Автор: Дегтярева Юлия Шамильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №10"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Саранск
Наименование материала: Развитие детского восприятия
Тема: Развитие детского восприятия в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Развитие детского восприятия
Понимание особенностей развития детского восприятия явилось
результатом
многолетних
исследований
отечественных
и
зарубежных
психологов. В них было показано, что, как и мышление, восприятие
ошибочно отождествлять с естественным процессом. Другими словами, для
осуществления процесса восприятия недостаточно обладать зрением, слухом,
осязанием т.д., то есть определенной степенью развития нервной системы.
То, что у взрослого происходит как бы само собой, на самом деле является
результатом становления особых форм познавательной деятельности.
В отечественной психологии в первую очередь акцент делается на
активном характере восприятия. Другими словами, восприятие – не результат
воздействия внешних объектов на органы чувств, а, наоборот, следствие
взаимодействия с этими объектами. В качестве примера можно привести
следующий эксперимент. Два котенка воспитывались в полной темноте, но
раз в день их доставали на свет и помещали в специальное устройство,
напоминающее карусель. Котята находились друг напротив друга в
корзинках. При этом один котенок мог только высовывать из корзинки
голову и смотреть по сторонам, а второй не только смотрел, но и задавал
движение карусели, отталкиваясь от пола задними лапами. Оказалось, что в
результате котенок, который активно перемещался, был зрячим, а тот,
который пассивно сидел и наблюдал, стал слепым (несмотря на то, что он
находился столько же времени на свету, что и второй котенок).
Однако присущей ребенку естественной активности недостаточно для
становления восприятия. Фактически развитие восприятия представляет
собой процесс овладения особыми действиями, с помощью которых ребенок
открывает различные свойства объекта. При этом подобные действия
восприятия осуществляются с помощью определенных средств – сенсорных
эталонов, которые вырабатываются в культуре и передаются детям в
процессе обучения и воспитания. В качестве сенсорных эталонов вступают
такие свойства предметов, как величина, размер, цвет и т.д.
Психологи провели эксперимент, в котором детям четвертого года жизни
нужно было сравнить попарно различные формы. Оказалось, что данная
задача под силу далеко не всем малышам. Связано это вовсе не с тем, что
ребенок не видит различия, а с тем, что у него отсутствует инструмент
сравнения. Восприятие формы представляет собой отдельную задачу для
ребенка: он должен наложить одну форму на другую, подровнять их
основания и увидеть разницу между ними. Выполнение такого действия и
представляет собой процесс восприятия. Понятно, что действие восприятия
сначала осуществляется с реальными предметами и правила его выполнения
показывает взрослый. Первоначально подобные действия разворачиваются
во внешнем плане и включают в себя движения глаз и рук. Поэтому, если
ребенок просто повернул голову в сторону предмета, это не значит, что он
совершает по отношению к нему действие восприятия.