Авторы: Запольская Татьяна Николаевна, Цюжет Наталья Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №89" общеразвивающего вида
Населённый пункт: г.Барнаула, Алтайского края
Наименование материала: авторское дидактическое пособие
Тема: "Сундучок эмоций"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89» общеразвивающего вида
Авторское дидактическое пособие
«Сундучок эмоций»
Разработали: воспитатели
Запольская Т.Н.
Цюжет Н.В.
г. Барнаул, 2021 г.
Дидактическое пособие «Сундучок Эмоций».
Дидактическое пособие «Сундучок Эмоций» разработали воспитатели:
Запольская Татьяна Николаевна (высшая квалификационная категория),
Цюжет Наталья Васильевна ( I квалификационная категория), Дергунова
Татьяна Михайловна ( I квалификационная категория).
Данное
пособие
имеет
развивающую
направленность,
многофункциональность в использовании, выполнена из экологически
чистого материала, безопасна в использовании.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Чем заняты в свободное от детского сада время современные дети? Играют в
классики? Прыгают через скакалку? Гоняют мяч во дворе? Если увидишь
такое чудо, то сердце радуется: ещё не всё пропало! Но, к сожалению, всё
свободное время у большинства ребят занимают телевизор и компьютер.
Ребята стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Современные дети менее отзывчивы к чувствам других людей. Без эмоций и
чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства
направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к
определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без
эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу
собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с
другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о
чём мы думаем.
Без эмоций жизнь представить не возможно – мы радуемся, удивляемся,
сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не
бывает плохих эмоций или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к
познанию окружающего мира.
Мы, педагоги должны помочь выйти детям из узкого круга их виртуального
мира в мир настоящей жизни, в мир полный восхищений и переживаний,
удивлений и наслаждений от каждого прожитого дня!
Образовательные стандарты дошкольного образования ставят во главу
воспитательно-образовательного
процесса
индивидуальный
подход
к
ребенку через игру. Использование игровых технологий способствует
развитию
индивидуальности дошкольника.
Это
является своего рода
фундаментом всего образовательного процесса.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и
отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребенка в обществе.
По этому принципу мы и разработали дидактическое пособие «Сундучок
Эмоций».
Пособие « Сундучок Эмоций»
-
многофункционально.
С помощью
дидактических
игр,
входящих
в
данное
пособие,
мы
постарались
задействовать все органы чувств детей (осязание, обоняние, вкус, слух,
зрение). «Сундучок Эмоций» предназначен для создания благоприятного
эмоционального и мотивационного фона у детей с помощью сюрпризных
моментов, в самостоятельной деятельности детей (в играх, развлечениях,
творчестве) и в совместной со взрослыми деятельности (театральной,
художественно-продуктивной) .
Данная игра разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии
познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Важным
показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и
другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам,
могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать
отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. Очень важный
возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая
активность.
Общение
детей
выражается
в
свободном
диалоге
со
сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с
помощью
речи
и
неречевых
средств
(жестов,
мимики).
Творческая
активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать
условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность
– игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить
своё
поведение,
придерживаясь
роли.
Игровое
взаимодействие
сопровождается речью. Удовлетворение полученным результатом начинает
доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция –
воображение,
у
детей
бурно
развивается
фантазия.
Воображение
–
важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех
видов
творческой
деятельности
человека.
Дидактическая игра «Сундучок Эмоций».
Цель: сделать процесс развития эмоционального мира ребёнка не только
эффективным, но и интересным.
Задачи:
- развивать у детей дошкольного возраста способность к познанию эмоций –
как своих, так и окружающих;
- повысить у детей самооценку;
- дети должны овладеть знаниями об основных эмоциях, об особенностях их
проявления, способах адекватного выражения эмоций и средствами их
вербализации;
-
научить
навыками
позитивного
коллективного
взаимодействия
и
самостоятельной работы;
- развить эффективность эмоциональных реакций.
Варианты игры
Кубик «Назови эмоцию»
Задачи. Научить детей узнавать, называть и изображать данную эмоцию
(можно использовать зеркало).
Могут быть и варианты игры (если несколько человек, например, изобрази
эмоцию, что на стороне куба, а ребята пускай отгадают и т. п.; придумать
рассказ «Почему у тебя такое настроение» )
«Волшебный мешочек»
Договориться, что каждая геометрическая форма – это та или иная эмоция
человека.
Задачи. Развивать тактильные ощущения, память, мышление.
