Напоминание

Красота человека: создание портрета русской красавицы.


Автор: Лидия Николаевна Хохрина
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1538
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: открытый урок
Тема: Красота человека: создание портрета русской красавицы.
Раздел: начальное образование





Назад




«Истоки родного искусства. Красота женского образа» .

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М.

Неменского, 29.09 2023г..

Преподаватель: Хохрина Л.Н., ГБОУ школа № 1538 г. Москвы

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель урока: сформировать представления о понимании красоты женщины в

русской культуре, развитие интереса к истокам искусства Руси.

Задачи урока:

Образовательные:

-познакомить с изображением женских образов в картинах русских

художников М.А.Врубеля, К.П.Брюллова, И.И.Аргунова;

- повторить навыки изображения человека в рисунке;

-научить изображению элементов народных костюмов;

- закрепить навыки работы с цветом.

- показать отражение пропорций лица в портрете;

- развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

- осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история,

музыка);

- познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной

одежды женщин;

Развивающие:

- развитие эстетического вкуса;

- развитие логического мышления, речи, творческого воображения и

внимания.

-развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

Воспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского

народа;

- развитие интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание

аккуратности, дружелюбия.

- воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование урока:

- Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация слайдов,

методические таблицы, репродукции.

для учащихся – графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: репродукции картин М.А.Врубеля «Царевна-лебедь»,

К.П.Брюллова «Гадающая Светлана» И.И.Аргунова «Портрет неизвестной

крестьянки»

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и семи

богатырях» (отрывок);

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

расширят свои представления о культуре Руси, получат возможность

закрепления навыков рисования женского портрета, научатся изображать

народные костюмы, познакомятся с творчеством выдающихся русских

художников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного

опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока;

отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают

собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают

в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,

отзывчивы о красоте образа русской красавицы.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Какие добры молодцы да красны девицы

сидят передо мной.

Лицом белые, брови соболиные,

уста алые, чело высокое,

ланиты румяные.

- Удивили вас мои слова? В какое время вы попали? Когда можно было

услышать такую речь?( в старые времена)

-Какие слова были непонятны? А можно ли догадаться из контекста о

значении некоторых слов?( объяснение непонятных слов)

Похожие слова мы встречали с вами вчера на уроке литературного чтения. В

каком произведении? (Сказка о мёртвой Царевне и семи богатырях) Кто

автор? В каком веке жил А.С.Пушкин?( 18-19) Значит, мы пеенеслись в 18

век. Чтобы узнать тему нашего урока, послушайте отрывки из сказки.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна , бела;

И умом, и всем взяла.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

-О ком идет речь?( О злой мачехе- Царице.)

-А этот отрывок о ком?

-Белолица, черноброва,

Нрапва кроткого такого. ( О Царевне)

Что их объединяло?( красота)

А чем они отличались? (характером)

-Как вы думаете, что мы будем изображать на уроке?( Царевну и Царицу)

А давайте ещё рассмотрим этот ряд репродукций великих русских

художников, чтобы убедиться в своих ответах или изменить свой ответ.

( Демонстрация портретов русских женщин в репродукциях картин

М.А.Врубеля «Царевна-лебедь», К.П.Брюллова «Гадающая Светлана»

И.И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки»

2. Актуализация опорных знаний и введение в тему

-Кого мы видим на картинах, как они одеты? Что их объединяет? ( красота

костюмов, народные одежды, головные уборы)

- Что вы поняли из просмотренного, кого мы будем изображать? (русских

красавиц в народных костюмах)

-Правильно. Тема нашего урока

. «

Красота женского образа»

.

(тема записана на доске).

3. Работа по теме урока. Изучение нового материала

- Что вы знаете о русском костюме?

(основные части женского народного костюма - рубаха, передник, сарафан,

нагрудник)

- Каким способом могли украсить крестьянки свой костюм?

( вышивкой).

- Как вы думаете, для чего необходим такой яркий, нарядный костюм

русским женщинам?

- Повседневная жизнь крестьянки была тяжелой, она работала не покладая

рук в поле, огороде, доме, а ее праздничный костюм - диво

дивное. Одежду она делала вкладывая в нее настоящий

талант художника.

В образе женской красоты выражались представления о

празднике и счастье. Люди верили, что красота – это

добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились

украшать, а красоте женского костюма всегда уделялось

много внимания.

- У женщин и девушек головной убор отличался. Девушки носили

Обруч- , сделанный из коры дерева, обтянутый тканью, украшенный

бисером, жемчугом, цветами.

Повязка или перевязка- в виде широкой ленты из парчи, концы обычно

завязывались бантом,

Коруна – праздничный гибкийвенец, украшенный золотом, серебром,

жемчугом.

Кокошник.( Новые понятия подкреплялись демонстрацией картинок.)

Девушки незамужние заплетали одну косу, и макушка у них была открыта. А

замужние женщины заплетали 2 косы, и волосы полностью прятали под

головной убор.

- А где мы можем получить информацию?

(

интернет, книги, учебник, словари)

-А где нам может пригодиться умение рисовать портреты русских женщин?

( 26 ноября- День Матери, 8 марта- Международный Женский день)

4. Физкультминутка.

Вставала ранёшенько,

Умывалась белёшенька.

Дров наносила, тесто замесила.

Корову подоила. Детишек покормила.

В избе прибрала, пол подмела.

Воды принесла. Только присела-

Опять за дело.

- И мы приступим к работе.

Создавая образ красавицы, что вы должны показать?( красоту костюма,

характер и настроение)

-Как можно показать характер человека, его настроение?

поднятая бровь или обе брови – удивленное лицо,

поднятые углы глаз и губ – веселое лицо; с

двинутые и слегка опущенные брови – сердитое, злое лицо;

плотно сжатые прямые узкие губы – жадный, корыстный характер;

прищуренный глаз, поднятая над ним бровь, поднятый уголок губ –

лукавый, хитрый характер.

5.

Постановка задачи урока.

- Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был

человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение,

строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее

проявлениях.

- Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного

лица?

Правильно – это портрет.

6.Определение задания и этапов работы:

– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые

материалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую

фантазию и умение работать, вам предстоит изобразить портрет русской

красавицы в головном уборе. Это будет погрудное изображение.

-Как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? Правильно,

вертикально.

-Практическое задание вы будете выполнять простым карандашом. А потом

раскрасим цветными карандашами.

То есть мы будем отрабатывать графический навык работы.

1.Сначала надо наметить овал головы, голова вверху шире, к подбородку

уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная

шея – признак женской красоты.

2. На лице наметить головной убор, закрасить фон картины, одежду.

Вспомните как правильно нарисовать глаза, изобразить нос, губы.

3. Портрет необходимо украсить, а для этого очень подходят украшения.

Украшение на шее – "сбруя". "Сбруя" – это огромное количество бус,

плетенных из бисера шнурков, бисерных воротничков, ошейников,

украшений из ниток и монет.

4. Постарайтесь передать в своём рисунке характер русской красавицы.

(самостоятельная работа детей)

-Оцениваться будет старание, аккуратность и фантазия.

7. Подведение итогов урок.

(Экспресс-выставка. Оценка работ.)

Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:

• оригинальность идеи;

• эстетика оформления;

• объем работы.

8.Рефлексия

-Закончите предложение:

Сегодня я узнал…

Было интересно …

Я понял, что…

Теперь я могу…

У меня получилось …



В раздел образования