Автор: Гаврилова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 45"
Населённый пункт: г.Саров, Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование коммуникативных навыков детей 5 – 6 года жизни посредством театрализации»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45» г.Саров,
Нижегородской области
Подготовила воспитатель:
Гаврилова Е.В.
Статья «
Формирование коммуникативных навыков детей 5 – 6 года жизни
посредством театрализации»
Проблема развития коммуникативных навыков была исследована многими отечественными
и зарубежными специалистами в разные периоды времени. Это такие ученые как: М.И. Лисина,
Г.А. Урунтаева, Е.О. Смирнова, Я.Л. Коломенский, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ю.К.
Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Скаткина, С.Л. Рубинштейн, А.В. Мудрик, Н.К. Крупская, А.С.
Макаренко, С.Л. Новосёлов, А.В. Петровский, Артемова Л.В., Н.А. Стародубова, В.Н. Панферов.
Детство – это тот период, когда ребёнок познаёт окружающий его мир развиваясь
интенсивно и всесторонне и основополагающую роль в этом играют коммуникативные
способности. Эти способности позволяют дошкольнику распознавать разные коммуникативные
ситуации,
выстраивая
своё
поведение
и
следуя
определённым
правилам.
Отсутствие
сформированных коммуникативных навыков приводит, к затруднению общения ребенка со
сверстниками и взрослыми.
Формирование коммуникативных способностей является важнейшим направлением
социально – личностного развития и необходимым условием для социализации ребёнка в
обществе.
Данный
факт
находит
свое
отражение
в
ФОП
дошкольного
образования,
определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы,
реализующаяся в детском саду.
Социально – коммуникативное развитие, направлено:
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
На сегодняшнем этапе развития современного общества, где средствами общения являются
гаджеты и СМС, коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Гаджиты заменяют
«живое» общение и игровую деятельность, в которой развивается фантазия и воображение
ребёнка.
Общение детей со сверстниками и взрослыми сведено до минимума, что ведёт к неумению
выражать свои мысли, чувства, речь ненасыщенна эмоционально. А ведь живое человеческое
общение существенно обогащает жизнь ребёнка, наполняя яркими красками сферу их
ощущений, восприятий.
Принятие поправок в действие ФОП дошкольного образования влечет за собой
необходимость
решения
новых
форм
и
средств
к
планированию
и
организации
деятельности работы
с
дошкольниками.
В
дошкольных
учреждениях
сформированы
благоприятная среда для систематизации работы по развитию коммуникативной компетентности
ребёнка.
Детство – период обогащения, накопления знаний о мире человеческих взаимоотношений.
Дошкольник проецирует накопленный, обогащенный опыт в игровой деятельности, являющейся
для него приоритетной и ведущей деятельностью. Она оказывает большое влияние на
психофизиологические особенности дошкольника, формируя всесторонне развитую личность.
Театрализованная деятельность, как и игра, является эффективным средством развития и
воспитания ребенка в дошкольном возрасте. Ребёнок сопереживая, радуясь, грустя, учится
вместе с полюбившимися персонажами спектаклей окунаться во всю гамму эмоций, которая
существует в реальной жизни.
Дошкольник, участвуя в театрализованных постановках познаёт окружающий мир
наполненный эмоциями, событиями. Играя роль, ребенок проживает жизнь испытывая чувства,
эмоции, примеряя поступки героя на себя, делает выводы, анализирует его поступки и
отношение к окружающим.
Ребёнок во время игровой деятельности, чувствуют себя свободно и активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Раскрепощаясь, вживаясь в роль дошкольник
легче вступает в коммуникативные связи, перестаёт быть замкнутым, происходит произвольное
формирование коммуникативных способностей, социализация.
Полюбившиеся персонажи
становятся эталоном для подражания. Дети начинают отождествлять себя с понравившимся
персонажем. Что побуждает детей самостоятельно принимать на себя роли. Это развивает у них
коммуникативные навыки общения, позволяет формировать опыт нравственного поведения,
умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения.
Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми
при разных видах деятельности.