Автор: Осалихина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Шумиха, Курганская область
Наименование материала: Социально – значимый проект
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Социально – значимый проект:
«Формирование основ безопасности
жизнедеятельности у старших
дошкольников».
Подготовила и реализовала:
Осалихина Татьяна Сергеевна
воспитатель 1 квалификационной
категории.
г. Шумиха
2023 г.
Краткая аннотация проекта
Социально – значимый проект «Формирование основ безопасности
жизнедеятельности у старших дошкольников» реализовывался в МКДОУ
«Детский сад №1» города Шумихи, Курганской области. Данный проект
среднесрочный, практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7лет).
В своей основе способствует повышению качества образовательных
услуг и направлен на познавательное и социально-личностное развитие детей
дошкольного возраста, через знакомство с основами безопасности человека в
окружающей действительности
Основная идея данного проекта заключается в формировании основ
безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
обусловлена
необходимостью
формирования
компетентности у детей старшего дошкольного возраста в соблюдении
основ собственной безопасности.
Проект включает в себя работу со всеми участниками воспитательно-
образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями.
Работа
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
направлена
на
реализацию основных четырех направлений безопасности: «Здоровье и
эмоциональное
благополучие»,
«Безопасность
в
доме»,
«Пожарная
безопасность», «Безопасность на дороге».
Для
каждого
направления
разработан
комплекс
мероприятий,
включающий разнообразные формы работы с воспитанниками. Подобраны
эффективные методы и приемы. В проекте представлены материалы по
работе с родителями, воспитателями. Отражены основные результаты по его
реализации, разработана система мониторинга усвоения знаний о правилах
безопасного поведения в окружающей действительности. Указаны основные
ресурсы, необходимые для реализации проекта, указаны этапы реализации.
Данный проект является актуальным и направлен на сохранение здоровья
детей
дошкольного
возраста,
умения
ориентироваться
в
различных
ситуациях окружающей действительности и формирует навык безопасного
поведения.
Обоснование необходимости проекта
В
реальном
мире
происходят
различные
изменения
(социальные
потрясения, стихийные бедствия, экологические катаклизмы, экономическая
нестабильность), которые требуют от человека принятия определенных
решений в конкретных ситуациях, быстрой ориентировки.
На
сегодняшний
день
люди
игнорируют
определенные
правила
собственной
безопасности,
что
влечет
за
собою
неблагоприятные
последствия: увечья, травмы, смерть. Поэтому важно обратить внимание
людей на ценность человеческой жизни в целом.
В современном дошкольном воспитании все чаще педагоги и психологи
обращаются к проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников,
соблюдения ими правил собственной безопасности. Они утверждают, что
формировать
основы
собственной
безопасности
необходимо
уже
с
дошкольного возраста. В этом периоде происходит активное вхождение
ребенка
в
окружающую
действительность
и
его
познание.
Доктор
педагогических наук профессор С.А. Козлова утверждает, что необходимо не
только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к
социальным
явлениям,
фактам,
событиям;
способствовать
развитию
социальных эмоций и чувств.
Очень
важно,
чтобы
формирование
безопасного
поведения
осуществлялось не на основе запретов и насаждений, а на основе убеждений,
доказательств необходимости выбора правильного поведения и реакции в
конкретной ситуации. Поэтому, это еще раз подтверждает актуальность
данного направления и необходимость формирования у детей дошкольного
возраста навыков, позволяющих сохранить свое здоровье, жить и развиваться
в безопасном мире.
Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека,
именно в это время формируются основные стороны психического и
физического
развития
ребенка,
происходит
становление
личности,
укрепление его здоровья.
В силу возраста ребенка и развития его
познавательной сферы, происходит активное исследование и познание
окружающей
действительности,
вследствие
чего,
возрастает
риск
травматизма ребенка. Следовательно, через приобретение опыта, активно
познаются окружающие предметы, явления, объекты.
Известно, что опыт, полученный ребенком в детстве, во многом
определяет
его
взрослую
жизнь.
В
дошкольном
возрасте,
ребенка
сопровождают взрослые. Они учат его вести себя в окружающем мире,
формируют фундамент знаний об окружающем.
