Автор: Монахова Лариса Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 11""
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность повышения качества математического образования
Раздел: среднее образование
Эффективность повышения качества математического образования
Монахова Лариса Анатольевна, учитель математики
МБОУ «СОШ № 11», г. Старый Оскол, Белгородской области
Становление моего опыта находится в тесной связи с тем, что одним из
основных направлений работы школы
является создание условий для
повышения качества и доступности образования, развития личности каждого
ученика,
его
индивидуальности,
творческих
способностей,
культуры
посредством участия в олимпиадах, конкурсах, дистанционных играх. Чтобы
повысить уровень мотивации у обучающихся на уроках математики, я
привлекаю учащихся к внеклассной деятельности через различные формы
олимпиад и конкурсов, так как, участвуя в них, дети невольно расширяют свой
кругозор, приобретают представления о разных сторонах жизни, исторических
эпохах, совершенствуют нравственные качества. Они учатся проводить анализ
и синтез, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и
исправлять свои ошибки.
Не каждый школьник знает, к какой деятельности он способен, какой
заложен в нем талант, а, может быть, он гений? Известно, что путь Ломоносова
к вершинам науки начался со знакомства с «Арифметикой» Магницкого, и, кто
знает, что было бы, не попадись она ему в руки.
Я работаю над развитием школьников в следующих направлениях:
1)
развиваю любознательность и познавательные интересы ребенка
как основу учебной познавательной активности;
2)
повышаю уровень произвольности психических познавательных
процессов как фундамента учебной деятельности;
3)
формирую основные свойства субъекта учебной деятельности, без
которых немыслимо овладение последней, а также формирую мотивацию
учения как побудительную силу.
Всё это способствует формированию творчески активной личности.
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи»,
«думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном
обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации,
одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь
именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем
атрибутом одаренности, талантливости, гениальности.
Актуальность
моей
темы:
школьное
образование
предполагает
ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере
на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в
соответствии
с
особенностями
(интеллектуальными,
психологическими,
физическими) каждого ученика.
Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов
учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады,
участие в которых способствует:
повышению эффективности образовательного процесса за счет
высокой степени наглядности;
повышению
познавательной
активности
учащихся
на
уроках
математики;
развитию наглядно-образного мышления.
Цель: создание педагогических условий для повышения познавательной
активности
учащихся
на
уроках
математики
и
во
внеурочное
время
посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Для решения поставленных задач мною применялись следующие методы:
-
теоретические
(анализ
психолого-педагогической
и
учебно-
методической литературы по проблеме исследования, анализ проводимых
олимпиад и работ кружков по математике, обобщение опыта работы учителей в
подготовке учащихся к олимпиадам, анализ практики использования средств
ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование).
Если сегодня школьник самостоятельно не может решить задачу, но
хочет воспользоваться помощью сверстников, родителей и учителей, это
означает, во-первых, что ему интересен предмет, во-вторых, что есть надежда
на улучшение знаний. Главная ценность олимпиад состоит не в выявлении
победителей и награждении особо одаренных учащихся, а в общем подъеме
математической культуры, интеллектуального уровня учащихся.
Для того чтобы этот подъем культуры и интеллекта действительно
произошел, к олимпиадам учащихся надо готовить.
Одним из путей подготовки учащихся к олимпиадам является развитие
математических
способностей,
мышления
и
интеллекта.
При
этом
я
придерживаюсь принципа: в олимпиаде есть победители, но нет побежденных.
Основные шаги, используемые мною при подготовке к олимпиадам
одаренных детей:
1. Усиление теоретической подготовки одаренных детей.
2. Обращение особого внимания геометрическим нестандартным задачам,
способу доказательства от противного и смешанным задачам (комбинаторика и
теория чисел и др.).
3. Изучение внепрограммного материала: теория чисел и логические
задачи с шахматами.
4. Обращение внимания на специфику решения задач с параметрами и на
интеграцию геометрии и комбинаторики.
5. Создание индивидуальных траекторий подготовки к олимпиадам (в том
числе с использованием ИКТ).
6. Решение задач с измененным условием (нестандартность по фабуле).
7. Развитие
мышления одаренных детей в направлении культуры
алгоритмизации и пространственного мышления, т.к. такой тип мышления
довольно часто не характерен для одаренных детей.
8. Формирование навыков исследования.
9. Использование склонности одаренных детей к самообучению.
Только в результате последовательной, неторопливой работы можно
добиться желаемого результата.
Ни для кого не секрет, что 80% знаний формируются в начальной и
основной школе, 10% — в старшей школе и только 5 % — в ВУЗе. Остальное
— практика в самостоятельной жизни. Важно донести это до каждого ученика,
чтобы он понял, что нельзя откладывать учение на потом, что лучшее время
усвоения — это школьные годы, что каждый учится на своё будущее
благополучие!!!