Автор: Петухов Геннадий Фридрихович
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МОУ Бозойская СОШ
Населённый пункт: п.Бозой, Иркутской области
Наименование материала: Рабочая программа курса
Тема: "Юный химик"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бозойская средняя школа
«Согласовано»
Заместитель директора МОУ
Бозойской средней школы
А.Б. Мадаева
«Рассмотрено»
педагогическим советом
МОУ Бозойской средней
школы
Протокол № 1 от
« » августа 2020 г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ Бозойской
средней школы
Л.П. Янгулова
Приказ № от
« » сентября 2020 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный химик».
Направление: общеинтеллектуальное.
Класс: 8
Срок реализации программы: 1 год
Петухов Г.Ф., учитель химии,
первой квалификационной категории
2020 г.
Пояснительная записка
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в
повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в
профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о
процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с
составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти
вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь
человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой
степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая
является важным направлением в развитии и формировании у школьников
первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых
химических знаний.
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические
умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов,
осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для
образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой
частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие,
целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с
жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки
логического мышления.
Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной
направленностью базового курса химии 8 класса и повышенным количеством болеющих
детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса
использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними
ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища.
Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и
практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет
расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению
методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической
химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического
использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень
актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-
познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
Новизна программы состоит в том, что программа не ставит целью обучение химии, ее
предназначение заинтересовать учащихся, дать понять, что в жизни приходится
выполнять много функций, не связанных с основной специальностью и понимание
химических явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, может
принести только пользу.
Актуальность данной программы в том, что она предусматривает целенаправленное
углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии,
биологии, географии, информатики.
Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются
познавательные интересы.
Педагогическая целесообразность программы позволяет изучить занимательный
фактологический материал на более высоком уровне; развивает любознательность и
творческие способности учащихся; стимулирует к самостоятельному поиску новых
методов и способов анализов.
Цель программы – формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру
веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и
навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как
интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и
валеологическое значение.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с
веществами;
формирование практических умений и навыков разработки и выполнения
химического эксперимента;
продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,
настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
продолжить формирование коммуникативных умений;
формирование презентационных умений и навыков;
на примере химического материала начать развитие учебной мотивации
школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;
дать возможность учащимся проверить свои способности в
естественнообразовательной области.
Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по
химии
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:
Вызвать интерес к изучаемому предмету
Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости
сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.
Воспитывать нравственнее и духовное здоровье
Программа предусматривает:
Чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных
занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности.
Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с
организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их
применение.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий
проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и,
конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность
спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого
члена группы. Основные формы занятий кружка «Занимательная химия» - лекции,
рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов,
решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и
доклады, сообщения.
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие
методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых
компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных
презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения
учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами
исследования, и социологический опрос населения.
Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и
профориентационному самоопределению учащихся.
Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы
занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек.
Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть
постоянным. Годовой курс программы рассчитан на
17ч (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет (8
класс).
Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ
состоит в том, что она нацелена на проведение экспериментов аналитическо –
исследовательского характера. Так же особенностью программы является комплексный
подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг
интересов учащихся.
Нормативные документы рабочей программы
• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897).
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования».
• Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции от 25.12.2013
№72; от 24.11.2015 №81).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Изучение курса дает возможность оценить взаимосвязь процессов и явлений
биоорганической химии, дать обучающимся возможность практически оценить
значимость сбалансированного питания для эффективного функционирования организма.
Составить рацион питания, изучить качественные реакции на основные компоненты
продуктов питания. Разработать и защитить проекты по качеству продуктов питания.
Популяризировать полученные знания, путем демонстрации их результатов ученикам
средних и старших классов. Данный курс имеет большое значение в привлечении
позитивного внимания к предмету, мотивирования познавательно-научной деятельности,
дает практические рекомендации, необходимые в повседневной жизни и является
введением вузовского обучения.
Метапредметные
В результате обучающиеся должны знать: основные компоненты продуктов питания, их
значение, состав и свойства, опасности при применении синтетических пищевых добавок,
основы здорового образа жизни, основные качественные реакции на компоненты
продуктов питания. Ученики должны уметь: составлять пищевой рацион, давать
биохимическую оценку продуктам по этикетке и качественными методами, донести
информацию о правильном питании для учеников младших и средних классов,
самостоятельно разработать и защитить проект.
Предметные
В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:
о прикладной направленности химии;
необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;
о веществах и их влияния на организм человека;
о химических профессиях.
Учащиеся должны знать:
o
Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
o
Правила сборки и работы лабораторных приборов;
o
Определение массы и объема веществ;
o
Правила экономного расхода горючего и реактивов
o
Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и
углеводов для здорового образа жизни человека;
o
Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;
o
Качественные реакции на белки, углеводы;
o
Способы решения нестандартных задач
Учащиеся должны уметь:
Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации
полученной информации, ее обработки и оформления;
Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной
литературой.
Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;
работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для
проведения опытов;
осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность
исследуемых веществ;
Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать
физические и химические свойства исследуемых веществ;
Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией,
работать с растворами различных веществ;
Находить проблему и варианты ее решения;
Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в
работе других участников группы;
Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства
наглядности при выступлении.
Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
Учащиеся должны владеть:
Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения,
реферата или компьютерной презентации
Навыками экспериментального проведения химического анализа.
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает
наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся,
занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка
«Занимательная химия» являются:
Решение олимпиадных задач различного уровня;
Создание сборников задач, интеллектуальных игр, кроссвордов
доклады и рефераты учащихся;
Содержание курса.
Раздел 1: «Химическая лаборатория»
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок
“Юный химик”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их
обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана
работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники
безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники
безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств
защиты. Игра по технике безопасности.
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с
классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного
оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного
оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных
опытов).
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических
операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с
различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в
лаборатории
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования
нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного
шкафа. Нагревание и прокаливание.
Практическая работа №1. Использование нагревательных приборов. Изготовление
спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами
взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от
примесей
Практическая работа №2.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных
смесей.
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа №3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и
кристаллизации на примере раствора поваренной соли .
8. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление
учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы.
Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа №4. Приготовление растворов веществ с определённой
концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных
растворов, составление и использование графиков растворимости.
9. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и
рост кристаллов.
Практическая работа №5. Получение кристаллов солей из водных растворов методом
медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия,
медный купорос, алюмокалиевые квасцы).
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.
10. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ
демонстрационных опытов.
“Вулкан” на столе
“Зелёный огонь”,
“Вода-катализатор”,
«Звездный дождь»
Разноцветное пламя
Вода зажигает бумагу
Раздел 2. «Логика»
11. Решение олимпиад школьного, муниципального тура Всероссийской олимпиады по
химии.
12. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
кто внимательнее
кто быстрее и лучше
узнай вещество
узнай явление
Раздел 3. «Прикладная химия»
13. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности
моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
14.Практикум исследование «Моющие средства для посуды».
Работа с этикеткой.
Опыт 1. Определение кислотности.
Опыт 2. Определение мылкости.
Опыт 3. Смываемость со стакана.
Анкетирование. Социологический опрос.
15. Занятие - игра «Мыльные пузыри»
Конкурсы:
Кто надует самый большой пузырь,
кто надует много маленьких пузырей
Чей пузырь долго не лопнет
Построение фигуры из пузырей
Надувание пузыря в пузыре.
16. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях,
сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по
теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
Химические водоросли
Тёмно-серая змея.
Оригинальное яйцо
Минеральный «хамелеон»
17. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
-Ваше питание и здоровье
-Химические реакции внутри нас
18. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся.
Составление и чтение докладов и рефератов.
19. Пищевые добавки.
Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Данное приложение
используется во время всех практикумах при работе с этикетками.
20. Практикум - исследование «Жевательная резинка»
Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная
резинка: беда или тренинг для зубов?».
Работа в группах.
Опыт 1. Работа с этикетками .
Опыт 2. Изучение физических свойств:
Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать,
затем максимально растянуть и измерить линейкой.
Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают
жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.
Опыт 3. Наличие красителей.
Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При
наличии красителей, вода окрашивается.
Опыт 4. Определение кислотности.
В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По
результатам окрашивания определяют среду.
Опыт 5. Обнаружение подсластителей.
В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 %
этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1
мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей
(сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого
к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO
4
. Смесь
взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на
многоатомные спирты).
Календарно-тематическое планирование
№ раздела
(темы)
Наименование раздела (темы), краткое содержание
Дата
1.
2
3
4
5
6
7
8
. Раздел 1: «Химическая лаборатория»
Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение
правил техники безопасности. Знакомство с лабораторным
оборудованием.
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.
Нагревательные приборы и пользование ими.
Практическая работа №1. Использование нагревательных
приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
Взвешивание, фильтрование и перегонка.
Практическая работа №2.
Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа №3. Выделение растворённых веществ
методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора
поваренной соли .
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.
Практическая работа №4. Приготовление растворов веществ с
определённой концентрацией растворённого вещества. Получение
насыщенных и пересыщенных растворов, составление и
использование графиков растворимости.
Кристаллогидраты.
Практическая работа №5. Получение кристаллов солей из водных
растворов.
Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас.
9
10
Раздел 2. «Логика»
Решение олимпиад школьного, муниципального тура
Всероссийской олимпиады по химии.
Проведение дидактических игр
11
12
13
14
15
16
17
Раздел 3. «Прикладная химия»
Химия в быту.
Практикум исследование «Моющие средства для посуды».
Занятие - игра «Мыльные пузыри»
Химия в природе.
Химия и человек.
Химия и медицина.
Пищевые добавки.
Практикум - исследование «Жевательная резинка»