Авторы: Савельева Анна Владимировна, Самара Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: БМАДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: Свердловская область,г.Березовский
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Педагогический проект "Небесные гости"
Раздел: дошкольное образование
Березовское муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида»
Проект
«Небесные гости»
(с использованием элементов теневого театра)
Авторы:
Самара О.В. – воспитатель
1 квалификационная категория;
Савельева А.В. – музыкальный руководитель
высшая квалификационная категория
г. Березовский
2019
Паспорт проекта
Тема
«Небесные гости»
(с использованием элементов
теневого театра) (творческий проект)
Адресация
проекта
Проект
предназначен
для
реализации
с
детьми
старшего дошкольного возраста
Автор проекта
Самара Ольга Владимировна – воспитатель;
Савельева
Анна
Владимировна
–
музыкальный
руководитель
Место
проведения
проекта
Березовское муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 35
«Теремок» комбинированного вида»
Актуальность
темы
Воспитатель
Проблема
овладения
правильным
русским
языком – одна из многих, которая стоит перед
обществом. По уровню речи можно сделать вывод об
интеллекте
человека,
о
его
воспитанности
и
образованности.
В
федеральном
государственном
образовательном стандарте дошкольного образования
одним из целевых ориентиров на этапе завершения
дошкольного
образования
является
«Ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения
речевого
высказывания
в
ситуации
общения…»
Хорошая
речь
—
важнейшее
условие
всестороннего полноценного развития детей. Чем
богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем содержательнее и
полноценнее
его
отношения
со
сверстниками
и
взрослыми. Но в настоящее время много детей
дошкольного возраста с отклонениями в речевом
развитии. Таким детям трудно усваивать программу
детского сада, а в дальнейшем им тяжело при
обучение в школе. Основные трудности проявляются
при развернутых ответах на сложные вопросы, дети
не
могут
последовательно,
грамотно
и
логично
излагать свои собственные суждения.
Музыкальный руководитель
Формирование творческой личности, наиболее
полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики
на современном этапе так как возросла потребность
общества
в
людях,
обладающих
нестандартным
мышлением,
умеющим
творчески
подходить
к
решению любых задач, способных создавать новое в
различных сферах жизни.
Творчество
–
это
обязательное
условие
всестороннего развития ребенка, оно делает его
богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит
мечтать,
придумывать
что-то
новое
и
еще
неизвестное.
В
процессе
творчества
ребенок
развивается
интеллектуально
и
эмоционально,
определяет своё отношение к жизни, и своё место в
ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт
взаимоотношений, совершенствует навыки работы с
различными инструментами и материалами. В этом
процессе может проявится одаренность ребенка.
Проблема
работы
с
одаренными
детьми
чрезвычайно актуальна для современного российского
общества. В “Концепции модернизации российского
образования” отмечается, что важной задачей системы
образования
является
“формирование
профессиональной элиты, выявление и поддержание
наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”.
Самым благоприятным периодом для развития
творческих
способностей
является
дошкольный
возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения
наделен
огромным
потенциалом,
который
при
благоприятных условиях эффективно развивается и
дает возможность ребенку достигать больших высот в
своём развитии.
Театральная
деятельность
одна
из
самых
эффективных
способов
воздействия
на
детей,
в
котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения:
учить
играя.
Театральные
постановки
являются
одним
из
факторов,
стимулирующих
развитие
у
детей
связной
речи,
творческих
и
музыкальных способностей. В них каждый ребенок
может проявить свои эмоции, чувства, желания и
взгляды причем не только на едине с собой, но и
публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт
педагогической работы показал, что, театральная
деятельность как комплексный подход оказывает
большое влияние на речевое и музыкальное развитие
ребенка.
Стимулирует
активную
речь
за
счет
расширения
словарного
запаса,
совершенствует
артикуляционный аппарат. Дети лучше усваивают
содержание
произведения,
логику
и
последовательность
событий,
их
развитие
и
причинную обусловленность.
Существует признанное мнение, что теневой театр,
безоговорочно призван самым романтичными самым
загадочным
видом
театрального
искусства.
