Автор: Тягина Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Стемасская СОШ
Населённый пункт: Вешкаймского района Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Статья на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках
литературного чтения в начальной школе»
Выполнила:
учитель начальных классов Тягина Елена Викторовна
МОУ Стемасская СОШ
Вешкаймского района
Ульяновской области
Научить
детей
правильному,
беглому,
осознанному,
выразительному
чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно
актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и
развитии человека.
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г.,
Бурменской
Г.В.,
Володарской
И.А.
и
др.),
наряду
со
многими
универсальными
действиями,
выделены
действия
смыслового
чтения.
Смысловое
чтение
включает
в
себя
умение
осмысливать
цели
и
задачи
чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов,
умение работать с художественными, научно-популярными, официальными
текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Цель моей работы:
изучить наиболее эффективные методы работы по
формированию
навыков
смыслового
чтения
и
систематизировать
специальные упражнения, повышающие уровень чтения учащихся начальной
школы.
Гипотеза:
выработать
систему
упражнений,
направленных
на
формирование навыка смыслового чтения, которое является необходимым
условием развития учащихся.
Для выполнения цели я поставила следующие задачи:
1.
Ознакомиться с основными этапами формирования навыка чтения
2.
Изучить виды чтения
3.
Рассмотреть беглость чтения, как один из факторов, обеспечивающий
сознательное восприятие читаемого
4.
Определить этапы работы с текстом, через использование стратегий
смыслового чтения.
5.
Систематизировать
специальные упражнения, повышающие уровень
смыслового чтения
Основные приёмы и этапы работы по технологии продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной
технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы
с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог
с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают
фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию,
которая предшествует тексту, затем высказывают свои преположения о
героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем
текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет
прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует
показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает
приём комментированного чтения.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
1).Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение
прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или
совокупности его главных смыслов.
2). Знакомство с писателем.
3). Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется
сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех
других уроках.
Приёмов
работы
с
текстом,
направленных
на
усвоение
содержания
прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще
наряду
с
упражнениями
совершенствования
техники
чтения
с
целью
формирования
навыков
осмысленного
чтения.
Указанные
приёмы
могут
использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному
сочетать
эти
приёмы.
Это
зависит
от
целей
урока,
уровня
подготовки
учащихся, содержания материала и т.д.
Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения
«Чтение в кружок».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по
абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать
чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст,
слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает.
Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Диалог с автором».
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы,
которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором»
«Дневник двойных записей».
Цель:
формирование
умений
задавать
вопросы
во
время
чтения,
критически
оценивать
информацию,
сопоставлять
прочитанное
с
собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты,
которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали
какие-
либо
ассоциации;
в
правой
–
написать
лаконичный
комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации
вызвал, на какие мысли натолкнул.
«Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем
читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы».
Вопросы могут
быть
направлены на проверку понимания, а также – на
прогноз содержания последующего отрывка".
«Чтение в парах – обобщение в парах».
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в
виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель
объединяет
учащихся
в
пары
и
дает
четкий
инструктаж.
Каждый ученик поочередно выполняет две роли:
докладчик – читает и
обобщает
содержание
в
виде
одного
тезиса;
респондент
–
слушает
докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена
ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
Слайд16
«Чтение с пометками».
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию,
формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию
по следующему алгоритму:
V
Знакомая информация
+
Новая информация
--
Я думал (думала) иначе
?
Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать
больше
«Синквейн».
Цель:
развитие
умений
учащихся
выделять
ключевые
понятия
в
прочитанном,
главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять
творческие способности.
Учитель
предлагает
написать
синквейн
по
ключевому
слову
поработанного текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в
котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
Синквейн по произведению В. М. Гаршина «Лягушка
путешественница» 3 класс:
Лягушка
Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница
«Составление вопросного плана»
•
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на
формирование умения выделять логическую и последовательную
структуру текста.
•
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста,
выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и
озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере
способствует организация деятельности на уроке, а именно использование
парной
и
групповой
работы.
Выбирая
эти
формы
коммуникативного
взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного
понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.
Вот как может выглядеть план работы с текстом при работе в паре или
малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е. « в кружок»
Памятка для учащихся
1.
Прочитаю первый абзац вслух.
2.
Подчеркну непонятные слова.
3.
Объясню
непонятные
слова
или
спрошу
у
одноклассников(или
учителя).
4.
Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику.
5.
Отвечу на его вопросы.
6.
Продолжу работу с одноклассниками.
Составление картинного плана текста, как один из способов
формирования
навыков
осмысленного
чтения,
возможен
при
работе
с
произведениями,
где
чётко
прослеживается
структура
текста
и
возможно
выделение этапов развития сюжета.
