Автор: Куценко Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - д/с комбинированного вида № 9 ст. Старовеличковской
Населённый пункт: ст. Старовеличковская Калининского района Краснодарского края
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Использование нетрадиционных технологий рисования с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Методическое пособие
«Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте
(5 – 6 лет)»
Автор Куценко Мария Сергеевна
Воспитатель МБДОУ - д/с №9
От автора
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в
этом
возрасте
каждый
ребёнок
представляет
собой
маленького
исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый
и удивительный окружающий мир.
Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него
пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей, но уже старается
отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для творческого
развития,
закрепляются
нравственные
нормы
поведения
в
обществе,
формируется духовность будущего гражданина. Прекрасные возможности в
этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность.
С самых ранних лет большинство детей тянутся к рисованию, а мы
взрослые, должны им помочь овладеть этим видом творчества, ведь оно
приобщает детей к миру прекрасного, доброго, и создаёт положительный
настрой. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок не только
овладевает
практическими
навыками
художника,
осуществляет
свои
творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественный
вкус, развивает зрительное восприятие, память, мыслительные операции. Чем
разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой
среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка, а
овладение как можно большим числом разнообразных изобразительных
техник позволит детям выразить в своих работах свой внутренний мир.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует
положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх
перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического
воспитания. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий
простор
для
детской
фантазии,
дает
ребенку
возможность
увлечься
творчеством,
развить
воображение,
проявить
самостоятельность
и
инициативу, выразить свою индивидуальность. Результат изобразительной
деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка
индивидуальна и неповторима.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного
мира детей, оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-
творческое
начало.
Искусство
является
уникальным
средством
формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной
сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей, с
помощью
внедрения
нетрадиционного
рисования.
Потому,
что
использование
разнообразных
техник
вызывает
у
детей
только
положительные эмоции, дети не боятся ошибиться, становятся более
уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Использование
нетрадиционных
техник
рисования
даёт
возможность
развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже,
скорее, художественно - образное, которое напрямую связано с творческими
способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И
неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь
основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли
и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
Рисование должно быть свободным, неповторимым и ярким.
Цель пособия: создать педагогические условия для развития творческого
воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов
рисования.
Задачи:
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники
рисования.
-Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение,
мышление и любознательность.
План - конспект по изобразительной деятельности (рисование)
Тема: «Путешествие в страну волшебного рисования»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Вид деятельности: изобразительная (рисование)
Тип деятельности: интегрированная
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие изобразительного творчества старших дошкольников
средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей об изобразительных техниках.
2. Учить способам изображения в нетрадиционных техниках.
3. Формировать умение создавать свой неповторимый образ, выполнять
изображение в определённой последовательности, объединять
индивидуальную работу в коллективную композицию.
Развивающие:
1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, художественный вкус,
эмоциональные чувства, образное эстетическое восприятие и образные
представления, композиционные умения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, коммуникативные
умения.
3. Развивать мелкую моторику рук, удовлетворять потребность детей в
двигательной активности.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, отзывчивость, стремление
к достижению результата.
2. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы.
Материал и оборудование. Для воспитателя: костюм волшебницы, шкатулка
с двойным дном. На каждого ребенка заготовки цветов из пупырчатой
пленки, краска, прищепка с губкой, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у вас много гостей, в том числе и я, добрая
волшебница пришла с вами поиграть.
Есть такое слово, лучшее из слов – это слово здравствуй, значит будь здоров!
Ребята, давайте все дружно поздороваемся с нашими гостями.
Дети: …
Воспитатель: Дети, скажите, вам нравится рисовать?
Дети: …
А что вы любите рисовать?
Дети: …
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительно
интересное путешествие, в дивную страну «Волшебное рисование», где
происходят чудеса, вы любите чудеса? Дети, вы хотите попасть в страну
волшебного рисования?
Дети: ….
Воспитатель: А на чем мы с вами отправиться в путешествие вы сейчас
узнаете, послушав и отгадав загадку:
На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный …
Ответ: (Ковер-самолет)
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку. Предлагаю вам стать на
ковры самолеты и отправиться в страну волшебного рисования. А чтоб нам
было весело выполняйте движения вместе со мной
(музыкальное сопровождение)
Быстро летает ковер-самолет (круговые вращения руками)
Словно на крыльях тебя он несет. (руки развести в стороны)
Можно на нем куда хочешь добраться, (руки развести в стороны)
Самое главное крепче держаться!
