Напоминание

"Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе


Автор: Елена Семеновна Дрючкова
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Никольская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область, Бобровский район, село Никольское 2-е
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Семь чудес света создали люди в древности: - величественные египетские пирамиды,

прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в

Вавилоне, храм Артемиды, огромную медную статую бога Гелиоса на острове Родос,

мавзолей и маяк в Александрии. Но есть еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно

знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что

редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как

настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь: Научить. Посоветовать.

Рассказать. Это - книга. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы

привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает

все вокруг. Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она

рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и по дальние страны. С

книгой каждый из нас путешествует в будущее и в далекую – далекую историю. 140

Сегодня проблема детского и взрослого чтения актуальна и заслуживает огромного

внимания: нынешние школьники и молодые люди все реже обращаются к книгам, ходят в

библиотеки, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору,

в лучшем случае электронным книгам, тем самым лишая себя, возможно, единственной

духовной пищи. А ведь книга является энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать

добро от зла, предательство от преданности, пробуждает стремление человека к развитию

и самосовершенствованию личности, поэтому в 21 веке полноценными читателями надо

успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить

для этого времени. Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет

вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей много.

Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще

учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе

слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно

оформленные фолианты, полные собрания сочинений - большая редкость в нынешнее

время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется

книге, никогда не научит этой радости ребенка. Безусловно, семья, в которой книга

сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители - это

еще одна предпосылка грамотности и «чутья» к родному языку. При отсутствии

читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически

никогда не берет в руки книгу. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима

без книг, тогда и в его жизнь они войдут. Родителям важно осознавать, что они не могут и

не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению, что

семейное

чтение

очень

важный

аспект

духовно-

нравственного

воспитания.

Использование книг из библиотек- важный элемент обучения детей. Международные и

внутренние исследования учёными образовательных достижений российских школьников

показали противоречия между высокими предметными знаниями и умениями, с одной

стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к

повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной

форме, характерной для средств массовой информации, с другой стороны. Читательская

грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с

целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе

формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких

умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных 141 текстов,

анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации),

способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с

учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в

жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в

начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной

школе придается большое значение. Использование прогрессивных методик именно в

начальной школе необходимо, чтобы избежать проблем чтения, вызванных неправильным

обучением и в последствии затрудняющим процесс обучения. Это такие проблемы, как

потеря интереса к чтению с приходом в школу (детям перестают читать); непонимание

смысла текста из-за неправильного сформированного способа чтения; отсутствие

динамики развития (нарушение индивидуального подхода к хорошо читающим детям);

преобладание понимания художественных текстов (отсутствие работы над чтением

текстов других типов). Кроме того, необходимо понимать, что в современной начальной

школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и

метапредметный результат. Важнейшей задачей современной российской школы является

развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурных

функций языка. Языковое образование входит в систему гуманитарного образования,

сутью которого является изучение человека в его отношении к миру. Отношение человека

к миру проявляется в его речи. Одна из важнейших задач современной школы –

формирование

функционально

грамотных

людей.

Что

такое

«функциональная

грамотность»?

Функциональная

грамотность

способность

человека

вступать

в

отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы

функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное

обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и

слушанию. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в

повседневной жизни. В направлении «читательская грамотность» особое место в учебном

процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и

воспитательные задачи. При формировании духовно-нравственных качеств личности.

Художественный текст служит основой для упражнения в развитии связной речи.

Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ

текста. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с

текстом. Например, метод дискуссий, дебатов можно вводить в практику работы уже с

учащимися 3 - 4 классов. В старшем подростковом возрасте предложенный метод

наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с

любым типом 142 собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и

правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения,

изменять при необходимости речевое

поведение.

Представление о

читательской

грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит

задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате

обучения

в

ребенке

произошли

изменения,

которые

определяются

не

только

приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в

процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем

познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем

в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка.

Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим

становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую

организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное

общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников

урока. В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным

концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация

коммуникативно-деятельностного

подхода

обеспечивается

наполнением

урока

специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и

способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские

умения. Такой подход позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение,

точку зрения, а также проводить связь с жизнью. На уроках также можно использовать

метод

проектов,

защита

презентаций,

создание

и

демонстрация

компьютерных

презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными

переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Индивидуальная форма работы на

уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья кость), «Инсерт», «Оценочное окно»,

«Синквейн» помогает учащимся интерпретировать, систематизировать, критически

оценивать,

анализировать

информацию

с

позиции

решаемой

задачи,

делать

аргументированные выводы. Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе

с текстом. В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные

процедуры международного уровня (PISA, PIRLS) и федерального уровня (ВПР и НИКО),

в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности,

читательская грамотность. Например, одно из проверяемых умений в соответствии с

ФГОС (ВПР 4 класс, русский язык): «умение распознавать основную мысль текста;

адекватно

143

формулировать

основную

мысль,

соблюдая

нормы

построения

предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста». Результаты

оценочных

процедуры

позволяют

не

только

констатировать

факт

достижения

запланированных

результатов,

но

и

проследить

динамику

развития,

«прироста»

результатов

обучения,

выстроить

индивидуальные

образовательные

траектории

обучающихся. Грамотный анализ и использование в своей работе результатов оценочных

процедур

позволит

учителям

начальной

школы

успешно

реализовывать

ФГОС.

Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого,

выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным

соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут

узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г.

Песталоцци).

Список литературы

1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М.,

2008.

2. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению. // Начальная школа. - 2007. - №5.

3. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших

школьников. - М.: Ментор, 2007. - № 1.

4. Кузьмин Е.И. Поддержка и развитие чтения - общенациональная задача/ Поддержка и

развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических

работ / Составитель В.Я. Аскарова – М.: Межрегиональный центр библиотечного

сотрудничества, 2007.

5. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. – М., 2010.



В раздел образования