Автор: Вахренева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: Ямало - Ненецкий Автономный округ город Ноябрьск
Наименование материала: Проект
Тема: "Добрая дорога детства"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Синеглазка» города Ноябрьска Ямало-
Ненецкого автономного округа
Подготовила: Вахренева Н.М.
Педагогический проект
«Добрая дорога детства»
Оглавление
Паспорт педагогического проекта.......................................................................................................3
Пояснительная записка.........................................................................................................................4
1. Актуальность проблемы...................................................................................................................4
обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения........................4
и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах...................................................................4
2. Новизна..............................................................................................................................................5
Часть I. Теоретический анализ............................................................................................................ 6
основных условий и причин возникновения ДТП с дошкольниками...........................................6
Часть II. Практическая работа по реализации этапов проекта........................................................8
«Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!».........................................8
Содержание работы проекта................................................................................................................8
1 этап. Анкетирование родителей. Банк идей................................................................................... 9
2 этап. Основной.................................................................................................................................10
3 этап. Заключительный.....................................................................................................................12
Заключительное слово........................................................................................................................13
Список литературы.............................................................................................................................13
Паспорт
педагогического
проекта
Структура
Содержание
Тема
«Правила дорожные детям знать положено»
Адресация
проекта
воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Руководитель
проекта
Вахренева Н.М.
Место
проведения
МАДОУ «Синеглазка» (групповая комната, зал).
Участники
проекта
воспитатели группы Вахренева Надежда Михайловна
воспитанники подготовительной к школе группы «Ромашка»
родители воспитанников группы «Ромашка»
специалисты ФИЗО и музыкальный руководитель
Возраст
воспитанников
Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)
Особенности
проекта
По характеру продукта: творческо-исследовательский
По количеству создателей: парный.
По количеству детей: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц).
По профилю знаний: все образовательные области
По уровню контактов и масштаба организации: на уровне ДОУ
Цель проекта
Предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма,
п о с р е д с т в о м в ключения
родителей
во спит анников
в
о б р а з о в а т е л ь н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
н а
о с н о в е активного
взаимодействия,
направленного
на
расширение
и
закрепление
знаний
воспитанников
и
их
родителей
о
правилах
дорожного
движения.
Задачи проекта
1.Активизировать
работу
педагогов
по
пропаганде
правил
дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей
группы;
2. Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
3.Создавать
условия
для сознательного изучения
детьми
Правил
дорожного движения;
4.Развитие
у
детей
способности
к
предвидению
возможной
опасности
в
конкретно
меняющейся
ситуации
и
построению
адекватного безопасного поведения.
5. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на
дорогах
6. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Ресурсы проекта
Любящие свою работу педагоги
Активные родители воспитанников
Заинтересованные воспитанники
Уголок по безопасности ДД в групповой
Д/игры,
плакаты,
детская
художественная
литература,
энциклопедии по безопасности дорожного движения
Материалы
для
родительского
уголка
«Безопасность
детей
–
забота взрослых», «Удерживающие устройства для перевозки детей
в салоне автомобиля»
Предполагаемые
р е зул ьт ат ы
и
продукты
проекта
Результат деятельности педагогов:
1.Создание оптимальных и необходимых условий для организации
совместной деятельности с родителями по охране и безопасности
ж и з н и
д е т е й ;
2.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в
д е й с т в и я х
н а
д о р о г е ;
3.Гуманизация связи семьи с сотрудниками МДОУ;
4.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой
д о р о ж н о й
с и т у а ц и и ;
5.Появление
интереса
у
родителей
к
совместному
обучению
безопасному поведению на дорогах.
К
качестве
готового
продукта
предусматривается
проведение
литературной викторины «Пешеход на улице»
Сборник материалов по совместной деятельности педагогов и детей
«Уроки мудреца – Светофора». Презентация.
Аннотация
Мероприятия проводятся в совместной деятельности воспитателя и
д е т е й в
в и д е : бесед,
викторин,
наблюдений
за
движением
транспорта,
чтение
художественной
литературы,
отгадывания
загадок,
кроссвордов; развивающие,
познавательные,
сюжетно-
ролевые,
подвижные
игры,
оформление
уголка
по
«Правилам
дорожного движения», а также дома с родителями.
