Напоминание

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».


Автор: Осалихина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Шумиха, Курганская область
Наименование материала: Социально – значимый проект
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

Социально – значимый проект:

«Формирование основ безопасности

жизнедеятельности у старших

дошкольников».

Подготовила и реализовала:

Осалихина Татьяна Сергеевна

воспитатель 1 квалификационной

категории.

г. Шумиха

2023 г.

Краткая аннотация проекта

Социально – значимый проект «Формирование основ безопасности

жизнедеятельности у старших дошкольников» реализовывался в МКДОУ

«Детский сад №1» города Шумихи, Курганской области. Данный проект

среднесрочный, практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7лет).

В своей основе способствует повышению качества образовательных

услуг и направлен на познавательное и социально-личностное развитие детей

дошкольного возраста, через знакомство с основами безопасности человека в

окружающей действительности

Основная идея данного проекта заключается в формировании основ

безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность

обусловлена

необходимостью

формирования

компетентности у детей старшего дошкольного возраста в соблюдении

основ собственной безопасности.

Проект включает в себя работу со всеми участниками воспитательно-

образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями.

Работа

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

направлена

на

реализацию основных четырех направлений безопасности: «Здоровье и

эмоциональное

благополучие»,

«Безопасность

в

доме»,

«Пожарная

безопасность», «Безопасность на дороге».

Для

каждого

направления

разработан

комплекс

мероприятий,

включающий разнообразные формы работы с воспитанниками. Подобраны

эффективные методы и приемы. В проекте представлены материалы по

работе с родителями, воспитателями. Отражены основные результаты по его

реализации, разработана система мониторинга усвоения знаний о правилах

безопасного поведения в окружающей действительности. Указаны основные

ресурсы, необходимые для реализации проекта, указаны этапы реализации.

Данный проект является актуальным и направлен на сохранение здоровья

детей

дошкольного

возраста,

умения

ориентироваться

в

различных

ситуациях окружающей действительности и формирует навык безопасного

поведения.

Обоснование необходимости проекта

В

реальном

мире

происходят

различные

изменения

(социальные

потрясения, стихийные бедствия, экологические катаклизмы, экономическая

нестабильность), которые требуют от человека принятия определенных

решений в конкретных ситуациях, быстрой ориентировки.

На

сегодняшний

день

люди

игнорируют

определенные

правила

собственной

безопасности,

что

влечет

за

собою

неблагоприятные

последствия: увечья, травмы, смерть. Поэтому важно обратить внимание

людей на ценность человеческой жизни в целом.

В современном дошкольном воспитании все чаще педагоги и психологи

обращаются к проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников,

соблюдения ими правил собственной безопасности. Они утверждают, что

формировать

основы

собственной

безопасности

необходимо

уже

с

дошкольного возраста. В этом периоде происходит активное вхождение

ребенка

в

окружающую

действительность

и

его

познание.

Доктор

педагогических наук профессор С.А. Козлова утверждает, что необходимо не

только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к

социальным

явлениям,

фактам,

событиям;

способствовать

развитию

социальных эмоций и чувств.

Очень

важно,

чтобы

формирование

безопасного

поведения

осуществлялось не на основе запретов и насаждений, а на основе убеждений,

доказательств необходимости выбора правильного поведения и реакции в

конкретной ситуации. Поэтому, это еще раз подтверждает актуальность

данного направления и необходимость формирования у детей дошкольного

возраста навыков, позволяющих сохранить свое здоровье, жить и развиваться

в безопасном мире.

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека,

именно в это время формируются основные стороны психического и

физического

развития

ребенка,

происходит

становление

личности,

укрепление его здоровья.

В силу возраста ребенка и развития его

познавательной сферы, происходит активное исследование и познание

окружающей

действительности,

вследствие

чего,

возрастает

риск

травматизма ребенка. Следовательно, через приобретение опыта, активно

познаются окружающие предметы, явления, объекты.

Известно, что опыт, полученный ребенком в детстве, во многом

определяет

его

взрослую

жизнь.

В

дошкольном

возрасте,

ребенка

сопровождают взрослые. Они учат его вести себя в окружающем мире,

формируют фундамент знаний об окружающем.

