Напоминание

"Современные формы взаимодействия с родителями"


Автор: Махова Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 48"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Современные формы взаимодействия с родителями"
Раздел: начальное образование





Назад




Современные формы взаимодействия с родителями.

Махова А.В., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 48»

Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям счастье.

В.А. Сухомлинский

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между

педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и

результат воспитания может быть успешными тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка.

Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания

об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности,

изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его

жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс

воспитания.

Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который

определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-

воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и

педагогами.

Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности

должна выступать школа. Это связано с рядом факторов.

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования

учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся

научно-техническим прогрессом.

Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных

педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки.

В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние

сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома,

выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в

сферах

производственной

деятельности,

занимается

самообразованием,

повышением

своей

квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.

Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы

преодоления неуспеваемости школьников. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить её

истинные причины. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если

взаимопонимание не достигается, и школа и семья остаются на своих точках зрения, жизнь школьника

от этого только ухудшается.

В одностороннем порядке для школы трудно наладить диалог, если вторая – семья – к нему, либо

не готова, либо не желает приступать. Однако, систематическая, последовательная работа ведет к

возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения при

условии, что семья видит заинтересованность школы в развитии детей и будет стремиться к контакту.

В научной педагогической литературе выделяют множество форм взаимодействия школы с

родителями. По мнению специалистов (Н.Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на

сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам

взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям

одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей,

особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к дела школы и класса.

Целесообразно сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

К коллективным формам взаимодействия педагога с родителями можно отнести:

- Родительское собрание (основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы

жизни классного и родительского коллективов).

- Родительский лекторий (знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их

педагогическую культуру, помогает выработать единые подходы к воспитанию детей).

- Вечер вопросов и ответов (проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы

или различные вопросы, которые связаны с воспитанием учащихся).

- Диспут-размышление по проблемам воспитания (размышление над проблемами воспитания,

которые проходят в неформальной обстановке, предполагает максимальное включение всех участников

диспута).

- «Дни открытых дверей» (в одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на

котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов,

награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы

коллективов, семей. В других школах подобное мероприятие проводится для родителей с целью их

непосредственного общения с учителями, психологом, социальным педагогом).

Групповые

формы

взаимодействия

педагогов

с

родителями

обусловлены

выделением

определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей; родители-организаторы

работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие – либо проблемы в

школе, или классе; и т.д.). такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы. Особо

важной формой является взаимодействие педагогов с

родительским комитетом, который может

выбираться родительским собранием на весь учебный год. На заседаниях родительского комитета,

которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации

тех идей и решений, которые приняты собранием.

Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. Поэтому индивидуальные формы

взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными

в установлении контакте с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, консультацию-

размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы,

переписку.

Индивидуальная

работа

с

родителями

требует

от

педагогов

больше

усилий

и

изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше.

Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и

детьми. В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности

они становятся более востребованными со стороны родителей. Во время беседы важно расположить к

себе родителей, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это

поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания

конкретной личности в семье и школе.

В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями,

учитывая их потребности м предложения. Главное – сделать родителей своими союзниками.

Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться

процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания

детей зависит от

объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное

сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.



В раздел образования