Этапы
работы
над проектом
I этап «Составление «Банка идей»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов,
родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение
родителями
ПДД
и
безопасного
образа
жизни,
определяются
проблемы
и
задачи,
выстраиваются
пути
реализации
данных
задач
в
разнообразной
деятельности
с
детьми.
Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения: методические
разработки
для
педагогов
ДОУ,
консультации
для
родителей,
каталог
дидактических
и
подвижных игр, проведение анкетирования с родителями.
Пояснительная
записка
1.
Актуальность
проблемы
обучения
детей
старшего
дошкольного
возраста
правилам
дорожного
движения
и
навыкам
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах
.
В
Российской
Федерации
проблема
детского
дорожно-транспортного
травматизма
(ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным
аналитических
материалов
Департамента
обеспечения
безопасности
дорожного
движения
МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3
раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика
показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом
количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и
вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования
в
данной
области
показывают,
что
все
причины
ДТП
с
участием
дошкольников
во
многом
связаны
с
их
возрастными
и
психофизиологическими
особенностями,
такими,
как
незрелость,
неспособность
правильно
оценить
обстановку,
быстрое
образование
условных
рефлексов
и
быстрое
их
исчезновение,
потребность
в
движении,
которая
преобладает
над
осторожностью,
стремление
подражать
взрослым,
переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и
др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности
транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема
обучения
дошкольников
безопасному
участию
в
дорожном
движении
актуальна
и
современна,
её
решение
помогает
сформировать
у
детей
систему
знаний,
осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение
дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя
подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД
неприемлема,
а
нормативное
изложение
обязанностей
пешеходов
и
пассажиров
на
недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления,
которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В
целом
по
стране,
а
также
в
нашем
МБДОУ,
накоплен
определённый
опыт
профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины,
конкурсы,
имеющие
познавательный
характер,
но
целенаправленно
не
решающие
задач
обучения
дошкольников
основам
дорожной
безопасности.
Исследования
Научно-
исследовательского
центра
проблем
безопасности
дорожного
движения
МВД
России
показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда
решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение
между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на
сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально
иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности
детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и
воспитания
по
профилактике
ДДТТ,
а
также
проведения
профилактической
работы
с
родителями на основе современных педагогических технологий, поэтому нами в тесном
сотрудничестве с родителями был создан коллективный проект по теме: «Правила дорожного
движения – нужно знать всем, без исключения!»
2.
Новизна
В
целом
в
российском
дошкольном
образовании
накоплен
определённый
опыт
профилактики
ДДТТ.
Однако
проводимые
мероприятия
часто
сводятся
к
отдельным
увеселительным
праздникам,
соревнованиям,
викторинам,
конкурсам,
имеющим
познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников
основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников
ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных
процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание,
воображение, мышление, речь), эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие
умений
и
навыков
безопасного
поведения,
превращение
их
в
устойчивые
привычки
и
стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным
процессе
Часть
I.
Теоретический
анализ
основных
условий
и
причин
возникновения
ДТП
с
дошкольниками
Условия:
Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во
дворах, на тротуарах, возле гаражей. Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части без
сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно
ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.
Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без
присмотра дошкольников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части,
возле магазинов и т.д.)
Переход
проезжей
части
взрослыми
с
детьми
в
неустановленном
месте
и
другие нарушения правил дорожного движения
Недержание
детей
за
руку
при
переходе
дороги
и
в
местах,
где
имеется
движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.). В таких случаях ДТП
может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.
Причиной
гибели
и
ранений
детей
–
пассажиров
в
салоне
автомобиля
может
статьнахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или
отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения
ПДД, совершаемые взрослыми.
Причины:
Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е. вне
пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей – пешеходов,
которые
переходят
дорогу,
не
понимая
опасности
движущегося
транспорта.
Несчастные
случаи происходят и по вине водителей, когда они не снижают скорость, видя бегущего
ребёнка,
и
воспринимают
его
как
«маленького
взрослого»,
не
понимая
возрастных
и
психофизиологических особенностей его поведения на дороге.
Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств,
зелёных
насаждений,
и
других
препятствий,
затрудняющих
обзор. Закрытый
обзор
является одной из причин наезда на дошкольников, которых водители не видят и потому не
ожидают их внезапного появления на дороге.