Благодаря
любви
и
заботе
взрослых,
эмоциональной
близости
и
поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и
окружающим его людям.
В дошкольном детстве помимо приобретенных знаний, формируются
практические умения, которые ребенок в дальнейшем использует их в своей
жизни. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок не только
приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который позволит
ему ориентироваться в окружающей действительности, но и умел его
активно использовать.
Цели и задачи проекта
Цель:
формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Сформировать у детей дошкольного возраста представления о безопасном
поведении на улице, дома, в природе.
2. Расширить знания детей о правилах безопасного поведения;
3. Сформировать у детей практические навыки безопасного поведения в
быту, на улице, дома.
4.Развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные и причинно-зависимые
связи, делать умозаключения и выводы.
Основное содержание проекта
Работа
по
реализации
данного
проекта
осуществляется
по
4
тематическим блокам:
I блок – « Здоровье и эмоциональное благополучие»
II блок - «Безопасность в доме»
III блок - «Пожарная безопасность»
IV блок - «Безопасность на дороге»
Основные формы работы с воспитанниками:
- Использование ИКТ, экскурсии «Перекресток», «Больница», «Аптека»
«Пешеходный переход», ГИБДД, пожарную часть и др.;
-индивидуальная работа по углубленному изучению правил безопасного
поведения у дошкольников;
- беседы,
- развлечения.
Для реализации задач данного проекта используются методы и приемы,
способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного
отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и
социализации дошкольника в целом.
Методы работы:
Наглядный
Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
Демонстрационный материал;
Наблюдение;
Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
Словесный
Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..
Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
Практический
Показ действий – способов решения проблемной ситуации,
последовательности выполнения.
Экспериментирование
–
направленно
на
помощь
ребенку
приобрести новые знания.
Моделирование
–
направлено
на
прогнозирование
и
моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
Сотрудничества и сотворчества – направленное на активное
взаимодействие педагога ребенка.
Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей
и задач в воспитательно-образовательном процессе. Выбор методов и
приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.
Партнеры
Для полноценного осуществления социально – значимого проекта в
образовательном
процессе
детского
сада
необходимо
сотрудничество
педагога с участниками
образовательного процесса
–
родителями
и
педагогами.
Так
родители
выступают
основными
партнерами
в
формировании
у
детей
дошкольного
возраста
навыков
безопасного
поведения в окружающем мире. Осуществляя работу с родителями, мы
решаем задачи формирования у них социальной компетентности в вопросах
безопасности различных социальных условиях, в незнакомых ситуациях, в
привлечении их к участию в различных совместных досугах и праздниках.
Поэтому особое внимание в проекте мы уделяем выбору форм и методов
работы с родителями.
Используемые разнообразные формы работы позволяют эффективнее
решать задачи данного проекта.
Вышеперечисленные формы работы позволяют сформировать у родителей
умение вести беседы с детьми дома, доносить необходимую информацию,
доступную для понимания детям.
Использование
разнообразных
форм
работ
с
родителями
дает
возможность более интересно и разнообразно представить материал и
вызвать интерес к важности соблюдения основ собственной безопасности.
Немаловажным в реализации проекта является сотрудничество с
педагогами ДОУ. Применение различных форм работы с воспитателями,
способствует
повышению
компетентности
педагогов
в
вопросах
безопасности
и
осуществления
работы
с
воспитанниками
в
данном
направлении.
Важное значение имеет сотрудничество с общественными организациями
города:
- Центральная детская библиотека – посещение библиотеки
позволяет собрать необходимый материал для создания презентаций и
электронных игр, организации бесед, открытых мероприятий. Кроме того,
совместно с библиотекой организовываются выставки и конкурсы, в которых
участвуют наши воспитанники
-ГИБДД по Шумихинскому округу -осуществляется работа по
формированию у детей дошкольного возраста правил дорожной
безопасности.
- Сотрудники пожарной части- осуществляется работа по формированию у
детей дошкольного возраста правил пожарной безопасности.
