Автор: Драенко Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад №124"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ
В настоящее время российская педагогика большое внимание уделяет
индивидуализации обучения.
В связи с этим
одним из основных
принципов дошкольного
образования,
является
принцип
построения
образовательной деятельности на основе индивидуальности каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования.
Современные тенденции образования предполагают не только передачу
знаний детям, но и умение научить самостоятельно их добывать, развивать
в себе творческие способности, объективно оценивать себя и свои
возможности.
Понимая,
насколько
актуальна
задача
по
формированию
у
моих
воспитанников активности и самостоятельности в приобретении новых
знаний
и
закреплении
уже
имеющихся,
мной
был
разработан
раздаточный материал, а именно комплект тематических карт с заданиями.
Карты составлены
по периодам и темам учебного года согласно
календарно-тематическому плану. Одна тема периода включает в себя
несколько подтем и название темы определяет тематику заданий.
Например, тема периода «Весна» - «Живая и не живая природа», где
задания связаны со всеми аспектами жизни, этого периода - природа,
человек, животный и растительный мир.
В зависимости от темы периода подбираются задания по различным видам
деятельности. Например: дорисуй, подбери по форме, сосчитай и т.д.
Таким
образом,
это
помогает
методически
и
технически
обеспечить индивидуализацию работы с детьми,
в рамках активно
внедряемого в ДОУ проектного метода. В рамках одной
темы
тематическая карта может решить задачи нескольких образовательных
областей. Например, тематическая карта из темы недели «Хочу быть
здоровым».
Данная карта содержит задания из области:
- Познавательное развитие - ребёнок считает и записывает знаком
число обозначающее количество нарисованных предметов
- Речевое развитие
-
читает слово
и делает частичный звуко –
буквенный анализ слова.
- Социально-коммуникативное развитие – определяет предназначение
средств гигиены
- Художественно-эстетическое развитие
– рисует
и
раскрашивает
средства личной гигиены.
Ребёнок, работая с тематическими картами, идёт в своём развитии от
простых логических операций: сравнение, сопоставление
предметов,
количественное определение общих и отъемлемых частей к умению
анализировать и дифференцировать.
Разработанные комплекты тематических карт для воспитанников моей
группы просты и универсальны.
Основываясь на собственном опыте,
ребенок сможет использовать ранее полученные знания в своей свободной
деятельности,
работая
с
картой
самостоятельно.
Каким
образом
самостоятельно?
Тематические
карты,
раскладываются
по
зонам
активности согласно теме недели
и периода учебного года, и дети
самостоятельно выбирают тематическую карту и самостоятельно с ней
работают. Ребенок может выбрать сам, каким видом деятельности он будет
заниматься (считать, рисовать, штриховать, копировать, рассказывать) и
он это будет делать, ориентируясь на свои интересы и возможности, а
также будет выполнять задания в своём темпе и последовательности на
уровне своих способностей.
Тематические
карты
можно использовать
не
только в стенах
дошкольного учреждения, но и дома. Наблюдая за деятельностью ребёнка
при выполнении заданий, родители знакомятся не только с тем, что узнал
ребёнок в группе, но и могут закрепить с детьми знания, полученные в
детском саду.
Данная
форма
работы
на
практике
моей
группы
показала
свою
эффективность в вопросе индивидуализации обучения дошкольников.
Дети стали активны, проявляют инициативу и способны применять
полученные ранее знания при выполнении тех или иных заданий.
В
процессе такой деятельности у детей появилась уверенность в своих силах
и
раскрылись
потенциальные
способности,
они
стали
более
заинтересованными в результате своего умственного труда.