Автор: Степакина Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Холстовская средняя школа Павловский район Ульяновская область
Населённый пункт: С. Холстовка Павловский район Ульяновская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности по родному ( эрзянскому) языку в 10-11 классах
Тема: " Эрзяночка"
Раздел: полное образование
Анно
т
а
ц
ия к п
р
о
гр
а
мм
е
в
неу
р
оч
н
о
й
дея
т
е
л
ь
н
ос
ти
«
Эр
зя
н
оч
к
а» 10-11
кл
асс
Д
ан
н
ая
рабочая
п
ро
г
рамма
ориен
т
ирована
на
обуча
ющ
ихся
10-11
класса
и
реа
лиз
уется
н
а ос
н
ове следующ
и
х докумен
т
ов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего
образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №
1897 (с изменениями и
дополнениями).
3. Основная образовательная программа ООО МБОУ Холстовской СШ (приказ №119 -
ОД от
31.08.2023г)
4. Устав МБОУ Холстовской СШ (утвержденный постановлением Администрации
МО
«Павловский район» №805 от 08.12.2015г. (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022г №858 «Об
утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников (с изменениями и
дополнениями ПРИКАЗ Минпросвещения №556 от21.07.2023).
- авторская
п
ро
г
рамма
общеоб
р
а
з
ова
т
ел
ь
ных учреждений по мордовскому я
з
ыку 5
-
11
к
л
ассы
(авторы:
Д.В.
Цы
г
а
н
к
и
н,
В.П.
Цыпкайкина).
Саранск,
М
ордовское
к
ни
ж
н
ое
из
дате
л
ьство, 2017
г
Рабоча
я
пр
о
гр
а
мм
а сос
т
ои
т
из с
л
еду
ющи
х
р
азде
л
ов:
1.П
л
а
ни
руемые результаты освоения обуча
ющ
имися
п
ро
г
раммы в
н
еуроч
н
о
й
деятель
н
ос
т
и
2.Содержа
ни
е курса
п
ро
г
раммы
в
неурочной дея
т
ел
ь
нос
т
и
3.Темат
и
ческое
п
ла
ни
рова
ни
е
Мес
т
о
пр
ед
м
е
т
а
в
учебно
м
п
л
ане:
Со
гл
ас
н
о учеб
н
ому
п
ла
н
у
н
а
и
зучение курса о
т
води
т
ся 1 ч. в недел
ю
, всего 33 ч.
Це
ль
п
ро
г
раммы: вос
пи
тание
уважи
т
ел
ь
ного
и
бережного
о
т
но
ш
ение
к
род
н
о
й
ли
тературе как вел
и
ча
й
ше
й
духовной, нравс
т
венной и куль
т
урной ценнос
т
и русско
г
о
н
арода.
Зад
а
ч
и
:
2. Цель изучения п
р
ед
м
е
т
а
-
п
о
ни
ма
ни
е мордовско
г
о (род
н
ого) я
з
ыка как одной и
з
основных национал
ь
но-
ку
л
ьтур
н
ых
ц
е
нн
осте
й
н
арода, его
з
начения в процессе получения обра
з
ования;
- ра
з
в
и
т
и
е
п
оз
н
аватель
н
ых
ин
тересов, ин
т
еллек
т
уал
ь
ных и
т
ворческих способнос
т
е
й
,
самостоятель
н
ост
и
в
п
р
и
обрете
н
ии новых
з
наний;
- обо
г
аще
ни
е словар
н
о
г
о за
п
аса
и
усвоение грамма
т
ических средс
т
в для свободного
выражен
и
я мысле
й
и
чувств в
п
роцессе речевого об
щ
ения;
-
п
р
и
ме
н
е
ни
е
п
р
и
обретё
нн
ых з
н
аний, умений, навыков в повседневной жи
з
ни при
в
з
а
и
моде
й
ств
ии
с окружающ
и
м
и
л
ю
д
ь
ми в процессе речевого об
щ
ения, совмес
т
ного
вы
п
о
лн
е
ни
я како
й
-л
и
бо задач
и
.
-
п
овторе
ни
е матер
и
ала
п
о морфологии, лексике, словообра
з
овани
ю
- ра
з
в
и
т
и
е реч
и
; овладе
ни
е разл
и
чными
т
ипами речи и с
т
илями ли
т
ера
т
урного я
з
ыка.
-
ин
форма
ци
о
нн
о-комму
ни
кат
и
вные; -проблемное обучение; -проек
т
ные; -групповые
и
др.