- Учащиеся аграрно - строительного колледжа, отделение «Пожарная
безопасность»
-Сотрудники ЦРБ.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного
возраста:
Дата
Тема
Форма работы
С 9.10 по
13.10
2023 г.
«Здоровье и
эмоциональное
благополучие
-Беседы, рассматривание плакатов,
иллюстраций: «Как сохранить
здоровье», «Зачем режим необходим»,
« Себя береги и другим помоги»
-Встреча с учащимися ШАСКа «Оказание
первой медицинской помощи»
-Экскурсии «Детская поликлиника»,
«Аптека», ЦРБ №7.
-Д/игры: «Хорошо, плохо», «Вредное,
полезное»
- Сюжетно – ролевые игры:
«Поликлиника», «Аптека»
-Драматизация «Чтобы нам не болеть»
- Развлечение «Спорт – это здоровье»
С 16.10 по
20.10
2023 г.
«Безопасность в
доме»
-Беседы, рассматривание плакатов,
иллюстраций: «Ток бежит по
проводам», «Где прячется опасность»,
«Таблетки и бытовая химия», «Дети
летать не умеют (окна, балконы)»
-Игровые ситуации: «Встреча с
незнакомцем», «Если в дверь звонят»,
«Как отвечать на телефон»
-Д/игры: «Да и нет», «Источники
опасности»
Просмотр мульфильма :« Аркадий
Паровозов спешит на помощь»
-П/игры: «Кто быстрей подаст сигнал»,
«Не попадись», «Чье звено быстрее
соберется?»
С 23.10 по
27.10
2023 г.
«Безопасность
на дороге»
-Беседы, рассматривание плакатов,
иллюстраций: «Правила движения
важны без исключения», «Дорожные
знаки», «Кто обеспечивает безопасность
на дороге»
- Проблемная ситуация «Что случиться
если»
- Встреча с инспектором ГИБДД по
работе с детьми «Как вести себя в
автомобиле»
-Экскурсии: «Перекресток»,
«Светофор», «Пешеходный переход»
-Встреча с инспекторами ГИБДД
«Устройство служебного автомобиля»
-Просмотр мульфильмов «Уроки у
дороги», «Смешарики (ПДД)», ролики о
ПДД.
-П/игры: «Светофор», «Мы шоферы»,
«Воробушки и автомобиль»
- Д/игры: «Найди знак», «Веселый
пешеход»
Физдосуг « Знатоки безопасности»
С 30.10 по
03.11
2023 г
«Пожарная
безопасность»
-Беседы, рассматривание плакатов,
иллюстраций « Спички не игра, огонь не
забава», «Откуда появился пожар?»,
«Правила поведения во время пожара»
-Просмотр мультфильма «Игры с огнем»
из серии «Смешарики», «Спичка
невеличка»
-Встреча с инспектором пожарной части
«Как вести себя при возникновении
пожара»
-П/игры: «Затуши пожар», «Спасатели»,
«Найти и обезвредить»
-Д/игры: «Источники опасности»,
«Огонь друг, огонь враг»
-Экскурсия в пожарную часть
Работа с родителями
Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах
и соблюдение всех правил ОБЖ.
Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди,
которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают
правила ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Нарушение родителями правил приводят к тому, что дети, подражая
им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на
дороге, в транспорте, на воде, во время прогулок, которые впоследствии
могут привести к непоправимой беде. Поэтому нам необходимо убедить
родителей в том, что они, прежде всего, отвечают за безопасность своих
детей и самое простое, что могут сделать – быть хорошим примером для
подражания.
Дата
Тема
Форма работы
С 9.10 по 13.10
2023г.
«Профилактика
детского травматизма»
«5 заблуждений про
грипп»
«Прививки детям; за и
против»
Консультация
Памятка
Папка – передвижка
С 16.10 по 20.10
2023г.
«Безопасность ребенка
дома»
«Чем занять ребенка
дома»
«Поощрять или
наказывать»
Консультация
Буклет
Круглый стол
С 23.10 по 27.10
2023г.
«Засветись, стань
заметней на дороге»
«Дорога без жалости –
не прощает шалости!»
