Напоминание

Основы генетики человека


Автор: Логунова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: Основы генетики человека
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей»

Программа элективного курса

«Основы генетики человека»

(предпрофильная подготовка)

Образовательная область естествознание

Учебная дисциплина биология

для основного общего образования 9 класс

Количество часов - 17ч.

(1 час в неделю)

Составитель: Логунова Н.В., преподаватель

биологии высшей категории

г. Нижневартовск 2023 г.

1

Пояснительная записка

Программа

курса

«Основы

генетики

человека»

относится

к

образовательной области «Естествознание», предмету «Общая биология»,

функциями которого являются:

формирование диалектико-материалистического мировоззрения;

изучение основных закономерностей возникновения и развития жизни

на Земле, а также различных групп растений и животных, в том числе

человека.

формирование знаний о формах существования материи, о значении

процессов

обмена

веществ,

онтогенеза,

наследственности

и

изменчивости, о соотношении социального и биологического в

эволюции человека;

формирование опыта выполнения практических заданий, решения

генетических задач, работы с микроскопом;

развитие логического мышления, памяти, внимания и воображения;

воспитание, направленное на сохранение окружающей среды и

здоровья человека и на развитие таких качеств, как настойчивость,

добросовестность, трудолюбие.

Элективный

курс

«Основы

генетики

человека»

является

традиционным, так как его программой обеспечивается углубление раздела

«Основы

генетики

и

селекции».

Данный

курс

актуален,

поскольку

содержание

учебного

материала

направлено

на

реализацию

целей

предпрофильного обучения, несет новизну для учащихся и помогает

определиться с профилем будущего обучения.

Современное общество переходит со ступени индустриального на

ступень постиндустриального, а значит, информационного развития и

предъявляет каждому гражданину России высокий уровень личностной

ответственности за свое здоровье и конкурентоспособность на рынке труда,

что в свою очередь, выдвигает необходимость в формировании таких

личностных качеств, как креативность, толерантность, компетентность,

социализированность.

Развитие данных свойств и качеств личности в определенной доле

выполняют образовательные учреждения среднего звена. Поэтому учебные

программы по предметам должны быть направлены прежде всего на

формирование компетентностей у школьников через включение таких видов

деятельности, как творческая, исследовательская, проектная и другие

технологии деятельностного подхода.

Почвой для развития данных навыков может стать курс «Основы

генетики человека», практико-ориентированный раздел, который имеет

практическую

направленность.

Данный

курс

поможет

через

исследовательские

работы,

практические

занятия

с

решением

задач,

правильно относиться к своему здоровью и здоровью своих будущих детей,

что в свою очередь играет важную роль в конкурентноспособности на рынке

труда и улучшении генофонда человеческого общества.

2

Успешность в данной области может быть обеспечена только в том

случае, если у учащихся сформированы представления о наследственности,

изменчивости,

видах

мутаций,

влиянии

алкоголя

на

хромосомные

перестройки, заболевания, передающиеся по наследству через хромосомы и

цитоплазму клеток.

Всеми этими представлениями учащиеся смогут овладеть, посещая

занятия

элективного

курса

«Основы

генетики

человека»,

который

целесообразно включить в учебные планы на ступени предпрофильного

обучения.

Цель курса: определение значения генетической, социальной

программ в развитии личности человека.

Задачи курса:

развитие общеучебных умений работы с дополнительной литературой

(составление конспектов, написание тезисов, аннотаций, резюме);

специальных

умений

(решение

генетических

задач,

работа

с

увеличительными приборами, наблюдение, статистическая обработка

данных);

развитие

личностных

характеристик:

аккуратность,

толерантность,

коммуникативность,

четкость

в

выполнении

инструкций,

инициативность;

развитие творческого и логического мышления.

Обоснование курса:

1.

генетика является базовой наукой для множества профессий;

2.

понимание закономерностей наследования, развития, изменчивости

признаков

и

свойств

человеческого

организма

обеспечивает

возможность грамотного отношения к здоровью;

3.

