Напоминание

"Юный химик"


Автор: Петухов Геннадий Фридрихович
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МОУ Бозойская СОШ
Населённый пункт: п.Бозой, Иркутской области
Наименование материала: Рабочая программа курса
Тема: "Юный химик"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бозойская средняя школа

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ

Бозойской средней школы

А.Б. Мадаева

«Рассмотрено»

педагогическим советом

МОУ Бозойской средней

школы

Протокол № 1 от

« » августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ Бозойской

средней школы

Л.П. Янгулова

Приказ № от

« » сентября 2020 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный химик».

Направление: общеинтеллектуальное.

Класс: 8

Срок реализации программы: 1 год

Петухов Г.Ф., учитель химии,

первой квалификационной категории

2020 г.

Пояснительная записка

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в

повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в

профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о

процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с

составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти

вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь

человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой

степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая

является важным направлением в развитии и формировании у школьников

первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых

химических знаний.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические

умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов,

осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для

образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой

частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие,

целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с

жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки

логического мышления.

Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной

направленностью базового курса химии 8 класса и повышенным количеством болеющих

детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса

использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними

ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища.

Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.

Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и

практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет

расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению

методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической

химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического

использования химических знаний.

Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень

актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-

познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Новизна программы состоит в том, что программа не ставит целью обучение химии, ее

предназначение заинтересовать учащихся, дать понять, что в жизни приходится

выполнять много функций, не связанных с основной специальностью и понимание

химических явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, может

принести только пользу.

Актуальность данной программы в том, что она предусматривает целенаправленное

углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии,

биологии, географии, информатики.

Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются

познавательные интересы.

Педагогическая целесообразность программы позволяет изучить занимательный

фактологический материал на более высоком уровне; развивает любознательность и

творческие способности учащихся; стимулирует к самостоятельному поиску новых

методов и способов анализов.

Цель программы – формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру

веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и

навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как

интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и

валеологическое значение.

Задачи программы:

Обучающие:

формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;

формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с

веществами;

формирование практических умений и навыков разработки и выполнения

химического эксперимента;

продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,

настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;

продолжить формирование коммуникативных умений;

формирование презентационных умений и навыков;

на примере химического материала начать развитие учебной мотивации

школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;

дать возможность учащимся проверить свои способности в

естественнообразовательной области.

Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по

химии

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные:

Вызвать интерес к изучаемому предмету

Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости

сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

Воспитывать нравственнее и духовное здоровье

Программа предусматривает:

Чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных

занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности.

Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с

организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их

применение.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий

проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и,

конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность

спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого

члена группы. Основные формы занятий кружка «Занимательная химия» - лекции,

рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов,

решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и

доклады, сообщения.

Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие

методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых

компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных

презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения

учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами

исследования, и социологический опрос населения.

Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и

профориентационному самоопределению учащихся.

Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы

занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек.

Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть

постоянным. Годовой курс программы рассчитан на

17ч (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет (8

класс).

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ

состоит в том, что она нацелена на проведение экспериментов аналитическо –

исследовательского характера. Так же особенностью программы является комплексный

подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг

интересов учащихся.

Нормативные документы рабочей программы

• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

декабря 2010 г. № 1897).

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об

организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного

образовательного стандарта общего образования».

• Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной

деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции от 25.12.2013

№72; от 24.11.2015 №81).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

Изучение курса дает возможность оценить взаимосвязь процессов и явлений

биоорганической химии, дать обучающимся возможность практически оценить

значимость сбалансированного питания для эффективного функционирования организма.

Составить рацион питания, изучить качественные реакции на основные компоненты

продуктов питания. Разработать и защитить проекты по качеству продуктов питания.

Популяризировать полученные знания, путем демонстрации их результатов ученикам

средних и старших классов. Данный курс имеет большое значение в привлечении

позитивного внимания к предмету, мотивирования познавательно-научной деятельности,

дает практические рекомендации, необходимые в повседневной жизни и является

введением вузовского обучения.

Метапредметные

В результате обучающиеся должны знать: основные компоненты продуктов питания, их

значение, состав и свойства, опасности при применении синтетических пищевых добавок,

основы здорового образа жизни, основные качественные реакции на компоненты

продуктов питания. Ученики должны уметь: составлять пищевой рацион, давать

биохимическую оценку продуктам по этикетке и качественными методами, донести

информацию о правильном питании для учеников младших и средних классов,

самостоятельно разработать и защитить проект.

Предметные

В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:

о прикладной направленности химии;

необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;

о веществах и их влияния на организм человека;

о химических профессиях.

Учащиеся должны знать:

o

Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

o

Правила сборки и работы лабораторных приборов;

o

Определение массы и объема веществ;

o

Правила экономного расхода горючего и реактивов

o

Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и

углеводов для здорового образа жизни человека;

o

Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;

o

Качественные реакции на белки, углеводы;

o

Способы решения нестандартных задач

Учащиеся должны уметь:

Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации

полученной информации, ее обработки и оформления;

Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной

литературой.

Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;

работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для

проведения опытов;

осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность

исследуемых веществ;

Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать

физические и химические свойства исследуемых веществ;

Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией,

работать с растворами различных веществ;

Находить проблему и варианты ее решения;

Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в

работе других участников группы;

Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства

наглядности при выступлении.

Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;

Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

Учащиеся должны владеть:

Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения,

реферата или компьютерной презентации

Навыками экспериментального проведения химического анализа.

Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает

наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся,

занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.

Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка

«Занимательная химия» являются:

Решение олимпиадных задач различного уровня;

Создание сборников задач, интеллектуальных игр, кроссвордов

доклады и рефераты учащихся;

Содержание курса.

Раздел 1: «Химическая лаборатория»

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок

“Юный химик”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их

обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана

работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники

безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники

безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств

защиты. Игра по технике безопасности.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с

классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного

оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного

оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных

опытов).

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических

операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с

различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в

лаборатории

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования

нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного

шкафа. Нагревание и прокаливание.

Практическая работа №1. Использование нагревательных приборов. Изготовление

спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами

взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от

примесей

Практическая работа №2.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных

смесей.

7. Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа №3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и

кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление

учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы.

Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа №4. Приготовление растворов веществ с определённой

концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных

растворов, составление и использование графиков растворимости.

9. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и

рост кристаллов.

Практическая работа №5. Получение кристаллов солей из водных растворов методом

медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия,

медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

10. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ

демонстрационных опытов.

“Вулкан” на столе

“Зелёный огонь”,

“Вода-катализатор”,

«Звездный дождь»

Разноцветное пламя

Вода зажигает бумагу

Раздел 2. «Логика»

11. Решение олимпиад школьного, муниципального тура Всероссийской олимпиады по

химии.

12. Проведение дидактических игр

Проведение конкурсов и дидактических игр:

кто внимательнее

кто быстрее и лучше

узнай вещество

узнай явление

Раздел 3. «Прикладная химия»

13. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности

моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

14.Практикум исследование «Моющие средства для посуды».

Работа с этикеткой.

Опыт 1. Определение кислотности.

Опыт 2. Определение мылкости.

Опыт 3. Смываемость со стакана.

Анкетирование. Социологический опрос.

15. Занятие - игра «Мыльные пузыри»

Конкурсы:

Кто надует самый большой пузырь,

кто надует много маленьких пузырей

Чей пузырь долго не лопнет

Построение фигуры из пузырей

Надувание пузыря в пузыре.

16. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях,

сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по

теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

Химические водоросли

Тёмно-серая змея.

Оригинальное яйцо

Минеральный «хамелеон»

17. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

-Ваше питание и здоровье

-Химические реакции внутри нас

18. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся.

Составление и чтение докладов и рефератов.

19. Пищевые добавки.

Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Данное приложение

используется во время всех практикумах при работе с этикетками.

20. Практикум - исследование «Жевательная резинка»

Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная

резинка: беда или тренинг для зубов?».

Работа в группах.

Опыт 1. Работа с этикетками .

Опыт 2. Изучение физических свойств:

Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать,

затем максимально растянуть и измерить линейкой.

Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают

жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей.

Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При

наличии красителей, вода окрашивается.

Опыт 4. Определение кислотности.

В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По

результатам окрашивания определяют среду.

Опыт 5. Обнаружение подсластителей.

В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 %

этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1

мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей

(сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого

к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO

4

. Смесь

взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на

многоатомные спирты).

Календарно-тематическое планирование

раздела

(темы)

Наименование раздела (темы), краткое содержание

Дата

1.

2

3

4

5

6

7

8

. Раздел 1: «Химическая лаборатория»

Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение

правил техники безопасности. Знакомство с лабораторным

оборудованием.

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

Нагревательные приборы и пользование ими.

Практическая работа №1. Использование нагревательных

приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

Взвешивание, фильтрование и перегонка.

Практическая работа №2.

Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа №3. Выделение растворённых веществ

методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора

поваренной соли .

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Практическая работа №4. Приготовление растворов веществ с

определённой концентрацией растворённого вещества. Получение

насыщенных и пересыщенных растворов, составление и

использование графиков растворимости.

Кристаллогидраты.

Практическая работа №5. Получение кристаллов солей из водных

растворов.

Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас.

9

10

Раздел 2. «Логика»

Решение олимпиад школьного, муниципального тура

Всероссийской олимпиады по химии.

Проведение дидактических игр

11

12

13

14

15

16

17

Раздел 3. «Прикладная химия»

Химия в быту.

Практикум исследование «Моющие средства для посуды».

Занятие - игра «Мыльные пузыри»

Химия в природе.

Химия и человек.

Химия и медицина.

Пищевые добавки.

Практикум - исследование «Жевательная резинка»



В раздел образования