Где
соединяются
элементы
театральной
постановки,
графики и мультипликации. Возможно, именно это
делает его столь привлекательным в глазах маленьких
зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в
тишине таинственного полумрака оживают силуэты
сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на
свете…. О пользе теневого театра сегодня говорят не
только педагоги, но и психологи. Как известно, они
активно выступают против того, что дети подолгу
просиживают перед экраном телевизора и компьютера
по той простой причине, что готовое, законченное
телеизображение
усыпляет
детскую
фантазию,
приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело –
теневой театр. Здесь вместо готового изображения
малыши получают силуэт, намек, символ. А значит,
ребенок
может
достроить
визуальную
картинку
самостоятельно.
Участвуя
в
теневых
театрализованных играх, дети становятся участниками
разных событий из жизни людей, животных, растений,
что
дает
им
возможность
глубже
познать
окружающий мир. У детей формируется уважительное
отношение друг к другу: они познают радость,
связанную
с
преодолением
трудностей
общения,
неуверенности в себе.
Театральные теневые игры
обогащают эмоциональную сферу детей, учат их
понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.
Участники
проекта
Дети,
воспитатель,
музыкальный
руководитель,
родители
Особенности
проекта
По характеру продукта: творческий
По количеству обучающихся: групповой
По продолжительности: краткосрочный
По
профилю
знаний:
образовательные
области
«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое
развитие»
По уровню контактов и масштаба организации: на
уровне дошкольной образовательной организации
Цель проекта
развитие связной речи, творческих и музыкальных
способностей
дошкольников
через
театральную
деятельность с элементами теневого театра.
Задачи проекта
Образовательные:
Воспитатель:
-
обогащать
представления
об
особенностях
литературы
- расширять словарный запас ребенка-дошкольника,
его кругозор через театральную деятельность.
- формировать умение выразительно читать стихи,
инсценировать эпизоды сказок;
-учить ребенка рассуждать.
Музыкальный руководитель:
- познакомить детей с теневым театром;
-
формировать:
навыки
основных
танцевальных
движений; интерес у детей дошкольного возраста к
певческой деятельности;
- приобщать к танцевальному искусству, расширять
знаний о танцах;
Развивающие:
Воспитатель:
- развивать:
речевое творчество в театральной деятельности,
учитывая
индивидуальные
способности
и
возможности детей;
умения анализировать содержание и форму
произведения, развивать литературную речь,
применять свои знания в беседе, добиваться
связных высказываний;
образное
мышление,
фантазию,
творческие
способности;
коммуникабельность
и
умение
общаться
с
взрослыми людьми в разных ситуациях.
Музыкальный руководитель:
- развивать:
музыкальный вкус, нестандартное мышление,
слуховое внимание, творческое воображение и
фантазию;
устойчивый интерес к театрально -игровой и
музыкальной деятельности;
способность
анализировать
свои
поступки,
поведение
сверстников,
героев
сказок;
творческую самостоятельность детей, побуждая
передавать
настроение,
характер
музыки,
пластикой своего тела, самостоятельно находить
свои оригинальные движения;
вокально-певческие
навыков
-
работа
над
певческой
установкой,
над
певческим
дыханием, артикуляцией, дикцией, над звуком
(позиция,
точное
интонирование,
ровность
звука);
артистические
способности,
исполнительские
умения и эмоциональную сферу дошкольника.
Воспитательные:
- воспитывать:
чувства дружбы и коллективизма;
интерес к языку и осознанное отношение детей
к языковым явлениям;
инициативность, исполнительское мастерство и
коммуникативные умения.
Идея проекта
Создание условий в группе для развитие связной речи,
творческих
и
музыкальных
способностей
дошкольников детей старшего дошкольного возраста
через театральную деятельность с использование
элементов теневого театра, так как теневой театр
является
не
только
неисчерпанным
источником
развития
чувств,
переживаний
и
эмоциональных
открытий ребенка, но и позволяет решать многие
педагогические задачи, в том числе перечисленные
выше.
Гипотеза
Уровень речевого, творческого и музыкального
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста
повысится
если
создать
условия
в
группе
для
театральной деятельности.
Предполагаемы
е
результаты
проекта
Ребенок:
-
имеют
устойчивые
знания
о
театре
теней
и
театральных профессиях
;
- умеет вести диалог со взрослыми и сверстниками;
- проявляет интерес к речевому творчеству;
- использует речевые формы убеждения, владеет
культурными
формами
выражения
несогласия
с
мнением
собеседника;
умеет
принять
позицию
собеседника;
- успешен в творческой речевой деятельности;
-
повышен уровень: развития вокально-певческих
навыков и базовых групп музыкально-ритмических
движений;
-
улучшено
исполнительское
мастерство
и
коммуникационные умения;
-
видимое развитие
творческого воображения
и
фантазии, свобода в движениях, мимике, эмоциях с
заявкой на импровизацию.
