Напоминание

«Музыкальная сказка».


Автор: Родогощина Валентина Григорьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №10 «СОЛНЫШКО»
Населённый пункт: Тверская область г. Кашин
Наименование материала: тренинг для музыкальных руководителей
Тема: «Музыкальная сказка».
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРЕНИНГ

Для музыкальных руководителей Кашинского района

по теме: «Музыкальная сказка».

Автор: музыкальный руководитель МБДОУ Д/с №10 «Солнышко».

Родогощина Валентина Григорьевна.

Теоретическая часть:

Мы будем говорить сегодня о музыкальной сказке. Что же это такое?

Музыкальная сказка — это вид и форма музыкальной деятельности на

основе интеграции искусств /музыка, литература, изобразительное искусство,

театр/,

где

музыка

является

ведущим

звеном.

Такая

организация

художественной

деятельности детей является

разновидностью

слушания

музыки — в игре. Дети с желанием играют в сказку, постепенно вживаясь в её

образы, сопереживая её героям и осмысливая авторский текст. Их привлекает

возможность побыть в образе всех героев, свободно, творчески выразить с

помощью различных видов музыкальной деятельности /и прежде всего

ритмопластических импровизаций/ своё отношение к музыке. Именно музыка

создаёт настроение, созвучное переживаемому героями сказки, передаёт

картины и звуки природы, образы животных и птиц.

Музыкальная сказка создает условия для развития эмоций, умственной

активности, воображения, стимулирует проявления творчества /сравнение

музыкальных

характеристик,

осознание

выразительности

музыкальных

образов, поиск вариантов их воплощения в разных видах уподоблений

характеру музыки/. Основной задачей является соотнесение игровых действий с

музыкальными характеристиками образов сказки. Правилами этой творческой

игры является необходимость передать чувства, отношения героев сказки,

отношение

ребенка

к

происходящему

в

сказке,

к

звучащей

музыке,

выразительно сыграть свою роль.

Этапы разучивания музыкальной сказки.

Их можно поделить условно на три этапа:

1.

Ознакомительный.

2.

Поисково-творческий.

3.

Творческий.

На первом, ознакомительном важно донести до ребенка смысл, содержание

сказки, помочь почувствовать выразительность музыкальных характеристик её

образов. Он включает в себя слушание музыки, беседы о соответствии её

образам сказки, пробу своих сил в создании ритмопластических образов,

обсуждение вариантов наиболее выразительных движений, соответствующих

музыке и персонажу сказки.

На втором, поисково-творческом этапе практикуем коллективное исполнение

одной роли, обсуждение удачных находок движений, поиск характерных

особенностей образа в различных этюдах, играх. Здесь уже требуется

подключение родителей в диалоги, совместное изготовление костюмов и

декораций. Возможно проведение комплексных занятий для осмысления

музыки.

На третьем, творческом этапе происходит закрепление усвоенных умений и

творческое их комбинирование. Дети меняются ролями, запоминают, узнают их

музыкальные характеристики. Взаимодействуют между собой в диалогах,

учатся чутко реагировать на реплики друг друга, изменение сценической

ситуации.

Программа « Гармония» К.В.Тарасовой, по которой я работаю, предлагает

знакомить детей с четвертого года жизни и до школы с тремя сказками в

течение года. И если в младшем возрасте это работа в основном над

выразительным движением, вынесенным в раздел «Музыкальное движение», то

с детьми старшего возраста ведется серьёзная работа ещё и над дикцией и

выразительностью речи, пения, музыкального пантомимического движения и

мимики. Причём, программа не рекомендует стремиться к полной идеальной

заученности ролей и двигательных композиций, оставляя место детям для

характерной для игры импровизации.

Работа над музыкальной сказкой ведется примерно в течение 10-12 занятий

в зависимости от её сложности. Сегодня мы познакомимся вкратце с

фрагментами работы над сказкой «Мы ждём весну», А.Абрамова, по сценарию

М.Савельева. Знакомство будет проходить в виде тренинга.

Тренинг первый: «Введение детей в тему, подготовка к восприятию сказки»

Задачи:

обогащать музыкальный опыт детей;

развивать музыкальный слух, образное мышление;

побуждать к творческому взаимодействию с детьми и взрослыми,

основанными на опыте восприятия музыки:

Содержание тренинга:

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, предлагаю вам послушать

музыкальные фрагменты:

а/ слушание фрагментов классической музыки:

«Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского из оперы «Хованщина»;

Вопрос: «Что вы себе представили под эту музыку? /ответы/

Действительно, «пробуждается природа постепенно ото сна,

наступает утро года, начинается весна» /Ф.Лифшиц./

И это подтверждает давно знакомая нам пьеса Э.Грига «Утро»/ слушание/.