В паре или группе, дети схематично изображают последовательность
событий, а затем представляют свою работу классу.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом
позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и
полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет
думать, познавая окружающий мир.
Информационные ресурсы
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования // [Электронный ресурс] standart
educatalog.aspx?CatalogId=959.
•
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной
школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //
Электронный ресурс school 2100
•
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2013
•
Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания
русского языка в начальных классах. – М.:2012
Методы и принципы работы по формированию смыслового чтения.
1. активная работа со словом;
2. применение метода «ведение диалога с текстом»;
3. развитие читательского воображения.
Принципы работы:
Во-первых, о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно
рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах,
которые для своего понимания требуют использования данного приема.
Во-вторых, ученику в ходе обучения важно предоставить возможность сделать
проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше. В
связи с этим необходимо создавать условия для взаимо – и самоконтроля.
Наконец, не менее важно задействовать еще один психологический механизм
обучения – механизм переноса. При чтении любого текста – будь то параграф
учебника истории или математическая задача – нужно обращать внимание на
необходимость использования приемов работы с книгой.
Система специальных упражнений.
1.Работа со словом
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста.
Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей
надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:
- работа с незнакомыми словами;
- работа со словами-ключиками;
- работа со словами образами.
Работа с незнакомыми словами.
Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть
непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя
иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая
детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как
правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из
прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом
понимания. Существующая в школе практика разбора слов, которые, с точки
зрения взрослого, могут быть непонятны детям, недостаточно эффективна, так
как ребенку бывают непонятны очень простые на первый взгляд слова. Поэтому,
не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку
на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их
значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том,
чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал
светофора, препятствующий дальнейшему движению.
Вот как о необходимости внимания к непонятному слову, как одному из приемов
понимания текста, можно рассказать первоклассникам. Фрагмент урока с
незначительными изменениями взят из книги Граник Г.Г., Соболевой О.В.
«Путешествие в Страну Книги»: Задачник по литературному чтению.
Учитель. Отправляясь в путь по дорогам книг, необходимо кое-чем запастись в
дорогу. Первое, что нужно взять с собой, - это внимание к слову. В книгах часто
встречаются слова, которые не совсем понятны. Если не обратить внимание на
такое слово, то может стать непонятным даже целый рассказ. Что же делать,
когда непонятное слово встретится на пути? Иногда сама книга будет помогать
читателю, давая подсказку. А если такой подсказки нет, нужно спрашивать о
таких словах у взрослых или самостоятельно отыскивать их в умной книге,
которая называется «словарь».
Потренируемся. Прочитаем стихотворение и найдем не совсем понятные слова.
Ах, если бы слоны
Носили бы
Штаны –
Какие бы материи
Были им нужны?
Никак не маркизет
И не батист, нет-нет!
Чертова кожа,
Рогожа
И вельвет!
(Б. Заходер)
Возможно, вы не знаете, что маркизет и батист – это очень тонкие, воздушные
ткани, а чертова кожа, рогожа и вельвет – плотные, грубые. Теперь вам будет
понятно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной, плотной ткани. Если,
конечно, слоны будут их носить!
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для
выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время
чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются:
можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
Работа с ключевыми словами.
Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в
тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без
«зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании
подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило,
содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого
текста. А познакомить их со «словами-ключиками» можно так.
Учитель. Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино?
Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь.
Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты
текста. Это «слова-ключики».
Почему они так называются?
Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал
читателю, но не прямо, а как бы по секрету.
Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию.
Отыскать ее помогут «слова-ключики».
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
(Г.Сапгир)
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал
разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение –
фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.
Работа со словами-образами.
Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без
чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам,
найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых
скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении.
Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким,
полным, объемным.
Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при
помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…»
Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом
имени существительного. «Пеной рос заря туманится».
Скрытые сравнения называются метафорами. «Холодное серебро росы»
С начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие
понятия, так как не это является главным в понимании. Вначале основное
внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью
использованных автором художественных средств. По мере развития
читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании
образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные
средства. Однако цель обучения должна оставаться прежней: показать, что
образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться»
с текстом.
Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов,
на формы или порядок слов.
Очень интересный приём в работе над словами-образами был найден
смоленскими педагогами. Суть его состоит в том, что в стихотворении закрыты
слова-образы, словосочетания.
Детям нужно догадаться и найти эти слова. За каждое предложение ученик
получает фишку, а за правильно найденный образ - две. Учитель комментирует
все предложения детей, наталкивает их на правильные мысли, обращая
внимание на слова-подсказки.
Интересные приёмы и задания в работе со словом.
1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его.
…
Возле дома на дорожке
Воробьи клевали брошки.
Мал соловей, да колос велик.
Поиск и исправление ошибок заставляют быть внимательным к словам, а
шутливое настроение создаёт положительную мотивацию на уроке.
2. Работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом,
непривычном, употреблении.
Острые вещи
- Гриша, не бери нож. Обрежешься! («выражение автора»)
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.
(Б. Рябинин)
- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что
она горькая?
- Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы,
лампу?
«Грибники»
Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки.
- Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для
сбора грибов.
Пришли они в лес, а в лесу грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны.
- Да не шляпки для дам, а шляпки грибные.
- Ах, какие красивые ножки кругом!
- Да не твои ножки, и не ножки стула, а грибные ножки.
- Погляди, а под елочкой спряталась рыжая лисичка.
- Да не дикое животное лисичка – это гриб лисичка.
3.Работа с фразеологизмами.
А)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов:
Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец…
Не знал, куда глаза девать.
Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди…
Бить тревогу.
Мне было очень стыдно за тебя, я…
Находить общий язык
Б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:
На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички.
Они вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро
улетели. Улетели подальше от посторонних глаз.
(третий лишний).
- Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?
В) Составьте диалог:
- Что ты подарил своему другу на день рождения?
- Книгу, которую он очень хотел.
- И как он её принял?
(был на седьмом небе).
- Мама, как тебе нравится моя подруга?
- Хорошая.
- Правда она похожа на свою маму?
(Как две капли воды).
4.Расшифруй предложение и составь по нему рассказ. Принцип составления
рассказа – разворачивание текстовой информации.
И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил.
(рассказ по предложению)
Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со
знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются
на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он
собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.
Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на
уроке. Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и
подтекстовую информацию.
Применение метода «ведение диалога с текстом».
Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой
информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора,
осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике –
науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику
«замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что
опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают
вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с
текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием
произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы,
которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько
быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о
целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно
разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и
формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на
возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль
(проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными
операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.
Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее
значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так
как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с
текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств,
которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.
Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на
восприятие текстовой информации.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по
ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и
скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения
о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом
автора, включать воображение.
Посмотрим, как разворачивается «диалог с текстом», используя для этого в
качестве учебного материала рассказ А. П. Гайдара «Совесть».
Урок начинается с размышлений учащихся над смыслом названия произведения.
Младшие школьники, вчитываясь в название, вспоминают, что они знают об
авторе, какие его произведения они читали, слушали. Затем они задумываются
над заглавием. Например, когда мы говорим о совести? Видимо, тогда, когда
кто-то совершил не очень благовидный поступок. Что-то в этом поступке
заставляет нас насторожиться, подумать, почему так произошло. По совести ли
поступает человек? Должен ли, может ли он поступить иначе? Когда человека
оценивают как совестливого? А почему в некоторых ситуациях людей называют
бессовестными? Эти и подобные им вопросы возникают, когда читатель
пытается предугадать, предвосхитить изложение событий в тексте, т. е. думает
над тем, что ему предстоит узнать при знакомстве с произведением.
Следующий этап –первичное знакомство с текстом. Это очень ответственный
момент на уроке, т. к. именно при первом знакомстве с текстом в процессе
постепенного погружения в него возникает масса вопросов, на которые хочется
найти ответ в самом произведении. Чтобы «разговор с текстом» состоялся,
нужна определенная логическая модель его осмысления. В качестве таковой
может стать следующая цепочка работы с художественным текстом по эпизодам:
чтение — вопрос(ы) — предположение — чтение следующего эпизода.
На примере нескольких эпизодов из текста рассказа А. П. Гайдара «Совесть»
покажем, как это реально может происходить на диалоговом уроке.
1-ый эпизод: «Нина Карнаухова не приготовила урока… и решила не идти в
школу».
После чтения этого эпизода сразу возникает вопрос: почему? Почему не
приготовила урока? Почему решила не идти в школу? Дальше следует цепочка
предположений: не приготовила урока, потому что болела голова (горло, зуб и т.
п.), поленилась, не справилась с заданием, слишком поздно села за уроки и т. п.
Решила не идти в школу, потому что было стыдно перед учителем и
одноклассниками; не хотелось получать двойку; боялась, что будут ругать,
накажут и т. п.
2-й эпизод: «Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время
рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу».
После чтения эпизода возникает естественный вопрос: как чувствует себя
человек, который что-то делает украдкой? Видимо, весьма неуютно. Ему
дискомфортно. Он весь сжимается. У человека возникает желание стать
невидимкой. Когда что-то делаешь украдкой, становится стыдно. Наверное, и
Нина, украдкой пробираясь в рощу, чувствовала себя неважно. В такой момент
человека невольно жалеешь. Самому совсем не хочется быть на его месте.
Пусть дети на какое-то время, выдвигая свои предположения, идентифицируют
себя с героем произведения. Это им поможет в дальнейшем глубже понять
данную ситуацию, детальнее ее проанализировать.