В ре
з
у
л
ьтате
и
зуче
ни
я
п
ро
г
раммы обуча
ющ
ийся должен
з
на
т
ь/понима
ть
:
- ос
н
ов
н
ые
п
р
и
з
н
ак
и
текста, в
и
ды свя
з
и в нём,
- ос
н
ов
н
ые
п
р
и
з
н
ак
и
, в
и
ды д
и
алога и правила пос
т
ановки
з
наков препинания при
н
ём:
-о
п
о
зн
авать языковые ед
иниц
ы; - анали
з
ирова
т
ь и со
з
дава
т
ь словосоче
т
ания и
п
ред
л
оже
ни
я,
п
ереводить
н
ебольш
и
е
п
о об
ъ
ёму
т
екс
т
ы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Холстовская средняя школа
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ПТГ
учителей- предметников
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Холстовской средней
школы
__________ / Д.Ю.Каргин/
________/А.Н. Пуцков/
Протокол № 1__
от 29.08__.2023г
_________ / Н.С.Баранова./
Приказ № _121-ОД______
_29.08.2023г
от__31.08.2023
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Эрзяночка»
Уровень, класс, учебный год: ООО, 10-11 класс 2023-2024 уч.год
Направление развития личности обучающихся: духовно- нравственное
Срок реализации программы: 1 год
Разработана учителем Степакиной Т.М
село Холстовка
2023 г
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Л
и
ч
н
ост
н
ые результаты освое
ни
я программы курса.
На
ли
ч
и
е мот
и
ва
ции
к береж
н
ому о
т
но
ш
ени
ю
к ма
т
ериальным и духовным ценностям.
Р
а
з
в
и
т
и
е
н
авыков сотруд
ни
чества со в
з
рослыми и сверс
т
никами в ра
з
ных социаль
н
ых
с
и
туа
ци
ях, уме
ни
я
н
е создавать конфлик
т
ов и находи
т
ь выходы и
з
спорных си
т
уа
ций
.
Р
а
з
в
и
т
и
е
э
т
и
ческ
и
х чувств, доброжела
т
ельнос
т
и и эмоционал
ь
но-нравс
т
венной
от
з
ывч
ив
ост
и
,
п
о
ни
ма
ни
я
и
со
п
е
р
еживания чувс
т
вам других л
ю
дей.
Форм
и
рова
ни
е
э
стет
и
ческ
и
х
п
отребнос
т
ей, ценнос
т
ей и чувс
т
в.
Уме
ни
е
в
ыражать сво
и
чувства, о
т
но
ш
ение к своему геро
ю
.
Р
а
з
в
и
т
и
е самостоятель
н
ост
и
и
л
и
чной о
т
ве
т
с
т
веннос
т
и
з
а свои пос
т
упки, в
т
ом чис
л
е в
ин
форма
ци
о
нн
о
й
деятель
н
ост
и
, на основе предс
т
авлений о нравс
т
венных нормах,
со
ци
а
л
ьно
й
с
п
раведл
и
вост
и
и
свободе.Накопление личного опы
т
а об
щ
ения в бол
ьши
х
и
ма
л
ых
гр
у
пп
ах сверст
ни
ков.
М
ета
п
редмет
н
ые результаты осв
о
ения программы курса.
Ов
л
аден
и
е с
п
особ
н
остью
п
р
ини
ма
т
ь и сохраня
ть
цели и
з
адачи учебной дея
т
ел
ь
ност
и
,
п
о
и
ска средств её осуществле
ни
я.
Г
отов
н
ость школь
ни
ка к
и
зуче
нию
ра
з
личных куль
т
ур с цел
ью
комфор
т
ного
су
щ
ествова
ни
я в
п
ол
иэ
т
ни
ческо
й
среде, к преодолени
ю
у
з
ос
т
и круго
з
ора, к пос
т
иже
нию
в
з
а
и
мовл
и
я
ни
я
н
ародов.Освое
ни
е способов ре
ш
ения проблем
т
ворческого и поисково
г
о
характера.
Форм
и
рова
ни
е уме
ни
я
п
ла
ни
рова
т
ь, кон
т
ролирова
ть
и оценива
т
ь учебные дейс
т
вия в
соответств
ии
с
п
оставле
нн
о
й
задачей и условиями её реали
з
ации; определя
ть
наибо
л
ее
эффектив
н
ые с
п
особы дост
и
же
ни
я ре
з
уль
т
а
т
а.
Г
отов
н
ость слушать собесед
ни
ка и вес
т
и диалог; го
т
овнос
т
ь при
з
нава
ть
во
з
можност
ь
су
щ
ествова
ни
я разл
и
ч
н
ых точек зрения и права каждого име
т
ь сво
ю
т
очку
з
рения
и
о
ц
е
н
ку событ
ий
.
О
п
реде
л
е
ни
е обще
й
ц
ел
и
и
п
уте
й
её дос
т
ижения; умение договарива
ть
ся о распреде
л
е
нии
фу
н
к
ци
й
и
роле
й
в совмест
н
о
й
дея
т
ельнос
т
и; осу
щ
ес
т
вля
ть
в
з
аимный кон
т
роль в
совмест
н
о
й
деятель
н
ост
и
, адеква
т
но оценива
т
ь собс
т
венное поведение и поведение
окружающ
и
х.
Вос
пи
та
ни
я тер
пи
мост
и
,
п
о
ни
ма
н
ия, уважения к другим кул
ьт
урам, о
т
личным о
т
собстве
нн
о
й
.
Р
азв
и
т
и
е реч
и
,
ин
теллек
т
уал
ь
ных, по
з
нава
т
ел
ь
ных способнос
т
ей.Понят
и
е
и
п
р
ин
ят
и
е разл
и
ч
ий
и
сход
н
ых чер
т
куль
т
ур своего и других народов.
Предме
тн
ые результаты освое
ни
я программы курса.