Неподчинение сигналам светофора. Дошкольники переходят дорогу, не придавая
значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а
транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться
внезапно на большой скорости. Кроме того, дошкольники медленно реагируют на смену
сигналов светофора. Не понимают значения мигающего зелёного сигнала, который горит всего
3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
Движение
детей
по
проезжей
части
при
наличии
тротуара. Дошкольники,
увлёкшись разговорами, увидев на улице что-то интересное, могут, не думая об опасности,
неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.
Незнание правил перехода перекрёстка. Дошкольники не понимают, на какие
светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по
диагонали. Дошкольники не знают, что транспортные средства могут делать повороты на
перекрёстках на зелёный сигнал светофора, который горит для пешеходов.
Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей дошкольники не
всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой,
которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.
Движение
детей
по
проезжей
части
в
направлении,
попутном
движению
транспортных
средств. Дошкольники
не
знают
правил
движения
по
проезжей
части,
в
местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно.
Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей
части дороги. Дошкольники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно,
нередко выезжая на проезжую часть.
Неправильный
выбор
места
перехода
проезжей
части
при
высадке
из
маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного
транспорта. Выйдя из него, дошкольники начинают обходить его спереди и попадают под
движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта
и также попадают в ДТП. Даже находясь со взрослыми, ребёнок может вырваться и побежать
на противоположную сторону дороги, где и происходит наезд.
Таким
образом,
анализ
причин
и
условий,
способствующих
возникновению
ДТП
с
участием детей дошкольного возраста, показывает, что виновными в этом являются водители,
взрослые сопровождающие детей, которые не достаточно бдительны (не держат детей за руку
или сами нарушают правила движения), а так же сами дети, в основном из-за возрастных и
психофизических особенностей. Психофизиологическая система дошкольника находится в
состоянии
становления
и
ещё
не
достигла
своего
полного
развития.
Многие
процессы
подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные
ситуации.
Дошкольники
попадают
в
ДТП
в
основном
из-за
несформированности
у
них
координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и
расстояние,
отсутствия
навыков
ориентации
в
пространстве,
в
том
числе
ориентации,
связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин. Находясь на
проезжей части, дошкольники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно
стремление спастись от опасности в потоке движущегося транспорта. Они считают: чем
быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопаснее. Однако при попадании в
поток движущегося транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперёд, а
затем
вдруг
повернуть
назад,
чего
не
ожидают
водители.
Такие
действия,
как
правило,
заканчиваются
ДТП
со
смертельным
исходом.
По
сути,
все
причины
и
условия,
способствующие возникновению ДТП, связаны с ошибками в поведении водителей, детей и
взрослых на улицах и дорогах.
На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием
дошкольников, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение
дошкольников.
Чувство
опасности
дороги
и
транспорта
(но
не
страха
перед
ними),
предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ДОУ
специальной
образовательной
деятельности
построенной
на
основе
современных
образовательных технологий, таких как проектная деятельность.
Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и
взрослые
совершают
поисково-познавательную
творческую
работу.
Принципиальной
отличительной
чертой
проекта
является
период
его
реализации
(длительность)
и
открывающиеся возможности.
Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько
дней, сколько:- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
- взрослым удаётся поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и
пополнять развивающую среду раскрывающими её материалами;
-будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект
новыми идеями и ресурсами.
Благодаря
продолжительности
проекта
дети
получают
возможность
для
реализации
различных
действий,
раскрывающих
выбранное
содержание.
При
этом
каждому
ребёнку
обеспечивается
право
и
возможность
выбора
способа
познания
в
соответствии
с
его
особенностями и потребностями.
Часть
II.
Практическая
работа
по
реализации
этапов
проекта
«
Правила
дорожного
движения
–
нужно
знать
всем
,
без
исключения
!»
Содержание
работы
проекта
.
Тема
нашего
проекта
«выросла»
сама
-
собой,
в
одном
из
разговоров
между
воспитанниками
группы
я
услышала,
что
дети
свободно
оперируют
названиями
марок
автомобилей и хорошо знают их отличительные особенности. Обратив на это внимание
остальных воспитанников группы, я увидела их желание узнать об автомобилях больше. Так и
начался наш проект «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!»
цель, которого заключается в предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма,
посредством включения
педагогов,
воспитанников
и
родителей
воспитанников
в
образовательную
деятельность
на
основе активного
взаимодействия,
направленного
на
расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного
движения.