На этапе «разговор с текстом» младшие школьники эмоционально оценивают
ситуацию, соотносят ее со своим жизненным опытом. Это происходит при
чтении каждого эпизода
В качестве примера остановимся на 3-м эпизоде: «Положив пакет с завтраком и
связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на
малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами».
После знакомства с данным эпизодом ученики недоумевают:
«Почему Нина, как только добралась до рощи, сразу стала развлекаться? Ведь ей
только что было стыдно и неловко. Почему человек так быстро меняется?». Ей,
наверное, просто хотелось скорей добраться до тайного заветного уголка и там
расслабиться. Здесь ее никто не увидит, значит, никого не надо бояться. А может,
она уже не первый раз скрывалась в роще? Вероятно, по какой-то причине Нине
одной лучше. И вдруг перед ее глазами возникает неожиданно малыш. Как она
реагирует на его появление? Видимо, нашей героине непонятно, что кто-то
рядом с ней оказался именно в тот момент, когда ей было так хорошо без
свидетелей. Вот оно, точное слово. Мальчик — свидетель. Свидетель чего?
Неблаговидного поступка. Но откуда он может знать, что Нина пропустила
школу, прогуливает уроки? Все улики она спрятала под куст. А вдруг мальчик
увидит? Опять неловко.
Это вполне возможный круг вопросов, эмоционально «высвечивающий»
непростую ситуацию. Как сложатся взаимоотношения девочки со свидетелем?
Чтобы узнать это, надо читать дальше, размышлять.
На данном этапе пока нет анализа текста в полном смысле слова. Ведь это
первое чтение, но оно осуществляется на диалоговом уроке путем постепенного
«погружения» в текст, в процессе «разговора с текстом».
Дети должны учиться самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы,
делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования
дальнейшего содержания.
Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом – останавливаться чтение
тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать
вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей.
Главное – научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать
поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано
выяснением текстовых смыслов. Здесь огромную роль играет внимание к слову.
Развитие читательского воображения.
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым,
«ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает
работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах,
содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно
количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению
целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и
воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?
Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых
методических вопросов при проверки первичного восприятия текста: «Что ты
представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда
читал?».
Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на
материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы.
Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным
психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.
Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями
профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование
из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет
также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или
драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой
работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали
художественного пространства и времени, портретные характеристики,
описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при
первом чтении.
По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как
автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины
художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса,
«вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.
Для развития творческого воображения можно использовать такие задания:
придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом
позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и
полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет
думать, познавая окружающий мир.
Применение данной технологии на протяжении уже трёх лет позволило
сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для
детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к
дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение
читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках),
выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и
готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии
любознательности и творческой активности.
Технология продуктивного чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым
словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной,
эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
2этап
Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
1 Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное
чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными
и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных
впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных
фрагментов)
Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если
таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так
и детьми.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
3этап.
Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских
интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его
главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения
художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской
деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания,
художественной
В отечественной и зарубежной лингвидидактике есть ряд наработок
по
формированию различных читательских стратегий, освоение которых
значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение
стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет
выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную
компетентность.
Стратегия № 1. Направленное чтение.
Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать
проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
1. Актуализация.
Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок
текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель
записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания,
мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную
деятельность учащихся, настроить их на работу.
2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста,
останавливаясь на указанных местах.
3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.
4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.
5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития
события.
Составление
вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на
формирование умения выделять логическую и последовательную
структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет
опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает
каждую часть ключевым вопросом.
Памятка для учащегося
внимательно прочитать текст;
выделить главные мысли текста;
проверить, как они соотносятся между собой;
сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые
части);
определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как
пункты плана;
прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важно
Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка
вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским
психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести
лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть
индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на
понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской
позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов,
отсеивая неинформативные, случайные.
Классификация вопросов Б.Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть
краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте
информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это
провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие
подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно
понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения
дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В
них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит
элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло,
если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы
думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки
явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше?
Правильно ли поступил ...?
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа
текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на
выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой
вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в
разряд просты
Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи
меду теорией и практикой.
Как бы я поступил на месте героя?
Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах.
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде
тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый
ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает
содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает
ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией,
формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные
учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует
выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто?
Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это
предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается
ненавязчивое, но надежное заучивание.)
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой –
отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.
Стратегия № 4. Дневник двойных записей.
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически
оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые
поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо
ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот
момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Стратегия № 5. Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию,
формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по
следующему алгоритму:
Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует
активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию,
формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Стратегия № 6.Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования
информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения
записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.
Стратегия № 7. Сенкан.