Воспитатель: Вот мы и прибыли в страну волшебного рисования, идём
ребята за мной. (проходим под аркой) И пополи мы с вами на полянку
красивых цветов. Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Дети, назовите
цветы какие вы видите на полянке? Дети, какой формы лепестки у ромашки?
Какого цвета лепестки у ромашки? (рассматривают разные цветы)
Дети: …
Воспитатель: Молодцы ребята, все цветы назвали! Дети, предлагаю вам
отправиться дальше путешествовать по стране Волшебное рисование.
Физминутка:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на правой ноге)
По тропинке побежим
До лужайки добежим (бег на месте)
Стоп. Немного отдохнём (глубокий вдох, выдох)
И опять пешком пойдём (ходьба на месте).
Воспитатель: Ребята мы пришли на волшебную полянку красивых цветов.
Но что случилось с цветочками, они потеряли свой цвет и стали
прозрачными.
Ребята, как вы думаете, что случилось, почему цветочки стали прозрачными?
Дети: …
Видео - послание от Бабы - яги.
Здравствуйте ребятки! Что, узнали вы меня? Это- Я, Баба - яга! Взмахнула
метлой, померк весь свет, и цветов красивых больше нет! А ещё, я похитила
все кисточки и карандаши, какие были в стране «Волшебного рисования»,
буду скуку прогонять, в своей избушке картинки рисовать!
Воспитатель: Так это все проделки Бабы - яги! Дети, скажите, как поступила
Баба - яга?
Дети: …
Воспитатель: Ребята, опишите мне Бабу - ягу?
Дети: …
Воспитатель: Ребята, будем цветочки спасать, яркий цвет им возвращать?
Дети: …
Воспитатель: Ребята, только Баба – яга все кисточки и карандаши забрала!
Как же нам теперь быть?
Дети: …
Воспитатель: Мы без кисточек и карандашей сможем вернуть цветам яркий
цвет, а поможет нам в этом маленькая губка и прищепка. Ребята подойдите к
мольберту, посмотрите, как с помощью губки и прищепки можно творить
волшебство. Рисовать мы будем вот таким интересным способом, с помощью
маленькой губки и прищепки. (Показ и объяснение)
А сейчас ребята мы немного разомнем ваши пальчики. Приготовили ваши
ручки. Выполняем движение дружно, вместе со мной.
Пальчиковая гимнастика
:
«Наши нежные цветки»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Приглашаю детей за стол для самостоятельной работы.
Воспитатель: Ребята возьмите цветочки с полянки, проходите к столу,
присаживайтесь. Спинки держим ровно. Каждый старайтесь выполнить свою
работу аккуратно. Слушаем красивую музыку начинаем рисовать.
Изобразительная деятельность детей проходит под музыкальное
сопровождение (звучит музыка). Вальс цветов", Евгений Дога)
Воспитатель работает вместе с детьми
Воспитатель: Какие красивые цветы получились у вас ребята! Дети, полянка
совсем грустная без цветов, предлагаю украсить цветами поляну! (Дети
выкладывают свои работы на поляну – зеленую ткань, получается большая
цветущая поляна).
Воспитатель: Посмотрите наша полянка расколдована и на ней появились
цветы. Полюбуйтесь, какие яркие и необычные получились цветы. Вы ребята
молодцы! Помогли цветочкам вернуться на полянку яркими и красивыми!
Видео от Бабы - яги
Что ж, вы дети молодцы, я не ожидала! Да еще вы храбрецы, всех заданий
для вас мало! Я и не думала, что вы сможете рисовать без кисточек и
карандашей. Посмотрела ребятки я на ваши хорошие поступки, какие вы
дружные, и поняла, что поступала плохо. Обещаю вам, что больше не буду
совершать вредные поступки. До свидания!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, какая теперь стала Баба - яга? Как она
поступила сейчас?
Дети: …
Воспитатель: Теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад! Идем за
мной. Становитесь на свои ковры-самолеты. Отправляемся в полет.
(музыкальное сопровождение)
Мы на коврике летим, (руки в стороны)
Во все стороны глядим, (повороты головы)
Вправо, влево, вверх и вниз,
Посмотри и улыбнись