Напоминание

"Сундучок эмоций"


Авторы: Запольская Татьяна Николаевна, Цюжет Наталья Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №89" общеразвивающего вида
Населённый пункт: г.Барнаула, Алтайского края
Наименование материала: авторское дидактическое пособие
Тема: "Сундучок эмоций"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89» общеразвивающего вида

Авторское дидактическое пособие

«Сундучок эмоций»

Разработали: воспитатели

Запольская Т.Н.

Цюжет Н.В.

г. Барнаул, 2021 г.

Дидактическое пособие «Сундучок Эмоций».

Дидактическое пособие «Сундучок Эмоций» разработали воспитатели:

Запольская Татьяна Николаевна (высшая квалификационная категория),

Цюжет Наталья Васильевна ( I квалификационная категория), Дергунова

Татьяна Михайловна ( I квалификационная категория).

Данное

пособие

имеет

развивающую

направленность,

многофункциональность в использовании, выполнена из экологически

чистого материала, безопасна в использовании.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Чем заняты в свободное от детского сада время современные дети? Играют в

классики? Прыгают через скакалку? Гоняют мяч во дворе? Если увидишь

такое чудо, то сердце радуется: ещё не всё пропало! Но, к сожалению, всё

свободное время у большинства ребят занимают телевизор и компьютер.

Ребята стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Современные дети менее отзывчивы к чувствам других людей. Без эмоций и

чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства

направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к

определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без

эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу

собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с

другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о

чём мы думаем.

Без эмоций жизнь представить не возможно – мы радуемся, удивляемся,

сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не

бывает плохих эмоций или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к

познанию окружающего мира.

Мы, педагоги должны помочь выйти детям из узкого круга их виртуального

мира в мир настоящей жизни, в мир полный восхищений и переживаний,

удивлений и наслаждений от каждого прожитого дня!

Образовательные стандарты дошкольного образования ставят во главу

воспитательно-образовательного

процесса

индивидуальный

подход

к

ребенку через игру. Использование игровых технологий способствует

развитию

индивидуальности дошкольника.

Это

является своего рода

фундаментом всего образовательного процесса.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и

отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

- способом обучения;

- деятельностью для реализации творчества;

- методом терапии;

- первым шагом социализации ребенка в обществе.

По этому принципу мы и разработали дидактическое пособие «Сундучок

Эмоций».

Пособие « Сундучок Эмоций»

-

многофункционально.

С помощью

дидактических

игр,

входящих

в

данное

пособие,

мы

постарались

задействовать все органы чувств детей (осязание, обоняние, вкус, слух,

зрение). «Сундучок Эмоций» предназначен для создания благоприятного

эмоционального и мотивационного фона у детей с помощью сюрпризных

моментов, в самостоятельной деятельности детей (в играх, развлечениях,

творчестве) и в совместной со взрослыми деятельности (театральной,

художественно-продуктивной) .

Данная игра разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии

познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Важным

показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и

другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам,

могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать

отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. Очень важный

возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая

активность.

Общение

детей

выражается

в

свободном

диалоге

со

сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с

помощью

речи

и

неречевых

средств

(жестов,

мимики).

Творческая

активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать

условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность

– игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить

своё

поведение,

придерживаясь

роли.

Игровое

взаимодействие

сопровождается речью. Удовлетворение полученным результатом начинает

доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и

поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция –

воображение,

у

детей

бурно

развивается

фантазия.

Воображение

важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех

видов

творческой

деятельности

человека.

Дидактическая игра «Сундучок Эмоций».

Цель: сделать процесс развития эмоционального мира ребёнка не только

эффективным, но и интересным.

Задачи:

- развивать у детей дошкольного возраста способность к познанию эмоций –

как своих, так и окружающих;

- повысить у детей самооценку;

- дети должны овладеть знаниями об основных эмоциях, об особенностях их

проявления, способах адекватного выражения эмоций и средствами их

вербализации;

-

научить

навыками

позитивного

коллективного

взаимодействия

и

самостоятельной работы;

- развить эффективность эмоциональных реакций.

Варианты игры

Кубик «Назови эмоцию»

Задачи. Научить детей узнавать, называть и изображать данную эмоцию

(можно использовать зеркало).

Могут быть и варианты игры (если несколько человек, например, изобрази

эмоцию, что на стороне куба, а ребята пускай отгадают и т. п.; придумать

рассказ «Почему у тебя такое настроение» )

«Волшебный мешочек»

Договориться, что каждая геометрическая форма – это та или иная эмоция

человека.

