
задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате
обучения
в
ребенке
произошли
изменения,
которые
определяются
не
только
приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в
процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем
познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем
в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка.
Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим
становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую
организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное
общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников
урока. В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным
концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация
коммуникативно-деятельностного
подхода
обеспечивается
наполнением
урока
специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и
способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские
умения. Такой подход позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение,
точку зрения, а также проводить связь с жизнью. На уроках также можно использовать
метод
проектов,
защита
презентаций,
создание
и
демонстрация
компьютерных
презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными
переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Индивидуальная форма работы на
уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья кость), «Инсерт», «Оценочное окно»,
«Синквейн» помогает учащимся интерпретировать, систематизировать, критически
оценивать,
анализировать
информацию
с
позиции
решаемой
задачи,
делать
аргументированные выводы. Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе
с текстом. В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные
процедуры международного уровня (PISA, PIRLS) и федерального уровня (ВПР и НИКО),
в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности,
читательская грамотность. Например, одно из проверяемых умений в соответствии с
ФГОС (ВПР 4 класс, русский язык): «умение распознавать основную мысль текста;
адекватно
143
формулировать
основную
мысль,
соблюдая
нормы
построения
предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста». Результаты
оценочных
процедуры
позволяют
не
только
констатировать
факт
достижения
запланированных
результатов,
но
и
проследить
динамику
развития,
«прироста»
результатов
обучения,
выстроить
индивидуальные
образовательные
траектории
обучающихся. Грамотный анализ и использование в своей работе результатов оценочных
процедур
позволит
учителям
начальной
школы
успешно
реализовывать
ФГОС.
Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого,
выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным
соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут
узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г.
Песталоцци).
Список литературы
1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М.,
2008.
2. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению. // Начальная школа. - 2007. - №5.
3. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших
школьников. - М.: Ментор, 2007. - № 1.
4. Кузьмин Е.И. Поддержка и развитие чтения - общенациональная задача/ Поддержка и
развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических
работ / Составитель В.Я. Аскарова – М.: Межрегиональный центр библиотечного
сотрудничества, 2007.
5. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. – М., 2010.