Авторы: Чумичева Татьяна Анатольевна, Татьяяна Анатольевна Чумичева
Должность: вопитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида 6 "Зоренька"
Населённый пункт: Город Ступино Московская область
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: ООД для детей старшей группы (ознакомление с окружающим миром) «Осень золотая»
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия
ООД для детей старшей группы (ознакомление с окружающим миром)
«Осень золотая»
Чумичева Т.А Ступино 2018г.
Цели: формирование представлений у детей о характерных признаках осени
и осенних явлениях.
Задачи:
1.
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе.
2.
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя
образные слова и выражения.
3.
Закреплять умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
4.
Активизировать словарь детей.
5.
Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
6.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, аудиозапись «Времена
года» П.И. Чайковского, картины, наборы элементов для создания картины
осенней природы, видеофильм «Осень», корзина с осенними листочками
Целевые ориентиры:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности —
игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения; ребенок проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-
следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы. Обладает начальными знаниями о природном мире;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы.
Организация образовательной деятельности.
1. Мотивационно-организационный этап.
-Ребята, какое сейчас время года? /Ответы детей/
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по осени.
2. Содержательно – деятельный этап.
Звучит аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского. Воспитатель читает
стихотворение:
Лес, точно терем расписной
Лиловый золотой багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над сонную поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)
- О каком времени года стихотворение? /Ответы детей/
- Какие еще времена года вы знаете? /Ответы детей/
- Сколько месяцев длится осень? /Ответы детей/
- Назовите осенние месяцы. /Ответы детей/
- Вспомним, чем осень отличается от других времен года. В этом нам
поможет наш волшебный экран. (на экране картина «Осень» Левитана)
- Какое время года мы видим на картине /Ответы детей/
- Какой период осени. /Ответы детей/
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как бы вы ее назвали?
/Ответы детей/
- Ребята послушайте внимательно стихотворение: /Ответы детей/
Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья,
по ветру вьются, летят.
- О каком периоде осени говорится в этом стихотворении? /Ответы детей/
Правильно это середина осени. Мы называем ее золотой, почему? /Ответы
детей/
- А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас
полил золотой дождь? /Ответы детей/ Мы все засмеялись от радости,
запрыгали, замахали руками. Что это был за дождь? Чему мы радовались?
/Ответы детей/ А теперь, представьте, что вы осенние листочки, выберите из
корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.
Игра «Лист лети ко мне»
Дети кружатся пока воспитатель не позовет к себе кленовый листочек,
березовые листочек и т.д.
- Ребята, молодцы, сколько много листочков вы знаете. А кто знает, почему
осенью листочки опадают с деревьев? (Высказывания детей) Молодцы! А
какая погода бывает осенью? /Ответы детей/
Игра «Погода осенью»
Когда идет дождь – дождливая.
Когда дует ветер – ветреная.
Когда холодно – холодная.
Когда пасмурно – пасмурная.
Когда сыро – сырая.
Когда хмуро – хмурая.
Когда ясно – ясная.
- Ребята, молодцы, вы правильно говорили о погоде. А как вы думаете, вся
осень бывает одинаковая? /Ответы детей/ Что происходит с природой
осенью? /Ответы детей/ Давайте опишем осень с первого осеннего месяца.
- Сентябрь. Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают
серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава,
идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают
туманы, созревают желуди, орехи, поспевает клюква.
- А теперь второй осенний месяц.
- Октябрь. Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает
листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют,
цветы вянут. Ночью заморозки, насекомые исчезают, солнце светит редко.
- И последний осенний месяц.
- Ноябрь. Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы
побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом,
ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и
покрываются инеем.
- Молодцы, вы правильно описали изменения в природе осенью.
- А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Раз и два, повернись, вновь по лесу ты пройдись.
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.
Ветер по лису летал, ветер листики считал: лист кленовый, лист дубовый,
лист березовый резной, лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной.
- Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи,
песни, сочиняли загадки и пословицы о приметах осени. Ребята, какие
приметы вы знаете?
Приметы
1.
Осенью паутина на ясную погоду.
2.
Гром в сентябре – теплая осень.
3.
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
4.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
- А теперь назовите пословицы.
Пословицы
1.
Коли ясно, то и осень прекрасна
2.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
3.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
4.
От осени к лету, поворота нету.
-Послушайте, а теперь я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени.
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
- А сейчас давайте поиграем в игру.
Игра «ДА или НЕТ»
- Я буду читать вопросы, если ответ да, надо хлопнуть в ладоши, а если нет
положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Колючий ветер прилетает?
Тучи солнце закрывают?
Морозы осенью бывают?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. Ребята, а осень
приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм
поможет вам справиться со заданием.
(Фильм «Осень»)
- Посмотрите, у вас на столах лежат различные картинки, там есть деревья,
животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает составить осенние
картины. Только будьте внимательны! На столе есть картинки, которые не
относятся к осеннему времени года. /Дети выполняют задание/
- Молодцы, вы все сделали правильно.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- Ребята, вы сегодня молодцы, все старались! А чем мы сегодня с вами
занимались?
- А еще мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы и
составили очень красивые картины осени. И показали себя очень хорошими
знатоками природы!
- Посмотрите, какие медали приготовила вам осень. Я сейчас вас от имени
осени подарю эти медали…