Работа
в
рамках
проекта
«Правила
дорожного
движения
–
нужно
знать
всем,
без
исключения!» осуществлялась поэтапно.
1
этап
.
Анкетирование
родителей
.
Банк
идей
Анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города»
1.
«Много ли знаков ДД знает ваш ребёнок?»
4% родителей ответили да
80% ответили, что их ребёнок знает некоторые знаки ДД;
16% родителей отметили, что их дети не знают знаков дорожного движения.
2.
Хорошо ли ваш ребенок знает дорогу в детский сад и домой?
92% родителей ответили, что их ребёнок хорошо знает дорогу в детский сад и домой, 8%
отметили, что далеко живут и ребёнок не знает дороги в детский сад.
3.
Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
92% родителей ответили, что всегда соблюдают правила ДД,
8% написали, что ходят по улице так как им удобно.
4.
Умеет и ваш ребенок правильно переходить дорогу?
50% ответили, что их ребёнок умеет правильно переходить улицу,
50% ответили, что их ребёнок не умеет правильно переходить улицу.
5.
Знают ли дети сигналы светофора?
60% родителей ответили, что их дети знают сигналы светофора,
40% отметили, что дети путают сигналы светофора.
6.
Обращают ли внимание детей на неправильное поведение людей на улице
60%
родителей
отметили,
что
иногда
обращают
внимание
детей
на
неправильное
поведение людей на улице,
8% родителей ответили, что никогда не обращают внимание ребёнка на неправильное
поведение людей на улице.
7.
Как себя ведут дети в общественном транспорте?
100% родителей ответили, что их дети ведут себя в общественном транспорте и на
остановках правильно и спокойно.
8.
Часто ли вы объясняете детям ПДД?
50% родителей ответили, что часто объясняют детям ПДД,
50% родителей отметили, что иногда уделяют этому внимание.
Анализ проведенного анкетирования привел нас к выводу, что данный проект является
актуальным и необходимым не только для закрепления и расширения знаний детей, но и
родителей.
Так же на первом этапе проекта «Составление «Банка идей» с детьми был составлен
план
работы,
на
основе «модели
трёх
вопросов». Методика
работы
с
«моделью
трёх
вопросов» такова. После того, как была определена интересующая нас тема, я включилась в
разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предлагаемой им теме.
Все идеи и
высказывания
детей
записываются
на
специально
подготовленном
бланке,
после
каждой
записанной идеи ставится имя её автора. Заполненную модель мы обсудили и дополнили
своими
идеями
со
вторым
воспитателем
группы
Натальей
Николаевной
и
вывесили
в
приёмной для того, чтобы её могли видеть родители. Это подталкивает взрослых невольно
продолжать разговоры с детьми. Помогает родителям включиться в образовательную работу
группы.
«Банк
идей»
наглядно показывает, что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать,
чтобы узнать. Исходя, из этого мы разработали модель реализации проекта:
Содержание деятельности
Ответственн
ые
Результат
Подготовительный этап
Р а з р а б о т к а
и
н а к о п л е н и е
методических
материалов,
разработок,
рекомендаций по проблеме
Ук р е п л е н и е
м а т е р и а л ь н о -
технической базы:
приобретение атрибутов по ПДД
оформление игрового уголка для детей в
группе
и
информационного
стенда
для
родителей
Воспитатели
Создание методической базы для
реализации проекта и обеспечение
н е о бход и м о й
и н ф о р м а ц и е й
родителей
Пополнение уголка Безопасности
в
группе
новыми
игрушками
и
пособиями
Первый
этап «Составление
«Банка
идей»
« Б а н к
и д е й »
( п о и с к ,
и з у ч е н и е
эффективных
технологий
и
методик
в
области
обучения
детей
п р а в и л а м
безопасного поведения на дороге)
Анкетирование
родителей
«Взрослые и дети на улицах города».
Воспитатели
Дети,
родители
Второй этап «Основной»
Первая неделя под девизом «Неделя знаний
правил дорожного движения»
Вторая неделя под девизом
« Уроки мудреца - Светофора»
Третья
неделя
под
девизом
«
Дорога
и
дети»
Четвертая
неделя
совместная
детско-
родительская
под
девизом
«Осторожно,
дети!»
Воспитатели,
инструктор
физо,
родители.
