Автор: Лидия Николаевна Хохрина
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1538
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: открытый урок
Тема: Красота человека: создание портрета русской красавицы.
Раздел: начальное образование
«Истоки родного искусства. Красота женского образа» .
Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М.
Неменского, 29.09 2023г..
Преподаватель: Хохрина Л.Н., ГБОУ школа № 1538 г. Москвы
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель урока: сформировать представления о понимании красоты женщины в
русской культуре, развитие интереса к истокам искусства Руси.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить с изображением женских образов в картинах русских
художников М.А.Врубеля, К.П.Брюллова, И.И.Аргунова;
- повторить навыки изображения человека в рисунке;
-научить изображению элементов народных костюмов;
- закрепить навыки работы с цветом.
- показать отражение пропорций лица в портрете;
- развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;
- осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история,
музыка);
- познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной
одежды женщин;
Развивающие:
- развитие эстетического вкуса;
- развитие логического мышления, речи, творческого воображения и
внимания.
-развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;
Воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского
народа;
- развитие интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание
аккуратности, дружелюбия.
- воспитывать у детей любовь к истории России.
Оборудование урока:
- Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация слайдов,
методические таблицы, репродукции.
для учащихся – графические материалы, альбом.
Зрительный ряд: репродукции картин М.А.Врубеля «Царевна-лебедь»,
К.П.Брюллова «Гадающая Светлана» И.И.Аргунова «Портрет неизвестной
крестьянки»
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и семи
богатырях» (отрывок);
Музыкальный ряд: запись русских народных песен.
Планируемые результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
расширят свои представления о культуре Руси, получат возможность
закрепления навыков рисования женского портрета, научатся изображать
народные костюмы, познакомятся с творчеством выдающихся русских
художников.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока;
отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают
собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают
в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,
отзывчивы о красоте образа русской красавицы.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Какие добры молодцы да красны девицы
сидят передо мной.
Лицом белые, брови соболиные,
уста алые, чело высокое,
ланиты румяные.
- Удивили вас мои слова? В какое время вы попали? Когда можно было
услышать такую речь?( в старые времена)
-Какие слова были непонятны? А можно ли догадаться из контекста о
значении некоторых слов?( объяснение непонятных слов)
Похожие слова мы встречали с вами вчера на уроке литературного чтения. В
каком произведении? (Сказка о мёртвой Царевне и семи богатырях) Кто
автор? В каком веке жил А.С.Пушкин?( 18-19) Значит, мы пеенеслись в 18
век. Чтобы узнать тему нашего урока, послушайте отрывки из сказки.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна , бела;
И умом, и всем взяла.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
-О ком идет речь?( О злой мачехе- Царице.)
-А этот отрывок о ком?
-Белолица, черноброва,
Нрапва кроткого такого. ( О Царевне)
Что их объединяло?( красота)
А чем они отличались? (характером)
-Как вы думаете, что мы будем изображать на уроке?( Царевну и Царицу)
А давайте ещё рассмотрим этот ряд репродукций великих русских
художников, чтобы убедиться в своих ответах или изменить свой ответ.
( Демонстрация портретов русских женщин в репродукциях картин
М.А.Врубеля «Царевна-лебедь», К.П.Брюллова «Гадающая Светлана»
И.И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки»
2. Актуализация опорных знаний и введение в тему
-Кого мы видим на картинах, как они одеты? Что их объединяет? ( красота
костюмов, народные одежды, головные уборы)
- Что вы поняли из просмотренного, кого мы будем изображать? (русских
красавиц в народных костюмах)
-Правильно. Тема нашего урока
. «
Красота женского образа»
.
(тема записана на доске).
3. Работа по теме урока. Изучение нового материала
- Что вы знаете о русском костюме?
(основные части женского народного костюма - рубаха, передник, сарафан,
нагрудник)
- Каким способом могли украсить крестьянки свой костюм?
( вышивкой).
- Как вы думаете, для чего необходим такой яркий, нарядный костюм
русским женщинам?
- Повседневная жизнь крестьянки была тяжелой, она работала не покладая
рук в поле, огороде, доме, а ее праздничный костюм - диво
дивное. Одежду она делала вкладывая в нее настоящий
талант художника.
В образе женской красоты выражались представления о
празднике и счастье. Люди верили, что красота – это
добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились
украшать, а красоте женского костюма всегда уделялось
много внимания.
- У женщин и девушек головной убор отличался. Девушки носили
Обруч- , сделанный из коры дерева, обтянутый тканью, украшенный
бисером, жемчугом, цветами.
Повязка или перевязка- в виде широкой ленты из парчи, концы обычно
завязывались бантом,
Коруна – праздничный гибкийвенец, украшенный золотом, серебром,
жемчугом.
Кокошник.( Новые понятия подкреплялись демонстрацией картинок.)
Девушки незамужние заплетали одну косу, и макушка у них была открыта. А
замужние женщины заплетали 2 косы, и волосы полностью прятали под
головной убор.
- А где мы можем получить информацию?
(
интернет, книги, учебник, словари)
-А где нам может пригодиться умение рисовать портреты русских женщин?
( 26 ноября- День Матери, 8 марта- Международный Женский день)
4. Физкультминутка.
Вставала ранёшенько,
Умывалась белёшенька.
Дров наносила, тесто замесила.
Корову подоила. Детишек покормила.
В избе прибрала, пол подмела.
Воды принесла. Только присела-
Опять за дело.
- И мы приступим к работе.
Создавая образ красавицы, что вы должны показать?( красоту костюма,
характер и настроение)
-Как можно показать характер человека, его настроение?
поднятая бровь или обе брови – удивленное лицо,
поднятые углы глаз и губ – веселое лицо; с
двинутые и слегка опущенные брови – сердитое, злое лицо;
плотно сжатые прямые узкие губы – жадный, корыстный характер;
прищуренный глаз, поднятая над ним бровь, поднятый уголок губ –
лукавый, хитрый характер.
5.
Постановка задачи урока.
- Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был
человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение,
строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее
проявлениях.
- Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного
лица?
Правильно – это портрет.
6.Определение задания и этапов работы:
– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые
материалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую
фантазию и умение работать, вам предстоит изобразить портрет русской
красавицы в головном уборе. Это будет погрудное изображение.
-Как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? Правильно,
вертикально.
-Практическое задание вы будете выполнять простым карандашом. А потом
раскрасим цветными карандашами.
То есть мы будем отрабатывать графический навык работы.
1.Сначала надо наметить овал головы, голова вверху шире, к подбородку
уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная
шея – признак женской красоты.
2. На лице наметить головной убор, закрасить фон картины, одежду.
Вспомните как правильно нарисовать глаза, изобразить нос, губы.
3. Портрет необходимо украсить, а для этого очень подходят украшения.
Украшение на шее – "сбруя". "Сбруя" – это огромное количество бус,
плетенных из бисера шнурков, бисерных воротничков, ошейников,
украшений из ниток и монет.
4. Постарайтесь передать в своём рисунке характер русской красавицы.
(самостоятельная работа детей)
-Оцениваться будет старание, аккуратность и фантазия.
7. Подведение итогов урок.
(Экспресс-выставка. Оценка работ.)
Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.
При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:
• оригинальность идеи;
• эстетика оформления;
• объем работы.
8.Рефлексия
-Закончите предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно …
Я понял, что…
Теперь я могу…
У меня получилось …