Автор: Наталья Деньевна Присягина
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ п. Кинельский, муниципального района Кинельский
Населённый пункт: Самарская область Кинельский район
Наименование материала: статья
Тема: Формирование личностных результатов в процессе реализации программы вокальной студии
Раздел: дополнительное образование
«Формирование личностных результатов в процессе реализации
программы вокальной студии»
Актуальность данной темы состоит в том, что среди младших
школьников есть много талантливых детей, которые не до конца могут в силу
возраста проявить свой талант, им нужны определенные условия, которые
дадут шанс раскрыться музыкальным способностям. Дать шанс на развитие
вокальных данных обучающимся. Такие условия возможны в рамках детского
объединения по вокалу.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом
будет предопределяться тем содержанием, которое мы вкладываем в это
понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности
отождествляются со способностями к различным видам художественной
деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и
т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с
понятием
"творчество",
"творческая
деятельность".
Под
творческой
деятельностью следует понимать такую деятельность учащегося, в результате
которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или
построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,
отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в
любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни
действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными.
Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность
заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее
созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека
присутствует творческая деятельность, результатом которой является не
воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание
новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат
творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение
творческих
способностей
выглядит
следующим
образом.
Творческие
способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые
определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного
рода.
На занятиях в вокальном объединении «Поём вместе» применяются
следующие приемы развития музыкальных способностей:
- « мозговой штурм »(поиск идей, путей решения творческой задачи);
- размышление о музыке (личностное присвоение учащимися духовных
ценностей);
- метод проблемных ситуаций (постановка проблемных вопросов, требующих
размышления);
- музицирование (иструменты - звучащие жесты, природные и детские
музыкальные инструменты);
- метод соучастия ( приобщение к коллективным формам музицирования
через игры, моделирование реальных ситуаций);
- метод «музыкальных зеркал» (пластическое интонирование);
- метод создания художественного контекста через выходы за пределы
музыки (реализуется через другие виды искусства);
- метод создания композиций ( объединение разных видов музыкальной
деятельности при исполнении одного произведения);
- музыкальный театр;
- импровизация;
- викторина, кроссворд; (обобщение урока)
- метод контроля и самоконтроля (сенквейн);
- тест(контроль усвоенных знаний)
Для того, чтобы активизировать учебный процесс, необходимо оптимально
использовать все имеющиеся
возможности
мотивации к
вокальной
деятельности для развития личностных результатов.
Как оценить личностное развитие обучающегося?
Например, непременно используется педагогическое наблюдение. В рамках
рейтинговой системы оцениваться:
•
Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
•
Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной
деятельности;
•
Стимулирование самостоятельности в учебе;
•
Учет индивидуальных качеств учащихся;
•
Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.
•
Концертные и публичные выступления
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
В результате внедрения новых технологий в образовательный процессе
закрепляется стремление личностного развития обучающимся.
Но, как и в любой деятельности необходимо предупреждать негативные
последствия, для этого мы выделяем следующие риски ПП: природные
данные голоса, слуха обучающихся.
Основная литература…
1.. Венгрус Л.А. "Пение и "фундамент музыкальности". Великий Новгород.
2000.
2 Венгрус Л.А. "Начальное интенсивное хоровое пение". С- П., Музыка,
2000.
3."Детский голос" под ред. В.Н. Шацкой. М., "Педагогика", 1970.
4. Попов В.С."О развитии певческого голоса младших школьников". В сб.
"Музыкальное воспитание в школе" Вып. 16. М., Музыка. 1985.
5.Струве Г.А. "Школьный хор". М. Музыка. 1981
6.Стулова Г.П. "Развитие детского голоса в процессе обучения пению". М.
Прометей.
1992.
7.М Генкин, Д. М. «Массовые праздники» учебное пособие / Д. М. Генкин.-
Москва Просвещение, 1975.
8. Мурик В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М.,
2006…
Дополнительная литература
1.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
М.: Народное образование, 1998.
2.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
3.
Вопросы вокальной педагогики №7, №9 М.1984.
4.
Вопросы вокальной педагогики №5, №8 М.1976
5.
Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.
6.
Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству»
г.
Ростов-на-Дону 2002 г.
7.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
8.
В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
9.
В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
Приложение
1. Внешний слух и память.
2. Внутренний слух и память
3. Музыкальный ритм.
4.Физкультминутки.
5.Танцевальные минутки.
6. Минутки релаксации.
7. Движение под музыку. Песни с движениями.
Хороводно-игровые песни.
Инсценированные песни.
8. Пение стоя.
9. Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика – надёжное средство борьбы с усталостью
напряжением и раздражительностью!
8. Распевка.
9. Звукотерапия.
10. Музыкотерапия.
11. Решение проблемных ситуаций.
Влияние шумов, а в частности громкой музыки на организм человека.
12. Дисциплина.
13. Длительность (время) слушания музыки.
Тест - игра на изучение чувства ритма
Жавинина О., Зац Л. (5)
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Дин-дон"
2. Детская песня "Петушок"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в
ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать"
голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
1.точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними
ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
2.воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с
некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
3.адекватное
метрическое
исполнение
с
пением
4
-5
тактов
- слабый уровень
4.неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса
- низкий уровень.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического
слуха)
"Гармонические загадки"
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности
определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер
звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает
ребёнку отгадать, сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить, как
звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
5.слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
6.средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
7.высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий
"Повтори мелодию"
Цель:определить
уровень
развития
произвольных
слухо-моторных
представлений:
8.вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых
связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного
эталона мелодии;
9.инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на
инструменте (фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.
Ребёнку предлагается:
10.спеть любую известную ему песенку;
11.повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
12.подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
13.слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз
по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
14.средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение
тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для
ребёнка диапазоне;
высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на
кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий
в диапазоне октавы и более