Напоминание

Богатыри Руси


Автор: Айгуль Халилловна Искалиева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №177
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская обл.
Наименование материала: Конспект ОД
Тема: Богатыри Руси
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 177»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема:

«Богатыри Руси»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Группа общеразвивающей направленности от 6-7 лет

Выполнила:

Искалиева А.Х.

воспитатель высшей

квалификационной

категории

Оренбург,

2023

Цель: знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с

художественной литературой

Задачи:

Образовательные:

закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской

Руси;

расширять словарный запас детей

Воспитательные:

формировать и воспитывать патриотическую память;

воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков

и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Развивающие:

развивать внимание, память, мышление

Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, булава,

снаряжение, шлем, лук, колчан.

Дидактический материал: иллюстрация-репродукция картины В. М.

Васнецова «Богатыри».

Аудиозапись: «Сражение Ильи Муромца с Соловьем-разбойником, Добрыни

Никитича с Чудищем»

Предварительная работа:

чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин

Змеевич», «Садко»;

рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего

оружия, элементов одежды.

Ход занятия:

Организационный момент: Дети сидят полукругом на стульях. Звучит

музыка Э. Грига «Утро».

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на

почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да

согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о

былинах, о богатырях русских.

1. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя —

какое? Кто назовет? Правильно — Россия. Много чудесных стран на Земле,

везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна,

потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.

А какая наша Родина? (большая, огромная, необъятная, красивая). Есть

океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина

раньше? (Русь).

Но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее

просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

Ребята! А кто защищал землю русскую в древние времена? (Богатыри).

Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о

подвигах складывали песни-сказания.

А что такое былина? От какого слова оно происходит? (быль, было). Быль,

правда, то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в

селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. В былинах

говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

А кто является героями былин? (Героями былин являются богатыри,

невиданной силой, безграничной храбростью. Их не страшат несметные

силы врага, не страшит смерть).

А каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню

Никитича, Садко.)

А какие пословицы и поговорки вы знаете? (Богатырь умрёт, имя его

останется. Богатыря узнаешь на поле брани. Славна богатырями земля

русская).

Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова. Кто стоит

в центре? А кто справа (Алеша Попович, слева Добрыня Никитич.)

Посмотрите, во что одеты богатыри, как называется часть одежды?

(Кольчуга). Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов.

Давайте внимательно рассмотрим картину. В центре Илья Муромец! Он

прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность

жизненным опытом.

Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович.

Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках

лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и

величав. Он может выполнять самые сложные поручения, требующие

изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и

говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему,

если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей?

Правильно! Не выдержали бы.

Ребята! А то, что одето на лошади, как называется? Это называется упряжь,

уздечка, стремена, сбруя.

А как называется снаряжение богатыря? (Снаряжение — это оружие:

булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

2. Физкультминутка (выполняются движения в соответствии со словами)

Дружно встанем — раз, два, три

— Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо —

Получается на славу.

3. В старину воина называли «ратник» (от слова «рать» — войско.) А как вы

думаете, зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами,

которые нападали на Русь? Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во

много раз больше, чем было наших воинов-ратников, умела Русь и в горе, и в

беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» — значит сильная, непобедимая.

Ребята, А как бы Вы назвали эту картину? («Три брата», «Три защитника»,

«Три богатыря»). Стихотворение Т. Курбатовой (читает ребенок)

«Русь на воинов богата» —

Говорят не зря!

С поля боя нет возврата,

За спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты…

— Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

4. Ребята, а теперь давайте проведем викторину по русским былинам-

старинам, которые мы с вами читали.

— Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы: иллюстрации с

изображением колодца и печки? (Былина Илья Муромец)

— Почему Илью назвали Муромцем? (родом из города Мурома)

— Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили)

— Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

— Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом

— схватка с Соловьем Разбойником)

— Каких богатырей помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши

Поповича Вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко,

Василий Буслаев.)

— Назовите отрицательных персонажей-былин (Соловей Разбойник, Змей-

Горыныч, Тугарин-змей)

— Чем былина отличается от других литературных произведений? (Былина

— это русские народные песня-сказание. Создателями былин является

народ. Былины не имеют авторов, а художественные произведения имеют

автора)

Молодцы, хорошо знаете былины и их главных героев. Ну а теперь давайте

вернемся в наше время:

— Как Вы считаете, есть богатыри в наше время и кого мы можем назвать

богатырями? (Да, космонавты, военные, спортсмены, пожарные,

пограничники, врачи…)

— А как Вы думаете, какими качествами должен обладать современный

богатырь? (Должен быть сильным, смелым, ловким, добрым, отзывчивым…)

Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения

других. Как и в старину, Матушка Русь всегда рождала и будет рождать

сильных сыновей, патриотов Родины.

Итоги занятия: Ну а сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне,

кажется, что мы с вами много узнали нового и интересного.

— Какие новые слова вы узнали? (Былина, богатырь, рать, кольчуга, булава,

стремена)

— Имена богатырей, которые спасали нашу землю от захватчиков (Илья

Муромец, Добрыня Никитич, Садко…)

Ребенок:

Ой, Вы гой еси, богатыри да русские!

Ай седлали вы коней добрых

Да стояли Вы за веру и отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Дети делают низкий поклон до земли!



В раздел образования