О
зн
акомле
ни
е с
и
стор
и
е
й
, уклад
о
м жи
з
ни мордовского народа, с его
т
ворчес
т
вом ,
трад
ици
ям
и
, обычаям
и
, с м
н
о
г
ообра
з
ием национал
ь
ных кос
тю
мов, многоцве
ть
ем у
з
оров
н
а
ци
о
н
аль
н
о
й
выш
и
вк
и
.
О
зн
акомле
ни
е с фольклором, л
и
тера
т
урными прои
з
ведениями мордовских писа
т
е
л
е
й
.
Ов
л
аден
и
е
ин
форма
ци
е
й
о
н
а
ци
онал
ь
ном э
т
ике
т
е народа.
Пр
и
об
щ
е
ни
е к культуре разл
и
ч
н
ых народов, понимание, осо
з
нание я
з
ыковых
особе
нн
осте
й
, с
и
стемы
ц
е
нн
осте
й
, норм.
Форм
и
рова
ни
е
ин
тереса к театральному искусс
т
ву, му
з
ыке, поэ
з
ии.
-
н
а
ли
ч
и
е
ин
тереса мордовско
й
(эр
з
я, мок
ш
а) песне,
т
радициям, ис
т
ории, обрядам;
-
и
с
п
о
л
нять мордовск
и
е (
э
рзя)
н
ародные песни;
-
н
ауч
и
ться слушать
и
разл
и
чать мордовску
ю
(эр
з
я) реч
ь
;
- соб
лю
дать общечеловеческ
и
е
н
равс
т
венные ценнос
т
и: добро
т
у,
т
ерпимос
ть
, соч
у
вств
и
е,
лю
бовь, уваже
ни
е
и
т.д.
- участвовать в ко
нц
ертах
и
ко
н
курсах, двига
т
ься под мордовску
ю
(эр
з
я, мок
ш
а) му
з
ыку;
-
п
овысить с
ц
е
ни
ческое мастерство.
-
н
а
ли
ч
и
е
ин
тереса мордовско
й
(эр
з
я, мок
ш
а) песне,
т
радициям, ис
т
ории, обрядам;
-
и
с
п
о
л
нять мордовск
и
е (
э
рзя)
н
ародные песни;
-
н
ауч
и
ться слушать
и
разл
и
чать мордовску
ю
(эр
з
я) реч
ь
;
- соб
лю
дать общечеловеческ
и
е
н
равс
т
венные ценнос
т
и: добро
т
у,
т
ерпимос
ть
, сочу
в
ств
и
е,
лю
бовь, уваже
ни
е
и
т.д.
- участвовать в ко
нц
ертах
и
ко
н
курсах, двига
ть
ся под мордовску
ю
(эр
з
я, мок
ш
а) м
уз
ыку;
-
п
овысить с
ц
е
ни
ческое мастерство.
Соде
рж
ание ку
р
с
а
пр
о
гр
а
мм
ы в
н
еу
р
оч
н
о
й
дея
т
е
л
ь
н
ос
ти
№
Р
аздел
п
ро
г
раммы
1
П
р
оисхо
ж
дение и
р
ассе
л
е
ни
е
м
о
р
довс
к
о
г
о
на
р
одаОтраз
и
ть
н
а
ци
о
н
ал
ь
ные особеннос
т
и
мировоззре
ни
я, характера мордвы, ее
трад
иции
,
и
стор
и
ю, быт.
Ф
ольклор мордвы
б
ог
ат, высокохудожестве
н
ен, имее
т
сво
ю
с
п
е
ци
ф
и
ку, которая заключае
т
ся в его
бытова
нии
н
а двух языках: мок
ш
анском и
эрзя
н
ском. Особе
нн
остью мордовского
уст
н
о
г
о
н
арод
н
о
г
о творчес
т
ва являе
т
ся и
т
о,
что
п
роза
и
ческ
и
е
п
ро
и
зведения (ска
з
ки,
п
реда
ни
я, ле
г
е
н
ды) мо
г
ут име
т
ь и свои
п
есе
нн
ые
п
араллел
и
:
п
ес
н
и-ска
з
ки, песни-
п
реда
ни
я
и
т.д.
2
Мо
р
д
в
а- д
р
е
в
нейший на
р
од (3 ч.)
Мо
рдва от
н
ос
и
тся к так
н
азываемым
Количес
т
во
часов
2
3
Формы и в
и
ды
организа
ции
внеуроч
н
о
й
дея
т
ел
н
ост
и
Беседа,
дискуссия,
прак
т
икум
.
По
з
нава
т
е
льн
ая
дея
т
ель
н
ост
ь
Прак
т
икум,
пре
з
ен
т
ац
и
я,
би
н
ар
н
ым
э
т
н
осам –
н
арод сос
т
ои
т
и
з
двух
ос
н
ов
н
ых
э
т
ни
ческ
и
х
г
ру
пп
, говоря
щ
их на
б
ли
зк
и
х,
н
о
п
о л
инг
в
и
ст
и
ческой
класс
и
ф
и
ка
ции
раз
н
ых языках.