Систематизация
знаний
детей и их родителей по ПДД,
Закрепление
с
де т ь ми
правил дорожного движения через
художественное слово
Закрепление
детьми
и
родителями знаний ПДД,
В о с п и т а н и е
у
д е т е й
интереса
к
изучению
правил
дорожного
движения,
развитие
т в о рч е с к и х
с п о с о б н о с т е й ,
закрепление знаний ПДД
Третий этап «Заключительный»
Литературная
викторина
«
Пешеход
на
улице».
Подведение
итогов
проекта
«Посвящение детей в пешеходы», вручение
Участники
проекта,
педагоги
Закрепление знаний по правилам
дорожного движения у детей.
Материалы
по
опыту
работы
по
данному направлению
медалей,
дипломов,
благодарственных
писем родителям.
Презентация проекта
2
этап
.
Основной
На
втором «Основном» этапе мы с детьми осуществляли практическую образовательную
деятельность
по
различным
образовательным
областям
программы
(ознакомление
с
окружающим,
физическое
развитие,
художественно-продуктивная
деятельность,
развитие
речи), а также вне занятий в игровой деятельности (подвижные, дидактические, сюжетно-
ролевые игры) закрепляли, полученные на занятиях знания.
Мероприятия совместной деятельности детей и педагогов
№
Тема мероприятия
участники
ответствен
ные
Дата
проведения
Неделя «Знаний правили знаков дорожного движения»
1
Тема: Будущее водители.
Беседа «Зачем нужны дорожные знаки?»
Дети
педагоги
педагоги
2
Рисование
«Дорожные
знаки»
Транспорт
на
улице»
дети
педагоги
3
Аппликация «Светофор»
Рисование «Перекресток»
дети
педагоги
4
Моделирование
игровой
ситуация
«Парковка»
«Гараж»
дети
педагоги
5
с/р/и «Регулировщик и пешеходы»
дети
педагоги
6
Чтение художественной литературы Михалков С.
«Если свет зажегся красный
Дорохова А. «Красный, желтый, зеленый»
Серебрякова И. Дорожная грамота
дети
педагоги
7
Дидактическая
игра
«Собери
светофор»,
«Дорожные знаки»
«Угадай какой знак»
дети
педагоги
8
Беседа «Знакомство с улицей». Музыкальная игра
«Волшебство на дорогах»
Дети
педагоги
муз.рук.
9
м/п/и «Трамвай»- движение по сигналу
дети
педагоги
10
н/п/и «Внимание дорога!»
дети
педагоги
Неделя «За безопасность на дорогах»
1
с/р/и «Инспектор ПДД»
- игровая ситуация «Задержание нарушителя и
вручения квитанции о штрафе»
дети
педагоги
2
Совестная
деятельность
детей
и
педагога
«Прогулка с цыпленком по городу»
дети
педагоги
3
Совместная
деятельность
детей
и
педагогов
дети
«Водители-умельцы»
(про
транспорт
и
профессии)
4
с/р/и «Автозаправка» «Автогородок»
дети
5
Конструирование из строительного материала «В
два ряда дома стоят»
дети
6
Рисование «Наша улица»
Аппликация
из
геометрических
фигур
«Мой
город»
дети
7
Обсуждение рассказа Серякова И. «Улица, где все
спешат».
дети
Рассказ воспитателя «Где можно играть»
дети
8
Дидактическая игра «Пройди путь»
Пазлы и разрезные картинки «Спец транспорт»
дети
9
Подвижная игра «Цветные автомобили»
дети
10
Спортивное
развлечение
«Азбука
дорожного
движения»
дети
Инстр.
Физ.культ
Неделя «Уроки мудреца - Светофора»
1
Отгадывание загадок и ребусов по ПДД
дети
2
Совместная
деятельность
детей
и
педагога
«Правила дорожные детям знать положено»
дети
3
Совместная
деятельность
«Научим
Буратино
правилам дорожного движения»
дети
4
Решение проблемной ситуации «Что мы видели
на улице». Беседа на прогулке
дети
5
с/р/и
«Пассажиры»
(закрепление
правил
поведения пассажиров)
дети
6
Просмотр серии познавательных мультфильмов
«Смешарики. Азбука безопасности»
дети
7
Литературный калейдоскоп «Красный, желтый,
зеленый..»
