Напоминание

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста


Автор: Мария Ивановна Титова
Должность: МАДОУ "Детский сад 45"
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 45"
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, НИЖНИЙ НОВГОРОД
Наименование материала: Презентация
Тема: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №45»

Выполнила: воспитатель

Титова Мария Ивановна

Развитие познавательной активности детей старшего

дошкольного возраста через дидактические игры

математического содержания

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дошкольное детство-это период познания ребёнком себя и мира.

Характерной чертой детей данного возраста является любознательность и

активность, но важным представляется переход к устойчивой

познавательной направленности ребёнка.

Раннее поступление в школу осложняет процесс усвоения знаний, и хотя

ребёнок уже способен усваивать учебный материал, но у него еще

сохраняется острая потребность в игровой деятельности. Он учится,

играя, и ещё не готов сменить социальную ситуацию развития с игровой

на учебную. Познавательная активность является залогом успешного

обучения в школе, но в возрасте пяти-шести лет познавательная

активность еще не устойчива и ситуативна.

Одной и причин низкой познавательной активности у старших

дошкольников может быть несформированное у детей стремление к

познанию.

Таким образом, чтобы сформировать у детей старшего дошкольного

возраста познавательную активность мною разработана и практически

апробирована система дидактических игр математического содержания .

«Активный – энергичный, деятельный» («Толковый словарь русского языка»,

С.И.Ожегов).

Я.А.Каменский,

К.Д.Ушинский,

Дж.Локк,

Ж.Ж.Руссо:

«Познавательная

активность - естественное стремление детей к познанию».

Г.И.Щукина: «Познавательная активность - качество личности, которое

включает стремление к познанию, выражает интеллектуальный отклик на

процесс познания».

Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, М.И.Лисина: «Познавательная активность -

самостоятельная,

инициативная

деятельность

ребёнка,

направленная

на

познание окружающей действительности».

Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Дыбина, О.Л.Князева: «Дошкольное

образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка,

способствовать

развитию

познавательной

активности

и

инициативы

дошкольника»

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

– Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры. По его мнению, «…добровольное

подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из

содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. Игра – это прекрасный

метод развивающего обучения»

– Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу «знания не являются самоцелью обучения. Конечной целью является

вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем. При решении математических

задач не столь важно помочь ребенку найти

ответ, как обнаружить разнообразные пути решения.

Необходимо научить дошкольника рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при

преодолении трудностей»

– А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические

игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную

деятельность ребёнка, вносят занимательность»

С.Л.

Рубинштейн

и

А.

Н.

Леонтьев

считали,

что

игра

является

доступным

для

ребенка

путем

понимания и освоения мира

– Н.Я. Короткова, Н.А. Михайленко, С.Л. Новоселова выявили, что именно в игре возможно найти

резервы, позволяющие ненасильственно, естественным путем осуществить адекватное формирование

познавательной мотивации ребенка

– Л.А. Венгер указывает на огромный воспитательный потенциал дидактических игр в интеллектуальном

развитии детей дошкольного возраста

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Принципы:

-содействие

и

сотрудничество

детей

и

взрослых,

признание

ребенка

полноценным

активным

участником образовательных отношений,

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах

деятельности.

Задача: формирование активности, инициативности и самостоятельности ребенка.

Образовательная

область

«Познавательное

развитие»:

развитие

интересов

детей,

их

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие

творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,

их свойствах и отношениях.

Целевой ориентир дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы

взрослым

и

сверстникам,

интересуется

причинно-

следственными

связями,

пытается

самостоятельно

придумывать

объяснения

явлениям

природы

и

поступкам

людей.

Способен

к

принятию

собственных

решений,

опираясь

на

свои

знания

и

умения

в

различных

видах

деятельности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного

возраста

ЗАДАЧИ:

-Формировать у детей старшего дошкольного возраста желание действовать с

дидактическими играми математического содержания;

-Развивать у детей старшего дошкольного возраста логические способы

познания математических свойств и отношений посредством дидактических

игр;

-Формировать у детей умение задавать вопросы поискового характера;

-Поддерживать

у

детей

проявление

инициативы,

самостоятельности,

активности, смекалки, в процессе поиска решений проблемных ситуаций;

-Воспитывать сотрудничество, уважение к мнению других детей

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 Этап :

Подобрать методику оценки развития познавательной активности детей старшего

дошкольного возраста.

Выявить развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

через образовательную область «Познавательное развитие».

Создать развивающую предметно- пространственную среду в группе.

2 Этап :

Составить перспективное планирование дидактических игр математического содержания

Разработать систему работы с детьми и родителями

3 Этап :

Исследовать результаты развития познавательной активности у детей старшего

дошкольного возраста.

Сделать выводы по результатам проведённой работы.

Определить перспективы дальнейшей работы

Педагогическая диагностика сформированности познавательной активности у

детей старшего дошкольного возраста по основной образовательной программе

МАДОУ «Детский сад № 45»

(начало 2017 года)

Не овладел- Ребенок не проявляет инициативности и самостоятельности в

процессе выполнения заданий, утрачивает к ним интерес при затруднениях и

проявляет отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задает

познавательных вопросов; нуждается в поэтапном объяснении условий

выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели,

в помощи взрослого.

