Автор: Влада Анатольевна Мезенцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 279
Населённый пункт: г. Гаджиево
Наименование материала: Урок математики в 1 классе
Тема: "Объём. Свойства величин"
Раздел: начальное образование
Математика
Тема: Объём
Цель:
Основная предметная цель: формирование представления об объѐме как величине, о единице объѐма и способе его
измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.
Задачи:
1. Познакомить с величиной «Объём» и единицами измерения объема;
2. Совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.
3. Формировать универсальные учебные действия.
Используемые технологии:
- проблемно-диалогическая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникационная технология.
- технология оценивания учебных успехов
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι.Организационный
момент
II. Актуализация
знаний.
Повторение.
Слайд 1
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
Все друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
-Ребята, сейчас у нас урок математики. Чему мы учимся на этих уроках?
-Один из известнейших математиков прошлого столетия говорил:
«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». (Д. Пойа)
Познавательные
УУД:
1)ориентироваться
в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью
учителя;
2)находить ответы на
вопросы, используя
свой жизненный опыт
и информацию,
полученную на уроке;
3)делать выводы в ре-
зультате совместной
работы всего класса;
III.
Формулирование
проблемы. Поиск
решения (открытие
нового знания),
формулирование
определения.
Слайд 2
Девиз нашего урока:
«Наблюдай, исследуй, делай вывод»
Слайд 3-4
Минутка чистописания
Начнем мы урок с минутки чистописания. А чтобы определить над какой цифрой мы будем
сегодня работать, проведем вашу любимую игру «День-ночь»
-
Итак, мы получили число 2. Пропишем цифру, которое данное число обозначает, соблюдая
закономерность: 2 22 222
Чтобы определить тему сегодняшнего урока, решим примеры
Слайд 5
- Проверим ответы
- У кого не такой ответ?
Вопросы после выполнения задания.
4)находить и формули-
ровать решение задачи
с помощью схемы.
Регулятивные УУД:
1)проговаривать после-
довательность дей-
ствий на уроке;
2)учиться работать по
предложенному учи-
телем плану;
3)учиться отличать
верно выполненное за-
дание от неверного.
Коммуникативные
УУД:
1) развиваем умение
слушать и понимать
других;
2) строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами;
3) оформлять свои
мысли в устной форме;
4) умение работать в
паре.
Физминутка
Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему задание (начало формирования алгоритма
самооценки):
-Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил задание правильно или были недочёты?
Прочитайте название темы.
1 2 3 4 5 6 7 8
В е л и ч и н а
Слайд 6
-Что такое величина?
-Это признак предмета, который можно:
измерить
записать числом
сравнить
сложить
вычесть
Слайд 7
- С какими величинами мы уже познакомились? (длина и масса)
- Почему длину можно назвать величиной?
-А что значит «измерить длину отрезка»?
- Назовите единицы измерения длины (см)
- С помощью какого инструмента измеряем длину? (линейка)
Знаете ли вы другие единицы измерения длины?
-Почему массу можно назвать величиной?
Личностные
результаты:
1) формировать
мотивацию к обучению
и целенаправленной
познавательной
деятельности;
2)
определять и
высказывать под руко-
водством педагога са-
мые простые общие
для всех людей прави-
ла поведения при со-
трудничестве (этиче-
ские нормы).
- Назовите меры массы (кг)
- С помощью чего измеряем массу? (весы)
ФИЗМИНУТКА для глаз
Слайд 8
Найди лишнее.
На слайде : 6кг 12см 8кг 3кг
- Является ли величиной килограмм? (нет, это мера массы)
3см 7см 1кг 5см
- Является ли величиной сантиметр? (нет, это мера длины)
Что мы можем измерять см?
Слайд 9
-Какие фигуры вы знаете?
-Посмотрите на слайд. Назовите, что вы видите.
Работа с ТИКО конструктором
-У вас на партах лежат детали ТИКО конструктора. Покажите мне эту фигуру.
А теперь с помощью других деталей соберите мне эту фигуру.
-Что у вас получилось? (куб)
- Чем похожи и чем отличаются эти фигуры?
-А что такое объём?
Слайд 10
Какова тема нашего урока?
