Автор: Логунова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: Основы генетики человека
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей»
Программа элективного курса
«Основы генетики человека»
(предпрофильная подготовка)
Образовательная область естествознание
Учебная дисциплина биология
для основного общего образования 9 класс
Количество часов - 17ч.
(1 час в неделю)
Составитель: Логунова Н.В., преподаватель
биологии высшей категории
г. Нижневартовск 2023 г.
1
Пояснительная записка
Программа
курса
«Основы
генетики
человека»
относится
к
образовательной области «Естествознание», предмету «Общая биология»,
функциями которого являются:
формирование диалектико-материалистического мировоззрения;
изучение основных закономерностей возникновения и развития жизни
на Земле, а также различных групп растений и животных, в том числе
человека.
формирование знаний о формах существования материи, о значении
процессов
обмена
веществ,
онтогенеза,
наследственности
и
изменчивости, о соотношении социального и биологического в
эволюции человека;
формирование опыта выполнения практических заданий, решения
генетических задач, работы с микроскопом;
развитие логического мышления, памяти, внимания и воображения;
воспитание, направленное на сохранение окружающей среды и
здоровья человека и на развитие таких качеств, как настойчивость,
добросовестность, трудолюбие.
Элективный
курс
«Основы
генетики
человека»
является
традиционным, так как его программой обеспечивается углубление раздела
«Основы
генетики
и
селекции».
Данный
курс
актуален,
поскольку
содержание
учебного
материала
направлено
на
реализацию
целей
предпрофильного обучения, несет новизну для учащихся и помогает
определиться с профилем будущего обучения.
Современное общество переходит со ступени индустриального на
ступень постиндустриального, а значит, информационного развития и
предъявляет каждому гражданину России высокий уровень личностной
ответственности за свое здоровье и конкурентоспособность на рынке труда,
что в свою очередь, выдвигает необходимость в формировании таких
личностных качеств, как креативность, толерантность, компетентность,
социализированность.
Развитие данных свойств и качеств личности в определенной доле
выполняют образовательные учреждения среднего звена. Поэтому учебные
программы по предметам должны быть направлены прежде всего на
формирование компетентностей у школьников через включение таких видов
деятельности, как творческая, исследовательская, проектная и другие
технологии деятельностного подхода.
Почвой для развития данных навыков может стать курс «Основы
генетики человека», практико-ориентированный раздел, который имеет
практическую
направленность.
Данный
курс
поможет
через
исследовательские
работы,
практические
занятия
с
решением
задач,
правильно относиться к своему здоровью и здоровью своих будущих детей,
что в свою очередь играет важную роль в конкурентноспособности на рынке
труда и улучшении генофонда человеческого общества.
2
Успешность в данной области может быть обеспечена только в том
случае, если у учащихся сформированы представления о наследственности,
изменчивости,
видах
мутаций,
влиянии
алкоголя
на
хромосомные
перестройки, заболевания, передающиеся по наследству через хромосомы и
цитоплазму клеток.
Всеми этими представлениями учащиеся смогут овладеть, посещая
занятия
элективного
курса
«Основы
генетики
человека»,
который
целесообразно включить в учебные планы на ступени предпрофильного
обучения.
Цель курса: определение значения генетической, социальной
программ в развитии личности человека.
Задачи курса:
развитие общеучебных умений работы с дополнительной литературой
(составление конспектов, написание тезисов, аннотаций, резюме);
специальных
умений
(решение
генетических
задач,
работа
с
увеличительными приборами, наблюдение, статистическая обработка
данных);
развитие
личностных
характеристик:
аккуратность,
толерантность,
коммуникативность,
четкость
в
выполнении
инструкций,
инициативность;
развитие творческого и логического мышления.
Обоснование курса:
1.
генетика является базовой наукой для множества профессий;
2.
понимание закономерностей наследования, развития, изменчивости
признаков
и
свойств
человеческого
организма
обеспечивает
возможность грамотного отношения к здоровью;
3.