Благодаря

любви

и

заботе

взрослых,

эмоциональной

близости

и

поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и

окружающим его людям.

В дошкольном детстве помимо приобретенных знаний, формируются

практические умения, которые ребенок в дальнейшем использует их в своей

жизни. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок не только

приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который позволит

ему ориентироваться в окружающей действительности, но и умел его

активно использовать.

Цели и задачи проекта

Цель:

формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей

старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Сформировать у детей дошкольного возраста представления о безопасном

поведении на улице, дома, в природе.

2. Расширить знания детей о правилах безопасного поведения;

3. Сформировать у детей практические навыки безопасного поведения в

быту, на улице, дома.

4.Развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные и причинно-зависимые

связи, делать умозаключения и выводы.

Основное содержание проекта

Работа

по

реализации

данного

проекта

осуществляется

по

4

тематическим блокам:

I блок – « Здоровье и эмоциональное благополучие»

II блок - «Безопасность в доме»

III блок - «Пожарная безопасность»

IV блок - «Безопасность на дороге»

Основные формы работы с воспитанниками:

- Использование ИКТ, экскурсии «Перекресток», «Больница», «Аптека»

«Пешеходный переход», ГИБДД, пожарную часть и др.;

-индивидуальная работа по углубленному изучению правил безопасного

поведения у дошкольников;

- беседы,

- развлечения.

Для реализации задач данного проекта используются методы и приемы,

способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного

отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и

социализации дошкольника в целом.

Методы работы:

Наглядный

Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;

Демонстрационный материал;

Наблюдение;

Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;

Словесный

Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..

Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.

Исследование предметов, материалов, способов изготовления.

Практический

Показ действий – способов решения проблемной ситуации,

последовательности выполнения.

Экспериментирование

направленно

на

помощь

ребенку

приобрести новые знания.

Моделирование

направлено

на

прогнозирование

и

моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.

Сотрудничества и сотворчества – направленное на активное

взаимодействие педагога ребенка.

Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей

и задач в воспитательно-образовательном процессе. Выбор методов и

приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.

Партнеры

Для полноценного осуществления социально – значимого проекта в

образовательном

процессе

детского

сада

необходимо

сотрудничество

педагога с участниками

образовательного процесса

родителями

и

педагогами.

Так

родители

выступают

основными

партнерами

в

формировании

у

детей

дошкольного

возраста

навыков

безопасного

поведения в окружающем мире. Осуществляя работу с родителями, мы

решаем задачи формирования у них социальной компетентности в вопросах

безопасности различных социальных условиях, в незнакомых ситуациях, в

привлечении их к участию в различных совместных досугах и праздниках.

Поэтому особое внимание в проекте мы уделяем выбору форм и методов

работы с родителями.

Используемые разнообразные формы работы позволяют эффективнее

решать задачи данного проекта.

Вышеперечисленные формы работы позволяют сформировать у родителей

умение вести беседы с детьми дома, доносить необходимую информацию,

доступную для понимания детям.

Использование

разнообразных

форм

работ

с

родителями

дает

возможность более интересно и разнообразно представить материал и

вызвать интерес к важности соблюдения основ собственной безопасности.

Немаловажным в реализации проекта является сотрудничество с

педагогами ДОУ. Применение различных форм работы с воспитателями,

способствует

повышению

компетентности

педагогов

в

вопросах

безопасности

и

осуществления

работы

с

воспитанниками

в

данном

направлении.

Важное значение имеет сотрудничество с общественными организациями

города:

- Центральная детская библиотека – посещение библиотеки

позволяет собрать необходимый материал для создания презентаций и

электронных игр, организации бесед, открытых мероприятий. Кроме того,

совместно с библиотекой организовываются выставки и конкурсы, в которых

участвуют наши воспитанники

-ГИБДД по Шумихинскому округу -осуществляется работа по

формированию у детей дошкольного возраста правил дорожной

безопасности.

- Сотрудники пожарной части- осуществляется работа по формированию у

детей дошкольного возраста правил пожарной безопасности.