М
ордва-м
о
кша
п
рож
и
вает в ос
н
ов
н
ом в
з
ападных и
ю
ж
н
ых
ра
й
о
н
ах рес
п
убл
и
к
и
, мордва-эр
з
я – в
восточ
н
ых
и
северо-восточ
н
ых. Кроме
т
ого
выделяется еще тр
и
н
еболь
ш
ие
этно
г
раф
и
ческ
и
е
г
ру
пп
ы мордовского э
т
носа
–
ш
окша,
и
л
и
те
н
ь
г
ушеевская мордва, кара
т
аи
и
терюха
н
е.
Числе
нн
ость мордвы соста
в
ляе
т
около
милл
и
о
н
а. О
н
а
п
рож
и
вает в ра
з
ных облас
т
ях
Р
осс
ий
ско
й
Ф
едера
ции
, а также
з
а рубежом. В
п
ереч
н
е
н
ародов
Р
осс
ии
мордва по
числе
нн
ост
и
за
ни
мает 7 мес
т
о (впереди
р
у
сск
и
е, татары, укра
инц
ы, чува
ш
и, ба
ш
киры,
белорусы).
Мо
рдовск
ий
н
арод свое
й
в
о
лей во
ш
ёл в
состав
Р
усско
г
о
г
осударст
в
а. Е
щ
ё до начала
Вел
и
ко
й
Октябрьско
й
со
ц
иалис
т
ической
ре
в
олю
ции
н
арод кре
п
ко свя
з
ал сво
ю
жи
з
н
ь
с
р
у
сск
и
м
н
ародом. Ещё в 1
8
веке передовые
р
у
сск
и
е учё
н
ые хотел
и
н
ача
т
ь обуча
ть
п
редстав
и
теле
й
мордовского народа грамо
т
е,
чтобы у мордвы был
и
сво
и
грамо
т
ные л
ю
ди,
чтобы росла
и
кре
п
ла дружба с другими
н
ародам
и
лекция.
Проблемно –
ценнос
т
ное
об
щ
ение
3
В
и
ды посе
л
ений и
ж
и
л
и
щ
м
о
р
двы. (2 ч.)
В мордовск
и
х языках отсу
т
с
т
вуе
т
слово
семья в совреме
нн
ом е
г
о з
н
ачении. В
обыде
нн
ом у
п
отребле
нии
эт
ому поня
т
и
ю
соответствует слово куд(о) – дом.
В
н
арод
н
о
й
трад
иции
дом воспринимае
т
ся не
то
л
ько как ж
и
л
и
ще
и
л
и
весь двор, но и как
сообщество, об
ъ
ед
ин
яющее л
ю
дей по
р
о
дстве
нн
ому
п
р
и
з
н
аку. Е
г
о членами
обязатель
н
о являются роди
т
ели и все их де
т
и.
В трад
ици
о
нн
ом быту, как правило, сем
ь
я
н
а
з
ывалась
и
ме
н
ем
п
редка или его
п
розв
и
щем, которое
п
ередавалос
ь
и
з
п
околе
ни
я в
п
околе
ни
е. В ряде мес
т
данный
обыча
й
сохра
н
яется
и
п
о
н
ыне.
4
Ре
л
и
г
иозные п
р
едс
т
а
вл
е
ни
я
м
о
р
двы
( 3 ч.)
П
ри
оз
н
акомле
нии
с рел
иг
ио
з
ными
верова
ни
ям
и
мордвы
п
режде всего обра
щ
ае
т
н
а себя в
ни
ма
ни
е большое количес
т
во
же
н
ск
и
х божеств: леса –В
и
рява,
з
емли –
Мо
дава, воды – Ведява
и
др.
Сч
и
талось, что бо
ги
мо
г
ут
н
адела
т
ь много
2
М
ас
т
ер –класс,
ра
з
рабо
т
ка
проек
т
ов.
Соревнова
ни
я.
По
з
нава
т
ел
ьн
ая
дея
т
ел
ь
ност
ь
3
Конкурсы.
КВНы,
круглый с
т
о
л
бед
и
н
е
п
р
и
ят
н
осте
й
, есл
и
вовремя не
ум
и
лост
и
в
и
ть,
н
е задобр
и
ть их, поэ
т
ому в
честь божеств
н
а
п
ред
п
ола
г
аемых мес
т
ах
об
и
та
ни
я, т.е. в лесах,
н
а
п
олях, у рек, в
ж
и
л
и
щах, хозя
й
стве
нн
ых
п
ос
т
ройках,
устра
и
вал
и
сь моле
ни
я (озкс
т
), на ко
т
орых
п
ро
и
з
н
ос
и
л
и
сь мол
и
твы (о
з
нома
т
) и
совершал
и
сь жертво
п
р
ин
о
ш
ения.
Кажды
й
п
разд
ни
к со
п
ровождался
ц
е
л
е
н
а
п
равле
нн
ым моле
ни
ем, с исполнением
того
и
л
и
ин
о
г
о ком
п
лекса магических
обрядов.
М
оле
н
ья мо
г
л
и
бы
т
ь об
щ
ес
т
-
ве
нн
ым
и
, т.е. устра
и
вал
и
сь всем селом, когда
и
мел
и
сь в в
и
ду
ин
тересы всей сельской
общ
ин
ы (вы
г
о
н
скота,
н
ачало пахо
т
ы, сева,
уборк
и
урожая
и
т.
п
.)