Частично овладел- Ребенок проявляет большую степень самостоятельности в

принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывает трудности в

решении задач, не утрачивает эмоционального отношения к ним, обращаются за

помощью к воспитателю, задает вопросы для уточнения условий их выполнения и

получив подсказку, выполняет задание до конца, что свидетельствует об интересе

ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но

совместно со взрослым.

Овладел- Ребенок проявляет инициативность, самостоятельность, интерес и

желание решать познавательные задачи. В случае затруднений не отвлекается,

проявляет упорство и настойчивость в достижении результата, который приносит

ему удовлетворение, радость и гордость за достижения.

ДИАГНОСТИКА НА НАЧАЛО 2017 Г.

2

2

0

7

Обследовано 29 детей

не овладел

частично овладел

овладел

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

СРЕДА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Центр математики

Подбор

дидактических

игр

математической

направленности

Сентябрь

Дидактическая игра

«Считай, не ошибись»

Цель: развивать познавательную активность детей при

выявлении утверждения о том, что число предметов не

зависит от их размеров

Дидактическая игра «Путаница».

Цель: развивать у детей самостоятельность в

определении места в натуральном ряду,

совершенствовать навыки счета в пределах 10

Дидактическая игра «Построй дорожку по

условиям».

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный

анализ способа расположения фигур; развивать

воображение.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: учить детей ориентироваться в

специально созданных условиях, понимать

выражения «до», «после»

Октябрь

Дидактическая игра «Назови соседей числа»

Цель: развивать у детей самостоятельность в назывании

предыдущего и последующего чисел натурального ряда в

пределах 10

Дидактическая игра «Что где находится»

Цель: способствовать самостоятельному разрешению

детьми проблемных ситуаций в процессе

ориентировки в пространстве

Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Цель: развивать у детей логическое мышление

при создании образов на основе схематического

изображения

Дидактическая игра «Сложи фигуры»

Цель: развивать конструктивное мышление,

умение располагать геометрические фигуры на

плоскости

Ноябрь

Дидактическая игра «Сложи целое из частей»

Цель: развивать у детей логическое мышление, внимание при

составлении целого изображения

Дидактическая игра «Угадай, какое число

пропущено».

Цель: продолжать развивать у детей логические

способы определения математических отношений при

определении места числа в натуральном ряду

Дидактическая игра «Кодовый замок»

Цель: научить расшифровывать информацию о

наличии или отсутствии определенных свойств у

предметов

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: способствовать умению детей разрешать

проблемную ситуацию в процессе

преобразования неравенства в равенство и

наоборот

Декабрь

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: развивать у детей самостоятельность в определении

представлений о частях суток

Дидактическая игра « Художник».

Цель: развивать у детей логическое мышление,

умение ориентироваться в пространстве, отражать в

речи пространственные положения

Дидактическая игра «Сосчитай и назови»

Цель: развивать внимание, восприятие, образную

память

и

представления о геометрических

фигурах и об объёмных формах

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: учить детей устанавливать причинно-

следственные связи при подборе

геометрических фигур

Январь

Дидактическая игра

«Не ошибись в подборе геометрических фигур».

Цель: формировать умение понимать учебную задачу и

выполнять её самостоятельно

Дидактическая игра

«Каких фигур не хватает».

Цель: упражнять в выделении и обобщении

признаков, свойственных фигурам

Игровое упражнение «Помоги Незнайке»

Цель: развивать умение выявлять свойства в

объектах, называть их, обобщать объекты по их

свойствам

Дидактическая игра «Волшебные палочки».

Цель: развивать пространственные

представления, конструктивные умения,

воображение

Февраль

Игровое упражнение «Песочные часы».

Цель: развивать у детей умение устанавливать причинно-

следственные связи в соответствии с временным интервалом

Дидактическая игра

«Найди такую же фигуру».

Цель: развивать восприятие объемных фигур, обучать

умению выделять и сохранять указанный признак

фигуры

Игровое упражнение «Расставь правильно»

Цель: развивать у детей логическое мышление в

умении определять местоположение предметов,

действовать самостоятельно в соответствии с

заданием

Дидактическая игра

«Назови число».

Цель: учить детей логическим способам

определения математических отношений при

увеличении и уменьшении числа на единицу

Март

Дидактическая игра

«Составь узор».

Цель: развивать у детей произвольность внимания при

составлении узора по образцу

Дидактическая игра

«Живая неделя».

Цель: развивать у детей самостоятельность в

определении представлений о днях недели

Дидактическая игра «Сосчитай и назови

число и цифру»

Цель:

развивать у детей самостоятельность,

познавательную активность в умении

считать в пределах 10 и соотносить число

с цифрой

Дидактическая игра «Коврик»

Цель: развивать у детей произвольность

внимания в ориентировке на листе бумаги в

клетку

Апрель

Игровое упражнение «Найди клад».

Цель: научить расшифровывать информацию о наличии или

отсутствии определенных свойств у предметов

Игровое упражнение «Подбери по цвету».