от успехов генетики зависят рост и дифференцировка органов и систем
животных и растений, а также психическая деятельность человека, на
базе которой строится современное общество;
4.
выявление
причин
роста
нозологических
форм
наследственных
болезней в современном мире, огромное количество патологических
мутаций, вызывающих наследственные заболевания (ежегодно в мире
рождается 1,5 млн детей с тяжелыми наследственными заболеваниями;
5.
хромосомные и геномные мутации служат причиной спонтанных
абортов, врожденных пороков развития, эндокринных нарушений.
Высокой детской смертности.
Курс «Основы генетики человека» предлагается пройти в течение
одного полугодия (1 час в неделю, всего 17 часов), что позволит учащимся
за один год прослушать несколько элективных курса и существенно
поможет правильно определиться по профилю дальнейшего обучения.
Ведущие формы обучения:
-
учебные занятия.
Ведущие методы обучения:
-
метод дискуссии;
3
-
метод эвристической, сократической беседы;
-
метод проблемного изложения;
-
метод самостоятельного решения расчетных и логических задач;
-
частично поисковый метод.
Формы самостоятельной работы:
-
составление конспектов, тезисов;
-
написание резюме, аннотаций, эссе;
-
написание обзоров литературы по выбранным проблемам;
-
планирование эксперимента, анкетирование, наблюдения.
Итоговый контроль:
-
тестирование;
-
семинар;
-
игра «МГК» (медико-генетическая консультация), с целью
обобщения, систематизации и контроля знаний и умений;
-
творческий отчет.
Ожидаемые результаты:
1.
Учащиеся свободно оперируют понятиями: хромосомы; ген;
признак; свойство; фенотип; диплоидный, гаплоидный набор хромосом;
кроссинговер; половое размножение, его значение; наследственность
хромосомная
(ядерная)
и
нехромосомная
(цитоплазматическая);
моногибридное, анализирующее и дигибридное скрещивание; сцепленное
с полом наследование; полулетальные и летальные мутации; генные,
хромосомные, геномные мутации как вид изменчивости; роль человека в
появлении
здорового
потомства;
генеалогический,
близнецовый,
цитогенетический методы изучения наследственности; хромосомные
аномалии
и
вызываемые
ими
заболевания;
биотехнология;
генная
инженерия; евгеника.
2.
Учащиеся
владеют
общеучебными
умениями:
вычленение
отдельных признаков, сравнение, обобщение понятий, анализ, синтез,
доказательство, составление конспектов, тезисов, аннотаций, резюме,
эссе, умение делать умозаключения.
3.
Учащиеся владеют специальными умениями: характеристика
живых объектов, решение генетических задач, ведение статистической
обработки данных, работа с микроскопом.
Принципы отбора материала:
В содержательный компонент включена информация о ведущих
открытиях
в
области
генетики
с
элементами
исследовательской
деятельности.
Содержание.
I.
Предмет и задачи генетики человека(1 ч.).
Место генетики в системе наук. Основные этапы развития генетики.
Значение предмета для понимания важности здоровья организма человека
как части органического мира.
II.
Цитологические основы генетики. (7 ч.)
4
Строение ядра клетки, ядерные органоиды. Хромосомы, их строение и
функции. Современное представление о гене. Генетические карты.
Моногибридное,
полигибридное
и
анализирующее
скрещивание.
Аллельное и неаллельное взаимодействие генов. Генетика пола.
Особенности наследования признаков сцепленных с полом. Изменение
характера расщепления при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.
Генотипическая
и
фенотипическая
изменчивость.
Мутации
их
классификация и причины.
Демонстрации: карты хромосом человека, родословные выдающихся
представителей человеческого общества, портреты ученых-генетиков, схемы
строения и редупликации ДНК.
Практические работы:
Изучение хромосом под микроскопом.
Изучение изменчивости на растениях.
Решение генетических задач.
III.
Наследственные заболевания: теория (9ч.).
Методы
изучения
генетики
человека:
цитологический,
биохимический,
популяционно-статистический,
близнецовый
и
генеалогический.
Летальные и полулетальные гены. Новообразования при скрещивании.
