Автор: Панфилова Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО Сурская ДШИ им. А. В. Абуткова
Населённый пункт: Ульяновская область, рп Сурское
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей первого года обучения на отделении фортепиано в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
МУ ДО Сурская ДШИ им. А.В. Абуткова р.п. Сурское
«Рациональная организация учебно-воспитательного
процесса как
здоровьесберегающий фактор в успешности обучения в
ДШИ»
Выступление на педагогическом совете преподавателя Панфиловой И.Н.
2023 г.
«Рациональная организация учебно-воспитательного процесса как
здоровьесберегающий фактор в успешности обучения в ДШИ»
по теме: «Адаптация детей первого года обучения
на отделении фортепиано ДШИ».
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в
приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой
деятельности, новым социальным ролям.
Я, как преподаватель отделения фортепиано, выделяю для себя
следующие основные показатели благоприятной адаптации детей в
первый год обучения на отделении фортепиано ДШИ.
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- установление контакта с учащимися, с преподавателями;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности;
I. Организация режима занятий детей первого года обучения на
отделении фортепиано ДШИ.
Учебный год разбит на четыре периода обучения (четверть). Между
четвертями недельные каникулы.
1 Обучение весь год в одну смену
2 Пятидневный режим обучения
3 «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного
процесса.
Недельная нагрузка составляет пять с половиной часов, что соответствует
нормам и требованиям СанПиН.
II. Организация оздоровительно – профилактической работы.
1 Медико – педагогическая диагностика состояние детей первого года
обучения:
- медицинский осмотр детей поступающих в ДШИ на отделение
фортепиано врачом педиатром
2 Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
- создание в школе условий для соблюдения санитарно – гигиенических
навыков; мытья рук, переодевания сменной обуви,
- оборудование мест для переодевания.
- проветривание класса во время перемены.
Одним из приоритетных направлений работы преподавателей, я
считаю, использование в учебном процессе здоровье сберегающих
образовательных технологий с целью вхождения ребёнка в образовательное
поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата
без лишнего напряжения и переутомления.
Стиль общения преподавателя с детьми первого года обучения
учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с
взрослыми и сверстниками.
Среди учащихся первого года обучения, есть дети, испытывающие разного
вида трудности общения в коллективе: гипер общительные дети, дети,
боящиеся классно – урочной обстановки, стеснительные дети.
И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой
работы преподавателя. Не допускается авторитарный стиль общения в
первый год обучения. Для детей важно доброе, позитивное отношение к нему
педагога, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
III. Организация учебно – познавательной деятельности детей первого
года обучения в адаптационный период.
- введение ребёнка в новую систему отношений и в новые учебные
предметы;
- освоение детьми организационных навыков и умений для учёбы на
отделении фортепиано;
- знакомство с основными школьными правилами;
- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы на
уроках
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
Особенности организации урока на первом году обучения.
Учитывая особенности первоклассников в уроке, представляем два
структурных элемента: организационный момент и основную часть.
Организационный момент используем для постановки задач на уроке.
Используем приём проговаривания последовательности действий.
Основная часть урока – «дробная» т. е. состоит из нескольких
взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание
уделяется использованию игр как структурной части творческих
способностей, основа которых – воображение.
IV. Организация внеучебной (внеклассной) жизни учащихся первого
года обучения.
Внеучебная деятельность – организуется в соответствии с интересами и
желаниями детей и их родителей:
- общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения детей к школьным традициям;
- детские праздники;
- концерты для родителей;
V. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
- заседание педагогов фортепианного отделения работающих с детьми
первого года обучения;
- взаимодействие с родителями учащихся (ежедневные контакты,
оборудование «участка» для родителей в школе, родительские
собрания);
- совместная деятельность педагогов и родителей по организации
жизни детей первого года обучения в ДШИ;
Наиболее благоприятные факторы оказывающие влияние на течение
адаптации ребёнка первого года обучения:
- адекватная самооценка своего положения ребёнком;
- правильные методы воспитания в семье;
- отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
- благоприятный статус в группе сверстников;
Одним из важнейших условий адаптации детей в первый год обучения
является мотивация.
Мотивация – побудительные силы, движущие ученика к цели
обучения. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира,
словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность. (Л. И. Божович)
Ребёнок должен получать удовольствие от занятий хореографией,
ощущать значимость своей деятельности, прежде всего для самого себя.