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном,
главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие
способности.
Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.
Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором
синтезирована основная информация.
Структура сенкана.
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно рекомендовать
учителям следующее:
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися
нового материала;
формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения
нестандартных форм и методов работы с текстом;
предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах
учебной деятельности;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их
продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития
у них творческого мышления;
обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах
деятельности.
Усовершенствование навыков чтения в
начальной школе
Тягина Елена Викторовна,
учитель начальных классов
Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация
следующих задач:
Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона
читательской деятельности).
Совершенствование у учащихся навыка чтения: созидательности, правильности,
беглости, выразительности ( техническая основа процесса чтения).
Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию
текста (содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик,
обдумывающее восприятие, постижение текста, авторского замысла и собственного
отношения к тому, что и как написано).
Освоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.
Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и
второстепенного, нахождению опорных слов, озаглавливанию и др.
Дети в начальной школе должны уметь читать целыми словами.
выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснение их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные ( наиболее важные для понимания читаемого) слова;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда
предложенных;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему текста;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
чтение по ролям;
уметь использовать такие средства интонационной выразительности, как логическое
ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпо-ритм, логические и
психологические паузы;
уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на
текст;
уметь пересказать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по
изменённому плану);
иллюстрирование графическое и словесное, овладение приёмом словесного рисования
не только сюжетного фрагмента текста
О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.
Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения
совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в
свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как
громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя»
скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что
большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает
вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать,
сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания
прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как сделать урок
чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверно, каждый учитель задумывался
над этим вопросом и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения.
Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных
компонента:
технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
понимание текста.
Хорошо известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах
формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих-
пониманию текста.
Воспользовалась некоторыми приёмы по усовершенствованию навыков чтения методикой
предложенной Заикой, Зайцевым, и использовала пособие «Помогайка» автора Джажалей.
Сложилась своя система работы с детьми на уроках чтения. Что представляет собой эта
методика?
Это карточки для каждого ребёнка.
Приёмы чтения.
1.
Чтение строчек наоборот.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего,
озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого
побуквенного анализа каждого слова. Например: шар-раш.
2.
Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.
Первое слово читается как обычно; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое -
справа налево и т. д.
3.
Чтение только второй половины слов.
Это упражнение приводит к уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда
правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с
искажениями. Например: -ние, -лько, -рой.
4.
Чтение «зашумлённых слов»
Это упражнение закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их
сочетание.
5.
Чтение строчек с прикрытой верхней половины.
6.
Отделение слов от псевдослов.
Даётся 20-30 карточек: на одних из них написаны слова, на других - псевдослова, т.е.
бессмысленные буквосочетания. Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а
псевдослова - в другую.
Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного.
7.
Чтение перевёрнутого текста.
8.
Чтение предложений снизу вверх.
9.
«Игра в прятки».
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные
должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми
успевают найти абзац, который читает ведущий.
10.
«Мнимое слово».
Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают
слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют
возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает
уверенность в своих силах.
11.
«Чтение за диктором».
Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.
12.
«Чтение хором».
Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках
чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать.
Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к
каждой карточки тоже усложняются.
Например: карточка №1. Тема урока: «Буква м и звук [м].
Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно!
ум сом котлевмел рысьдень
ужсон вотлукмал гусь тень
ус сынтотлакмол весь пень
ух сор такракмылпечь дом
ё
ж
сыртокжу
к
мир речь том
Задание:
прочитай слова, найди незнакомые слова;
прочитай слова, которые начинаются на букву м;
прочитай слова, где буква м в конце слова;
прочитай слова, где звук [м] произносится мягко;
прочитай слова, где звук [м] произносится твёрдо;
прочитай слова, где на конце слова согласный звук мягкий;
прочитай слова, состоящие из 2 букв, из 3 букв, из 4 букв;
переверни карточку, какие слова запомнил.
Карточка № 2. Тема урока: « Буква с и звук [с]».
сок
сор
стон
кусты
стук сыр
ступа трос
торс рот
сосна торос
сук
лоб
сыро
к
осина
кост
и
нора
рысь стакан
крот сорок
а
кисти сороки
крос
с
коса
такса капуст
а
Задание:
прочитай слова, найди незнакомые слова;
прочитай слова, которые начинаются на букву с;
прочитай слова, где буква с в конце слова, в середине;
прочитай слова, где звук [с] произносится мягко;
прочитай слова, где звук [с] произносится твёрдо;
прочитай слова, состоящие из 1 слога, из 2 слогов, из 3 слогов;
прочитай слова, которые обозначают животных, растения, части лица;
прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;
прочитай слова с удвоенной согласной;
прочитай слова, где все согласные звуки мягкие;
выпиши слова с безударной гласной.
Карточка № 3. Тема урока: «Буква ш и звук [ш]».