от успехов генетики зависят рост и дифференцировка органов и систем

животных и растений, а также психическая деятельность человека, на

базе которой строится современное общество;

4.

выявление

причин

роста

нозологических

форм

наследственных

болезней в современном мире, огромное количество патологических

мутаций, вызывающих наследственные заболевания (ежегодно в мире

рождается 1,5 млн детей с тяжелыми наследственными заболеваниями;

5.

хромосомные и геномные мутации служат причиной спонтанных

абортов, врожденных пороков развития, эндокринных нарушений.

Высокой детской смертности.

Курс «Основы генетики человека» предлагается пройти в течение

одного полугодия (1 час в неделю, всего 17 часов), что позволит учащимся

за один год прослушать несколько элективных курса и существенно

поможет правильно определиться по профилю дальнейшего обучения.

Ведущие формы обучения:

-

учебные занятия.

Ведущие методы обучения:

-

метод дискуссии;

3

-

метод эвристической, сократической беседы;

-

метод проблемного изложения;

-

метод самостоятельного решения расчетных и логических задач;

-

частично поисковый метод.

Формы самостоятельной работы:

-

составление конспектов, тезисов;

-

написание резюме, аннотаций, эссе;

-

написание обзоров литературы по выбранным проблемам;

-

планирование эксперимента, анкетирование, наблюдения.

Итоговый контроль:

-

тестирование;

-

семинар;

-

игра «МГК» (медико-генетическая консультация), с целью

обобщения, систематизации и контроля знаний и умений;

-

творческий отчет.

Ожидаемые результаты:

1.

Учащиеся свободно оперируют понятиями: хромосомы; ген;

признак; свойство; фенотип; диплоидный, гаплоидный набор хромосом;

кроссинговер; половое размножение, его значение; наследственность

хромосомная

(ядерная)

и

нехромосомная

(цитоплазматическая);

моногибридное, анализирующее и дигибридное скрещивание; сцепленное

с полом наследование; полулетальные и летальные мутации; генные,

хромосомные, геномные мутации как вид изменчивости; роль человека в

появлении

здорового

потомства;

генеалогический,

близнецовый,

цитогенетический методы изучения наследственности; хромосомные

аномалии

и

вызываемые

ими

заболевания;

биотехнология;

генная

инженерия; евгеника.

2.

Учащиеся

владеют

общеучебными

умениями:

вычленение

отдельных признаков, сравнение, обобщение понятий, анализ, синтез,

доказательство, составление конспектов, тезисов, аннотаций, резюме,

эссе, умение делать умозаключения.

3.

Учащиеся владеют специальными умениями: характеристика

живых объектов, решение генетических задач, ведение статистической

обработки данных, работа с микроскопом.

Принципы отбора материала:

В содержательный компонент включена информация о ведущих

открытиях

в

области

генетики

с

элементами

исследовательской

деятельности.

Содержание.

I.

Предмет и задачи генетики человека(1 ч.).

Место генетики в системе наук. Основные этапы развития генетики.

Значение предмета для понимания важности здоровья организма человека

как части органического мира.

II.

Цитологические основы генетики. (7 ч.)

4

Строение ядра клетки, ядерные органоиды. Хромосомы, их строение и

функции. Современное представление о гене. Генетические карты.

Моногибридное,

полигибридное

и

анализирующее

скрещивание.

Аллельное и неаллельное взаимодействие генов. Генетика пола.

Особенности наследования признаков сцепленных с полом. Изменение

характера расщепления при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.

Генотипическая

и

фенотипическая

изменчивость.

Мутации

их

классификация и причины.

Демонстрации: карты хромосом человека, родословные выдающихся

представителей человеческого общества, портреты ученых-генетиков, схемы

строения и редупликации ДНК.

Практические работы:

Изучение хромосом под микроскопом.

Изучение изменчивости на растениях.

Решение генетических задач.

III.

Наследственные заболевания: теория (9ч.).

Методы

изучения

генетики

человека:

цитологический,

биохимический,

популяционно-статистический,

близнецовый

и

генеалогический.

Летальные и полулетальные гены. Новообразования при скрещивании.