М
ас
т
ерская
По
з
нава
т
ел
ьн
ая
дея
т
ельност
ь
5
Мо
р
до
в
ский на
р
одный кос
тюм
(3 ч.)
Мо
рдовская
н
арод
н
ая одежда – наиболее
яркая
и
п
ол
н
о сохра
ни
вшаяся час
т
ь
х
у
дожестве
нн
о
г
о
н
аслед
и
я на
ш
их предков.
М
но
г
осостав
н
ая, с об
и
л
и
ем ра
з
личных
украше
ний
, раз
н
ообраз
и
ем вы
ш
ивки одежда
была
н
е
п
овтор
и
мо колор
и
тна и красочна.
Украшая одежду,
н
арод
н
ые мас
т
ерицы
векам
и
отб
и
рал
и
лучш
и
е у
з
оры орнамен
т
а,
н
есл
и
и
з
п
околе
ни
я в
п
око
л
ение
н
ац
и
о
н
аль
н
ое бо
г
атство вы
ш
ивальных
трад
иций
.
Колор
и
т
и
красоч
н
ость мо
р
довской вы
ш
ивки
С
т
ар
инн
ая мордовская вышивка укра
ш
ала в
ос
н
ов
н
ом
н
арод
н
ую одежду, особенно
п
разд
ни
ч
н
ую. О
н
а
п
о своему виду
н
апом
ин
ает ковёр,
и
бо бла
г
одаря пло
т
но
п
оложе
нн
ым стежкам фо
н
холс
т
а поч
т
и не
п
росвеч
и
вает, вы
п
ол
н
ялас
ь
в основном
ш
ерстя
н
ым
и
ни
ткам
и
, которые пряли сами
м
о
рдовк
и
и
з овечье
й
шерсти и красили их,
п
ользуясь раст
и
тель
н
ым
и
краси
т
елями,
дававш
и
м
и
ни
ткам
г
лубокие
т
она.
Р
ас
ц
ветка мордовско
й
вы
ш
ивки вкл
ю
чае
т
в
себя, в ос
н
ов
н
ом, четыре
цв
е
т
а: чёрный с
с
и
н
и
м отте
н
ком
и
тём
н
о-красный, как
ос
н
ов
н
ые то
н
а, жёлты
й
и
зелёный для
рас
ц
веч
и
ва
ни
я узора.
Характер выш
и
вк
и
мордо
в
ской женской
одежды отражает
п
р
и
з
н
ак
и
во
з
рас
т
а и
со
ци
аль
н
о
г
о
п
оложе
ни
я владел
ь
ца, о
т
личае
т
п
разд
ни
ч
н
ы
й
костюм от обыденного.
6
До
м
ашняя у
тв
а
р
ь (2 ч.)
Сред
и
м
н
о
ги
х замечатель
н
ых и
з
обре
т
ений,
3
Исследован
и
я
Проблемно
-
ценнос
т
ное
об
щ
ение
2
Прак
т
икум,
ре
ш
ение
сдела
нн
ых человеком в древнос
т
и, особое
место за
ни
мает
г
л
ин
я
н
ая
п
осуда.
Д
рев
ни
е сосуды ле
пи
л
и
сь о
т
руки.
Г
о
н
чар
н
ы
й
кру
г
п
ояв
и
лся гора
з
до по
з
же.
Обж
иг
г
л
ин
я
н
о
й
п
осуды
пр
ои
з
водился на
костре. Сосуды
и
мел
и
округлое или
удл
ин
ё
нн
ое д
ни
ще. Поверхнос
т
ь у них час
т
о
украшалась
п
рочерче
нн
ым
и
линиями,
отпечаткам
и
зубчато
г
о штампа,
раз
н
ообраз
н
ым
и
ямкам
и
. У ра
з
ных племен
был
и
сво
и
формы сосудов и особые у
з
оры на
сте
н
ках .
Среди многих
з
амечатель
н
ых
и
зобрете
ний
, сделанных
человеком в древ
н
ост
и
, особое мес
т
о
з
а
ни
мает
г
л
ин
я
н
ая
п
осуда.
Д
ревние сосуды
л
еп
и
л
и
сь от рук
и
. Го
н
чар
н
ый круг появился
г
ораздо
п
озже. Обж
иг
г
л
ин
яной посуды
п
ро
и
звод
и
лся
н
а костре. Сосуды имели
окру
г
лое
и
л
и
удл
ин
ё
нн
ое дни
щ
е.
П
о
верх
н
ость у
ни
х часто укра
ш
алась
п
рочерче
нн
ым
и
л
ини
ям
и
, о
т
печа
т
ками
з
убчато
г
о штам
п
а, раз
н
ооб
р
а
з
ными ямками. У
раз
н
ых
п
леме
н
был
и
сво
и
формы сосудов и
особые узоры
н
а сте
н
ках.
т
ес
т
овых
з
адач
Проблемно
-
ценнос
т
ное
об
щ
ение
7
Се
м
ейно-об
р
ядо
в
ый фо
л
ь
кл
о
р
(4 ч.)
Семей
н
о-обрядо
вы
й фо
л
ьклор охва
т
ывае
т
гл
ав
н
ые моме
н
ты человеческой жи
з
ни:
р
о
жде
ни
е, брак,
п
охоро
н
ы. Наиболее бога
т
ым
является свадеб
н
ы
й
обряд.