- Учащиеся аграрно - строительного колледжа, отделение «Пожарная

безопасность»

-Сотрудники ЦРБ.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного

возраста:

Дата

Тема

Форма работы

С 9.10 по

13.10

2023 г.

«Здоровье и

эмоциональное

благополучие

-Беседы, рассматривание плакатов,

иллюстраций: «Как сохранить

здоровье», «Зачем режим необходим»,

« Себя береги и другим помоги»

-Встреча с учащимися ШАСКа «Оказание

первой медицинской помощи»

-Экскурсии «Детская поликлиника»,

«Аптека», ЦРБ №7.

-Д/игры: «Хорошо, плохо», «Вредное,

полезное»

- Сюжетно – ролевые игры:

«Поликлиника», «Аптека»

-Драматизация «Чтобы нам не болеть»

- Развлечение «Спорт – это здоровье»

С 16.10 по

20.10

2023 г.

«Безопасность в

доме»

-Беседы, рассматривание плакатов,

иллюстраций: «Ток бежит по

проводам», «Где прячется опасность»,

«Таблетки и бытовая химия», «Дети

летать не умеют (окна, балконы)»

-Игровые ситуации: «Встреча с

незнакомцем», «Если в дверь звонят»,

«Как отвечать на телефон»

-Д/игры: «Да и нет», «Источники

опасности»

Просмотр мульфильма :« Аркадий

Паровозов спешит на помощь»

-П/игры: «Кто быстрей подаст сигнал»,

«Не попадись», «Чье звено быстрее

соберется?»

С 23.10 по

27.10

2023 г.

«Безопасность

на дороге»

-Беседы, рассматривание плакатов,

иллюстраций: «Правила движения

важны без исключения», «Дорожные

знаки», «Кто обеспечивает безопасность

на дороге»

- Проблемная ситуация «Что случиться

если»

- Встреча с инспектором ГИБДД по

работе с детьми «Как вести себя в

автомобиле»

-Экскурсии: «Перекресток»,

«Светофор», «Пешеходный переход»

-Встреча с инспекторами ГИБДД

«Устройство служебного автомобиля»

-Просмотр мульфильмов «Уроки у

дороги», «Смешарики (ПДД)», ролики о

ПДД.

-П/игры: «Светофор», «Мы шоферы»,

«Воробушки и автомобиль»

- Д/игры: «Найди знак», «Веселый

пешеход»

Физдосуг « Знатоки безопасности»

С 30.10 по

03.11

2023 г

«Пожарная

безопасность»

-Беседы, рассматривание плакатов,

иллюстраций « Спички не игра, огонь не

забава», «Откуда появился пожар?»,

«Правила поведения во время пожара»

-Просмотр мультфильма «Игры с огнем»

из серии «Смешарики», «Спичка

невеличка»

-Встреча с инспектором пожарной части

«Как вести себя при возникновении

пожара»

-П/игры: «Затуши пожар», «Спасатели»,

«Найти и обезвредить»

-Д/игры: «Источники опасности»,

«Огонь друг, огонь враг»

-Экскурсия в пожарную часть

Работа с родителями

Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах

и соблюдение всех правил ОБЖ.

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди,

которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают

правила ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Нарушение родителями правил приводят к тому, что дети, подражая

им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на

дороге, в транспорте, на воде, во время прогулок, которые впоследствии

могут привести к непоправимой беде. Поэтому нам необходимо убедить

родителей в том, что они, прежде всего, отвечают за безопасность своих

детей и самое простое, что могут сделать – быть хорошим примером для

подражания.

Дата

Тема

Форма работы

С 9.10 по 13.10

2023г.

«Профилактика

детского травматизма»

«5 заблуждений про

грипп»

«Прививки детям; за и

против»

Консультация

Памятка

Папка – передвижка

С 16.10 по 20.10

2023г.

«Безопасность ребенка

дома»

«Чем занять ребенка

дома»

«Поощрять или

наказывать»

Консультация

Буклет

Круглый стол

С 23.10 по 27.10

2023г.

«Засветись, стань

заметней на дороге»

«Дорога без жалости –

не прощает шалости!»

