Автор: Родогощина Валентина Григорьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №10 «СОЛНЫШКО»
Населённый пункт: Тверская область г. Кашин
Наименование материала: тренинг для музыкальных руководителей
Тема: «Музыкальная сказка».
Раздел: дошкольное образование
ТРЕНИНГ
Для музыкальных руководителей Кашинского района
по теме: «Музыкальная сказка».
Автор: музыкальный руководитель МБДОУ Д/с №10 «Солнышко».
Родогощина Валентина Григорьевна.
Теоретическая часть:
Мы будем говорить сегодня о музыкальной сказке. Что же это такое?
Музыкальная сказка — это вид и форма музыкальной деятельности на
основе интеграции искусств /музыка, литература, изобразительное искусство,
театр/,
где
музыка
является
ведущим
звеном.
Такая
организация
художественной
деятельности детей является
разновидностью
слушания
музыки — в игре. Дети с желанием играют в сказку, постепенно вживаясь в её
образы, сопереживая её героям и осмысливая авторский текст. Их привлекает
возможность побыть в образе всех героев, свободно, творчески выразить с
помощью различных видов музыкальной деятельности /и прежде всего
ритмопластических импровизаций/ своё отношение к музыке. Именно музыка
создаёт настроение, созвучное переживаемому героями сказки, передаёт
картины и звуки природы, образы животных и птиц.
Музыкальная сказка создает условия для развития эмоций, умственной
активности, воображения, стимулирует проявления творчества /сравнение
музыкальных
характеристик,
осознание
выразительности
музыкальных
образов, поиск вариантов их воплощения в разных видах уподоблений
характеру музыки/. Основной задачей является соотнесение игровых действий с
музыкальными характеристиками образов сказки. Правилами этой творческой
игры является необходимость передать чувства, отношения героев сказки,
отношение
ребенка
к
происходящему
в
сказке,
к
звучащей
музыке,
выразительно сыграть свою роль.
Этапы разучивания музыкальной сказки.
Их можно поделить условно на три этапа:
1.
Ознакомительный.
2.
Поисково-творческий.
3.
Творческий.
На первом, ознакомительном важно донести до ребенка смысл, содержание
сказки, помочь почувствовать выразительность музыкальных характеристик её
образов. Он включает в себя слушание музыки, беседы о соответствии её
образам сказки, пробу своих сил в создании ритмопластических образов,
обсуждение вариантов наиболее выразительных движений, соответствующих
музыке и персонажу сказки.
На втором, поисково-творческом этапе практикуем коллективное исполнение
одной роли, обсуждение удачных находок движений, поиск характерных
особенностей образа в различных этюдах, играх. Здесь уже требуется
подключение родителей в диалоги, совместное изготовление костюмов и
декораций. Возможно проведение комплексных занятий для осмысления
музыки.
На третьем, творческом этапе происходит закрепление усвоенных умений и
творческое их комбинирование. Дети меняются ролями, запоминают, узнают их
музыкальные характеристики. Взаимодействуют между собой в диалогах,
учатся чутко реагировать на реплики друг друга, изменение сценической
ситуации.
Программа « Гармония» К.В.Тарасовой, по которой я работаю, предлагает
знакомить детей с четвертого года жизни и до школы с тремя сказками в
течение года. И если в младшем возрасте это работа в основном над
выразительным движением, вынесенным в раздел «Музыкальное движение», то
с детьми старшего возраста ведется серьёзная работа ещё и над дикцией и
выразительностью речи, пения, музыкального пантомимического движения и
мимики. Причём, программа не рекомендует стремиться к полной идеальной
заученности ролей и двигательных композиций, оставляя место детям для
характерной для игры импровизации.
Работа над музыкальной сказкой ведется примерно в течение 10-12 занятий
в зависимости от её сложности. Сегодня мы познакомимся вкратце с
фрагментами работы над сказкой «Мы ждём весну», А.Абрамова, по сценарию
М.Савельева. Знакомство будет проходить в виде тренинга.
Тренинг первый: «Введение детей в тему, подготовка к восприятию сказки»
Задачи:
обогащать музыкальный опыт детей;
развивать музыкальный слух, образное мышление;
побуждать к творческому взаимодействию с детьми и взрослыми,
основанными на опыте восприятия музыки:
Содержание тренинга:
Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, предлагаю вам послушать
музыкальные фрагменты:
а/ слушание фрагментов классической музыки:
«Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского из оперы «Хованщина»;
Вопрос: «Что вы себе представили под эту музыку? /ответы/
Действительно, «пробуждается природа постепенно ото сна,
наступает утро года, начинается весна» /Ф.Лифшиц./
И это подтверждает давно знакомая нам пьеса Э.Грига «Утро»/ слушание/.
