Напоминание

Формирование личностных результатов в процессе реализации программы вокальной студии


Автор: Наталья Деньевна Присягина
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ п. Кинельский, муниципального района Кинельский
Населённый пункт: Самарская область Кинельский район
Наименование материала: статья
Тема: Формирование личностных результатов в процессе реализации программы вокальной студии
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Формирование личностных результатов в процессе реализации

программы вокальной студии»

Актуальность данной темы состоит в том, что среди младших

школьников есть много талантливых детей, которые не до конца могут в силу

возраста проявить свой талант, им нужны определенные условия, которые

дадут шанс раскрыться музыкальным способностям. Дать шанс на развитие

вокальных данных обучающимся. Такие условия возможны в рамках детского

объединения по вокалу.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом

будет предопределяться тем содержанием, которое мы вкладываем в это

понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности

отождествляются со способностями к различным видам художественной

деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и

т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с

понятием

"творчество",

"творческая

деятельность".

Под

творческой

деятельностью следует понимать такую деятельность учащегося, в результате

которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или

построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,

отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в

любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни

действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными.

Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность

заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее

созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека

присутствует творческая деятельность, результатом которой является не

воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание

новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат

творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение

творческих

способностей

выглядит

следующим

образом.

Творческие

способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые

определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного

рода.

На занятиях в вокальном объединении «Поём вместе» применяются

следующие приемы развития музыкальных способностей:

- « мозговой штурм »(поиск идей, путей решения творческой задачи);

- размышление о музыке (личностное присвоение учащимися духовных

ценностей);

- метод проблемных ситуаций (постановка проблемных вопросов, требующих

размышления);

- музицирование (иструменты - звучащие жесты, природные и детские

музыкальные инструменты);

- метод соучастия ( приобщение к коллективным формам музицирования

через игры, моделирование реальных ситуаций);

- метод «музыкальных зеркал» (пластическое интонирование);

- метод создания художественного контекста через выходы за пределы

музыки (реализуется через другие виды искусства);

- метод создания композиций ( объединение разных видов музыкальной

деятельности при исполнении одного произведения);

- музыкальный театр;

- импровизация;

- викторина, кроссворд; (обобщение урока)

- метод контроля и самоконтроля (сенквейн);

- тест(контроль усвоенных знаний)

Для того, чтобы активизировать учебный процесс, необходимо оптимально

использовать все имеющиеся

возможности

мотивации к

вокальной

деятельности для развития личностных результатов.

Как оценить личностное развитие обучающегося?

Например, непременно используется педагогическое наблюдение. В рамках

рейтинговой системы оцениваться:

Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;

Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной

деятельности;

Стимулирование самостоятельности в учебе;

Учет индивидуальных качеств учащихся;

Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.

Концертные и публичные выступления

Личностные результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального

российского

общества;

становление

гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и

религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов;

4)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и

свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций;

В результате внедрения новых технологий в образовательный процессе

закрепляется стремление личностного развития обучающимся.

Но, как и в любой деятельности необходимо предупреждать негативные

последствия, для этого мы выделяем следующие риски ПП: природные

данные голоса, слуха обучающихся.

Основная литература

1.. Венгрус Л.А. "Пение и "фундамент музыкальности". Великий Новгород.

2000.

2 Венгрус Л.А. "Начальное интенсивное хоровое пение". С- П., Музыка,

2000.

3."Детский голос" под ред. В.Н. Шацкой. М., "Педагогика", 1970.

4. Попов В.С."О развитии певческого голоса младших школьников". В сб.

"Музыкальное воспитание в школе" Вып. 16. М., Музыка. 1985.

5.Струве Г.А. "Школьный хор". М. Музыка. 1981

6.Стулова Г.П. "Развитие детского голоса в процессе обучения пению". М.

Прометей.

1992.

7.М Генкин, Д. М. «Массовые праздники» учебное пособие / Д. М. Генкин.-

Москва Просвещение, 1975.

8. Мурик В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М.,

2006…

Дополнительная литература

1.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

М.: Народное образование, 1998.

2.

Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

3.

Вопросы вокальной педагогики №7, №9 М.1984.

4.

Вопросы вокальной педагогики №5, №8 М.1976

5.

Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.

6.

Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству»

г.

Ростов-на-Дону 2002 г.

7.

Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

8.

В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».

9.

В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».

Приложение

1. Внешний слух и память.

2. Внутренний слух и память

3. Музыкальный ритм.

4.Физкультминутки.

5.Танцевальные минутки.

6. Минутки релаксации.

7. Движение под музыку. Песни с движениями.

Хороводно-игровые песни.

Инсценированные песни.

8. Пение стоя.

9. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика – надёжное средство борьбы с усталостью

напряжением и раздражительностью!

8. Распевка.

9. Звукотерапия.

10. Музыкотерапия.

11. Решение проблемных ситуаций.

Влияние шумов, а в частности громкой музыки на организм человека.

12. Дисциплина.

13. Длительность (время) слушания музыки.

Тест - игра на изучение чувства ритма

Жавинина О., Зац Л. (5)

"Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в

ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать"

голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

1.точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними

ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;

2.воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с

некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;

3.адекватное

метрическое

исполнение

с

пением

4

-5

тактов

- слабый уровень

4.неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса

- низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического

слуха)

"Гармонические загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности

определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер

звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает

ребёнку отгадать, сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить, как

звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

5.слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия

6.средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий

7.высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

"Повтори мелодию"

Цель:определить

уровень

развития

произвольных

слухо-моторных

представлений:

8.вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых

связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного

эталона мелодии;

9.инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на

инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

10.спеть любую известную ему песенку;

11.повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;

12.подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

13.слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз

по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;

14.средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение

тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для

ребёнка диапазоне;

высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на

кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий

в диапазоне октавы и более



В раздел образования