Автор: Анисимова Светлана Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 18
Населённый пункт: Удмуртия г. Воткинск
Наименование материала: сценарий
Тема: "В гости к Дыдык Аппай"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад №18»
города Воткинска Удмуртской Республики
Сценарий развлечения
для детей старшего дошкольного возраста
с использованием ИКТ
«В гостях у Дыдык Апай»
Разработал:
музыкальный руководитель
Анисимова С.Н
2023
г. Воткинск
Задачи:
- Расширить знания детей о народе Удмуртии, его национальными
костюмами и обычаями и музыкальной культуре,
- развивать познавательный интерес к истории Удмуртского края,
- воспитать патриотические чувства любви к Родине, к народам,
населяющим нашу Республику, к труду, доставить детям радость.
Интеграция образовательных областей:
- «Художественно – эстетическое развитие»;
- «Познавательное развитие»,
-«Социально-коммуникативное развитие»
- «Физическое развитие»
Действующие лица:
Взрослые: Ведущая, Дыдык Апай, Вумурт, Вукузе, Лапшо Педунь
Дети в удмуртских костюмах
Атрибуты: Поднос, расписное полотенце, хлеб, масленка, «Озеро» - бассейн,
ведерко, Проектор, экран, костюмы для героев.
Звучит удмуртская песня «Кырзаса лэ зем али»
Дети парами входят в зал и останавливаются полукругом.
Вед: Много гостей собралось сегодня в нашем зале. Зечбуресь. Здравствуйте
дорогие гости. А по удмуртскому обычаю гостей встречают хлебом и
маслом, хорошими пожеланиями.
1 реб: Ваша жизнь, как по маслу пусть течет.
2 реб: А стол пусть ломится от душистого хлеба
Звучит музыка, девочки «обходят» гостей, предлагая хлеб с маслом, и
ставят угощение на стол.
Вед: Хороши удмуртские пляски, песни, да сказки. А в пословицах и
поговорках народ прославляет дружбу, доброту, трудолюбие и высмеивает
жадность и лень.
1 реб: Лентяю и солнце рано всходит.
2 реб: Работящему и холод не в холод.
3 реб: Дровосека не тулуп греет, а топор.
Вместе: Вдвоем идешь – дорога веселей.
Песня по душе – настроение лучше.
4 реб: Ленивый еще спит.
Вместе: А работник уже отдыхает.
5 реб: Крепко дерево корнями
Вместе: А человек – друзьями.
Вед: Хорошо вы рассказали, а может быть, мы поедем в гости к Дыдык
Апай?
1 реб: Да ведь путь туда не близкий.
2 реб: К другу и дальняя дорога близка!
Вед: Садитесь в телегу и в путь.
Звучит музыка, дети «едут» на телеге.
Вед: Веселей бубенчики,
Вскачь неситесь, лошади.
Показ слайдов
Слайд №1.
Вед: Вот по этой дороге и поедем к Дыдык Апай. Путь наш неблизкий , по
лесам да по полям родного края.
Слайд №2
Вед: Край мой родимый,
Край мой родной,
Нет тебя богаче и краше.
Слайд №3
Вед: Рдеет рябинкой,
Пахнет сосной.
А какое дерево больше всего любили и оберегали удмурты?
Дети: Липу.
Слайд № 4
Вед: Правильно. Издавна удмуртский народ занимается пчеловодством.
Самый вкусный мед – беризь чечы – липовый. Цветки липы лечат от многих
болезней. Из древесины вырезают чашки, ложки, игрушки. А из лыка плели
лапти и пестерки (берестяные сумки)
Слайд №5
Слайд №6
Вед: Леса покоряют своей красотой. Ели, сосны растут будто до небес.
Много ягод и грибов.
Слайд №7
Слайд №8
А охраняет эти леса Вукузе (лесной дух).
Слайд №9
Из-за дерева выходит Вукузе.
Вукузе: Чего пожаловали? Опять будете деревья ломать, мусорить, костры
жечь да зверей пугать. Вот я вас сейчас заморочу, будете кругами ходить, а
обратной дороги не найдете.
Вед: не пугайтесь дети. Это и есть вукузе, лесной дух. Здравствуйте.
Зечбуресь. Поздоровайтесь ребята.
Дети: Зечбуресь
Вукузе: Зечбуресь, пиналъес. Здравствуйте дети. Ну, отвечайте на мои
вопросы.
Вед: Не переживай Вукузе, наши дети знают все правила в лесу, вот
послушай.
Дети перечисляют правила поведения в лесу
Вукузе: Молодцы, все знаете. Очень надеюсь, что все будете соблюдать
правила поведения в лесу, а я для вас и ягодные полянки укажу, и грибочки
покажу, а если вдруг заплутаете, на нужную тропинку укажу. А хотите со
мной поиграть? Игра называется- Небыльток. (Растяра ты!)