Какие цели мы поставим перед собой?
«Открытие» нового знания
На столе колба и цилиндр
- Сегодня на уроке мы сделаем ещё одно небольшое открытие. У меня на столе 2 сосуда: колба
и цилиндр.
- Чем они похожи? (стеклянные)
- Чем отличаются? (высотой, шириной, формой, один заполнен водой)
- А теперь попробуем найти ещё один отличительный признак. Как вы думаете, в каком из них
помещается больше воды?
- Как это можно проверить? (перелить воду из колбы в цилиндр)
- Если вы считаете, что в цилиндр помешается больше воды то, что должно произойти? (вода
из колбы полностью поместится в цилиндре)
- Проверим наши предположения.(переливаю, вода не вмещается)
- Сделайте вывод.
Колба вмещает больше воды, чем цилиндр.
Слайд 11
- В математике это свойство называют объём.
Попробуйте повторить наш вывод, используя
слово объём. (Объём колбы больше объёма цилиндра)
Практическая работа
- У вас на партах 2 сосуда: контейнер и стаканчик.
- Сравните их объёмы.
- Как вы будете это делать? (пересыпать крупу из стаканчика в контейнер)
- Сделайте вывод (объём стаканчика меньше объёма контейнера)
-Для чего мы пересыпали крупу из стаканчика в контейнер? (Чтобы сравнить)
(Прикрепляю на доску слово «сравнить»)
- Значит, объёмы сосудов можно сравнить? (Да)
Измерение объёма.
- Как вы думаете, можно ли измерить объём?
- У меня на столе стакан, попробуем измерить его объём.
-Илья измерит объём с помощью вот этих стаканчиков (большие)
- Сколько вошло стаканчиков? (2)
- Милана измерит с помощью этих стаканчиков (маленькие)
- Сколько вошло? (4-5)
- У кого стаканчиков вошло больше?
- Что случилось? Может наш сосуд вырос?
ΙV. Развитие
умений –
применение знания.
- Нет, использовали разные мерки.
ФИЗМИНУТКА
Слайд 12
- Вот и в старину на Руси объём измеряли горстями, поварёшками, бочками вёдрами. Но в
разных местностях они были разного размера. Из-за этого происходила путаница. Поэтому
выбрали единую мерку, равную 1 литру.
Запись на доске
1 литр-1л
(Я пишу на доске, дети в тетради)
- А как вы думаете, объём измеряется только л? Приведите примеры.
Остальные единицы измерения объёма мы изучим в следующих классах.
Слайд 13
- При покупке каких продуктов мы пользуемся этой меркой?
- Что Илья и Милана делали с объёмом стакана? (измеряли)
(Прикрепляю слово «измерять»)
- Умеем мы теперь результат измерения объёма записывать числом? (да) ( (Прикрепляю слова
«записывать числом»)
Решение задачи.
Слайд 14
Давайте решим задачу, используя новые знания. (читаю сама)
Мама купила 2л вишнёвого сока и 5л яблочного. Сколько всего литров сока купила
мама?
- На доске и у вас в тетрадях схема.
- Давайте её заполним.
- Сколько литров вишнёвого сока купила мама? (2 л)
V. Итог урока
Рефлексия
- Куда запишем? Почему? (вызываю ребёнка, он показывает указкой)
- Сколько литров яблочного сока купила мама?
- Какой вопрос задачи?
- Что известно в задаче? (части)
- Что надо найти? (целое)
- Как найти целое?
- Запишем решение задачи (один комментирует, я пишу на доске, дети в тетради)
(Прикрепляю слова «складывать и вычитать»)
- Можно объёмы складывать и вычитать? (да)
- Посмотрите на доску. Мы сегодня объёмы сравнивали?(да)
- Записывали числом?(да)
- Измеряли? Складывали? Вычитали?
- Какой можно сделать вывод? (Объём – это тоже величина)
Дополнительно. Занимательная задача. Сова приготовила для нас ещё одну задачу.
Для того, чтобы сварить компот для всей семьи надо налить из водопроводного крана в
кастрюлю ровно 4л воды. У мамы трёхлитровая банка и пятилитровое ведро. Как маме
справиться с этой задачей?