Напоминание

Развитие детского восприятия в дошкольном возрасте


Автор: Дегтярева Юлия Шамильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №10"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Саранск
Наименование материала: Развитие детского восприятия
Тема: Развитие детского восприятия в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие детского восприятия

Понимание особенностей развития детского восприятия явилось

результатом

многолетних

исследований

отечественных

и

зарубежных

психологов. В них было показано, что, как и мышление, восприятие

ошибочно отождествлять с естественным процессом. Другими словами, для

осуществления процесса восприятия недостаточно обладать зрением, слухом,

осязанием т.д., то есть определенной степенью развития нервной системы.

То, что у взрослого происходит как бы само собой, на самом деле является

результатом становления особых форм познавательной деятельности.

В отечественной психологии в первую очередь акцент делается на

активном характере восприятия. Другими словами, восприятие – не результат

воздействия внешних объектов на органы чувств, а, наоборот, следствие

взаимодействия с этими объектами. В качестве примера можно привести

следующий эксперимент. Два котенка воспитывались в полной темноте, но

раз в день их доставали на свет и помещали в специальное устройство,

напоминающее карусель. Котята находились друг напротив друга в

корзинках. При этом один котенок мог только высовывать из корзинки

голову и смотреть по сторонам, а второй не только смотрел, но и задавал

движение карусели, отталкиваясь от пола задними лапами. Оказалось, что в

результате котенок, который активно перемещался, был зрячим, а тот,

который пассивно сидел и наблюдал, стал слепым (несмотря на то, что он

находился столько же времени на свету, что и второй котенок).

Однако присущей ребенку естественной активности недостаточно для

становления восприятия. Фактически развитие восприятия представляет

собой процесс овладения особыми действиями, с помощью которых ребенок

открывает различные свойства объекта. При этом подобные действия

восприятия осуществляются с помощью определенных средств – сенсорных

эталонов, которые вырабатываются в культуре и передаются детям в

процессе обучения и воспитания. В качестве сенсорных эталонов вступают

такие свойства предметов, как величина, размер, цвет и т.д.

Психологи провели эксперимент, в котором детям четвертого года жизни

нужно было сравнить попарно различные формы. Оказалось, что данная

задача под силу далеко не всем малышам. Связано это вовсе не с тем, что

ребенок не видит различия, а с тем, что у него отсутствует инструмент

сравнения. Восприятие формы представляет собой отдельную задачу для

ребенка: он должен наложить одну форму на другую, подровнять их

основания и увидеть разницу между ними. Выполнение такого действия и

представляет собой процесс восприятия. Понятно, что действие восприятия

сначала осуществляется с реальными предметами и правила его выполнения

показывает взрослый. Первоначально подобные действия разворачиваются

во внешнем плане и включают в себя движения глаз и рук. Поэтому, если

ребенок просто повернул голову в сторону предмета, это не значит, что он

совершает по отношению к нему действие восприятия.



В раздел образования