«Детские страхи могут

испортить всю жизнь»

Мастер – класс

(изготовление

светящихся элементов)

Родительское собрание

Консультация

С 30.10 по 03.11.

2023г.

«Опасные игрушки»

«Практические

рекомендации по

действиям людей при

пожаре»

«Научить бояться, или

воспитать навыки

безопасного поведения»

« Макеты по ОБЖ»

Консультация

Папка – передвижка

Круглый стол

Выставка – конкурс.

Работа с педагогами.

Дата

Тема

Форма проведения

С 9.10 по 13.10

2023г.

«Формирование основ

жизнедеятельности у

детей дошкольного

возраста»

«Первая помощь при

несчастных случаях»

Консультация

Семинар - практикум

С 16.10 по 20.10

2023г.

«Встреча с

незнакомцем», «Звонок

в дверь»

«Один дома»

Проектная

деятельность,

моделирование

ситуаций

Презентация

С 23.10 по 27.10.

2023г.

«Правила поведения в

автомобиле»

Встреча с инспектором

ГИБДД

С 30.10 по 03.11

2023г.

«Практические

рекомендации по

действиям людей при

пожаре»

Обобщение опыта по

данной теме

Встреча с инспектором

пожарной части

Круглый стол

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Введение данных направлений в содержание проекта позволит

привить детям навыки адекватного поведения в неординарных ситуациях и

будет отражаться в ожидаемых результатах реализации проекта:

У воспитанников:

1. Сформированы представления и навыки безопасного поведения на улице,

дома, в природе.

2. Расширен кругозор о правилах безопасного поведения;

3.

Сформированы

умения

работать

в

команде

сверстников,

умения

сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, высказывать свои мысли.

4.Развиваты мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и пр.

У педагога,

реализующего данный проект:

1.Изучена

и

сформирована

база

данных

методической,

психолого-

педагогической литературы по данному вопросу.

2. Оснащена предметно-развивающая среда, направленная на формирование

основ безопасности у дошкольников.

3. Определены методы и формы работы с детьми по формированию

основ безопасности жизнедеятельности.

4. Разработаны и реализованы в полном объеме перспективные планы работы

с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Реализуя данный проект, можно отметить, что работа в данном

направлении

оказывает

положительное

влияние

на

развитие

детей

дошкольного возраста:

расширяет кругозор детей о правилах безопасного поведения,

формирует навыки безопасного поведения на улице, дома, в природе и

др.,

развивает

мыслительную

деятельность:

умение

сравнивать,

анализировать, обобщать,

формирует умение сотрудничать, сочувствовать и сопереживать,

умение высказывать свои мысли.

формирует умение общаться, обращаться за помощью, отражать в речи

свои выводы.

Проделанная работа по реализации данного проекта позволяет определить

задачи на перспективу:

По работе с воспитателями

познакомить педагогическую общественность с особенностями работы

с детьми в данном направлении;

познакомить

с

созданием

собственных

презентаций

для

детей

дошкольного

возраста

по

реализации

определенных

тем

основ

безопасности;

По работе с детьми:

использовать

в

работе

с

детьми

проектную

деятельность,

затрагивающие

определенные

темы,

наиболее

актуальные

на

сегодняшний день;

вызвать

желание

детей

участвовать

в

совместной

проектной

деятельности со взрослыми или сверстниками;

расширить

представления

детей

о

последствиях

общения

с

незнакомыми людьми;

расширить

блок

«Безопасность

на

дороге»

методическими

и

дидактическими

материалами,

разработать

мини-проекты

для

дошкольников;

разработать планы и методическое сопровождение по работе с детьми

младшего дошкольного возраста;

По распространению собственного педагогического опыта:

продолжить публикацию материалов по данной теме на сайте

педагогических

работников,

на

сайте

ДОУ,

на

областном

и

всероссийском уровне, участвовать в сетевом взаимодействии;

продолжить участвовать в различных конкурсах и выставках разного

уровня;

представление

опыта

работы

по

данной

теме

на

городских

методических объединениях воспитателей, педагогов дополнительного

образования.



В раздел образования