Продукт
проектной
деятельности
- Показ музыкальной сказки «Небесные гости» (с
элементами теневого театра) для родителей, детей и
педагогов ДОО.
- Участие во IV городском фестивале – конкурсе
дошкольных театров «Театральная мозаика».
Этапы реализации проекта (пошаговые действия проекта).
I этап. Подготовительный.
Проектная
Сроки
деятельност
ь
Задачи
реализации
Ответственн
ые
Чтение
сценария
сказки
-
развивать
образное
мышление,
фантазию,
творческие
способности;
03.12.2019
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
Обсуждение
прочитанног
о
-
развивать
умения
анализировать
содержание
и
форму
произведения,
развивать
литературную
речь
03.12.2019
воспитатель
Распределен
ие ролей
-
-развивать
речевое
творчество
в
театральной
деятельности,
учитывая
индивидуальные
способности
и
возможности
детей;
-
воспитывать
чувства дружбы и
коллективизма
04.12.2019
Воспитатель,
музыкальный
руководитель.
Подбор
игр
драматизаци
й
-
развивать
коммуникабельнос
ть
и
умение
общаться
с
взрослыми
людьми в разных
ситуациях
03.12.2019-
05.12.2019
воспитатель
Подбор
театральных
этюдов
-
Развитие
эмоциональной
выразительности
через
пластику
движений
03.12.2019-
05.12.2019
Музыкальны
й
руководитель.
Подбор
музыкальног
-
формировать:
навыки основных
03.12.2019-
05.12.2019
Музыкальны
й
о репертуара
танцевальных
движений; интерес
у
детей
дошкольного
возраста
к
певческой
деятельности;
руководитель.
II этап. Содержательный (Основной).
Проектная
деятельность
Задачи.
Сроки
реализации
Ответственн
ые
Разучивание
текста
и
движений
с
героями сказки
-
формировать
умение
выразительно
читать
стихи,
инсценировать
эпизоды сказок;
07.12.2019
–
25.12. 2019
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
Проигрывание
эпизодов
-
развивать
речевое
творчество
в
театральной
деятельности,
учитывая
индивидуальные
способности
и
возможности
детей
07.12.2019–
25.12. 2019
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
Проигрывание
этюдов
(Приложение 2)
-
развивать
образное
мышление,
фантазию,
творческие
способности;
-
развивать
выразительность
мимики и жестов.
07.12.2019–
25.12. 2019
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
Игры-
драматизации
-
развитие
артикуляции,
07.12.2019
–
25.12. 2019
Воспитатель,
музыкальный
(Приложение 3)
дикции;
-
развивать
речевое
творчество
в
театральной
деятельности,
учитывая
индивидуальные
способности
и
возможности
детей
руководитель
Работа
над
вокальными
партиями
(соло,
дуэты, ансамбли);
-
формировать
интерес у детей
дошкольного
возраста
к
певческой
деятельности;
-
развивать
вокально-
певческие
навыков - работа
над
певческой
установкой,
над
певческим
дыханием,
артикуляцией,
дикцией,
над
звуком (позиция,
точное
интонирование,
ровность звука).
07.12.2019
–
25.12. 2019
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
Работа
над
хореографически
ми композициями
–точность
и
свобода
движений,
синхронность,
мастерство
исполнения
-
формировать:
навыки основных
танцевальных
движений;
-развивать
творческую
самостоятельност
ь детей, побуждая
передавать
настроение,
характер музыки,
пластикой своего
тела,
самостоятельно
07.12.2019–
25.12. 2019
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
находить
свои
оригинальные
движения;
Изготовление
декораций
и
атрибутов.
-развивать
образное
мышление,
фантазию,
творческие
способности
детей
дошкольного
возраста;
-
привлекать
родителей
к
совестному
изготовлению
декорации
и
костюмов
к
спектаклю
07.12.2019–
25.12. 2019
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
IΙΙ этап. Итоговый.