дети
педагоги
8
Рассматривание
иллюстраций,
составление
детьми рассказов по серии картинок «Где можно
играть»
дети
9
Выставка
детских
рисунков
«У
светофора
каникул нет»
Дети,
родители
педагоги
10
Литературная
гостиная
для
детей
«Дорожные
посиделки» (чтение стихотворений наизусть о
правилах дорожного движения, о транспорте и
поведении людей в нем)
дети
педагоги
Совместная детско-родительская неделя «Осторожно, дети!»
1
Газета «Добрая дорога детства»
Дети,
родители,
педагоги
педагоги
2
Домашнее
задание
«Составление
план-схемы
«Мой путь в детский сад»
Родители и
дети
родители
3
Листовка
-
обращение
«Выполняем
правила
дорожного движения!»
Родители
педагоги
педагоги
4
Оформление и ознакомление со стендами в холе
детского сада «Внимание дорога!»
Педагоги,
дети,
родители
Педагоги,
родители
5
Консультации
для
родителей
«Безопасность
детей – забота взрослых»
педагоги
6
Папки-передвижки
«Советы
родителям
в
осенне-зимний период»
3
этап
.
Заключительный
На
третьем
«Заключительном»
этапе
была
проведено
развлечение
литературная
викторина «Пешеход на улице» во время, которой закрепляли правила дорожного движения,
разгадывали
кроссворды
на
заданную
тему,
воспитывали
желание
соблюдать
правила
дорожного движения. В заключение праздника детей посвятили в грамотные пешеходы.
Результатом нашего проекта стало то, что:
-дети
получили
и
усвоили
знания о
правилах
поведения
на дороге,
научились
применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в
повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и
воплощали свои задумки в жизнь.
Были
объединены усилия
педагогов
и
родителей
в
вопросе
ознакомления
детей
с
правилами
дорожного
движения
и
их
соблюдению
в
жизни;
планомерно и
активно
распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.
Разработаны
наглядные
материалы,
оказывающие
развивающее воздействие и
познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знания о
культуре
поведения на дороге, обучению умению использовать макет
для моделирования
ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни
и жизни других людей. Во время работы данного проекта были разработаны сценарии дня на
тематическую неделю «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!»,
макет
перекрестка,
конспекты
занятий
(физкультурное
занятие,
познавательное
занятие,
картотека подвижных и дидактических игр, книги, наглядные пособия, консультации для
родителей, инструкция для воспитателей по предупреждению ДДТТ, план работы проекта
«Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения».
Заключительное
слово
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных
происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и
травмы.
Именно
поэтому
дорожно-транспортный
травматизм
остается
приоритетной
проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными
методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать
воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного
движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение
п р и о б р е т а е т
о б у ч е н и е
р о д и т е л е й
п р а в и л а м
д о р о ж н о г о
д в и ж е н и я .
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К
сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная
задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы
обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их
содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания,
терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным
миром перехода улиц и дорог.
Предложенный
проект
–
попытка
организовать
на
практике
систему
деятельности
родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и
воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного
движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то,
что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального
внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование
в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Список
литературы
1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
3.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
4.Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М.,
2004.
5.Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6.Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.
-
СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
7.Деркунская
В.
А.
Сотрудничество
детского
сада
и
семьи
в
воспитании
культуры
здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
8.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и
др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
9.Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.
10.Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование,
конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2000.
11.Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного
возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание.
2011. №10.
12.Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. - М.: ОО
«Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
13.Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным
образовательным учреждением. 2008. N3.
14.Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. -
Волгоград: ИТД «Корифей».
15.Правила
дорожного
движения.
Старшая
и
подготовительная
группы.
/
Сост.
Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
16.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное
пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.
Задачи проекта
1.Активизировать
работу
педагогов
по
пропаганде
правил
дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей
группы;
2. Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
3.Создавать
условия
для сознательного изучения
детьми
Правил
дорожного движения;
4.Развитие
у
детей
способности
к
предвидению
возможной
опасности
в
конкретно
меняющейся
ситуации
и
построению
адекватного безопасного поведения.
5. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на
дорогах
6. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Задачи проекта:
1.Активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного
о б р а з а
ж и з н и
с р е д и
р о д и т е л е й
г р у п п ы ;
2. Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
3.Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
4.Развитие
у
детей
способности
к
предвидению
возможной
опасности
в
конкретно
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
5. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах
6. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.