Автор: Кукушкина Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ
АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Уровень сформированности звуковой аналитико-синтетической активности у
детей дошкольного возраста с ОНР представляет собой значимую предпосылку
для обучения детей письменной речи, а также связан с овладением
орфографической грамотностью в школе.
В имеющейся литературе отсутствует точное понятие «звуковая аналитико-
синтетическая активность». Проанализировав работы отечественный ученых
[3.,
5.], мы пришли к выводу, что под звуковой аналитико-синтетической
активностью понимается сложный процесс мыслительной деятельности, в
основании которого слово не только узнается на основе восприятия и
различения фонем, но и расчленяется на свои составные элементы, звуки.
Данное понятие включает в себя фонематические процессы и основывается на
фонематическом восприятии, сформированном на достаточном уровне.
О.Н. Жовницкая отмечает, что у детей с ОНР фонематические процессы
формируются разными темпами, характер их нарушений тоже разный. В более
тяжелых случаях дети не способны разделить слово на отдельные звуки. Слова
они воспринимают как единый и неделимый элемент, в крайнем случае, могут
назвать последний гласный звук. Звуки, находящиеся в трудной позиции в
начале слова и в конце, дошкольники с ОНР вычленить не могут [1.].
По мнению И.Л. Калашниковой, дети с ОНР могут осуществить простые
формы звукового анализа (выделить звук на фоне слова, определить первый и
последний звук в слове), но более сложные формы звукового анализа детям
недоступны, так как формируются посредствам специального обучения [2.].
Анализ
методической
литературы,
позволил
определить
следующие
рекомендации организации логопедической работы по формированию звуковой
аналитико-синтетической активности:
- речевой материал должен постепенно усложняться и содержать звуки,
произношение которых у детей не нарушено и чётко воспринимается на слух;
- работа строится с учетом возрастных особенностей ребенка и на основе
ведущего вида деятельности (игровая деятельность);
- учет различной сложности форм фонематического анализа и синтеза и
последовательность овладения ими в онтогенезе;
- на каждом направлении рекомендуется использовать не менее 10-20 слов, что
позволит автоматизировать и проконтролировать становление умений [4.].
Логопедическую
работу
рекомендуется
проводить
последовательно,
по
следующим направлениям:
I.
Формирование фонематического анализа (выделение звука на фоне
слова; определение первого и последнего звука в словах; определение места
звука в слове; определение количества, последовательности, позиционного
места и места звуков по отношению к другим звукам).
II.
Формирование
фонематического
синтеза
(составлением
слов
из
отдельных звуков, данных в ненарушенной и нарушенной последовательности).
Поэтапность
логопедической
работы
и
опора
на
вышеизложенные
рекомендации будут способствовать формированию звуковой аналитико-
синтетической активности детей дошкольного возраста с ОНР.
Список литературы:
1.
Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших
школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2015. – № 4. – 58 с.
2.
Калашникова, И. Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у
старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2013. – № 3. – 107 с.
3.
Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет / Л. М. Козырева. –
Ярославль : Академия развития,2007. – 158 с.
4.
Ткаченко, Т. А. Формирование звукового анализа и синтеза: альбом для
индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-6 лет / Т.А. Ткаченко. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 46 c.
5.
Чугунова,
А.
А.,
Шмигирилова
И.Б.
Аналитико-синтетическая
деятельность в контексте компетентностного подхода к образованию // Вектор
науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – №4 (15). – С.
217–220.
Кукушкина Е.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №70» г. Иваново