С
в
адьба – од
н
о
и
з
н
а
и
более важных собы
т
ий
в ж
и
з
ни
семь
и
. Нач
ин
ался свадебный цикл со
сватовства – ладямо. Око
н
ча
т
ел
ь
но
п
росвата
нн
ым
и
сч
и
тал
и
сь молодые л
ю
ди
ли
шь
п
осле третье
г
о
э
та
п
а сва
т
овс
т
ва – чиямо
–
о
ко
н
чатель
н
ы
й
п
ро
п
о
й
.
П
осле него деву
ш
ка
п
ереставала ход
и
ть
н
а
п
ос
и
делки и начинала
г
о
т
ов
и
ть
п
одарк
и
к свадьбе.
8
Песенные
ж
ан
р
ы. (7 ч.)
Обрядо
вы
е пес
н
и.
М
ордовская обрядовая
п
о
э
з
и
я дел
и
тся
н
а кале
н
дарно-обрядову
ю
:
зи
м
ни
е святоч
н
ые
п
ес
ни
, колядки, песни в
дн
и
масле
ниц
ы, вел
и
ко
п
ос
т
ные песни, песни
верб
н
о
г
о воскресе
н
ья,
п
ес
н
и осеннего цикла и
семе
йн
о-обрядовую: свадебные песни
(
п
арявт
н
емат,
п
лач
и
,
п
р
и
чи
т
ания,
вел
и
чаль
н
ые
п
ес
ни
, кор
и
льные песни,
диало
ги
ческ
и
е
п
р
иг
оворы, полус
т
ихо
т
ворные
и
м
п
ров
и
за
ции
),
п
охоро
нн
ые причи
т
ания.
4
М
ас
т
ер –класс,
ра
з
рабо
т
ка
проек
т
ов.
Соревнова
ни
я.
По
з
нава
т
ел
ьн
ая
дея
т
ел
ь
ност
ь
7
Конкурсы.
КВНы,
круглый с
т
о
л
Т
рудо
вы
е пес
н
и.
Истори
ч
еские пес
н
и. В мордовской
и
с
т
ор
и
ческо
й
п
ес
н
е мож
н
о выдели
т
ь
н
есколько
ци
клов:
п
ес
ни
о в
з
я
т
ии Ка
з
ани, о
вхожде
нии
мордвы в состав русского
г
осударства в
эп
оху Ива
н
а Гро
з
ного,
мно
г
оч
и
сле
нн
ые
п
ес
ни
о бор
ь
бе народа с
ин
озем
н
ым
и
захватч
и
кам
и,
песни о
Р
а
з
ине,
п
ес
ни
о Пу
г
ачеве,
п
ес
ни
о кре
щ
ении мордвы,
п
ес
ни
о Павле I.
Лири
ч
еские пес
н
и.
М
ордовская лирическая
п
ес
н
я воз
ни
кла
н
а
н
а
ци
о
н
альной основе,
од
н
ако
н
а обо
г
аще
ни
е л
и
р
и
ческого
ре
п
ертуара замет
н
ое вл
и
я
н
ие ока
з
ало и ее
в
з
а
и
моде
й
ств
и
е с русско
й
п
есенной
культуро
й
.
Исходя
и
х
и
де
йн
о-темат
и
ческого принципа
м
о
рдовск
и
е л
и
р
и
ческ
и
е
п
есни деля
т
ся на
с
л
едующ
и
е
г
ру
пп
ы: о создании миро
з
дания и
тр
у
де, молодеж
и
и
любв
и
, семейной жи
з
ни,
бурлаках, рекрутч
ин
е
и
со
л
да
т
чине,
разбо
йни
ках,
п
ереселе
нц
ах и о
т
ходничес
т
ве и
п
ес
ни
со
ци
аль
н
о
г
о
п
ротеста.
Мифи
ч
еские пес
н
и. З
н
ач
и
тел
ь
ное мес
т
о в
м
о
рдовско
й
уст
н
о
й
п
о
э
з
ии
з
анима
ют
песни
мифоло
ги
ческо
г
о содержания – песни-мифы.
И
з
ч
и
сла
эпи
ческ
и
х
п
есе
н
мордовского
н
арода древ
н
е
й
ш
и
м
и
являю
т
ся песни-мифы о
мирозда
нии
,
п
овествующ
и
е об обра
з
овании
Земл
и
.
В мордовском сказоч
н
о-м
и
фологическом
э
п
осе весьма ш
и
роко рас
п
рос
т
ранены песни,
п
овествующ
и
е также о земной деву
ш
ке
(
Ли
тове, Азравке,
Э
люве
и
т
. д.),
ста
н
овяще
й
ся же
н
ою сы
н
а Громовика –
Мо
л
нии
.
Частушки. Из всех жа
н
ров народно-
п
есе
нн
о
г
о
творчества в
н
аше время
н
аибольшее
рас
п
ростра
н
е
н
ие получила частушка. В
н
ароде
ее
н
азыва
ют
по-ра
з
ному (
ну
рька морот –
«коротк
и
е песни», сиде моро
т
– «частые
п
ес
ни
», кшт
и
ма моро
т
– «плясовые
п
ес
ни
»,
морама
н
ь кол
г
а моро
т
– «песни под
г
армо
н
ь»). Пе
ни
е со
п
ровождае
т
ся игрой на
м
у
зыкаль
н
ых
ин
струме
н
тах – гармонике,
балала
й
ке,
ги
таре.
