Напоминание

Конспект занятия


Автор: Корелина Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18 "Мишутка"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Конспект занятия "Путешествие в прошлое книги"
Тема: Конспект занятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработка конспекта занятия

Выполнила:

Корелина Анна Викторовна

Воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад №18 «Мишутка»

г.Сургут

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе старшего

дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Тема занятия: «Путешествие в прошлое книги»

Доминирующая образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Цель: познакомить детей с историей создания и изготовления книги.

Задачи занятия:

Социально-коммуникативное развитие:

1.Показать, как книга преобразовалась под влиянием творчества человека.

2.Формировать бережное отношение ккнигам.

Познавательное развитие:

1.Формировать знания об истории происхождения книги.

Речевое развитие:

1.Расширять словарный запас

2.Развивать монологическую форму речи (рассказ).

3.Развивать связную речь

Физическое развитие:

1.Развивать двигательную активность.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная.

Материалы и оборудование: презентация «Путешествие в прошлое книги», выставка

книг.

Ожидаемые результаты:

ребенок имеет представление об истории происхождении книги;

Интеграция

образовательных

областей:

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Создание презентации «Путешествие в прошлое книги»,

подготовка рассказа об истории происхождения книги.

Индивидуальная работа: Способствовать развитию монологической речи у Клоковой И.

и Киселевой В., Матвея Х.

Методы и приемы:

Наглядный (показ, демонстрация).

Словесный: чтение, обсуждение произведений художественной литературы,

иллюстрированных энциклопедий.

Игровой: организационный момент; физкультминутка, заключительная часть.

Используемые технологии: ИКТ-технология.

Словарная работа:бамбуковые пластины, папирус, пергамент, свиток, летописцы,

печатный станок, типография, иероглифы.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза

Коммуникативная

Беседа, вопросы- ответы.

Игровая

Разгадывание загадки, выполнение заданий

Логика образовательной деятельности

№ Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

1

Организационный момент. Динамическая

пауза

-Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня,

ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте

поздороваемся с гостями. Взялись за руки,

передали тепло своих рук и хорошее настроение

другу другу.

Дети здороваются

Сформированы

умения проговаривать

слава приветствия.

2

Игровая мотивация.

Воспитатель: - Сегодня день у нас особый!

Мы познакомимся, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

Послушайте мою загадку:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней!

(Книга).

Что это?

Правильно, это – книга.

Для чего нужны книги? (Выслушать ответы

детей). Правильно, люди передают знания,

информацию друг другу с помощью книг.

Обратите внимание дети на выставку

современных книг.Чем отличаются они друг от

друга?

- Расскажите, какие бывают книги?

- Кто делает книги?

- Из чего делают книги?

- человек делает книгу вручную?

- Из каких частей состоит книга?

- А всегда ли книги были такими, как вы

думаете?

Отвечают:книга

(Дети рассуждают,

высказывают свои

предположения

Чтобы читать,

узнавать новое,

чтобы учиться в

школе, чтобы быть

умнее.

Предположения

детей:

(словари,

Дети включаются в

образовательную

деятельность,

заинтересовываются.

Сформированы

умения отвечать на

вопросы.

Развито чувство

коллективизма,

эмпатии

энциклопедии, книги

для взрослых и

детей). (Люди)

(Книги делают в

типографии)

(из бумаги)

(обложка, корешок,

страницы)

(Не всегда)

3

Основная часть.

Воспитатель:

Дети, вы знаете, как создавали книги, когда не

было печатных станков? Люди с древности

сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А

чтобы не забыть их нужно было записать.

Много-много лет тому назад не было ни чернил,

ни бумаги, ни тем более книг. Первые книги

делали из глины. На мягкой глине острой

палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом

глину сушили и обжигали в печах. Получались

глиняные таблички, очень прочные. Из табличек

составляли книги.

Дети, как вы думаете, удобно было

читать книги, написанные на глиняных

дощечках?

Воспитатель: Почему?

Далее, мне поможет рассказать об истории

создании книги Матвей Х.

Не знаем

Дети отвечают:

Нет.

Дети: Глина

разрушалась,

такие книги было

неудобно хранить.

Воспитаны умения у

детей внимательно

слушать, не

перебивать. Созданы

условия для

проявления

положительных

эмоций.

Развита

монологическая

форма речи.

Развито внимание

4

В Китае стали писать книги на тонких

бамбуковых пластинах, связывали их между

собой крепкой веревкой. Писали на бамбуковых

пластинках иероглифами — знаками, которые

использовались для написания.

Но такой способ не устраивал людей. Почему?

Ребята, кто запомнил, что такое иероглифы?

Далее мне поможет рассказать об истории

создании книги Варвара К.

В Древнем Египте тексты высекали на

каменных плитах, пытаясь сохранить их надолго.

Представьте, что у вас дома лежат

каменные книги. Это удобно?

Дети повторяют

слово иероглифы

Книги, сделанные из

дерева, часто

сгорали.

Иероглифы— знаки,

которые

использовались для

написания книг.