Игра «Небыльток»
Вукузе: Веселые вы ребятишки. Приходите в лес, не бойтесь меня, и всегда
будете с лесными дарами.
Вед: Тау – спасибо Вукузе. До свидания! Зеч луэ!
Вукузе: Зеч луэ! (уходит)
Вед: Ну что ж продолжим наш путь. Удмуртский край называют
родниковым.
Слайд №10
Из родника берет начало река Кама.
Слайд №11
Вед: Белая Кама спешит,
Много полей необъятных.
И камышами шуршит,
Плещется на перекатх.
Людям готова помочь,
Движет плоты, пароходы.
Катит трудясь день и ночь,
Неутомимые воды.
Слайд №12
Вед: А вот и поле. Разве можно проехать мимо и не полюбоваться им. А вон
посмотрите, словно маленькие солнышки светят, это цветок – Италмас.
Слайд № 13
А мы с вами знаем песню, которая называется «Италмас».
Вед: За песней мы и не заметили как приехали к дому Дыдык Апай.
Слайд № 14
Выходит Дыдык Апай
Д.А: Зечбуресь, пиналъес! Здравствуйте дети! Меня зовут Дыдык Апай. На
краю густого леса, где бьет самый чистый родник, стоит мой дом. Не
проезжайте мимо, заходите в гости. Народная мудрость говорит: Чем
долгожданнее гость, тем он дороже – кема возьмам куно мусо луэ. Для
хорошего гостя и ворота настежь –умо кунолы зезьи котьку усьтэмын. А
музыка – самый дорогой подарок и для гостей и для хозяев.. Ч исполню для
вас «Ширьян» на удмуртском национальном инструменте крезь.
Исполняется «Ширьян» на крези
Д.А: Посмотрите, какой красивый у меня костюм. Передник – айшет,
вышивка и нагрудное украшение из монет – чертывесь, платок – кышет. А
еще удмурты очень любят петь и танцевать. Предлагаю всем вместе
исполнить песню «Лымы тьеди».
Песня «Лымы тьеди»
Вбегает Лапшо Педунь
Л.П: Ой, держите ! Юрттэ мыным! Помогите мне! Дугдытэ монэ!
Остановите меня! Забыл волшебное слово.. Забыл! (бегает, потом падает на
спину и машет ногами в воздухе)
Д.А: Кут, сыл! Ребята помогайте, дружно говорите – Кут, сыл! (Л.П.
останавливается, встает)
Л.П: Зечбуресь, пиналъес! Тау, пинальес! Спасибо, дети! Услышал я, что вы
к Дыдык Апай в гости пожаловали, так спешил, так бежал, что забыл
волшебное слово. У меня лапти – волшебные, скороходные. Вот они меня и
понесли. Спасибо, что помогли мне их остановить. Эх, были бы у меня с
собой ложки расписные, да звонкие, повеселил бы я вас.
Вед: А у нас есть расписные ложки, мы даже с тобой сыграем.
Оркестр «Марусенька»
Л.П: Ай да дети, вот молодцы какие. А плясать тоже умеете?
Дети: Да!
Танец «Эври бади денс» Бурановские бабушки
Л.П:Какой же праздник, без птехи. Приглашаю поиграть в игру «Бег с
лаптем»
Игра «Бег с лаптем»
Д.А: Ну что ж повеселились, пора и поработать. Я пока перепечи в печь
поставлю, а вы сходите к озеру и принесите чистой воды. Поставим самовар,
будем пить ароматный чай с перепечами. (Уходит)
Л.П: Айда к озеру. Только тихо, чтоб Вумурт не услыхал.
Слайд № 15
Дети подходят к озеру, от туда выскакивает Вумурт
Вумурт: А вот и я – вумкрт соственной персоной. Чего звали – кликали?
Л.П: А мы хотели у тебя ведерко воды попросить.
Вумурт: Хитрые какие. Вам воды, потом еще кому-нибудь воды захочется.
Все ходят, воду набирают, и никто со мной не играет.
Вед: А хочешь Вумурт с нашими детьми поиграть?
Вумурт: Хочу, а то все оин, да один. А играть будем в мою любимую игру.
Игра «Вумурт»
Вумурт: Ох, и шустрые детишки попались. Молодцы. Что ж берите ведерко,
я не жадный. А меня чаем угостите? Очень уж перепечей хочется.
Л.П: Конечно, угостим и чаем и перепечами.
Входит Дыдык Апай
Д.А: От души вас угощаем
Из самовара вкусным чаем.
К чаю – с жару, из печи
Удмуртские перепечи!
Л.П: Кушайте не стесняйтесь,
Вместе: Здоровья набирайтесь!