Такое удивительное это время года - Весна. Все ждут её с нетерпением.

Готовятся к её приходу. А поэты, художники и музыканты сочиняют свои

гениальные творения. Сегодня и мы попробуем свои силы. Сначала в игре, а

потом и по-настоящему.

Для начала, давайте вспомним: по каким приметам в природе мы узнаём о

приходе весны? / Ответы: « Солнце пригревает, снег тает, бегут звонкие

ручейки, небо становится выше, светлей..»/. Смотрите, ребята! Вы «нарисовали

картинку»: «пригревает солнце, тает снег, капель стекает с крыши, побежали

звонкие ручьи». Осталось только показать её всем и озвучить.

Предлагаю выбрать для этого из лежащих на столе какой-то инструмент, чтобы

показать звонкость ручейка. Теперь найдём свободное место в зале превратимся

в «сугроб» такой формы, как вам хочется. Инструмент положим пока рядом. А

дальше будем импровизировать, показывать все то, о чём я буду петь:

б/ импровизация на песню О.Девочкиной «Ручей»/;

в/ подбор музыкальных инструментов и инструментальная импровизация

«Весенние голоса».

А какие голоса у Весны? Представили себе? Ведь не только ручьи звенят и

птицы поют весной. Подумали? /Ответы/. Тогда, как настоящие музыканты,

подберем себе нужный инструмент и поможем композитору И.Гайдну озвучить

музыку весны в его 1-ой части «Детской симфонии» / Импровизация/.

Какое у вас, ребята, настроение? /ответы/. Может, кому-то захочется дома

нарисовать весну, еще послушать и поиграть музыку весны. Я думаю, из вас

получатся настоящие художники и композиторы.

Тренинг второй: « Импровизация образов весны».

Задачи:

развивать музыкальное мышление, фантазию и воображение детей;

обогащать представления о художественных образах, отражающих мир

природы весной в искусстве;

обучать умению соотносить настроение музыки и картины;

побуждать к импровизации образных движений, согласуя их с музыкой,

совершенствуя пластику.

Содержание тренинга:

Сегодня мы вновь поговорим о весне. Один из композиторов, который писал

музыку о временах года, нам хорошо знаком также, как и его музыка о весне.

Это итальянский композитор Антонио Вивальди. Он всегда предварял

сочиненную им музыку собственными стихами. Так перед своей «Весной» из

цикла «Времена года» он писал:

«Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло.

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.»

Давайте послушаем эту пьесу еще раз:

а/слушание «Весны» А.Вивальди, ч.1 «Март»;

Мы прослушали только первую часть «Весны» под названием «Март». Перед

нами предстало самое начало весны и я предлагаю сравнить впечатление от

музыки

с картинами известных художников с таким же названием или

подразумевающими самое начало весны:

б/ рассматривание картин под музыку А.Вивальди:

И. Грабарь. Мартовский снег; И. Левитан. Март;

И. С. Остроухов. Ранняя весна; О.К.Саврасов. Грачи прилетели;

К.Горбатов, Ранняя весна; И.Левитан. Большая вода.

Какая из картин вам больше понравилась и почему?/ ответы/

Ребята, а пока мы любовались видами ранней весны, Весна сама к нам

пожаловала./ Преображаюсь в Весну/.

Весна: Здравствуйте все. Видя ваше горячее желание приблизить приход Весны,

я не могла к вам не заглянуть. Я хочу предложить вам нарисовать свою весну в

музыкальной игре-картине: «Музыка Весны». А для этого посовещайтесь

между собой и выберите себе роли солнца, диковинных весенних облаков,

первых из возвращающихся с теплого юга птиц - грачей, просыпающихся

весной медведей, ранних подснежников и бабочек. Атрибуты к вашим весенним

персонажам можно подобрать в нашей костюмерной. /Подбирают атрибуты/.

Готовы? Тогда: 1,2,3,4,5- начинаем мы играть!

в/ ритмопластическая игра-импровизация «Музыка Весны»:

/звучит «Подснежник» П.И.Чайковского из «Времен года», Весна «рисует»

речевую картину пробуждения природы весной:

- «солнышко медленно просыпается, поднимается, протягивает свои «лучи»-

руки в разные стороны, освещая всё кругом», «собирает тепло своего сердца,

посылает его земле, птицам, людям»; /участники-«солнышки» импровизируют/

- «в теплом небе над лесами и лугами появляются голубые облака, похожие на

чудесные цветы и диковинных зверей. Появляются и тают, будто к солнцу

улетают, так бывает только раннею весной; /пластическая импровизация/;

- «под каждым сугробом прячется маленький весенний цветок, он вырастает,

распрямляя стебелек, тянется листочками к солнышку», «качается на ветру,

радуя глаз своей хрупкостью, красотой и смелостью»/импровизация «цветов»/;

- «грачи летят с теплого юга, они показывают весне дорогу, чтоб она не

заблудилась, готовятся вить гнёзда. В народе говорят: «Увидел грача - весну

встречай!» / «грачи импровизируют/;

- «просыпается медведь после зимней спячки, потягивается, разминается»;

- «и вот уже, почувствовав тепло, закружились бабочки у цветов, удивляя всех

чудными красками своих крылышек» /импровизация «бабочек»/;

Весна идет, весне дорогу!»

