Автор: Бухарметова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в строительноконструктивных играх детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в строительно-
конструктивных играх детей дошкольного возраста»
Строительно-конструктивные игры - это разновидность творческой игры. В ней
дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире,
самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, хоть и в
обобщенном, схематизированном виде. Есть строительно-конструктивные игры,
в которых дети занимаются только возведением различных построек и
сооружений.
В процессе строительно-конструктивной игры у детей формируются и
развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать
величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики.
Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной
деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь,
выражающий название геометрических тел, пространственных
взаимоотношений. Решаются задачи нравственного воспитания - знакомство с
разными профессиями и трудом людей, помощь друг другу, совместное
создание красивых построек.
Очень часто строительно-конструктивная игра переплетается с ролевой игрой.
Дети берут на себя роли строителей, возводящих постройку, шоферы привозят
им строительный материал на грузовиках, рабочие обедают в столовой, идут
домой. Строительно-конструктивная игра - это деятельность продуктивная,
позволяющая формировать умение сравнивать, сопоставлять данную постройку
с реальными вещами, предметами, на основе которых данная постройка
возводилась, а значит, способствует развитию у детей наблюдательности.
Бывает, что в строительных играх дети так увлекаются, что переходят к
сюжетно-ролевым играм, а потом снова возвращаются к строительным. В такой
ситуации для успешного педагогического руководства игрой воспитатель может
получить дополнительную информацию о представлениях, индивидуальных
особенностях, интересах детей.
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что эти
игры объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и
являются коллективными.
Различие в том, что в сюжетно-ролевой игре
отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между
людьми, а в строительной игре основным является ознакомление с
соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её
использованием.
По мнению педагогов З.В. Лиштван и В.Г. Нечаевой, особенность строительно-
конструктивной игры в том, что требует от ребенка умений воссоздать образ
предмета в его пространственном выражении.
Конструктивное творчество, по мнению педагога А. Н. Давидчук, представляет
сложный комплекс умственных и практических действий, состоящий из двух
этапов:
1.
Этап замысла.
2.
Этап практической реализации замысла.
На этапе замысла ребенок формирует представление о конечном результате
предмета деятельности и способах его достижения. Конструктивный замысел
рождается в процессе умственной деятельности. В основе замысла лежат
сравнение, анализ и синтез уже известных конструкций. Создание предмета
замысла происходит на этапе его практической реализации.
В дошкольной педагогике конструирование рассматривается как средство
всестороннего развития ребенка и имеет огромное значение:
а) Умственное развитие. В продуктивной деятельности формируются и
наиболее успешно развиваются сенсорные способности. Конструируя, ребенок
учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину,
строение и др.). Кроме зрительного восприятия качества предмета, ребенок
разбирает образец на детали, собирает их в модель, осуществляя в действии
анализ и синтез. У ребенка формируются способности сравнивать, производить
зрительный анализ, мыслить, развиваются познавательные и практические
действия.
б) Трудовое воспитание. Игры со строительным материалом близки к трудовой
деятельности. Они воспитывают у детей качества, подготавливающие их к
труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый
материал, критически оценивать результаты своей работы и работы других
детей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели, а также
развивают трудолюбие.
в) Развитие речи. Материалистическая физиология придает огромное значение
руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и
делает представление о предметах более полными и глубокими. Благодаря
совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет
возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития.
Строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей,
расширению словарного запаса.
г) Физическое воспитание. Строительные игры доставляют детям большое
эмоциональное наслаждение, поскольку они воплощаются в своих любимых
героев: летчика, сооружающего себе самолет; капитана, обсуждающего со
своими матросами постройку парохода, на котором они все вместе отправятся в
далекое плавание. Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях,
сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что
движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняются контролю глаза.
Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и
разгибателей.
д) Эстетическое воспитание. Для построек каких-либо сооружений из
строительного материала, необходимо знакомить детей с их подлинным
изображением. Благодаря экскурсиям, рассматриванию иллюстраций с
изображением настоящих построек у детей развивается художественный вкус,
формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить
архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.
е) Нравственное воспитание. Нравственное воспитание происходит в тесном
взаимодействии с умственным воспитанием, благодаря чему решается задача
всестороннего и гармоничного развития ребенка. Конструирование
способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, инициатива,
организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях
конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение
выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его
указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.
ж) Подготовка детей к школе. Целенаправленное и систематическое обучение
детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе,
способствует формированию умения учиться, раскрывает детям, что основной
смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении
знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные
изменения в психических процессах. Дети учатся произвольно управлять
своими познавательными процессами, направлять их на решение учебных задач,
совершать мыслительные операции, систематически выполнять умственную
работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Современные технологии обучения конструированию
детей дошкольного возраста
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а
также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи, которые
стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС ДО. Эти непростые задачи
в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с чем
огромное значение отведено конструированию, которое в детском саду было
всегда. Но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и
развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами
необходим новый подход.
К современным строительно-конструктивным играм для детей дошкольного
возраста можно отнести:
1.
Робототехнику
2.
Лего-конструирование
3.
Блоки Дьенеша
4.
Палочки Кьюзенера.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан
Дьенеш, профессор, основатель игрового подхода к развитию детей «Новая
математика», идея которого заключается в освоении детьми математики
посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой,
цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и
начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные
операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое
мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие,
память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок
выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по
определенным правилам, перестроение). Блоки Дьенеша предназначены для
детей от трех лет и представляют собой набор из 48 геометрических фигур.
Рисунок - Блоки Дьенеша
«Логические блоки Дьенеша» рекомендованы МОО «Экспертиза для детей», им
присвоена Высшая Категория Соответствия со знаком «Золотого солнышка»
(Заключение № 51/33-07 от 10.09.2007г.).
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют
«числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными
линеечками". Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-
1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей
математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и
цвета", посвященную своему учебному пособию.
В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1
до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины
выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина
палочки, тем большее числовое значение она выражает. Выпускаемые
производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством,
цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно
использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20
розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7
бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера предназначаются для
занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
«Цветные счетные палочки Д. Кюизенера» одобрены МОО «Экспертиза для
детей», им присвоена первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного
солнышка» (Заключение № 28/10-07 от 31.05.07г.).
Рисунок - Цветные счетные палочки Х. Кюизенера
Игры и занятия с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша доставляют детям
интеллектуальное удовольствие, воспитывают у детей настойчивость,
целеустремленность, силу воли, положительно влияют на саморазвитие ребенка,
его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. В
процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек и блоков
реальный предмет с помощью творческого воображения.
Игры данного вида позволяют решать следующие задачи:
- знакомить с понятиями величины, длины, высоты, ширины;
- знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже);
- знакомить со свойствами геометрических фигур;
- знакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
- осваивать прямой и обратный счет;
- знакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
- усваивать отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше
на...);
- развивать представление о множестве, операциях над множествами
(сравнение, разбиение, классификация);
- учить делить целое на части и измерять объекты;
- развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать
объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и
различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию;
- развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели.
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в систему
подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения
конструированию.