Цель: развивать познавательные процессы,

мыслительные операции

Дидактическая игра «Что где находится»

Цель: ; формировать умение понимать учебную

задачу и выполнять её самостоятельно,

совершенствовать умение ориентироваться на

листе бумаги

Дидактическая игра «Двенадцать месяцев».

Цель: развивать у детей самостоятельность в

определении представлений о месяцах года,

закреплять понятие времени

Май

Дидактическая игра

«Автотрасса».

Цель: помочь усвоить элементарные навыки

алгоритмической культуры мышления

Дидактическая игра

«Что сначала, что потом».

Цель: развивать у детей логическое мышление,

совершенствовать ориентировку во времени;

развивать внимание, наблюдательность

Игровое упражнение «Подбери заплатку».

Цель: развивать умение сравнивать,

анализировать,

формировать умение находить требуемую

геометрическую форму;

Дидактическая игра «Путешествие по

комнате».

Цель: способствовать самостоятельному

разрешению детьми проблемных ситуаций в

процессе ориентировки в пространстве

Перспективный план дидактических игр математического содержания на 2017-2018 учебный год

РАБОТА С ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дидактическая игра «Не ошибись в подборе геометрических фигур».

Цель: учить детей устанавливать причинно- следственные связи при подборе

геометрических фигур

Дидактическая игра «Сложи целое

из частей»

Цель: развивать у детей логическое

мышление, внимание при

составлении целого изображения

Дидактическая игра «Кодовый

замок»

Цель: научить расшифровывать

информацию о наличии или

отсутствии определенных свойств у

предметов

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

Дидактическая игра «Составь узор»

Цель: развивать у детей логическое мышление,

произвольность внимания при составлении узора

Дидактическая игра

«Сосчитай и назови число и

цифру»

Цель: развивать у детей

самостоятельность,

познавательную активность в

умении считать в пределах 10,

называть число и цифру

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: развивать у детей логическое мышление,

совершенствовать ориентировку во времени; развивать

внимание, наблюдательность

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Дидактическая игра

«Построй дорожку по

условиям».

Цель: учить

осуществлять

зрительно-мысленный

анализ

способа расположения

фигур; развивать

воображение.

Дидактическая игра «Считай,

не ошибись»

Цель: развивать познавательную

активность детей при выявлении

утверждения о том, что число

предметов не зависит от их

размеров

Дидактическая игра «Сосчитай и

назови»

Цель: развивать внимание, восприятие,

образную память и представления о

геометрических фигурах и об объёмных

формах

Дидактическая игра

«Сложи фигуры»

Цель: развивать

конструктивное

мышление, умение

располагать

геометрические

фигуры на плоскости

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

-Консультация: «Развитие познавательной активности

детей старшего дошкольного

возраста через дидактические игры математического

содержания»

-Анкетирование «Нужно ли развивать

познавательную активность

у детей старшего дошкольного возраста»

-Консультации по запросам родителей (законных

представителей) через Интернет-ресурс «Влияние

дидактических игр математического содержания на

развитие познавательной активности

дошкольников»

-Тематические выставки «Игровой материал

математического содержания», «Мозаики и

головоломки»

– Семинар- практикум «Развиваем у детей познавательную

активность дома, через игры-самоделки математического

содержания»

ДИАГНОСТИКА НА КОНЕЦ ГОДА

15

14

ОБСЛЕДОВАНО 29 ДЕТЕЙ

не овладел

частично овладел

овладел

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

ОБСЛЕДОВАНО 29 ДЕТЕЙ

2

20

7

НАЧАЛО ГОДА

не овладел

частично овладел

овладел

15

14

КОНЕЦ ГОДА

не овладел

частично овладел

овладел

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА

Представление опыта работы

«Развитие познавательной

активности детей старшего

дошкольного возраста через

дидактические игры

математического содержания»

на педагогической гостиной

Представление опыта работы

«Развитие познавательной активности детей старшего

дошкольного возраста через дидактические игры

математического содержания»

Открытый показ занятия по ФЭМП на развитие

познавательной активности детей

с использованием дидактических игр математического

содержания

ВЫВОДЫ ИЗ ЗАДАЧ ПОСТАВЛЕННЫХ В РАБОТЕ

-Дети проявляют интерес к использованию дидактических игр математического

содержания в свободной игровой деятельности;

-В процессе игровой деятельности дети применяют разные способы познания

математических свойств и отношений, находят пути решения познавательных

задач, используя элементы логического мышления;

-В процессе игровой деятельности дети задают вопросы поискового характера;

-

У детей проявляется инициатива, самостоятельность, активность, смекалка, в

процессе поиска решений проблемных ситуаций;

- В процессе игровой деятельности у детей проявляются навыки эффективного

взаимодействия с другими детьми, уважение к их мнению.

ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ

Продолжать работу по развитию познавательных интересов у детей

подготовительной группы;

Разработать ряд проектов исследовательской направленности для

развития у детей познавательной мотивации

Продолжать пополнение развивающей предметно-пространственной

среды занимательным дидактическим материалом математического

содержания;

Взаимодействовать с родителями по вопросам развития

познавательной мотивации детей.



В раздел образования