школа
сушила
кошка
шипы
шутили
кишка
шина
шарили
мышка
машина
шуршали мартышк
а
машинистшипит
Мишка
шишка
трусишк
а
морошка
Шишкин
плутишк
а
Мариша
шалун
малыши
пушинка
Задание:
прочитай слова, найди незнакомые слова;
прочитай слова, которые начинаются на букву ш;
прочитай слова, где буква ш в середине слова;
прочитай слова, которые обозначают животных, растения, имена, фамилия, профессии;
прочитай слова в уменьшительно-ласкательной форме;
прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;
найди однокоренные слова;
прочитай слова обозначающие действия предмета;
выпиши слова с сочетанием ши.
Карточка № 4. Тема урока: «Безударные гласные».
работа
крапива
беседка
баночка
ребята
кормушк
а
болота
дерево
игрушки снежинк
а
билеты
жалоба
колючийусатый
конфеты
жадина
медведиспасибо
бородка
козочка
корова
загадка
болтунья
лестница
ромашкаберлога
булавка
ленточка
капуста барашек газета
лыжница
тарелка бархотка гвоздика
космонав
т
весёлый белила
животное корабли
утята
белуга
солнечныйсветофор
рубашка беретик
бабочка
уговор
прочитай слова, которые начинаются на букву б и т. д.
найди слова, которые обозначают одушевленные предметы, неодушевленные предметы;
найди слова, где –чк- , на парные согласные в середине слова;
найди имя прилагательное;
найди слова в уменьшительно-ласкательной форме;
найди слова во множественном числе, в единственном числе;
найди слово, которое может быть и существительным и глаголом;
найди слова, которые обозначают животных, растения, имена, насекомые, профессии;
найди слова с суффиксом -ушк-
найди слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить;
найди словарные слова;
составь словосочетание прилагательное + существительное;
найди слова, где гласные имеют два звука;
выпиши в два столбика слова с безударными гласными в корне: 1 столбик - проверяемые,
2 - словарные слова.
Упражнения по развитию навыков чтения
1.
«Начни с той же буквы».
Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с
одной буквы, например «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка.
2.
«Какой? Какая? Какие?»
Это упражнение развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребёнка.
Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ребёнок подбирает
к слову эпитеты. Например: «трава». Зелёная - мягкая - высокая и т. д.
3.
«Отгадай букву».
Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть
слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть»
или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.
Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:
-Цапля?
-Нет.
-Автобус?
-Есть.
Желательно, чтобы дети нашли заданную букву, предложив как можно меньше вариантов.
4.
«Пятёрка слов».
Дети заранее выбирают какое-нибудь слово. Затем каждый из играющих подбирает по 5 слов,
начинающихся поочерёдно с каждой из букв, составляющих исходное слово. Например,
выбрали слова «роза». Пятёрка слов может быть такой:
радио, рекорд, рак, ракета, рана;
орех, осень, окно, отметка, отец;
зима, звено, змея, зрение, замок;
аптека, аллея, армия, астра, арка.
5.
«Лесенка».
Дети заранее выбирают букву, с которой будет начинаться слова. Игра заключается в том,
чтобы за определённое время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы. Первое
слово должно быть двухбуквенным, второе - трёхбуквенным и т. д.
Например:
Як
Яма
Яйцо
Ягода
Роль этих упражнений в интеллектуальном развитии ребёнка очень велика.
6.
«Чтение-поворот».
Выбрать предложение в 1,5-2 строчки. Прочитать первое слово, затем прочитать его ещё раз.
Быстро повторить первое слово, прочитать второе, повторить первые два- третье и т. д.
Например: «У одного…»; « У одного крестьянина…»; «У одного крестьянина был…» и т. д. Такое
упражнение позволит ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и понимать
значительно лучше содержание текста.
7.
«Учимся вспоминать слова».
Предложить детям за одну минуту вспомнить как можно больше различных существительных.
Дети произносят вслух существительное и ставят палочку на бумаге. По окончании одной
минуты подсчитывается слова.
Например:
////
//////
То же самое упражнение, но используя глаголы.
8.
«Составление предложений».
Придумать смысловой ряд, состоящих из двух существительных и глагола.
Например:
Котёнок пьёт молоко.
Ручкой пишут на бумаге.
Машина едет по дороге.
9.
«Учимся фантазировать».
Взять одно слово, например, «кнопка». По очереди предлагать варианты где и для чего можно
применить этот предмет.
Например:
(Учитель: для прикрепления бумаги к доске).
(Ученик: провести окружность; положить на стул и т. д.)
10.
«Снежный ком».
Возьмём любое существительное. Например слово «кот». Мы добавляем слово «лист»-ученик
повторяет: «кот», «лист». Предлагаем ещё одно слово: «груша», и ученик вспоминает: «кот»,
«лист», «груша» и т. д.
