Авторы: Лыкова Наталья Александровна, Жигалова Алла Леонидовна
Должность: воспитатель, методист
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Журавлёнок"
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: Выступление по теме «Опыт работы по подготовке и реализации детско-взрослого проекта
Тема: «Сладости: вред или радости?»
Раздел: дошкольное образование
Детско-взрослые
проекты
как
средство
формирования
естественнонаучной,
математической,
информационной
грамотности детей дошкольного возраста.
Опыт
работы педагогов
Выступление по теме «Опыт работы по подготовке и реализации детско-взрослого
проекта «Сладости: вред или радости?»
Лыкова Н.А., воспитатель
Жигалова А.Л., методист
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»
Участие в детской проектной деятельности и элементарном
экспериментировании развивают у детей дошкольного возраста
активность,
сообразительность,
наблюдательность,
умение
сравнивать,
дети
наглядно
видят
и
понимают
взаимосвязи
предметов и явлений окружающего мира, развивают речевые
навыки, способствуют их интеллектуальному развитию.
В рамках данного выступления мы поделимся опытом
подготовки одного их реализованных в 2021 году детско-взрослого
проекта «Сладости: вред или радости?»
В рамках подготовки к участию в районной конференции
«Старт в науку», в конце 2020 года был реализован детско-
взрослый проект «Сладости: вред или радости?». Воспитателем
предлагалось несколько тем, а ребенок самостоятельно сделал
выбор своей темы исследования – «Конфеты».
Перед педагогами стояла цель - заинтересовать родителей
включением в проектную деятельность, показать значение детского
проектирования для ребенка старшего дошкольного возраста,
важности участия родителей в процессе накопления ребенком
знаний по тематике проекта. Ценно то, что такой подход повышает
значимость родителей в глазах ребенка.
На этом этапе для родителей была проведена деловая игра
«Метод
детского
проектирования
как
способ
развития
познавательной активности ребенка», в ходе которой шла речь о
важности
данного
виде
детской
деятельности
для
развития
дошкольника.
На подготовительном этапе родители активно участвовали в
подборе информации об истории конфет, ходили вместе с ребенком
в магазин, где он делал выбор разных видов конфет для
исследования, изучали состав каждого вида, ходили на прием к
стоматологу.
Роль значимых взрослых, у которых ребенок получил много
полезной
информации
в
реализации
проекта,
принимали
специалисты:
медицинская
сестра,
у
которой
ребенок
брал
интервью о пользе и вреде конфет и стоматолог, рассказавший о
влиянии конфет на зубы.
Собрав нужную информацию, воспитанник приступил к
опытам для выявления влияния некоторых видов конфет на зубы,
наличие лимонной кислоты в конфетах, их растворимости.
Основным
этапом
проекта
стала
серия
экспериментов,
которую
ребёнок
проводил
с
большим
интересом.
Детское
экспериментирование
позволило
ему
почувствовать,
что
он
самостоятельно открыл что-то новое, что еще не знал, что, в свою
очередь, позитивно повлияло на самооценку ребенка.
В
ходе
реализации
проекта
использовалась
технология
графического
моделирования:
свои
наблюдения,
выводы,
умозаключения ребенок отражал в схематичных рисунках. Такая
технология
является
средством
перехода
от
наглядно-
действенного и наглядно-образного познания мира к познанию
схематическому, творческому, развивает умственные способности
ребёнка.
На каждом из этапов ребенок сталкивался с определенными
трудностями. Так, проводя опыт по выявлению наличия лимонной
кислоты в конфетах, ребенок столкнулся с затруднением: с
помощью чего можно определить наличие кислоты. Вместе с
воспитанником мы начали поиск информации с различными её
источниками.
Так, о том, как определить наличие лимонной
кислоты, он узнал из беседы с поваром, эту же информацию он
получил из статьи в детской энциклопедии «Что? Где? Когда?».
Выяснив, что самым безопасным из четырёх видов конфет для
зубов
является
шоколад,
ребенок
решил
узнать
из
чего
изготавливают шоколадные
конфеты.
Посмотрев
мультфильм
«Фиксики.
История
шоколада»,
предложенный
воспитателем,
ребенок узнал не только об истории шоколада, но и о профессии
«шоколатье», о его необычной и интересной работе.
Узнав
много
нового
и
необычного
о
производстве
шоколадных конфет, воспитанник задумался: а все ли конфеты
полезны? Данным вопросом увлеклась вся семья, в интернете
вместе они нашли несколько рецептов изготовления полезных
конфет в домашних условиях, два из которых даже применили!
Значимую роль
в данном этапе реализации проекта сыграла
заинтересованность и поддержка мамы, которая во всем помогала
своему
ребенку.
Кирилл увлеченно самостоятельно
выбирал
продукты, подготавливал их, а также как настоящий кондитер,
готовил конфеты. В процессе приготовления мальчик узнал о
«темперной» обработке шоколада и под руководством мамы
добился
такого
состояния
шоколада.
Ребёнок
научился
изготавливать вкусные и полезны конфеты, которыми угощал
своих близких и знакомых.
Таким образом, в ходе реализации проекта ребенок научился
работать с различными источниками информации, узнал о том, из
чего делают шоколад, научился готовить делать полезные конфеты.
Проведенные
ребенком
эксперименты
позволили
ему
самостоятельно сделать выводы о том, что:
- в цветных драже и леденцах содержится много красителей,
которые вредны для организма человека, поэтому они вредны для
здоровья человека;
- так как в горьком шоколаде нет красителей, он меньше всего
разрушает эмаль зубов, это полезное лакомство, если употреблять
его в меру.
На
заключительном
этапе
реализации
проекта
ребенок
рассказал ребятам своей группы о результатах, полученных в его
ходе и о том, как сделать полезные конфеты. Совместно с
воспитателем ребенок сделал буклет о
проекте, в котором
рассказал детям и взрослым о «полезных» и «вредных» сладостях,
который раздал родителям детей группы. Выступая перед детьми и
взрослыми, ребенок учился излагать свои мысли и доказывать свою
точку зрения.
Результатом участия ребенка в районной конференции «Старт
в науку» в 2021 году с презентацией итогов реализации проекта
«Сладости: вред или радости?» стало получение 3 призового места.