Автор: Айгуль Халилловна Искалиева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №177
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская обл.
Наименование материала: Конспект ОД
Тема: Богатыри Руси
Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 177»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема:
«Богатыри Руси»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Группа общеразвивающей направленности от 6-7 лет
Выполнила:
Искалиева А.Х.
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Оренбург,
2023
Цель: знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с
художественной литературой
Задачи:
Образовательные:
закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской
Руси;
расширять словарный запас детей
Воспитательные:
формировать и воспитывать патриотическую память;
воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков
и любовь к Родине, желание подражать богатырям.
Развивающие:
развивать внимание, память, мышление
Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, булава,
снаряжение, шлем, лук, колчан.
Дидактический материал: иллюстрация-репродукция картины В. М.
Васнецова «Богатыри».
Аудиозапись: «Сражение Ильи Муромца с Соловьем-разбойником, Добрыни
Никитича с Чудищем»
Предварительная работа:
чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин
Змеевич», «Садко»;
рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего
оружия, элементов одежды.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети сидят полукругом на стульях. Звучит
музыка Э. Грига «Утро».
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на
почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да
согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о
былинах, о богатырях русских.
1. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя —
какое? Кто назовет? Правильно — Россия. Много чудесных стран на Земле,
везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна,
потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.
А какая наша Родина? (большая, огромная, необъятная, красивая). Есть
океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина
раньше? (Русь).
Но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее
просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.
Ребята! А кто защищал землю русскую в древние времена? (Богатыри).
Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о
подвигах складывали песни-сказания.
А что такое былина? От какого слова оно происходит? (быль, было). Быль,
правда, то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в
селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. В былинах
говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
А кто является героями былин? (Героями былин являются богатыри,
невиданной силой, безграничной храбростью. Их не страшат несметные
силы врага, не страшит смерть).
А каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню
Никитича, Садко.)
А какие пословицы и поговорки вы знаете? (Богатырь умрёт, имя его
останется. Богатыря узнаешь на поле брани. Славна богатырями земля
русская).
Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова. Кто стоит
в центре? А кто справа (Алеша Попович, слева Добрыня Никитич.)
Посмотрите, во что одеты богатыри, как называется часть одежды?
(Кольчуга). Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов.
Давайте внимательно рассмотрим картину. В центре Илья Муромец! Он
прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность
жизненным опытом.
Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович.
Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках
лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и
величав. Он может выполнять самые сложные поручения, требующие
изворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и
говорит о надежности этих защитников Русской земли.
А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему,
если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей?
Правильно! Не выдержали бы.
Ребята! А то, что одето на лошади, как называется? Это называется упряжь,
уздечка, стремена, сбруя.
А как называется снаряжение богатыря? (Снаряжение — это оружие:
булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).
2. Физкультминутка (выполняются движения в соответствии со словами)
Дружно встанем — раз, два, три
— Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо —
Получается на славу.
3. В старину воина называли «ратник» (от слова «рать» — войско.) А как вы
думаете, зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами,
которые нападали на Русь? Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во
много раз больше, чем было наших воинов-ратников, умела Русь и в горе, и в
беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» — значит сильная, непобедимая.
Ребята, А как бы Вы назвали эту картину? («Три брата», «Три защитника»,
«Три богатыря»). Стихотворение Т. Курбатовой (читает ребенок)
«Русь на воинов богата» —
Говорят не зря!
С поля боя нет возврата,
За спиною Русь,
Мать-земля, родные хаты…
— Эй! Смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырской русской славы
Боевой огонь!
4. Ребята, а теперь давайте проведем викторину по русским былинам-
старинам, которые мы с вами читали.
— Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы: иллюстрации с
изображением колодца и печки? (Былина Илья Муромец)
— Почему Илью назвали Муромцем? (родом из города Мурома)
— Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили)
— Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)
— Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом
— схватка с Соловьем Разбойником)
— Каких богатырей помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши
Поповича Вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко,
Василий Буслаев.)
— Назовите отрицательных персонажей-былин (Соловей Разбойник, Змей-
Горыныч, Тугарин-змей)
— Чем былина отличается от других литературных произведений? (Былина
— это русские народные песня-сказание. Создателями былин является
народ. Былины не имеют авторов, а художественные произведения имеют
автора)
Молодцы, хорошо знаете былины и их главных героев. Ну а теперь давайте
вернемся в наше время:
— Как Вы считаете, есть богатыри в наше время и кого мы можем назвать
богатырями? (Да, космонавты, военные, спортсмены, пожарные,
пограничники, врачи…)
— А как Вы думаете, какими качествами должен обладать современный
богатырь? (Должен быть сильным, смелым, ловким, добрым, отзывчивым…)
Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения
других. Как и в старину, Матушка Русь всегда рождала и будет рождать
сильных сыновей, патриотов Родины.
Итоги занятия: Ну а сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне,
кажется, что мы с вами много узнали нового и интересного.
— Какие новые слова вы узнали? (Былина, богатырь, рать, кольчуга, булава,
стремена)
— Имена богатырей, которые спасали нашу землю от захватчиков (Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Садко…)
Ребенок:
Ой, Вы гой еси, богатыри да русские!
Ай седлали вы коней добрых
Да стояли Вы за веру и отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Дети делают низкий поклон до земли!