Автор: Емельяненкова Ирина Болеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 25 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Белово
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогические условия развития сюжетно - ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
Педагогические условия развития сюжетно - ролевой игры детей старшего
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Актуальность
проблемы
повышения
качества
дошкольного
образования
на
современном
этапе
подтверждается
заинтересованностью
со
стороны
государства
вопросами
воспитания
и
развития
детей
дошкольного
возраста.
Примером
является
принятие ФГОС ДО. Принят стандарт, который не только расширяет образовательные
свободы и услуги, но и требует постоянного повышение профессионализма в создании
образовательной среды для развития личности. В тексте нормативного документа не
употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание»
дошкольников. Взрослые неперестанут заниматься с детьми в российских детских садах.
В современной теории и практике «занятие» рассматривается как занимательное дело, без
отождествления его с дидактической формой учебной деятельности.
Сюжетно - ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
определяет развитие всех личностных качеств ребёнка, подготавливает переход на новую
возрастную стадию развития, приближает к миру взрослых, моделируя их отношения:
ориентирует его в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей, в своей
полоролевой
идентичности.
Следует
отметить,
что
в
настоящее
время
возникают
объективные и субъективные причины, по которым игра вытесняется из жизни ребенка и
потенциальные ее функции нивелируются.
Одной из основных причин данной ситуации
выступает
разрушение
естественного
механизма
передачи
игровой
культуры.
В
современном
обществе,
ярко
выражена
тенденция
снижения
неформального
разновозрастного общения на разных этапах детства. Другая причина - это снижение
активности ребенка в познании окружающей действительности, которая является основой
для
разнообразных
сюжетов
игр.
Бессистемная
информация
об
окружающем
мире,
полученная из СМИ, отсутствие опыта игрового взаимодействия со старшими детьми,
которые транслируют игровые действия, приводит к снижению общего уровня игровой
деятельности
детей.
Следовательно,
возникла
необходимость
не
только
руководства
играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Для того чтобы
игра,
возникнув,
перешла
на
более
высокий
уровень
развития,
необходимо
создать
условия для возникновения игры и грамотно её организовать.
Как показывает практика работы в ДОУ, воспитатели старших групп разучивают с
детьми готовые игры, предусмотренные программой. Они стремятся охватить игрой по
заданному сюжету всю группу. У детей не возникает потребность самостоятельно играть
в
«разученные»
игры,
но
по
предложению
педагога
они
их
воспроизводят.
Этим
объясняется отсутствие у детей интереса к сюжетам игр.
Традиционный подход развития игровой деятельности воспитанников предполагает
целенаправленное
обогащение
социально
-
игрового
опыта,
формирование
игровых
умений, создание предметно - игровой среды и использование прямых и косвенных
методов руководства. Для определения эффективности педагогических условий развития
сюжетно - ролевой игры мы провели эксперимент. В рамках программы данной работы
были
обоснованы
и
апробированы
новые
способы
реализации
каждого
компонента
комплексного метода руководства ролевой игрой.
К эффективным методам обогащения знаний относится форма тематических недель.
Педагог
планирует
непосредственную
образовательную
деятельность,
по
теме
игры
включающую
в
себя
беседы,
рассказ
воспитателя,
рассматривание
иллюстративного
материала, обсуждение видео презентаций. Так же должна осуществляться разнообразная
продуктивная
деятельность
(самостоятельная
и
совместная
с
воспитателем)
по
изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма работы
активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества. Для
более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки –
сюжеты) взаимосвязанные тематикой. В процессе взаимодействия воспитатель выступает
то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы.
Создание мультимедийных презентаций (виртуальных экскурсий) может стать
средством пополнения информации, что позволит знакомить детей с различными сферами
жизни взрослых недоступных для непосредственного наблюдения.
Организация межвозрастного общения выступает продуктивным условием для
взаимного обогащения игрового опыта воспитанников. Это общение позволяет старшим
детям принимать на себя значимые для них главные роли, а младшие дошкольники,
принимая второстепенные роли, поддерживают игровой сюжет и, погружаясь в игровое
пространство, усваивают игровой опыт. Такое взаимодействие возможно на базе игровых
комнат в детском саду, при проведении совместных прогулок, а также в летний период,
когда состав групп становится разновозрастным.
Правильно продуманная предметно - развивающая среда обеспечивает развитие у
детей
умения
сюжетосложения.
С
этой
целью
можно
использовать
моделирование
игрового
пространства
через
плоскостные
схемы,
объемные
модели
сюжетов
и
демонстрационный
настольный
театр,
которые
дети
создают
совместно
с
педагогом.
Накопленные
материалы,
которые
хранятся
в
группе,
могут
выступать
в
качестве
косвенного напоминания о возможном развитии игрового сюжета без непосредственного
участия взрослого, что повышает уровень самостоятельности детей.
Привлечение родителей к организации воспитательного процесса – условие
успешного развития ребенка в процессе игры. Внедрение новых стандартов позволяет
включать законных представителей воспитанников непосредственно в образовательную
деятельность
дошкольной
группы.
Сейчас
можно
смело
сказать,
что
наблюдаются
признаки
обновления
во
взаимодействии
педагогов
с
семьей.
Со
стороны
родителей
исходит
инициатива
по
организации
экскурсий,
подбор
литературы,
изготовление
объемных моделей для сюжетных игр и т.д. Такую совместную деятельность наиболее
плодотворно проводить один раз в месяц как итоговое мероприятие.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что игра будет иметь колоссальный
развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью
детей.
В
ней
нет
места
педагогической
директиве,
но
есть
место
для
партнерства,
основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.