Весна: Вот какая замечательная весенняя картина у нас получилась. Мне

приятно видеть, что музыка вас вдохновляет на творчество. Я хотела бы, чтобы

вы и дома слушали прекрасную музыку, наслаждались ею и пробовали

создавать свои творения вместе с родителями. Мне очень понравились образы,

созданные вами. А теперь мне пора / «Весна» уходит/.

Тренинг третий: «Поиск интонаций и других выразительных средств для

создания целостного образа».

Задачи:

- способствовать формированию и коррекции гармоничной личности

средствами театрального искусства;

-развивать интерес к творчеству в различных видах искусства;

-совершенствовать речевые, вокальные, пантомимические способности детей;

Содержание тренинга:

Ребята, мы познакомились с музыкальной сказкой, которая называется «Мы

ждём весну». В ней действие разворачивается на лесной поляне ранней весной.

Все персонажи этой сказки ждут с нетерпением прихода весны. Вы, конечно,

запомнили каждого из них./ Перечисляют/ Какой же из них сегодня предстанет

перед нами? Мы определим по музыке.

а/ слушание и определение образа по звучанию. / «Медведь» Г.Галынина/.

Узнали ли вы, о ком пойдёт сегодня речь? /ответы/. Отлично, я вижу этот образ

вам хорошо знаком. Тогда я буду ещё раз исполнять эту пьесу, а вы изобразите,

пожалуйста,

1/ как он разминается после зимней спячки,

2/ бродит по поляне;

3/ смотрится в лужу, словно в зеркало;

4/ греется на солнышке.

б/ разминка- импровизация «Мишка проснулся»;

Прекрасно справились. Теперь нам можно отправить всех наших «медвежат» /а

у нас в сказке медвежонок/ в сказку, на весеннюю поляну, где еще лежит снег.

Но уже появились и лужи /раскладываю белые островки «снега» и обручи,

имитирующие лужи/.

Итак, первая картина нашей сказки. Лесная поляна, начало весны. Музыка

рисует картину природы. Вы все - медвежата, ждете своего выхода на поляну.

в/ этюд « Выход медвежонка и его монолог».

/выполняется под музыку и текст , читаемый музыкальным руководителем./

Как вы думаете, что говорит медвежонок в этот момент? Скажите каждый

по одной фразе/ речевая фантазия/.

После зимней спячки, разомлевшему на солнышке медвежонку, конечно,

хочется помечтать. Какие у него мечты мы сейчас узнаем. Я вам давала

подготовить их дома. Озвучьте их поочередно, пожалуйста, с такой интонацией,

чтобы каждая мечта медвежонка сбылась обязательно.

г/ работа над интонацией «Мечты Медвежонка»;

Не терпится медвежонку поторопить весну, а как? Он и сам не знает. Может

песенку спеть? Весна услышит и прилетит на лесную полянку.» Что ж,

«медвежата», давайте разучим эту песенку. Для начала разучим припев, а затем

и всю песенку.

д/ знакомство с «Песенкой Медвежонка»;

А теперь, я хочу вас попросить самостоятельно исполнить какой-либо фрагмент

из того, с чем мы сегодня знакомились. Изобразите своего медвежонка таким,

как вы его видите / пробы индивидуальные, обсуждение/.

Мы

сегодня

познакомились

с

ролью

медвежонка,

и

вы

сможете

самостоятельно поработать над нею. Она, кстати, на этом не заканчивается. На

протяжении сказки медвежонка ещё ждут встречи с разными персонажами. С

ними мы познакомимся в следующий раз.

В заключение работы с детьми даю в папке –передвижке для родителей текст

роли и песенки для закрепления.

Рефлексия: «ПОПС — ФОРМУЛА».

Благодарю всех за работу в тренинге. В заключение я прошу вас оценить либо

данное мероприятие,

либо тему данного мероприятия,

написав четыре

предложения, отражающие:

П - позицию : « Я считаю, что...»;

О -объяснение, обоснование позиции: « Потому что...»;

П - пример: « Я могу доказать это на примере...»;

С - следствие, суждение, выводы: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»



В раздел образования