Автор: Находкина Ньургуяна Гаврильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева"
Населённый пункт: с.Танда, Усть-Алданский улус (район)
Наименование материала: статья
Тема: Обучение чтению на уроках английского языка учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование
«Обучение чтению на уроках английского языка учащихся начальных
классов»
Как правило, обучение чтению начинается с чтения вслух. Чтение
вслух имеет две функции: возможность объективной оценки умения
учащегося правильно складывать буквы и буквосочетания в звуки и слова.
Когда учащийся читает текст вслух, можно обнаружить, обладает ли он
«технической» стороной преобразования букв в звуки. Так как слова,
прочитанные позже, будут произноситься и говорится и потому умение
читать их правильно, имеет большое значение. Происходит отработка и
автоматизация
речедвижений,
усовершенствование
произносительных
навыков, приучение своего артикулярного аппарата к неродным звукам и
интонациям.
Чтение – это внутренний процесс одновременного понимания и
восприятия письменного текста, состоящий из интерпретации текста, которая
несет в себе предметное, словесное и смысловое понимание.
Ознакомительное
чтение
предполагает
извлечение
основной
информации, понимание основного содержания прочитанного. Читая, нужно
уметь обходить трудности в виде незнакомых слов или грамматических
структур, догадываться о значении слов по их контексту.
Изучающее чтение - это внимательное вчитывание, проникновение в
смысл при помощи анализа текста, текст буквально разбирается на
маленькие кирпичики, которые позже можно будет построить в новое здание,
обращается внимание на все сигналы в тексте, как грамматического, так и
лексического характера.
Просмотровое чтение - чтение, в результате которого читающий
получает самое общее представление о содержании текста, есть ли в нем
нужная информация, представляет ли она интерес.
Поисковое чтение - человек ищет определенную информацию,
возможно в указанном тексте.
На начальном этапе нет различий между текстами для аудирования и
текстами для чтения, т.к. необходима высокая повторяемость - это ядро
будущей лексико-грамматической системы. Затем в текст включается все
больше новых слов, о значении которых можно догадаться по корню и
словообразовательным элементам, но новых слов не должно быть очень
много, чтобы чтение не превращалось в пословную расшифровку текста.
Традиционный
метод
обучения
чтению
возник
как
буквослагательный, а затем в процессе эволюции превратился в звуковой
аналитико-синтетический метод, которым мы очень успешно пользуемся до
сих пор.
Метод целых слов - способ обучения грамоте; возник в начале 20 в. в
США и связан с особенностями английского языка (в котором до 80%
односложных слов, существительные не склоняются и т.д.). Метод требует
зрительного запоминания большого количества слов и их графического
изображения без расчленения на звуки и буквы.
Исследования
было
проведено
в
МБОУ
«Тандинская
СОШ
им.М.Н.Готовцева» Усть -Алданского улуса.
Цель работы - апробация применения метода «целого слова» и
традиционного метода в работе с англоязычными текстами в процессе
обучения школьников второго класса чтению на английском языке.
Исследование состояло из следующих этапов: констатирующий,
формирующий, проверочный и контрольный.
При знакомстве с гласными буквами алфавита использовался прием
персонификации, применение которого опирается на наличие наглядно-
действенного и наглядно-образного мышления у учащихся, с помощью
которых ребенок оперирует целостными образами.
В экспериментальной группе при работе с текстом применялся
традиционный
метод
изучения
чтению
на
английском
языке.
Цель
применения этого метода - создание мотивации для чтения, развитие умения
предполагать содержание текста, используя заголовок, иллюстрации к тексту
и т.п.
В результате проведенного формирующего этапа исследования, 2
детей (50%) справились с заданием. В контрольной группе - 1 человек (25%).
Оставшиеся 2 человека из экспериментальной группы и 3 человека из
контрольной группы не справились с заданием или выполнили его не
полностью.
Использование метода «целого слова» и традиционного метода в
работе с англоязычными текстами в процессе обучения школьников второго
класса чтению на английском языке позволило так же воздействовать на
эмоциональную сферу детей с опорой на наглядно-образное мышление и
воображение. Таким образом, в процессе исследования мы старались
развивать интерес к предмету, что, несомненно, является важным фактором в
обучении детей любому предмету на начальном этапе.
Анализ результатов проверочного этапа выявил положительную
динамику в обеих подгруппах.
На проверочном этапе с заданием успешно справились 3 детей (75%)
из экспериментальной группы и 2 детей (50%) из контрольной группы. У
остальных детей так же повысились результаты.
В экспериментальной группе полностью с контрольным заданием
справились 3 человек (75%), в контрольной же группе правильно выполнили
задание лишь 2 человек.
Ход эксперимента показал отличие в результатах обучения чтению в
двух группах. Они оказались выше в экспериментальном классе, что
свидетельствует об эффективности разработанного комплекса упражнений.
В
ходе
эксперимента
ученики
продемонстрировали
умения
самостоятельно преодолевать трудности языкового и смыслового характера,
читать с
полным
пониманием текста.
Следовательно,
разработанный
комплекс упражнений оказался эффективным, поскольку проведенная на
уроках работа с текстом способствовала развитию сформированных ранее
умений чтения, в частности умений, необходимых для ориентации в логико-
смысловой
структуре
текста,
нахождение
заданной
информации
и
сопоставление ее с информацией, имеющейся у учеников.
В результате проведенного нами исследования были достигнуты
следующие задачи и цели:
1.
Обоснован комплекс упражнений по обучению чтению на
английском языке во втором классе на основе традиционного метода и
метода «целого слова».
2.
Определена сущность чтения, рассмотрены его виды, функции и
формы;
3.
Раскрыто содержание обучения чтению;
4.
Проанализирован метод «целого слова» и традиционный метод в
обучении чтению;
5.
Составлен комплекс упражнений по обучению чтению на
английском языке во втором классе;
6.
Определен выбор материала для чтения на английской языке во
втором классе;
7.
Установлена взаимосвязь чтения с другими видами речевой
деятельности.
Если практиковать традиционный метод и метод «целого слова» на
уроках английского языка во втором классе, то уровень сформированности
навыков чтения повысится, подтверждена полностью.