Автор: Костицына Нина Николаевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 58 г. Апатиты
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Как быстро научить ребёнка читать"
Раздел: дошкольное образование
Как быстро научить ребёнка читать.
Одни дети обучаются читать легко. Другие с трудом постигают первые
азбучные истины. Дошкольник – это самый оптимальный возраст для
знакомства и понимания звукового анализа слова.
Поэтому можно поставить следующие задачи:
Развивать интерес к звучащему слову, а через него ко всему русскому
языку;
Обучить детей умение проводить звуковой анализ слова, т. е.
последовательно выделять гласные, мягкие и твёрдые согласные звуки.
Выполнив эти задачи, можно увидеть, что:
У детей лучше развивается фонематический слух, т .е. умение слышать
в потоке нашей речи звуки;
На этой основе дошкольники более плавно перейдут к чтению;
В будущем имеется большая вероятность грамотного письма;
Дошкольник больше будет проявлять к русскому языку, а через него к
чтению настоящей литературы;
Вот некоторые игры со звуком:
Чтение коротких стихотворений, загадок, поговорок, частоговорок где
встречается много одного звука;
Параллельно с подбором фольклорного материала широкое место занимают
речевые игры:
«Придумает слова со звуком», «Цепочка слов», «Твёрдые и мягкие» и
другие.
И тогда подводим дошкольника очень важному процессу – звуковому анализу
слова, т. е. умение не только некоторые звуки в словах, а выделять их
последовательно. Если ребёнок с небольшой помощью взрослого уже делает
звуковой анализ, значит можно переходить к следующему, очень важному
этапу, игре «Придумай разные слова по моей схеме». Затем можно предлагать
детям придумать слово из трёх звуков, но чтобы первый звук был твёрдый
согласный, второй – гласный, третий мягкий согласный.
Существует много звуковых упражнений, которые предлагают знакомить
детей со звучащим словом в игровой форме:
«Фонематическая зарядка», «Кто внимательный», «Назовите имена»,
«Подберите слова», «На любой вопрос взрослого отвечать словами, которые
начинаются со звука «б», «Прочитай по первым буквам (нарисована схема
слова), «Звук заблудился», «Назови имена мальчиков», «Доскажи словечко»,
«Отгадай имя девочки» и другие.
Когда дети выучили в основном почти все буквы, можно переходить к
чтению слогов, коротких слов и коротких предложений. Неинтересно читать
просто слоги или предложения типа «Мама мыла раму». Существует масса
интересных забав: «Кроссворды», «Ребусы», «Анаграммы», «Перевёртыши»,
«Шарады», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Слоговой аукцион»,
«Наборщик», «Лесенка».
И, наконец, постепенно наступает то время, когда мы переходим к чтению
более длинных текстов. Важно, чтобы эти тексты были напечатаны крупным
шрифтом. Чтобы поддержать интерес ребёнка к чтению, покупайте новые
книжки, используйте непредвиденные ситуации: чтение афиш, названий
магазинов, реклам. Детям всегда бывает сложно читать помногу. Придумайте
свои правила: «Я до точки, ты до точки», «Я кусочек, ты кусочек», «Я
немножко, ты немножко».
В итоге, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный
материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, можно добиться
идеального варианта – чтения без принуждения.