Нарушения процесса гаметогенеза: трисомия, моносомия, причины их

возникновения.

Наследственные болезни человека. Генные, хромосомные и геномные

заболевания. Влияние алкоголя и других вредных привычек на потомство.

Заболевания в период беременности и их влияние на плод. Генеративное

здоровье подростков. Наследование депрессии и тревожности, влияние

наследственности на интеллект, генная терапия. Влияние наследственности

на агрессивность и преступность. Инцест, его последствия. Биотехнология и

коррекция наследственных заболеваний. Практическое значение генетики.

Демонстрации: видеофильм о влиянии вредных веществ на потомство,

иллюстрации наследственных заболеваний человека, схемы генных и

хромосомных мутаций.

Практические работы: решение генетических задач, составление

генеалогического древа, прогнозирование заболеваний или мутаций по

исходным данным, изучение под микроскопом хромосомных мутаций.

IV.

Итоговое занятие - творческий отчет. (1 час).

5

Тематическое планирование.

Название темы

Количество

часов

теории

Количество

часов

практики

I. Предмет и задачи генетики (1 ч.)

1.

Значение генетики для понимания

научной картины мира. Основные

этапы развития генетики.

1

II.

Цитологические основы

генетики (4ч. + 3ч.)

1.

Закономерности наследственности.

1

2.

Моногибридное скрещивание

1

3.

Полигибридное скрещивание.

1

4.

Генетика пола. Наследование

признаков сцепленных с полом.

1

1

5.

Закономерности изменчивости.

Комбинативная изменчивость

1

6.

Мутационная изменчивость.

Причины мутаций.

1

III. Наследственные заболевания

(7ч. + 2ч.)

1.

Методы изучения генетики

человека.

1

2.

Классификация наследственных

заболеваний человека.

1

3.

Генные заболевания.

Хромосомные заболевания.

Геномные заболевания

1

4.

Влияние алкоголя на будущее

потомство.

1

5.

Инфекционные заболевания в

период беременности.

1

6.

Влияние наследственности на

интеллект, агрессивность и

преступность.

1

7.

Инцест, его последствия.

1

8.

Практическое значение генетики.

1

9.

Итоговое занятие - защита

творческих работ.

1

IV. Итого:

12

5

6

Список информационных ресурсов:

1) Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики.

Минск

1998г.

2) Карузина И.П. Биология Москва «Медицина» 1977г.

3) Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология 9-11 кл. - Москва «Школа-

Пресс» 1996г.

4) Петросова Р.А. Основы генетики. – Москва «Дрофа» 2004г.

5) Приходченко Н.Н., Шкурат Т. П. Основы генетики человека. - Ростов-на-

Дону «Феникс» 1997г.

6) Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. - Москва «Высшая школа»

1989 г.

7) Сассон А. Биотехнология. - Москва «Мир» 1987 г.

8) Трошин В.М., Радаева Т.М. Медицинская генетика. - Нижний Новгород

1992 г.

9) Яблокова А.В. Биология и современность. - Москва «Просвещение»

1990г.

Биология в школе:

10)

Асланян «М.М. Евгеника. Прошлое и настоящее». № 2, 1998г., с. 10 –12.

11)

Боринская С.А. «Гены в нашей жизни». № 2, 2001 г., с. 13 – 17.

12)

Кузьмин В.Д. «Алкоголь, мы и наше потомство». № 1-2, 1992 г., с.18 –

22.

13)

Курило Л.Ф. «О генеративном здоровье подростков». № 2, 1998 г., с. 14

– 17.

14)

Ондрина Г.А. «Введение в генетику». № 2, 1997 г., с. 46 – 50.

15)

Стволинская Н.С. «Истоки и перспективы международной программы

«Геном человека»». № 2, 2002 г., с. 12 – 18.

16)

Фридман М.В. «Типичные ошибки при ответах на вопросы по генетике».

№ 1, 2002 г., с. 39 – 43.

17)

Янковский Н.К. «Человек и его гены». № 4, 2003 г., с. 5 - 12.

7



В раздел образования