Автор: Масленко Наталья Викторовна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №30"
Населённый пункт: г.Минусинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры и упражнения в преодолении заикания у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игры и упражнения в преодолении заикания
у детей старшего
дошкольного возраста
Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с
патологическим состоянием речевых мышц. Выражается частым повторением
звуком или их протягиванием, речевыми прерываниями. Причинами часто
являются стрессы, инфекции, задержка психического развития.
Дефект речи приводит к комплексам и проблемам при взаимодействии со
сверстниками, мешает полноценному общению, вызывает немалый дискомфорт.
Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного
возраста оптимальный вариант — игровая форма.
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Эти упражнения помогают: создать нервно-мышечный фон для выработки
точных
и
координированных
движений,
необходимых
для
звучания
полноценного голоса, ясной и чёткой дикции; предотвратить патологическое
развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряжённость
артикуляционной
и
мимической
мускулатуры;
выработать
необходимые
мышечные
движения
для
свободного
владения
и
управления
частями
артикуляционного аппарата. Идёт тренировка мышц нижней челюсти, губ,
языка, мышц глотки и мягкого нёба, мимических мышц. Для этого используются
статические и динамические упражнения.
Рекомендации при выполнении упражнений:
выполнять упражнения только перед зеркалом;
избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);
выполнять упражнения в спокойном темпе, без усилий, стремясь к
плавному и ритмическому выполнению движений.
Упражнения для мышц лба.
нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;
удивлённо-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»
Упражнения для мышц глаз:
зажмуриться — «распахнуть» глаза;
поочерёдно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;
озорно, со значением подмигивать;
спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы
век;
Упражнения для щёк:
надувать щёки;
втягивать щёки;
перекатывать воображаемый шарик во рту (поочерёдно надувать щёки);
«полоскать рот» воображаемой водой;
Упражнения для губ:
улыбнуться («и-и-и»);
сложить губы в трубочку («у-у-у»);
двигать губами от правой щеки к левой;
двигать губами по кругу;
«развесить губы»;
Упражнения для языка:
расслабить язык на нижней губе, «пошлёпать» его губами («пя-пя-пя»);
пощёлкать языком, присасывая строго по средней линии;
вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);
облизать губы;
Дыхательная гимнастика
Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в
покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благоприятные условия
для работы голосового аппарата, когда вдох и выдох совершаются при участии
диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная
ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и
животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной
клетки
расширяется.
При
выдохе
мышцы
живота
и
грудной
клетки
сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне
мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В
дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при
выполнении физических упражнений в игровой форме (ходьба, наклоны
туловища и т. п.). Дыхательные игровые упражнения при заикании являются
важнейшим условием успешной коррекции. Они направлены на формирование
здорового,
цельного,
равномерного
дыхания.
С
помощью
упражнений
устраняется поверхностность, неравномерность дыхания, восстанавливается
четкость речи.
Дышим животиком. Ребенок ложится на спину и кладет руку на верхнюю
часть живота. Начинает дышать животом. Дышать нужно спокойно. Чтобы было
понятнее, можно положить малышу на животик игрушку.
Задуваем свечу. Ребенок держит полоску бумаги возле губ (на расстоянии 10
см). Потом тихонько дует на нее, чтобы бумажка немного отклонилась в
сторону. Стараться дуть как можно дольше.
Изображаем шину. Ребенок разводит руки перед собой в виде круга. Делает
выдох и одновременно медленно говорит «ш-ш-ш и скрещивает руки,
обхватывая ими себя за плечи.
Сдуваем воздушный шар. Упражнение аналогично предыдущему, но вместо
звука «ш-ш-ш» малыш говорит «ф-ф-ф».
Качаем шину. Ребенок сжимает перед собой руки в кулачки и медленно
наклоняется вперед, одновременно произнося звук «с-с-с» на выдохе.
Муха жужжит. Ребенок разводит руки в стороны и отводит назад —
имитирует крылья мухи. Затем на выдохе говорит «ж-ж-ж» и опускает руки
вниз.
Ворона каркает. Ребенок поднимает руки вверх через стороны. Затем
одновременно медленно опускает их, приседает и говорит «К-а-а-а-а-а-а-р». Чем
медленнее он опустился и дольше «каркал», тем лучше.
Гуси-гуси. Ребенок ставит руки на пояс, медленно наклоняется вперед, но голову
вниз не опускает. Затем говорит «Га-а-а». Чем протяжнее получится, тем лучше.
При занятиях дыхательными упражнениями необходимо соблюдать следующие
условия:
не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
не заниматься после еды;
занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
не переутомляться, при недомогании отложить занятия;
дозировать количество и темп проведения упражнений.
Упражнения для фиксированного выдоха со звуком и слогом
Данная группа упражнений базируется на упражнениях для воспитания
правильного выдоха в сочетании с включением голоса, начиная с произнесения
отдельных звуков до произнесения цепочек слогов. Примеры упражнений:
Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с
произнесением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф, м, н, л и т.д. Необходимо протянуть
звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером.
Особое внимание обращается на плавность выдоха.
Упражнение 2. На выдохе протяжно произносятся слоговые цепочки: сначала с
глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно
увеличивать количество слогов на выдохе:
а) полунапевно произносить на выдохе: м м а м м о м м у м м
э м м и мм ы ннанноннуннэнниннунна
б) произносить на выдохе: мму! ммо! мма! ммэ! мми! ммо!
в) протяжно произносить на выдохе: маанааваазаа
Упражнение 3. Активно (через рот) взять дыхание, а на выдохе произносить
слог «да-да-да». Говорить, ощущая корни передних зубов, щёлочку между двумя
передними зубами, через которую «идёт ниточка воздуха». Язык дробно ударяет
по твёрдому нёбу около верхних резцов. Нижняя челюсть свободна, но не
падает. Следить, чтобы дыхание было плавным, без толчков.
Упражнение 4. Произнести два слога, на втором сделать ударение, гласный
второго слога потянуть, послушать: «ма-ма». Между слогами пауз не делать.
Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следить, чтобы смена слога, смена
гласного не меняла окраски звука, его силы и объёма.
ма-ма на-на ва-ва за-за
ма-мо на-но ва-во за-зо
ма-му на-ну ва-ву за-зу
ма-ми на-ни ва-ви за-зи
ма-мэ на-нэ ва-вэ за-зэ
Упражнения на дыхание с голосом и движениями.
Примеры упражнений:
Упражнение 1. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым
поворотом делать вдох носом порционно. Медленно и плавно выдохнуть через
рот, произнося пффф.
Упражнение 2. «Лесорубы». Сделать вдох, выдох с наклоном, выдыхая
порционно в три раза и произносить ах-ух-ох, имитируя удар топора.
Упражнение 3. «Спустить мяч». Сделать вдох. Руки — на уровне груди.
Сжимаем воображаемый мяч, произнося звук с-с-с.
Упражнение 4. «Раздвинем стены». Делается аналогично упражнению
«спустить мяч», только используются разные звуки: вперёд — звук ж, назад — з,
в стороны — ш, вверх — с.