П
р
и
ч
ита
н
ия. Пр
и
ч
и
та
ни
я
–
э
т
о с
т
ихо
т
ворный
ли
р
и
ческ
ий
э
кс
п
ромт,
п
ро
н
икну
т
ый грус
т
ь
ю
,
тоско
й
и
г
лубок
и
м
и
раздум
ь
ями.
П
р
о
и
зведе
ни
я
э
то
г
о жа
н
ра
т
есно свя
з
аны с
бытом трудово
г
о
н
арода.
О
ни способны
вызвать чувства сострада
н
ия, л
ю
бви и гнева.
М
ас
т
ерская
По
з
нава
т
ел
ьн
ая
дея
т
ельност
ь
П
ри
ч
и
та
ни
я ор
г
а
ни
ческ
и
с
в
я
з
аны со
свадеб
н
ым
и
п
охоро
нн
ым обрядами и бы
т
у
ют
то
л
ько в
и
х рамках.
Ко
лы
бе
л
ь
ны
е пес
н
и. Колыбельные песни
м
о
рдовско
г
о
н
арода (
н
урсема моро
т
и
н
юряф
н
ема морот)
п
о свое
й
т
ема
т
ике име
ют
н
емало обще
г
о с русск
и
м
и
и неко
т
орыми
фи
нн
о-у
г
орск
и
м
и
текстами. Их поэ
т
ические
образы досту
пн
ы ребе
н
ку.
Эт
и песенки
зн
акомя ребе
н
ка с в
н
еш
н
ос
тью
, повадками
п
т
иц
и
ж
и
вот
н
ых. В
ни
х также
з
вучи
т
и
н
равоуче
ни
е («Баба
н
ть ульнесь
т
пруга
з
о» –
«Была у бабушк
и
коровушка», «К
з
р, к
з
р,
ка
т
о
н
я» – «
М
ур, мур, к
и
со
нь
ка»).
Х
о
ро
в
од
ны
е, и
г
ро
вы
е, п
л
ясов
ы
е пес
н
и.
9
Жан
р
ы на
р
одной п
р
озы. (4 ч.)
Миф
ы
. Исток
и
м
и
фоло
гии
мордвы (мок
ш
и и
эрз
и
) восходят к
эп
охе общнос
т
и финно-
у
г
орск
и
х
н
ародов (
п
р
и
мерно II – III
т
ыс. до
н
.
э
.). Представле
ни
я мордвы о мире,
Вселе
нн
о
й
во м
н
о
г
ом бл
и
зки предс
т
авлениям
б
о
льш
ин
ства
ин
доевро
п
е
й
ских и сибирских
н
ародов.
Р
яд вар
и
а
н
тов зафиксирован и в
мифах
э
т
н
о
г
раф
и
ческ
и
х
г
р
у
пп мордвы:
ш
окш
и
, терюха
н
, каратаев, су
щ
ес
т
венно
от
ли
чающ
и
хся дру
г
от дру
г
а в я
з
ыке, обрядах,
костюме
и
т.д. В трад
ици
онных мифах у эр
з
и
Верхов
н
ым Бо
г
ом – дем
и
ургом – являе
т
ся
Чи
п
аз (Бо
г
Сол
нц
а), у мокши – Шкай,
Шкабаваз (Бо
г
Време
ни
, Бог Солнца); у эр
з
и в
р
о
л
и
дем
и
ур
г
а
п
озд
н
ее ста
л
выс
т
упа
ть
сые
Чи
п
аза – Н
и
шке
п
аз.
Ска
з
ки. Сказк
и
в мордовском фол
ь
клоре –
од
ин
и
з самых рас
п
ростра
н
енных жанров.
Народ
н
ая сказка –
э
то
эпи
ческое ус
т
ное
х
у
дожестве
нн
ое
п
ро
и
зведе
н
ие,
п
ре
и
муществе
нн
о
п
роза
и
ческое, вол
ш
ебного,
ава
н
тюр
н
о
г
о
и
л
и
бытово
г
о харак
т
ера, с
уста
н
овко
й
н
а вымысел.
Сред
и
жа
н
ров
н
арод
н
о
й
п
ро
з
ы выделя
ют
ся
сказк
и
о ж
и
вот
н
ых, волшебно-фан
т
ас
т
ические
сказк
и
, бытовые сказк
и
.
Ле
г
е
н
д
ы
. Ле
г
е
н
да есть уст
н
ый
мифоло
ги
ческ
ий
и
л
и
фа
н
тас
т
ический расска
з
о каком-л
и
бо событ
ии
.
Р
аз
н
ородные и
срав
ни
тель
н
о
н
ем
н
о
г
оч
и
сленные мордовские
л
еге
н
ды мож
н
о с
г
ру
ппи
ро
в
а
т
ь в две основные
темат
и
ческ
и
е
г
ру
пп
ы: о со
т
ворении мира и
в
з
а
и
моот
н
оше
ни
ях божест
в
с л
ю
дьми; о
ж
и
вот
н
ых, расте
ни
ях
и
и
х свойс
т
вах.
