Автор: Деветова Диана Абакаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 18 "Журавлик"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Приключения в шахматном королевстве"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Разработала Диана Абакаровна Деветова воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 18 «Журавлик»
«Приключения в шахматном королевстве»
Цель: Продолжать знакомить детей с игрой - шахматы.
Задачи:
Познакомить детей с шахматной фигурой – королевой.
Закрепить представления у детей о шахматной доске, шахматных фигурах.
Развивать у детей познавательный интерес, познавательные способности – речь,
память, внимание, восприятие.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в одно королевство, но не сказочное, а в
шахматное.
Чтобы
нам
туда
попасть
давайте
вспомним
подданных
шахматного
королевства. Игра «Кто лишний» - я буду вам называть различные фигуры – если они
относятся к шахматам вы хлопаете, если нет – вы топаете. (принц, конь, байдарка,
ладья, слон, пешка, король, королева).
Видео – появляется шахматная королева.
Да ребята мы еще только начали свой путь, а уже обидели саму королеву. Интересно
как же она попала в шахматное королевство? Или может шахматная королева это
какая –то шахматная фигура? Ну что же давайте продолжим свой путь, и все узнаем.
Игра «Чудесный мешочек»
Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у
них «прятки». Я предлагаю вам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на
ощупь и угадайте кто это.
У вас ребята у каждого в руках шахматная фигура, каждая фигура соответствует
цифре, подойдите к столам, где лежат цифры и найдите свое место.
Работа с интерактивной доской
1. Перед вами шахматное королевство, но что такое, как же нам путешествовать? Кто-
то все названия улиц перепутал. Я кажется знаю кто нам пытается помешать.
Чтобы нам не заблудиться в нашем городе, его разделили на улицы, домам присвоили
номера.
В
шахматном
королевстве
тоже
есть
свои
улицы
и
номера,
для
того
чтобы
не
заблудиться нам и шахматным фигурам в королевстве. Ребята давайте попробуем
восстановить названия улиц шахматного королевства.
Как
называются
улицы
шахматного
королевства
(вертикалями
и
горизонталями).
Вертикали называют...? (английскими буквами) Горизонтали называют...? (цифрами)
Работа у доски – вызываются 2 ребенка – один расставляет цифры, другой буквы.
Молодцы теперь никто в шахматном королевстве не заблудится.
2.Посмотрите жители шахматного королевства потеряли свои дома. Давайте поможем
найти фигурам свое место. Я сейчас буду загадывать вам загадки про шахматные
фигуры. Про какую фигуру мы будем говорить, ту фигуру и нужно будет поставить на
место.
Загадки:
Я, как башня, велика… но я – не башня: я – … (ладья!)
Где-то хобот потерял, похудел и стройным стал.
И силен на поле он… потому что это… (слон!)
Не поймешь, куда он скачет: прыг, скок, а следом вбок.
Ну, конечно, это он –очень-очень быстрый… (конь!).
Его все атакуют, с ним вступают в бой!
Он – главная фигура, зовут его… (король)
Она маленький солдат храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она делает однажды. (Пешка)
Эта фигура любит свой цвет и другого правила здесь нет:
Напротив, друг друга поставим их смелей. Назови эту фигуру скорей! (ферзь)
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешки:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
Все движенья хороши
За столы мы поспешим. (садятся за столы)
Посмотрите на шахматное королевство, там все черно-белое. Чтобы развеселить
жителей давайте раскрасим некоторые клетки в различны цвета.
Диктант (нужно
раскрасить клетки по адресам).
3 Посмотрите какое у нас с вами получилось цветное королевство, я думаю, что
жителям и королеве понравилось.
Игра в шахматы, игра «Найди свое место» Дети под музыку движутся по кругу,
музыка замолкает дети ищут по карточке свое место на шахматной доске. (H2; F8 и
т.д.)
Раз, два, три, четыре, пять.
В гости к другу я иду опять
А без друга в жизни туго,
Ты найди скорее друга.
Появляется королева: Молодцы, вы так хорошо знаете мое шахматное королевство,
что я больше на вас не сержусь. Я думаю, что вам понравилось путешествие. До
скорых встреч!
Вот это сюрприз, оказывается шахматная королева — это ферзь! Поэтому она на нас
обиделась!