Напоминание

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Автор: Кукушкина Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Уровень сформированности звуковой аналитико-синтетической активности у

детей дошкольного возраста с ОНР представляет собой значимую предпосылку

для обучения детей письменной речи, а также связан с овладением

орфографической грамотностью в школе.

В имеющейся литературе отсутствует точное понятие «звуковая аналитико-

синтетическая активность». Проанализировав работы отечественный ученых

[3.,

5.], мы пришли к выводу, что под звуковой аналитико-синтетической

активностью понимается сложный процесс мыслительной деятельности, в

основании которого слово не только узнается на основе восприятия и

различения фонем, но и расчленяется на свои составные элементы, звуки.

Данное понятие включает в себя фонематические процессы и основывается на

фонематическом восприятии, сформированном на достаточном уровне.

О.Н. Жовницкая отмечает, что у детей с ОНР фонематические процессы

формируются разными темпами, характер их нарушений тоже разный. В более

тяжелых случаях дети не способны разделить слово на отдельные звуки. Слова

они воспринимают как единый и неделимый элемент, в крайнем случае, могут

назвать последний гласный звук. Звуки, находящиеся в трудной позиции в

начале слова и в конце, дошкольники с ОНР вычленить не могут [1.].

По мнению И.Л. Калашниковой, дети с ОНР могут осуществить простые

формы звукового анализа (выделить звук на фоне слова, определить первый и

последний звук в слове), но более сложные формы звукового анализа детям

недоступны, так как формируются посредствам специального обучения [2.].

Анализ

методической

литературы,

позволил

определить

следующие

рекомендации организации логопедической работы по формированию звуковой

аналитико-синтетической активности:

- речевой материал должен постепенно усложняться и содержать звуки,

произношение которых у детей не нарушено и чётко воспринимается на слух;

- работа строится с учетом возрастных особенностей ребенка и на основе

ведущего вида деятельности (игровая деятельность);

- учет различной сложности форм фонематического анализа и синтеза и

последовательность овладения ими в онтогенезе;

- на каждом направлении рекомендуется использовать не менее 10-20 слов, что

позволит автоматизировать и проконтролировать становление умений [4.].

Логопедическую

работу

рекомендуется

проводить

последовательно,

по

следующим направлениям:

I.

Формирование фонематического анализа (выделение звука на фоне

слова; определение первого и последнего звука в словах; определение места

звука в слове; определение количества, последовательности, позиционного

места и места звуков по отношению к другим звукам).

II.

Формирование

фонематического

синтеза

(составлением

слов

из

отдельных звуков, данных в ненарушенной и нарушенной последовательности).

Поэтапность

логопедической

работы

и

опора

на

вышеизложенные

рекомендации будут способствовать формированию звуковой аналитико-

синтетической активности детей дошкольного возраста с ОНР.

Список литературы:

1.

Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших

школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2015. – № 4. – 58 с.

2.

Калашникова, И. Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у

старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2013. – № 3. – 107 с.

3.

Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет / Л. М. Козырева. –

Ярославль : Академия развития,2007. – 158 с.

4.

Ткаченко, Т. А. Формирование звукового анализа и синтеза: альбом для

индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-6 лет / Т.А. Ткаченко. – М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 46 c.

5.

Чугунова,

А.

А.,

Шмигирилова

И.Б.

Аналитико-синтетическая

деятельность в контексте компетентностного подхода к образованию // Вектор

науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – №4 (15). – С.

217–220.

Кукушкина Е.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №70» г. Иваново



В раздел образования