П
р
еда
н
ия. Преда
ни
е –
э
то со
з
данный ус
т
но,
4
Исследован
и
я
Проблемно
-
ценнос
т
ное
об
щ
ение
и
меющ
ий
уста
н
овку
н
а дос
т
овернос
т
ь
э
пи
ческ
ий
п
роза
и
ческ
ий
расска
з
, основное
содержа
ни
е которо
г
о соста
в
ляе
т
описание
реаль
н
ых
и
л
и
в
п
ол
н
е возм
о
жных фак
т
ов.
Как
и
ле
г
е
н
ды,
п
реда
ни
я со
з
давалис
ь
с
уста
н
овко
й
н
а достовер
н
ос
т
ь. О
т
личие их в
том, что взято в ос
н
ову
п
овес
т
вования –
де
й
ств
и
тель
н
ые
и
л
и
фа
н
тас
т
ические фак
т
ы –
и
как о
ни
и
зображаются в
п
редании или
л
еге
н
де. Для
п
реда
ний
мордвы, как и других
н
ародов, характер
н
ы следу
ющ
ие при
з
наки:
п
р
и
кре
п
ле
нн
ость к месту, объек
т
у; ус
т
ановка
н
а достовер
н
ость; ретрос
п
ек
т
ивнос
ть
.
Услов
н
о мож
н
о выдел
и
ть две боль
ш
ие
г
ру
пп
ы
п
реда
ний
:
и
стор
и
ческие
10
.
Эр
зянские и
м
окшанские
н
а
р
од
н
ые
игр
ы.
З
н
акомство дете
й
с мордовскими народными
иг
рам
и
. Дать
ин
форма
ци
ю о про
ш
лом,
п
ередать трад
иции
, сво
й
ственные
ме
н
тал
и
тету
н
арода, соотве
т
с
т
вова
ть
де
т
ской
п
р
и
роде, удовлетвор
и
ть
п
о
т
ребнос
т
и ребенка
в поз
н
а
нии
окружающе
г
о мира, в
дви
г
атель
н
о
й
и
умстве
нн
о
й
ак
т
ивнос
т
и,
разв
и
т
и
е воображе
ни
я
и
тв
о
рческих
н
акло
нн
осте
й
11
Т
р
адиции
в
м
о
р
до
в
ской
лит
е
р
а
т
у
р
е. (1 ч.)
Фольклор
н
ые трад
иции
в мордовской
ли
тературе. Повторе
ни
е
п
ройденного
матер
и
ала.
1
Прак
т
икум,
ре
ш
ение
т
ес
т
овых
з
адач
Проблемно
-
ценнос
т
ное
об
щ
ение
1
М
ас
т
ер –класс,
ра
з
рабо
т
ка
проек
т
ов.
Соревнова
ни
я.
По
з
нава
т
ел
ьн
ая
дея
т
ел
ь
ност
ь
Те
м
а
т
ичес
к
ое
пл
а
нир
ова
ни
е
№
Те
м
а за
н
я
тий
1
Происхо
ж
дение и
р
ассе
л
е
ни
е
м
о
р
довс
к
о
г
о
н
а
р
ода
2-3
М
оя родослов
н
ая.
4
Э
тно
г
раф
и
ческ
и
е
г
ру
пп
ы.
5-6
Песе
нн
ые трад
иции
Поволжья.
7-8
Исследовател
и
мордовско
й
кул
ьт
уры.
9
Оруд
и
я труда.
10
М
ордовск
ий
н
арод
н
ы
й
кос
тю
м.
11-
В
ли
я
ни
е русско
й
культуры
.
12
13
Же
н
ск
и
е убра
н
ства.
14
С
в
адеб
н
ая одежда.
15
Пища мордвы.
16
Р
еце
п
ты мордовско
й
кух
н
и.
17
М
ордовск
и
е божества.
18
З
и
м
ни
е мордовск
и
е обряды.
19
Весе
нн
е – лет
ни
е обряды.
20
Осе
нни
е обряды мордвы.
21-
М
ордовск
и
е моля
н
ы.
22
23-
Престоль
н
ые
п
разд
ни
к
и
м
о
рдвы.
24
25
Игры
и
хороводы мордвы.
26
Необрядовая
п
о
э
з
и
я.
27-
Жа
н
ры мордовско
й
п
ес
ни
.
28
29
Ком
п
оз
и
торы
М
ордов
ии
.
30
М
узыкаль
н
ые
ин
струме
н
ты
.
31
С
лу
ша
ни
е
и
разуч
и
ва
ни
е м
о
рдовских песен.
32
На
ци
о
н
аль
н
ые
г
еро
и
.
33
На
ци
о
н
аль
н
ые худож
ни
к
и
и скул
ь
п
т
оры.
Ит
ог
о
Ко
л
–
в
о
за
н
я
тий
1 ч
2 ч
1ч
1 ч
2 ч
1 ч
1ч
2ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1ч
1ч
2 ч
2 ч
1 ч
1 ч
2ч
1 ч
1 ч
1ч
1ч
1ч
33