Автор: Махова Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 48"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Современные формы взаимодействия с родителями"
Раздел: начальное образование
Современные формы взаимодействия с родителями.
Махова А.В., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 48»
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям счастье.
В.А. Сухомлинский
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между
педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и
результат воспитания может быть успешными тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка.
Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания
об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности,
изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его
жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс
воспитания.
Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который
определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-
воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и
педагогами.
Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности
должна выступать школа. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования
учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся
научно-техническим прогрессом.
Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных
педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки.
В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние
сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома,
выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в
сферах
производственной
деятельности,
занимается
самообразованием,
повышением
своей
квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.
Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы
преодоления неуспеваемости школьников. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить её
истинные причины. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если
взаимопонимание не достигается, и школа и семья остаются на своих точках зрения, жизнь школьника
от этого только ухудшается.
В одностороннем порядке для школы трудно наладить диалог, если вторая – семья – к нему, либо
не готова, либо не желает приступать. Однако, систематическая, последовательная работа ведет к
возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения при
условии, что семья видит заинтересованность школы в развитии детей и будет стремиться к контакту.
В научной педагогической литературе выделяют множество форм взаимодействия школы с
родителями. По мнению специалистов (Н.Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на
сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам
взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям
одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей,
особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к дела школы и класса.
Целесообразно сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным формам взаимодействия педагога с родителями можно отнести:
- Родительское собрание (основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы
жизни классного и родительского коллективов).
- Родительский лекторий (знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их
педагогическую культуру, помогает выработать единые подходы к воспитанию детей).
- Вечер вопросов и ответов (проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы
или различные вопросы, которые связаны с воспитанием учащихся).
- Диспут-размышление по проблемам воспитания (размышление над проблемами воспитания,
которые проходят в неформальной обстановке, предполагает максимальное включение всех участников
диспута).
- «Дни открытых дверей» (в одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на
котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов,
награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы
коллективов, семей. В других школах подобное мероприятие проводится для родителей с целью их
непосредственного общения с учителями, психологом, социальным педагогом).
Групповые
формы
взаимодействия
педагогов
с
родителями
обусловлены
выделением
определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей; родители-организаторы
работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие – либо проблемы в
школе, или классе; и т.д.). такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы. Особо
важной формой является взаимодействие педагогов с
родительским комитетом, который может
выбираться родительским собранием на весь учебный год. На заседаниях родительского комитета,
которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации
тех идей и решений, которые приняты собранием.
Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. Поэтому индивидуальные формы
взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными
в установлении контакте с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, консультацию-
размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы,
переписку.
Индивидуальная
работа
с
родителями
требует
от
педагогов
больше
усилий
и
изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше.
Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и
детьми. В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности
они становятся более востребованными со стороны родителей. Во время беседы важно расположить к
себе родителей, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это
поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания
конкретной личности в семье и школе.
В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями,
учитывая их потребности м предложения. Главное – сделать родителей своими союзниками.
Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться
процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания
детей зависит от
объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное
сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.