Проектная
деятельность
Задачи
Сроки
реализации
Ответственные
Показ
музыкальной
сказки
«Небесные
гости»
родителям
и
детям
детского сада
(Приложение
1).
-
развивать
коммуникабельность
и умение общаться с
взрослыми и детьми в
разных ситуациях;
- развивать чувство
уверенности в своих
силах
при
выступлении
на
аудиторию.
27.12.2019
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
-
Участие
в
городском
фестивале
–
конкурсе
дошкольных
театров
«Театральная
мозаика».
-
развивать
коммуникабельность
и умение общаться с
взрослыми и детьми в
разных ситуациях;
- развивать чувство
уверенности в своих
силах
при
выступлении
на
27.03.2020
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
аудиторию.
Технологии процесса.
В проекте используются следующие педагогические технологии:
Технология
проектирования,
которую
я
применяю
в
своей работе, как современный метод интеграции деятельности,
позволяет
решать
комплекс
задач,
подчиненных
одной
теме, разнообразными приемами и методами.
Игровые технологии —
это
фундамент
всего
дошкольного образования.
В
свете
ФГОС
дошкольного
образования личность ребенка выводится на первый план и все
дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей
системы
дошкольного
образования
личность
ребенка,
обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном
учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализация имеющихся природных потенциалов.
Информационно-коммуникационные технологии
расширяют
возможности
музыкального
руководителя
в
преподнесении
музыкального и дидактического материала.
Музыкально
–
валеологическая
технология
организует
педагогический
процесс,
направленный
на
развитие
музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и
укрепление
их
психофизического
здоровья
с
целью
формирования полноценной личности ребенка.
Различные технологии музыкального творчества.
Приложение 2
Театральные этюды
Этюдный тренажёр для детей.
Этюды на развитие внимания.
1. Давайте потанцуем.
Цель: развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.
Ведущая предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда
ведущая поднимает цветок, а мальчики – когда поднят флажок. Когда ведущая
поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе.звучит русская
народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.
Этюды на выражение основных эмоций.
1. Курочка (русская народная потешка).
Ребёнок: Курочка по сенечкам похаживала,
Деток цыпляток уговаривала…
Курочка: Вы не бегайте, цыплятки, по дворику,
Не ищите вы зерен у заборчика.
К заборику гусак подбирается,
Цыпляток щипать собирается.
(выразительные движения: голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи
приподняты, глаза широко открыты, брови ползут вверх.)
2. Сидит, сидит зайка (русская народная потешка).
Ребёнок: Сидит, сидит зайка под кустом, под кустом.
Охотники едут по кустам, по кустам.
Заяц: Вы охотнички, скачите.
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш, я ушёл!
Ребёнок: Сидит, сидит зайка, ушки жмёт, ушки жмёт.
Охотнички скачут вмимолёт, вмимолёт.
Заяц: Вы, охотнички, скачите,
Меня , зайку не ищите.
Я не ваш, я ушёл!
(выразительные движения: заяц сидит, сжавшись в комочек, дрожит.)
3. Ехала деревня (русская народная потешка).
Ребёнок: Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела кашу, а мужик овёс.
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
(выражение изумления: руки разведены в стороны, плечи приподняты, глаза
слегка прищурины, губы тронуты улыбкой.)
Этюды на сопоставление различных эмоций.
1. Не та собака кусает( русская народная пословица)
Ребёнок: не та собака кусает, что громко лает,
(голова откинута назад, брови ползут вверх, глазам слегка прищурены, губы
тронуты улыбкой.)
А та, что молчит, да хвостом виляет.
(нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.)
Приложение 3
Театрализованные игры.
1.
Игра: «Веселый Старичок-Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои
слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель:
Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух
Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
го-го-го да буль-буль-буль.'
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
го-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.
2.
Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими
шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?
3.
«Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на
улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь
догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем
роль мамы предлагается исполнить детям.)
4.
«Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассма-
тривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки,
которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это
время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают,
например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую со-
баку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает
вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
5.
«Поиграем. — угадаем.» (АБосева)
Цель:развивать пантомимические навыки.
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и
показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, вы-
соко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо,
Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако , он верблюд и ли ...? (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на
четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукаетТ Как... (Кошка.)
(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвига-
ются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой,
шипят и фыркают, показывают «когти».)
Верно, мрно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные
звуки, имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.)
(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима!
Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)