11.
«Угадай слова».
Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.
Например: карандаш-бумага; мел-…(доска).
гвоздь-молоток; шуруп-…
дом-крыша; книга-…
птица-яйцо; растение-…
квадрат-куб; круг-…
хорошо-лучше; медленно-…
огонь-пожар; вода-…
зерно-амбар; деньги-…
человек-ребёнок; собака-…
день-ночь; зима-…
Для усовершенствования навыков чтения очень хорошо использовать на уроках чтения речевые
разминки. Во время разминке включать упражнения на правильное произнесение звуков, на
отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим тихо, громко, шепотом), темпа
речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и
подготовленности детей. В 1 классе в разминку входит чтение сочетаний тренируемого звука
гласными: би-бе-ба-ба-бу-бы, ри-ре-ра-ру-ры, чтение сочетаний 2-3 согласных с гласными / ст-а,
о, у, ы, и, э, е; стр-а, о, у, ы, и, э, е-чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение слов,
состоящих из одного слога; чтение коротких текстов с тренируемым звуком, чтение
скороговорок.
Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает
много времени и сил. Она проводится в начале урока и в конце урока в качестве физкультпауз в
течение 5-7 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановка
голоса и дыхания.
Приёмы речевой разминки.
1.
Чтение шепотом и медленно:
Да-да-да-из трубы бежит вода.
До-до-до-на дереве гнездо.
Ды-ды-ды-мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду-с мамаой я домой иду.
Та-та-та-в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту-наводим сами красоту.
Ят-ят-ят-пираты ровненько стоят.
Ют-ют-ют-очень любим мы уют.
Ло-ло-ло-на улице тепло.
Лу-лу-лу-стул стоит в углу.
Оль-оль-оль-мы купили соль.
2.
Чтение тихо и умеренно:
арка-арца
арта-арда
арла-арча
арса-аржа
3.
Чтение громко и уверенно:
гарь-парь-жарь
дверь-зверь-червь
Использование игр на звукоподражание, например:
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда…Га, га, га!
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споёт…Ку-ка-ке-ку!
Хороший эффект в работе над артикуляцией приносит упражнения со скороговорками,
загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся»,
«Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами». Вот, например, как проводится игры.
Игра «Курочка с цыплятами». Начинается работа с чтения стихотворения по таблице.
Вышла курочка гулять,
Свежей травке пощепать,
А за ней цыплятки-малые ребятки.
-Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А, прочитали дети…(на).
Прибежал задорный О, прочитали дети…(но).
Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ну).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети…(не).
Затем по данной таблице проводится работа по развитию речи: придумать имена цыплятам,
сочинить о них истории.
Игра «Дупло».
Вот это дуб, а в нём дупло,
Где поселилась буква О,
Буква эта гласная.
Но дружна согласными,
Жёлудь «Эль» упал в дупло,
Прочитали вместе…(ло).
Жёлудь «Эн» упал в дупло,
Прочитали вместе…(но).
Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, используется нетрадиционный метод
обучения чтению - метод динамического чтения. Динамическое чтение-это когда читаются не
буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки: это чтение только глазами.
Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания.
Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек,
предметов. Учащиеся должны за одну секунду запомнить всё, что изображено на картинке, т. е.
«сфотографировать». Например, показывается иллюстрация к сказке. Дети должны за секунду
запомнить всё, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом
картинке необходимо предупредить детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем
даётся команда: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!»
В 1-м классе даются такие задания:
Найди «сфотографируй» лишнюю букву: а, о, в, у, и.
Найди лишней слог: бо, но, ро, мы, ко, ло.
Найди лишнее слово:
река слонмама
речк
а
лев моль
руче
й
мак мела
ручк
а
тигр мила
Очень хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы. Таблице
изготавливают сами дети или их родители. У каждого ученика карточка, в каждую клетку
вписаны слоги или буквы. Вот некоторые из них.
Таблица №1.
ку
мантуз кас
ша
та
тинбол
то
кар тонна
фельлик ка низ
Таблица № 2.
А К СО Т П СДИ
Б МУЗ ЙЮУЧ Щ
В Р ЯЛ ЕН СФЭ
ШГ ХЫАЖЦНЯ
Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученик читает про себя, указывая
карандашом буквы. В работе с таблицей используется памятка.
Памятка.
Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом.
Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом букв.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.
Таблица №1
Таблица №2
Таблица №3
Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм;
затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается: 55 мм, 60 мм и т. д.
Систематическая работа с такими таблицами даёт возможность развить у детей боковое
зрение, которое так необходимо для развития поля видения.
