Автор: Доведенко Светлана Борисовна
Должность: Педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МБДОУ№13
Населённый пункт: Забайкальский край, город Чита
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Проект по экологическому воспитанию с элементами русского народного фольклора на тему "Домашние птицы" во второй младшей группе "Теремок"
Раздел: дошкольное образование
Проект по экологическому воспитанию с элементами русского
народного фольклора «Домашние птицы».
«Домик для курочки и цыплят»
2 младшая группа «Теремок»
Актуальность проекта.
Воспитывать основы экологического сознания у детей надо с раннего
детства. Нужно учить заботиться о природе, беречь её. Домашние птицы-это
часть природы. Так пусть наши дети будут экологически образованными,
эмоционально отзывчивыми, способными сопереживать.
Проблема. Слабые знания детей о домашних птицах.
Тип проекта - познавательно-творческий.
Участники проекта - воспитатели, родители, дети 3-4 лет.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта: с 09.10 по 13.10. 2023 г.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и речевых
способностей детей в процессе разработки познавательно-творческого
проекта «Домашние птицы».
Задачи проекта.
• Познавательное развитие: учить узнавать и называть домашних птиц
по
внешнему
виду.
Дать
представление
чем
питаются.
Закрепить
представление о домашних птицах (живут рядом с человеком, люди
заботятся о птицах, птицы приносят пользу людям). Формировать умение
различать домашних птиц и их детёнышей. Воспитывать у детей любовь к
животным, заботливое отношение к ним.
• Речевое
развитие: формировать
навыки
составления
короткого
рассказа о животных. Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог.
Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас.
• Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться
со сверстниками в процессе игровой деятельности. Во время игр развивать
интерес к окружающему миру. Закрепить правила безопасного поведения
при общении с домашними птицами.
• Художественно-эстетическое
развитие: развивать
творческие
способности. Совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке,
аппликации. Учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в
них художественный образ, эмоциональное настроение.
• Физическое развитие: учить передавать в движениях и жестах повадки
домашних птиц, развивать все виды моторики. Формировать умение
координировать речь с движениями. Формировать предпосылки к ЗОЖ –
мыть руки после общения с птицами.
Ожидаемый результат.
Дети будут иметь элементарные представления о домашних птицах, их
отличительных особенностях. Расширится и активизируется речевой
запас детей на основе звукоподражанию их голосам, отгадыванию
животных и птиц по их словесному описанию, также в процессе
знакомства со сказками, потешками, загадками.
Через общение с родителями дети научаться находить признаки
сходства и различия. Познакомятся с детенышами домашних птиц, о
способах ухода за животными, о пользе, которую приносят.
Разовьется
умение
отражать
полученные
знания
и
умения
в
продуктивно-игровой деятельности. В совместной деятельности с
воспитателем будут способны отгадывать птиц по голосу, знать
повадки домашних птиц, где живут и кто ухаживают за ними.
Родители примут активное участие в изготовлении рисунков, книжек –
малышек с загадками и потешками, (избранно).
Продукты проекта.
составление альбома рисунков на тему: «Домашние птицы»
родителей и детей;
макет «Домик для курочки и цыплят».
выставка работ аппликация «Уточка плавает в пруду»
выставка рисунков «Цып-цып-цып мои цыплятки».
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный
2.Основной
3.Заключительный
1. Подготовительный этап:
Подбор детской художественной литературы, наглядного материала;
сообщение
родителям
о
предстоящем
проекте,
подготовка
информационных листов для родителей, папка- передвижка «Все о
курочке Рябе», (изготовление птиц для макета).
составление паспорта проекта.
2.Основной этап:
Дети получат информацию о домашних птицах, через НОД по
ознакомлению
с
окружающим,
рассказы
воспитателя,
чтение
художественной литературы, просмотры презентации «Домашние
птицы», рассматривание картинного материала.
Будут принимать активное участие в НОД по изодеятельности, в
совместной деятельности.
Воспитанники будут активны в самостоятельной деятельности: петь
знакомые песенки, рассказывать потешки, сказки. С помощью масок
изображать и звукоподражать домашних птиц.
Будут проявлять инициативу в общении со взрослым: стремиться
рассказать о своей работе по изодеятельности.
Примут активное участие в создании выставки «Уточка» (аппликация),
Родители
будут
знакомиться
с
материалами
папок-передвижек,
информационных
листов;
совместно
с
детьми
выполнять
познавательно -творческие задания.
3. Заключительный этап:
Проведении развлечения «Цып-цып-цып мои цыплятки» (Пляска с
курочкой)
Составление альбома рисунков на тему: «Домашние птицы» родителей
и детей.
Макет «Домик для курочки и цыплят».