Задачи. Развивать тактильные ощущения, память, мышление.

Вариант №1: достать из мешочка заданный или задуманный вид эмоции.

Вариант №2: ребёнок достаёт первую попавшуюся геометрическую форму и

называет её, за какую эмоцию она отвечает.

«Что ты испытаешь, если увидишь?» (баночка с мелкими игрушками

насекомых, хищников и т. п.)

Задачи. Развивать связную речь ребёнка, называть правильно, ту эмоцию,

которая он бы испытал в разных ситуациях. (Например, что бы ты испытал,

если бы увидел, что по нашей улице ходит настоящий крокодил? И т. д.)

«Какие эмоции нарисовал художник у игрушек?»

(баночка с мелкими игрушками от киндера, на которых есть эмоции)

Задачи: Развивать связную речь, способствовать снятию эмоционального

напряжения посредством встречи с любимыми игрушками (героями). Помочь

понять детям, какие именно эмоции помогают героям, а какие мешают им,

например, в обретении новых друзей и т. п.

«Мякиши» (воздушные шарики наполненные крахмалом)

Задачи. Способствовать снятию эмоционального напряжения.

«Отгадай эмоцию на картинке» (набор картинок)

Задачи. Развивать внимание, память, речь, закреплять умение различать и

называть эмоциональное состояние героев мультфильмов, людей.

Вариант: отгадай эмоцию и поставь правильно выбранный смайлик к ней.

«Создай эмоцию»

(изображаем эмоцию с помощью набора глаз, рта, бровей для лица)

Задачи. Закреплять знания о том, что эмоции человек выражает на лице с

помощью глаз, бровей, рта (мимикой). Уметь их составлять, читать по

выражению лица.

«Нарисуй эмоцию»

Задачи: Закреплять умение изображать эмоциональное состояние человека с

помощью рисования (каждая картинка многоразовая, просто стираем

салфеткой фломастер с файла).

«Альбом воспоминаний»

Задачи. Помочь детям с помощью фотографий вернуться в прожитые

детсадовские дни, вспомнить какие эмоции они испытывали при проведении

праздников, мероприятий, встреч, занятий и т. п.

«Зеркало эмоций»

Задача: Помочь снять эмоциональное напряжение, научиться изображать те

или иные эмоции.

«Подбери правильно»

Задачи: Подбирать то выражение лица, которое соответствует заданному

состоянию человека. Например, девочка (мальчик) разбила мамину любимую

вазу.

«Волшебный микрофон»

Задачи:

развитие навыка общения, способности к восприятию другого

человека.

Право говорить получает тот ребенок, у которого в руках находится

волшебный микрофон. Ребенок рассказывает о событии, которое вызвало у

него положительные эмоции и хорошее настроение, что-нибудь смешное и

интересное.

«Морская раковина»

Задачи: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений

между детьми.

Используется в играх «Передай раковину», «Поздоровайся морскими

словами», «Волшебные звуки моря», «Я слышу…», «Загадай раковине

желание».

«Коллекция запахов»

Задачи: развитие обоняния, для профилактики заболеваемости детей.

Используется в играх: «Опиши словами», «Какое настроение у запаха?»,

«Какому сказочному герою соответствует запах?»

«Сверкающие предметы»

Задачи: создание эмоционального комфорта детей, привлечение внимания в

сюрпризных моментах, в самостоятельных играх, в играх-экспериментах,

динамических паузах, для переключения внимания детей.

На момент разработки игры у детей старшего дошкольного возраста были

недостаточные представления об эмоциях. Многие из детей имели слабые

знания об простых эмоциях, не знали способы их выражения, не понимали

эмоции другого человека, с затруднением изображали названные эмоции,

испытывали трудности при общении со сверстниками в конфликтных

ситуациях.

Но

при

систематическом

использовании

игр

из

данного

дидактического пособия в совместной и самостоятельной деятельности, у

детей повысился уровень навыков общения, умение понимать своего

собеседника по его лицу, позе, жестам. Дети стали лучше выражать эмоции

радости, удивления, восторга, стали лучше понимать и различать такие

эмоции, как испуг и страх. В течении года наполняемость данного

дидактического пособия менялось, что способствовало активизации у детей

интереса к познавательной деятельности,

помогало лучше понять и

запомнить

информацию,

благодаря

вариативности

представленного

материала способствовало развитию умения понимать свои чувства и чувства

других людей. К концу года у детей повысились коммуникативные навыки,

внимание, умение работать с партнером. У детей стало развиваться умение

слушать друг друга, сопереживать товарищам, вежливое обращение с

окружающими людьми.



В раздел образования