Дети: Нет. Они

Дети интересуются,

проявляют

любознательность

Потом начали писать книги на папирусе –

похожем на бумагу очень тонком и длинном

листе, сделанном из тростника. Папирусы

хранили свернутыми в свиток.

Тростник- это растение вдвое выше человека,

его ствол в руку толщиной. Растет оно в Африке,

по берегам рек и болот. У него сладкий сок.

Славен он тем, что на нем писались

первые книги. Сердцевину тростника резали на

полосы, их укладывали друг на друга,

прижимали тяжестью, сушили на солнце.

Получались листы, на которых можно было

писать. Потом листы склеивали в длинный-

предлинный свиток. Появились книги —

свитки, похожие на широкую и длинную ленту,

в которой нет страниц.

Варвара: Дети, у нас есть такие книги?

Ребята, кто запомнил, что такое папирус?

Воспитатель: спасибо за помощь.

Далее мне поможет рассказать об истории

создании книги Ирина К.

Там, где не было зарослей папируса,

научились писать на пергаменте. Это кожа

молодых животных. Кожу старательно чистили,

скоблили, шлифовали, пока она не становилась

желтой или белой. Несколько пергаментных

листков составляли книгу. Одну книгу писали

многие месяцы, а иногда и не один год. Для

защиты от царапин обложку делали из меди,

и книганапоминала сундук с «застежками». Ее

очень долго делали вручную. Книги были очень

дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое

стадо коров! Понятно, что купить книгу мог

только богатый человек.

Ребята, кто запомнил, что такое пергамент?

Воспитатель: спасибо, Ирина за помощь.

тяжелые, занимают

много места, трудно

брать их

Дети: Нет.

Папирус – похожна

бумагу очень тонкую

и длинную, сделанную

из тростника.

Пергамент- это кожа

молодых животных.

5

Прежде чем продолжить, предлагаю немного

поиграть, Становитесь в кружок.

Физкультминутка:

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться. Подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

Дети выполняют

движения в

соответствии со

словами текста.

(закрывают глаза

руками)

(приседают)

(встают)

(поднимают руки

вверх)

Снять

статистическое

напряжение. Дети

интересуются

игровыми

упражнениями,

доброжелательно

взаимодействует с

педагогом и

сверстниками.

6

Воспитатель: наконец,помогла человеку бумага.

Изобрели её в Китае. Секрет изготовления

бумаги китайцы долго держали в секрете от

других народов. И только через века они узнали

как делать это чудо. И тогда появились первые

книги из бумаги. Писали книги специально

обученные люди с красивым почерком. Их

называли летописцы. Книги писали гусиным

пером и чернилами. Первую заглавную букву

писали красными чернилами.

Чтобы книга привлекала внимание, её красиво

оформляли: рисовали картинки, выделяли

заглавные буквы яркими красками. Обложки у

рукописных книг были деревянные, обтянутые

кожей или тканью.

Нужно было очень много времени, чтобы

написать одну книгу вручную.

Когда возникла потребность создавать много

книг, человек придумал печатный станок.

Первую книгу на Руси напечатал Иван

Федоров.Он сам вырезал каждую букву.

Украшал их листочками. Поэтому

первую книгу он создавал целый год, вторую —

два месяца.

Так в Москве появилась первая типография

— место, где печатали книги. Первую книгу

Федоров назвал «Азбука».

Постепенно человек усовершенствовал печатный

станок, придумав машины, которые

изготавливают сразу много книг. Существуют

машины, которые печатают, обрезают и сшивают

листы, печатают красочные обложки,

иллюстрации и изготавливают переплет, чтобы

книга дольше сохранилась. Всеми машинами

управляют люди. Но, прежде чем напечатать

книгу, необходимо подготовить ее содержимое.

Как вы думаете, кто готовит все материалы для

книг?

И в результате мы с вами читаем вот такие

красивые книжки, в которых есть замечательные

картинки.

Ответы детей:

поэты, писатели,

художники

7

Заключительная часть.

Воспитатель:

Вот какую интересную историю о создании

книги сегодня мы узнали. Вам понравилась

ребята?

Давайте вспомним, из чего делали первые

книги?

Ответы детей:

да

Дети:

Из глины,

бамбуковх пластин,

Активно используют

речь для выражения

своих мыслей,

построения речевого

где печатают книги?

Кто первый создал печатный станок

Ребята, а кто пишет книгу?

Как нужно обращаться с книгой?

В заключение дети вспоминают крылатые

выражения о книге.

камня, папирусе,

пергаменте.

В типографии.

Иван Федорове

Дети: Автор.,

Бережно, не

рвать, не рисовать

на книгах, не

загибать страницы.

1.С книгой поведешь

ся – ума наберешься.

2. Книги не

говорят, а правду

рассказывают.

3. Чего сам не

знаешь, то в книге

прочитаешь.

4. Хорошая книга

– хороший друг.

высказывания в

ситуации общения.

Дети участвуют в

рефлексии занятия



В раздел образования