Во 2-3-м классах при чтения объёмных произведений средней линией делятся слова, которые
необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для
восприятия. Таким образом, в одном виде работы решаются две задачи: расширение поле
ясного видения и предварительного прочтение трудных слов, чтобы восприятие текста было
более полным, более осознанным. Например, в сказке для 3-го класса Г.Х. Андерсена «Пятеро из
одного стручка» подходят для такой работы трудные слова, которые читаются глазами сверху
вниз при постоянной фиксации средней линии:
зачер
стветь
подбод
ривши
й
распуст
и
вшийся
почувст вовали
Причём слова подбодривший, распустившийся хорошо подходят для развития артикуляционного
аппарата, а слово почувствовали для отработки орфоэпически правильного произношения.
Для овладения навыком чтения слов, включающих в себя слоги таких структур, как СГ, ССГ,
СССГ (С-согласный, Г-гласный), включаются в работу следующие таблицы:
М а е и у ы
Вл а о у ы е
Стр а е и у ы
Н___________ Тр____________ Скл___________
_
Р
___________
Гр_____________Спр___________
_
К___________ Ск____________
_
Скр____________
Проводится и такое упражнение:
Чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидой, с опорой на букву, которая обозначает
гласный звук, на ударение в слове:
лес
дружочек
леса
голосочек
лесок
тетеревоче
к
лесник
лесови
к
Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое
зрение забегает вперёд, готовя для ясного видения следующую часть текста. Поймав взглядом
контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое
слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного читателя ) или буквы,
слога (у начинающего) называется антиципацией, или смысловой догадкой. Развитию
антиципации способствуют следующие упражнения:
1.
На доске записаны 2-3 пословицы. Нужно их закончить.
Делу время- ___________ ____________ .
Кончил дело- ____________ _________ .
2.
Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют между собой
так, чтобы они подходили друг другу по смыслу.
Готовь сани летом
пока не перепрыгнешь.
Не торопись
языком
торопись делом.
За твоим языком
телегу зимой.
Не говори «гоп»
не поспеешь и
босиком.
3.
Прочитай загадку, подставив недостающие слова.
Посмотрите-дом стоит,
До краёв водой___________.
В этом домике жильцы-
Все умелые____________.
4.
Для предварительного прочтения на этапе подготовки к самостоятельному восприятию
текста предлагается детям не всё слово, а слово, записанное квазиписьмом.
за____ ___ ро___ ____ к (заморозок)
ле____ н___ ___ ___ й (лесничий).
5.
Очень нравится детям чтение текста с пропущенными буквами, с пропущенными
словами.
Есть простой прием - чтение закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке,
закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого. Например, на уроке обучения грамоте
читается текс "Кот".
У Никиты окуни. У Антона окуни.
А кот тут как тут!
Закладка закрывает прочитанное, читается следующий слог и закрывается передвижением
закладки левой рукой в направлении, указанной стрелкой. Это исключает мимолетную
регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста. Тем не менее используется этот
прием для отдельных, которые самостоятельно не могут избавиться от регрессии.
Чтобы преодолеть повторы и достичь полноценного зрительного восприятия, нужно внимательно
изучить текст и выбрать слова, трудные для понимания и прочтения. Перед самостоятельным
прочтением слова записываются на доске, дети читают, затем находят слово в тексте и читают
их в предложении. Особое внимание здесь уделяется слабым учащимся, так как именно они
наиболее склонны к регрессии. Помогает детям следующее предложение:
Постепенное наращивание слова.
Бомба
бомбардир
бомбардировщик
Артикуляционное прочтение (без голоса), чтение шёпотом медленно, громко медленно,
громко быстро.
Чтение слов, записанных равновеликим шрифтом (Сгребали, взДУРИЛАСЬ,
ТЕтеРЕвоЧЕК).
Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
Работа над текстом на уроках чтения, используются следующие упражнения: чтение "эхо",
чтение "канон", чтение "спринт", чтение "разведка", чтение со счетом слов. Чтение "эхо" (на
первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо
читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный
чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово. На
более позднем этапе чтения сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдает
все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова.
Он опять более уверен в себе.
Чтение "канон": один ученик начинает читать один абзац текста, другой читает этот же абзац
вместе с первым, но опаздывает от него на три-четыре слова (как при пении канона). Цель:
держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок.
Чтение "спринт": небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно
- на скорость. кроме быстроты чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью.
Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про
себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание, а после окончания подсчета
числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением.
Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены
возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. При этом
пользуются памяткой:
Памятка.
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей, считай про себя слова текста.
Ответь на вопросы текста.
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается
вслух и идёт обычная работа над выразительностью, пересказом и т. д.
Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том,
что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его в слух выразительно,
уверенно пользуясь антиципацией.
Если на каждом уроке использовать следующие приёмы и методы как:
чтение за диктором;
чтение в парах;
чтение с убыстрением темпа;
жужжащее чтения;
пятиминутки;
самозамер скорости чтения,
то это лучший фундамент для усовершенствования техники чтения.