Такое удивительное это время года - Весна. Все ждут её с нетерпением.
Готовятся к её приходу. А поэты, художники и музыканты сочиняют свои
гениальные творения. Сегодня и мы попробуем свои силы. Сначала в игре, а
потом и по-настоящему.
Для начала, давайте вспомним: по каким приметам в природе мы узнаём о
приходе весны? / Ответы: « Солнце пригревает, снег тает, бегут звонкие
ручейки, небо становится выше, светлей..»/. Смотрите, ребята! Вы «нарисовали
картинку»: «пригревает солнце, тает снег, капель стекает с крыши, побежали
звонкие ручьи». Осталось только показать её всем и озвучить.
Предлагаю выбрать для этого из лежащих на столе какой-то инструмент, чтобы
показать звонкость ручейка. Теперь найдём свободное место в зале превратимся
в «сугроб» такой формы, как вам хочется. Инструмент положим пока рядом. А
дальше будем импровизировать, показывать все то, о чём я буду петь:
б/ импровизация на песню О.Девочкиной «Ручей»/;
в/ подбор музыкальных инструментов и инструментальная импровизация
«Весенние голоса».
А какие голоса у Весны? Представили себе? Ведь не только ручьи звенят и
птицы поют весной. Подумали? /Ответы/. Тогда, как настоящие музыканты,
подберем себе нужный инструмент и поможем композитору И.Гайдну озвучить
музыку весны в его 1-ой части «Детской симфонии» / Импровизация/.
Какое у вас, ребята, настроение? /ответы/. Может, кому-то захочется дома
нарисовать весну, еще послушать и поиграть музыку весны. Я думаю, из вас
получатся настоящие художники и композиторы.
Тренинг второй: « Импровизация образов весны».
Задачи:
развивать музыкальное мышление, фантазию и воображение детей;
обогащать представления о художественных образах, отражающих мир
природы весной в искусстве;
обучать умению соотносить настроение музыки и картины;
побуждать к импровизации образных движений, согласуя их с музыкой,
совершенствуя пластику.
Содержание тренинга:
Сегодня мы вновь поговорим о весне. Один из композиторов, который писал
музыку о временах года, нам хорошо знаком также, как и его музыка о весне.
Это итальянский композитор Антонио Вивальди. Он всегда предварял
сочиненную им музыку собственными стихами. Так перед своей «Весной» из
цикла «Времена года» он писал:
«Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло.
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.»
Давайте послушаем эту пьесу еще раз:
а/слушание «Весны» А.Вивальди, ч.1 «Март»;
Мы прослушали только первую часть «Весны» под названием «Март». Перед
нами предстало самое начало весны и я предлагаю сравнить впечатление от
музыки
с картинами известных художников с таким же названием или
подразумевающими самое начало весны:
б/ рассматривание картин под музыку А.Вивальди:
И. Грабарь. Мартовский снег; И. Левитан. Март;
И. С. Остроухов. Ранняя весна; О.К.Саврасов. Грачи прилетели;
К.Горбатов, Ранняя весна; И.Левитан. Большая вода.
Какая из картин вам больше понравилась и почему?/ ответы/
Ребята, а пока мы любовались видами ранней весны, Весна сама к нам
пожаловала./ Преображаюсь в Весну/.
Весна: Здравствуйте все. Видя ваше горячее желание приблизить приход Весны,
я не могла к вам не заглянуть. Я хочу предложить вам нарисовать свою весну в
музыкальной игре-картине: «Музыка Весны». А для этого посовещайтесь
между собой и выберите себе роли солнца, диковинных весенних облаков,
первых из возвращающихся с теплого юга птиц - грачей, просыпающихся
весной медведей, ранних подснежников и бабочек. Атрибуты к вашим весенним
персонажам можно подобрать в нашей костюмерной. /Подбирают атрибуты/.
Готовы? Тогда: 1,2,3,4,5- начинаем мы играть!
в/ ритмопластическая игра-импровизация «Музыка Весны»:
/звучит «Подснежник» П.И.Чайковского из «Времен года», Весна «рисует»
речевую картину пробуждения природы весной:
- «солнышко медленно просыпается, поднимается, протягивает свои «лучи»-
руки в разные стороны, освещая всё кругом», «собирает тепло своего сердца,
посылает его земле, птицам, людям»; /участники-«солнышки» импровизируют/
- «в теплом небе над лесами и лугами появляются голубые облака, похожие на
чудесные цветы и диковинных зверей. Появляются и тают, будто к солнцу
улетают, так бывает только раннею весной; /пластическая импровизация/;
- «под каждым сугробом прячется маленький весенний цветок, он вырастает,
распрямляя стебелек, тянется листочками к солнышку», «качается на ветру,
радуя глаз своей хрупкостью, красотой и смелостью»/импровизация «цветов»/;
- «грачи летят с теплого юга, они показывают весне дорогу, чтоб она не
заблудилась, готовятся вить гнёзда. В народе говорят: «Увидел грача - весну
встречай!» / «грачи импровизируют/;
- «просыпается медведь после зимней спячки, потягивается, разминается»;
- «и вот уже, почувствовав тепло, закружились бабочки у цветов, удивляя всех
чудными красками своих крылышек» /импровизация «бабочек»/;
Весна идет, весне дорогу!»