Работа с детьми по образовательным областям:
Познавательное развитие
Игровая беседа: «Домашние птицы»
НОД «Курочка и цыплята».
Д\игры: «Чьи детки?»
«Кто где живёт?
«Выложи фигуры домашних птиц»
НОД «Кто чей?
И\упр: «Мама, папа, я»
Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»
Рассматривание сюжетной картины «На птичьем дворе».
Речевое развитие
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
К. Чуковский «Цыпленок»
Чтение и заучивание стихотворения «Вышла курочка гулять…»
Рассматривание сюжетной картины «На птичьем дворе».
Загадывание загадок о домашних птицах
Чтение потешек про домашних птиц.
Разучивание потешки «Купим мы с бабушкой…»
Д\и: Словесная игра « Кто как кричит»
С/ игра «У кого кто?».
Игра «Домашние птицы» «Кто пришёл? Кто ушёл?».
по мотивам
потешки «Наши уточки с утра».
Деятельность в музыкальном зале. Знакомство с иллюстрациями
Е.Чарушина «Удивительные птицы, животные»
Социально - коммуникативное
Нравственное воспитание: экологическая игра «Петушок в беде»
Ролевая игра «Птичий двор»
Д/и: «Что умеет делать твоя птичка?», «Как говорит курочка (взрослые
птицы и их детёныши)
Изготовить макет «Домик для курочки и цыплят»
ОБЖ: Моделирование ситуации «Переполох на птичьем дворе»
Художественно – эстетическое развитие
НОД
Рисование «Украсим дымковскую уточку» (гуашь)
«Цып,-цып-цып мои цыплятки».(гуашь-тычок ватными дисками)
Лепка «Крошки для утят» (пластилин)
Рисование ладошками «Петушок золотой гребешок».
Аппликация «Уточка плавает в пруду»
НОД Музыкальная
Слушание русской народной мелодии «Курочки и петушок». Обр. Г.
Фрида -
Слушание песен Е. Тиличеевой «Вышла курочка гулять»,
«Жили у бабуси». «Голоса домашних птиц»
Театральная игра: «В гости к бабушке и дедушке по сказке (Курочка-
Ряба)».
Кукольный театр по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок».
Муз\игра: «Птички клюют зернышки»
Развлечение «Цып-цып-цып мои цыплята» (пляска с курочкой).
Физическое развитие
Пальчиковая игра: «Домашние птицы»
П\игры: «Курочка-хохлатка»,
«Найди цыплёнка»,
«Угадай, кто кричит»,
Наседка и цыплята
«Вышла курочка гулять»
ЗОЖ «Покажем утёнку нашу зарядку»"
«Цыплёнок умывается»
Взаимодействие с родителями
Изготовление, Книжек-малышек «Домашние птицы».
Участие в изготовлении птиц самоделок для макета «Домик для
курочки и цыплят»
Участие в изготовление масок «Цыпленок»
Участие в подборе книг, иллюстраций о домашних птицах.
Результативность проекта
В ходе реализации проекта у детей пополнились, систематизировались
знания о домашних птицах, характерных особенностях внешнего вида,
их голосах. На основе углубления и обобщения представлений о
домашних птицах, в процессе чтения потешек, сказок, рассказов ,
загадками данной тематики, у детей расширился и активизировался
речевой запас. У детей появилось желание звукоподражать голосам
птиц, манипулировать куклами-птицами, проговаривать знакомые
потешки.
В группе создана благоприятная эмоциональная атмосфера; у детей
наблюдается доброжелательное отношение друг другу, взрослым,
желание помогать, в подборе наглядного материала по теме.
Создана предметно - развивающая среда о расширении знаний детей о
домашних птицах, их детёнышей, повадках.
Дети научились использовать общение с родителями как источник
информации для получений знаний о домашних птицах..
Все участники получили позитивные эмоции, радость от своей
деятельности.
Список используемой литературы
1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.:Мозаика –
синтез,
2006-2010.
2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой
младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008-2010.
4. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез,2005-
2010.
5. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром младших
дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. –
М.:Мозаика-Синтез,2009-2010.Соломенникова О.А. Занятия по
формированию элементарных экологических представлений в первой группе
детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.Акимова Ю.А. Знакомим
дошкольников с окружающим миром. М.2007.
7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез,
2005-2010.
9. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.:
Мозаика-Синтез, 2005-2010.
10. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: -
Мозаика-Синтез, 2005-2010.
11. Книга для чтения в деском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В.В.
Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.,2005.
12. Янушко Е.А. Лепка с детьми в раннем возрасте. М., 2005.
13. Янушко Е.А. Рисование с детьми в детском саду. М., 2005.
14. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей
2-7
лет технике рисования. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.