«Детские страхи могут
испортить всю жизнь»
Мастер – класс
(изготовление
светящихся элементов)
Родительское собрание
Консультация
С 30.10 по 03.11.
2023г.
«Опасные игрушки»
«Практические
рекомендации по
действиям людей при
пожаре»
«Научить бояться, или
воспитать навыки
безопасного поведения»
« Макеты по ОБЖ»
Консультация
Папка – передвижка
Круглый стол
Выставка – конкурс.
Работа с педагогами.
Дата
Тема
Форма проведения
С 9.10 по 13.10
2023г.
«Формирование основ
жизнедеятельности у
детей дошкольного
возраста»
«Первая помощь при
несчастных случаях»
Консультация
Семинар - практикум
С 16.10 по 20.10
2023г.
«Встреча с
незнакомцем», «Звонок
в дверь»
«Один дома»
Проектная
деятельность,
моделирование
ситуаций
Презентация
С 23.10 по 27.10.
2023г.
«Правила поведения в
автомобиле»
Встреча с инспектором
ГИБДД
С 30.10 по 03.11
2023г.
«Практические
рекомендации по
действиям людей при
пожаре»
Обобщение опыта по
данной теме
Встреча с инспектором
пожарной части
Круглый стол
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Введение данных направлений в содержание проекта позволит
привить детям навыки адекватного поведения в неординарных ситуациях и
будет отражаться в ожидаемых результатах реализации проекта:
У воспитанников:
1. Сформированы представления и навыки безопасного поведения на улице,
дома, в природе.
2. Расширен кругозор о правилах безопасного поведения;
3.
Сформированы
умения
работать
в
команде
сверстников,
умения
сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, высказывать свои мысли.
4.Развиваты мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и пр.
У педагога,
реализующего данный проект:
1.Изучена
и
сформирована
база
данных
методической,
психолого-
педагогической литературы по данному вопросу.
2. Оснащена предметно-развивающая среда, направленная на формирование
основ безопасности у дошкольников.
3. Определены методы и формы работы с детьми по формированию
основ безопасности жизнедеятельности.
4. Разработаны и реализованы в полном объеме перспективные планы работы
с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Реализуя данный проект, можно отметить, что работа в данном
направлении
оказывает
положительное
влияние
на
развитие
детей
дошкольного возраста:
расширяет кругозор детей о правилах безопасного поведения,
формирует навыки безопасного поведения на улице, дома, в природе и
др.,
развивает
мыслительную
деятельность:
умение
сравнивать,
анализировать, обобщать,
формирует умение сотрудничать, сочувствовать и сопереживать,
умение высказывать свои мысли.
формирует умение общаться, обращаться за помощью, отражать в речи
свои выводы.
Проделанная работа по реализации данного проекта позволяет определить
задачи на перспективу:
По работе с воспитателями
познакомить педагогическую общественность с особенностями работы
с детьми в данном направлении;
познакомить
с
созданием
собственных
презентаций
для
детей
дошкольного
возраста
по
реализации
определенных
тем
основ
безопасности;
По работе с детьми:
использовать
в
работе
с
детьми
проектную
деятельность,
затрагивающие
определенные
темы,
наиболее
актуальные
на
сегодняшний день;
вызвать
желание
детей
участвовать
в
совместной
проектной
деятельности со взрослыми или сверстниками;
расширить
представления
детей
о
последствиях
общения
с
незнакомыми людьми;
расширить
блок
«Безопасность
на
дороге»
методическими
и
дидактическими
материалами,
разработать
мини-проекты
для
дошкольников;
разработать планы и методическое сопровождение по работе с детьми
младшего дошкольного возраста;
По распространению собственного педагогического опыта:
продолжить публикацию материалов по данной теме на сайте
педагогических
работников,
на
сайте
ДОУ,
на
областном
и
всероссийском уровне, участвовать в сетевом взаимодействии;
продолжить участвовать в различных конкурсах и выставках разного
уровня;
представление
опыта
работы
по
данной
теме
на
городских
методических объединениях воспитателей, педагогов дополнительного
образования.