Напоминание

Эффективность повышения качества математического образования


Автор: Монахова Лариса Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 11""
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность повышения качества математического образования
Раздел: среднее образование





Назад




Эффективность повышения качества математического образования

Монахова Лариса Анатольевна, учитель математики

МБОУ «СОШ № 11», г. Старый Оскол, Белгородской области

Становление моего опыта находится в тесной связи с тем, что одним из

основных направлений работы школы

является создание условий для

повышения качества и доступности образования, развития личности каждого

ученика,

его

индивидуальности,

творческих

способностей,

культуры

посредством участия в олимпиадах, конкурсах, дистанционных играх. Чтобы

повысить уровень мотивации у обучающихся на уроках математики, я

привлекаю учащихся к внеклассной деятельности через различные формы

олимпиад и конкурсов, так как, участвуя в них, дети невольно расширяют свой

кругозор, приобретают представления о разных сторонах жизни, исторических

эпохах, совершенствуют нравственные качества. Они учатся проводить анализ

и синтез, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и

исправлять свои ошибки.

Не каждый школьник знает, к какой деятельности он способен, какой

заложен в нем талант, а, может быть, он гений? Известно, что путь Ломоносова

к вершинам науки начался со знакомства с «Арифметикой» Магницкого, и, кто

знает, что было бы, не попадись она ему в руки.

Я работаю над развитием школьников в следующих направлениях:

1)

развиваю любознательность и познавательные интересы ребенка

как основу учебной познавательной активности;

2)

повышаю уровень произвольности психических познавательных

процессов как фундамента учебной деятельности;

3)

формирую основные свойства субъекта учебной деятельности, без

которых немыслимо овладение последней, а также формирую мотивацию

учения как побудительную силу.

Всё это способствует формированию творчески активной личности.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи»,

«думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном

обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации,

одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь

именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем

атрибутом одаренности, талантливости, гениальности.

Актуальность

моей

темы:

школьное

образование

предполагает

ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере

на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в

соответствии

с

особенностями

(интеллектуальными,

психологическими,

физическими) каждого ученика.

Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов

учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады,

участие в которых способствует:

повышению эффективности образовательного процесса за счет

высокой степени наглядности;

повышению

познавательной

активности

учащихся

на

уроках

математики;

развитию наглядно-образного мышления.

Цель: создание педагогических условий для повышения познавательной

активности

учащихся

на

уроках

математики

и

во

внеурочное

время

посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Для решения поставленных задач мною применялись следующие методы:

-

теоретические

(анализ

психолого-педагогической

и

учебно-

методической литературы по проблеме исследования, анализ проводимых

олимпиад и работ кружков по математике, обобщение опыта работы учителей в

подготовке учащихся к олимпиадам, анализ практики использования средств

ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад);

- эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование).

Если сегодня школьник самостоятельно не может решить задачу, но

хочет воспользоваться помощью сверстников, родителей и учителей, это

означает, во-первых, что ему интересен предмет, во-вторых, что есть надежда

на улучшение знаний. Главная ценность олимпиад состоит не в выявлении

победителей и награждении особо одаренных учащихся, а в общем подъеме

математической культуры, интеллектуального уровня учащихся.

Для того чтобы этот подъем культуры и интеллекта действительно

произошел, к олимпиадам учащихся надо готовить.

Одним из путей подготовки учащихся к олимпиадам является развитие

математических

способностей,

мышления

и

интеллекта.

При

этом

я

придерживаюсь принципа: в олимпиаде есть победители, но нет побежденных.

Основные шаги, используемые мною при подготовке к олимпиадам

одаренных детей:

1. Усиление теоретической подготовки одаренных детей.

2. Обращение особого внимания геометрическим нестандартным задачам,

способу доказательства от противного и смешанным задачам (комбинаторика и

теория чисел и др.).

3. Изучение внепрограммного материала: теория чисел и логические

задачи с шахматами.

4. Обращение внимания на специфику решения задач с параметрами и на

интеграцию геометрии и комбинаторики.

5. Создание индивидуальных траекторий подготовки к олимпиадам (в том

числе с использованием ИКТ).

6. Решение задач с измененным условием (нестандартность по фабуле).

7. Развитие

мышления одаренных детей в направлении культуры

алгоритмизации и пространственного мышления, т.к. такой тип мышления

довольно часто не характерен для одаренных детей.

8. Формирование навыков исследования.

9. Использование склонности одаренных детей к самообучению.

Только в результате последовательной, неторопливой работы можно

добиться желаемого результата.

Ни для кого не секрет, что 80% знаний формируются в начальной и

основной школе, 10% — в старшей школе и только 5 % — в ВУЗе. Остальное

— практика в самостоятельной жизни. Важно донести это до каждого ученика,

чтобы он понял, что нельзя откладывать учение на потом, что лучшее время

усвоения — это школьные годы, что каждый учится на своё будущее

благополучие!!!



В раздел образования