Вариант №1: достать из мешочка заданный или задуманный вид эмоции.
Вариант №2: ребёнок достаёт первую попавшуюся геометрическую форму и
называет её, за какую эмоцию она отвечает.
«Что ты испытаешь, если увидишь?» (баночка с мелкими игрушками
насекомых, хищников и т. п.)
Задачи. Развивать связную речь ребёнка, называть правильно, ту эмоцию,
которая он бы испытал в разных ситуациях. (Например, что бы ты испытал,
если бы увидел, что по нашей улице ходит настоящий крокодил? И т. д.)
«Какие эмоции нарисовал художник у игрушек?»
(баночка с мелкими игрушками от киндера, на которых есть эмоции)
Задачи: Развивать связную речь, способствовать снятию эмоционального
напряжения посредством встречи с любимыми игрушками (героями). Помочь
понять детям, какие именно эмоции помогают героям, а какие мешают им,
например, в обретении новых друзей и т. п.
«Мякиши» (воздушные шарики наполненные крахмалом)
Задачи. Способствовать снятию эмоционального напряжения.
«Отгадай эмоцию на картинке» (набор картинок)
Задачи. Развивать внимание, память, речь, закреплять умение различать и
называть эмоциональное состояние героев мультфильмов, людей.
Вариант: отгадай эмоцию и поставь правильно выбранный смайлик к ней.
«Создай эмоцию»
(изображаем эмоцию с помощью набора глаз, рта, бровей для лица)
Задачи. Закреплять знания о том, что эмоции человек выражает на лице с
помощью глаз, бровей, рта (мимикой). Уметь их составлять, читать по
выражению лица.
«Нарисуй эмоцию»
Задачи: Закреплять умение изображать эмоциональное состояние человека с
помощью рисования (каждая картинка многоразовая, просто стираем
салфеткой фломастер с файла).
«Альбом воспоминаний»
Задачи. Помочь детям с помощью фотографий вернуться в прожитые
детсадовские дни, вспомнить какие эмоции они испытывали при проведении
праздников, мероприятий, встреч, занятий и т. п.
«Зеркало эмоций»
Задача: Помочь снять эмоциональное напряжение, научиться изображать те
или иные эмоции.
«Подбери правильно»
Задачи: Подбирать то выражение лица, которое соответствует заданному
состоянию человека. Например, девочка (мальчик) разбила мамину любимую
вазу.
«Волшебный микрофон»
Задачи:
развитие навыка общения, способности к восприятию другого
человека.
Право говорить получает тот ребенок, у которого в руках находится
волшебный микрофон. Ребенок рассказывает о событии, которое вызвало у
него положительные эмоции и хорошее настроение, что-нибудь смешное и
интересное.
«Морская раковина»
Задачи: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений
между детьми.
Используется в играх «Передай раковину», «Поздоровайся морскими
словами», «Волшебные звуки моря», «Я слышу…», «Загадай раковине
желание».
«Коллекция запахов»
Задачи: развитие обоняния, для профилактики заболеваемости детей.
Используется в играх: «Опиши словами», «Какое настроение у запаха?»,
«Какому сказочному герою соответствует запах?»
«Сверкающие предметы»
Задачи: создание эмоционального комфорта детей, привлечение внимания в
сюрпризных моментах, в самостоятельных играх, в играх-экспериментах,
динамических паузах, для переключения внимания детей.
На момент разработки игры у детей старшего дошкольного возраста были
недостаточные представления об эмоциях. Многие из детей имели слабые
знания об простых эмоциях, не знали способы их выражения, не понимали
эмоции другого человека, с затруднением изображали названные эмоции,
испытывали трудности при общении со сверстниками в конфликтных
ситуациях.
Но
при
систематическом
использовании
игр
из
данного
дидактического пособия в совместной и самостоятельной деятельности, у
детей повысился уровень навыков общения, умение понимать своего
собеседника по его лицу, позе, жестам. Дети стали лучше выражать эмоции
радости, удивления, восторга, стали лучше понимать и различать такие
эмоции, как испуг и страх. В течении года наполняемость данного
дидактического пособия менялось, что способствовало активизации у детей
интереса к познавательной деятельности,
помогало лучше понять и
запомнить
информацию,
благодаря
вариативности
представленного
материала способствовало развитию умения понимать свои чувства и чувства
других людей. К концу года у детей повысились коммуникативные навыки,
внимание, умение работать с партнером. У детей стало развиваться умение
слушать друг друга, сопереживать товарищам, вежливое обращение с
окружающими людьми.