Автор: Шарапаева Ольга Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №89 "Дюймовочка" г.Брянска
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Проект
Тема: Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию "Белая береза"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад №89 «Дюймовочка» г.Брянска
Проект
в
«
»
старшей группе Ромашка
(
)
краткосрочный
«
Белая
»
береза
Воспитатель: Шарапаева О.В.
2023 г.
"
" (
,
Проект
Белая береза
старшая группа
)
краткосрочный
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продукт проекта: коллаж «Русская красавица»
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её
эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.
Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе ( дети
часто ломают деревья, не понимая, что они живые и какую пользу они
приносят).
Актуальность проекта.
Проект «Белая берёза» направлен на расширение кругозора и осознание детьми
значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, экологически –
грамотное отношение к природе.
Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и
жизни человека, бережного отношения к деревьям.
Задачи:
1.Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение,
условия роста).
2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к
русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали
праздник «Русской берёзки».
3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней
(правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать
радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).
Этапы проекта
Подготовительный
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка бесед, образовательных ситуаций, наблюдений на прогулке,
сценария итогового мероприятия «Праздник русской берёзки».
Подготовка иллюстрированного материала: альбомов «Всё о берёзке», «Берёза
прекрасна во все времена года», «Береза на картинах русских художников».
Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы.
Оформление уголка «Русская берёзка».
Работа с родителями.
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать
родителей.
Наглядные консультации по теме проекта: « На прогулке и дома расскажите
детям про берёзу», « Стихи, загадки, игры о берёзе»
Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе в альбом « Всё о
берёзе».
Привлечь к изготовлению коллажа « Русская красавица».
Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка»
Основной этап.
Тематические беседы
«
»
Что я знаю о берёзке
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности.
Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с
людьми.
«
»
Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о
факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
«
»
Родное дерево
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять
представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях
изобразительного искусства.
«
?
Какую пользу приносят деревья Как берёзу использовали в
?»
древности
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение
в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наблюдение на прогулке:
«Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и
изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к
дереву как живому объекту природы.
Рассматривание альбомов
«Всё о берёзе», «Берёза прекрасна во все времена года», « Береза на
картинах русских художников».
Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.
Ознакомление с художественной литературой.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».
Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».
Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к
природе, березе.
Загадки, пословицы
Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова.
Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем
воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов,
сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.
Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные
эмоциональные чувства.
Играли в дидактические игры:
«
».
Укрась дерево листочками
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии
красивых летних и осенних цветосочетаний.
«
».
Собери целое дерево
Цель: формировать представление о строение дерева.
«
»
С кем дружит дерево
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми
организмами.
«
?»
Что нужно дереву
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.
Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски с
изображением берёзки.
Разучивание и песен хороводов
"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия),
"Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и
музыке, желание их петь.
Играли с детьми в народные игры «Печка и дрова».
Подвижные игры: «Горелки», « Ручеек», « Плетень», «Помело».
Играли в сюжетно-ролевые игры «Путешествие в лес», «У бабушки в
гостях».
Заключительный этап
Создание коллажа «Русская красавица»
Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления
коллажа из природного материала.
Итогом проделанной работы стало развлечение «Праздник русской берёзки».
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать
знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии,
музыке; воспитывать любовь к русской берёзке.
Результат проекта
Дети:
Дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе.
Узнали о пользе берёзы для человека.
Прониклись заботой и любовью к берёзе, и стали бережно относиться к
деревьям.
Воспитатель:
- подобрала методическую и детскую литературу
- разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового
мероприятия
- наработала рекомендации для родителей по теме проекта
-составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.
Родители:
- проявили интерес и участвовали в реализации проекта
- приняли участие в оформлении альбома « Всё о берёзке».
В развивающую среду были внесены:
- иллюстрированные альбомы
-дидактические игры « Укрась дерево листочками», « Собери целое дерево», «
С кем дружит дерево», «Что нужно дереву?».
- оформлен уголок « Русская берёзка»