Нарушения процесса гаметогенеза: трисомия, моносомия, причины их
возникновения.
Наследственные болезни человека. Генные, хромосомные и геномные
заболевания. Влияние алкоголя и других вредных привычек на потомство.
Заболевания в период беременности и их влияние на плод. Генеративное
здоровье подростков. Наследование депрессии и тревожности, влияние
наследственности на интеллект, генная терапия. Влияние наследственности
на агрессивность и преступность. Инцест, его последствия. Биотехнология и
коррекция наследственных заболеваний. Практическое значение генетики.
Демонстрации: видеофильм о влиянии вредных веществ на потомство,
иллюстрации наследственных заболеваний человека, схемы генных и
хромосомных мутаций.
Практические работы: решение генетических задач, составление
генеалогического древа, прогнозирование заболеваний или мутаций по
исходным данным, изучение под микроскопом хромосомных мутаций.
IV.
Итоговое занятие - творческий отчет. (1 час).
5
Тематическое планирование.
Название темы
Количество
часов
теории
Количество
часов
практики
I. Предмет и задачи генетики (1 ч.)
1.
Значение генетики для понимания
научной картины мира. Основные
этапы развития генетики.
1
II.
Цитологические основы
генетики (4ч. + 3ч.)
1.
Закономерности наследственности.
1
2.
Моногибридное скрещивание
1
3.
Полигибридное скрещивание.
1
4.
Генетика пола. Наследование
признаков сцепленных с полом.
1
1
5.
Закономерности изменчивости.
Комбинативная изменчивость
1
6.
Мутационная изменчивость.
Причины мутаций.
1
III. Наследственные заболевания
(7ч. + 2ч.)
1.
Методы изучения генетики
человека.
1
2.
Классификация наследственных
заболеваний человека.
1
3.
Генные заболевания.
Хромосомные заболевания.
Геномные заболевания
1
4.
Влияние алкоголя на будущее
потомство.
1
5.
Инфекционные заболевания в
период беременности.
1
6.
Влияние наследственности на
интеллект, агрессивность и
преступность.
1
7.
Инцест, его последствия.
1
8.
Практическое значение генетики.
1
9.
Итоговое занятие - защита
творческих работ.
1
IV. Итого:
12
5
6
Список информационных ресурсов:
1) Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики.
Минск
1998г.
2) Карузина И.П. Биология Москва «Медицина» 1977г.
3) Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология 9-11 кл. - Москва «Школа-
Пресс» 1996г.
4) Петросова Р.А. Основы генетики. – Москва «Дрофа» 2004г.
5) Приходченко Н.Н., Шкурат Т. П. Основы генетики человека. - Ростов-на-
Дону «Феникс» 1997г.
6) Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. - Москва «Высшая школа»
1989 г.
7) Сассон А. Биотехнология. - Москва «Мир» 1987 г.
8) Трошин В.М., Радаева Т.М. Медицинская генетика. - Нижний Новгород
1992 г.
9) Яблокова А.В. Биология и современность. - Москва «Просвещение»
1990г.
Биология в школе:
10)
Асланян «М.М. Евгеника. Прошлое и настоящее». № 2, 1998г., с. 10 –12.
11)
Боринская С.А. «Гены в нашей жизни». № 2, 2001 г., с. 13 – 17.
12)
Кузьмин В.Д. «Алкоголь, мы и наше потомство». № 1-2, 1992 г., с.18 –
22.
13)
Курило Л.Ф. «О генеративном здоровье подростков». № 2, 1998 г., с. 14
– 17.
14)
Ондрина Г.А. «Введение в генетику». № 2, 1997 г., с. 46 – 50.
15)
Стволинская Н.С. «Истоки и перспективы международной программы
«Геном человека»». № 2, 2002 г., с. 12 – 18.
16)
Фридман М.В. «Типичные ошибки при ответах на вопросы по генетике».
№ 1, 2002 г., с. 39 – 43.
17)
Янковский Н.К. «Человек и его гены». № 4, 2003 г., с. 5 - 12.
7