Весна: Вот какая замечательная весенняя картина у нас получилась. Мне
приятно видеть, что музыка вас вдохновляет на творчество. Я хотела бы, чтобы
вы и дома слушали прекрасную музыку, наслаждались ею и пробовали
создавать свои творения вместе с родителями. Мне очень понравились образы,
созданные вами. А теперь мне пора / «Весна» уходит/.
Тренинг третий: «Поиск интонаций и других выразительных средств для
создания целостного образа».
Задачи:
- способствовать формированию и коррекции гармоничной личности
средствами театрального искусства;
-развивать интерес к творчеству в различных видах искусства;
-совершенствовать речевые, вокальные, пантомимические способности детей;
Содержание тренинга:
Ребята, мы познакомились с музыкальной сказкой, которая называется «Мы
ждём весну». В ней действие разворачивается на лесной поляне ранней весной.
Все персонажи этой сказки ждут с нетерпением прихода весны. Вы, конечно,
запомнили каждого из них./ Перечисляют/ Какой же из них сегодня предстанет
перед нами? Мы определим по музыке.
а/ слушание и определение образа по звучанию. / «Медведь» Г.Галынина/.
Узнали ли вы, о ком пойдёт сегодня речь? /ответы/. Отлично, я вижу этот образ
вам хорошо знаком. Тогда я буду ещё раз исполнять эту пьесу, а вы изобразите,
пожалуйста,
1/ как он разминается после зимней спячки,
2/ бродит по поляне;
3/ смотрится в лужу, словно в зеркало;
4/ греется на солнышке.
б/ разминка- импровизация «Мишка проснулся»;
Прекрасно справились. Теперь нам можно отправить всех наших «медвежат» /а
у нас в сказке медвежонок/ в сказку, на весеннюю поляну, где еще лежит снег.
Но уже появились и лужи /раскладываю белые островки «снега» и обручи,
имитирующие лужи/.
Итак, первая картина нашей сказки. Лесная поляна, начало весны. Музыка
рисует картину природы. Вы все - медвежата, ждете своего выхода на поляну.
в/ этюд « Выход медвежонка и его монолог».
/выполняется под музыку и текст , читаемый музыкальным руководителем./
Как вы думаете, что говорит медвежонок в этот момент? Скажите каждый
по одной фразе/ речевая фантазия/.
После зимней спячки, разомлевшему на солнышке медвежонку, конечно,
хочется помечтать. Какие у него мечты мы сейчас узнаем. Я вам давала
подготовить их дома. Озвучьте их поочередно, пожалуйста, с такой интонацией,
чтобы каждая мечта медвежонка сбылась обязательно.
г/ работа над интонацией «Мечты Медвежонка»;
Не терпится медвежонку поторопить весну, а как? Он и сам не знает. Может
песенку спеть? Весна услышит и прилетит на лесную полянку.» Что ж,
«медвежата», давайте разучим эту песенку. Для начала разучим припев, а затем
и всю песенку.
д/ знакомство с «Песенкой Медвежонка»;
А теперь, я хочу вас попросить самостоятельно исполнить какой-либо фрагмент
из того, с чем мы сегодня знакомились. Изобразите своего медвежонка таким,
как вы его видите / пробы индивидуальные, обсуждение/.
Мы
сегодня
познакомились
с
ролью
медвежонка,
и
вы
сможете
самостоятельно поработать над нею. Она, кстати, на этом не заканчивается. На
протяжении сказки медвежонка ещё ждут встречи с разными персонажами. С
ними мы познакомимся в следующий раз.
В заключение работы с детьми даю в папке –передвижке для родителей текст
роли и песенки для закрепления.
Рефлексия: «ПОПС — ФОРМУЛА».
Благодарю всех за работу в тренинге. В заключение я прошу вас оценить либо
данное мероприятие,
либо тему данного мероприятия,
написав четыре
предложения, отражающие:
П - позицию : « Я считаю, что...»;
О -объяснение, обоснование позиции: « Потому что...»;
П - пример: « Я могу доказать это на примере...»;
С - следствие, суждение, выводы: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»