Напоминание

"Строки, опалённые войной"


Автор: Аллахвердова Оксана Эдуардовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №27 с УИОП"
Населённый пункт: Белгорлдская область,г.Старый Оскол
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 11-ом классе
Тема: "Строки, опалённые войной"
Раздел: полное образование





Назад




Урок литературы в 11 классе по теме:

«Строки, опалённые войной».

Цели и задачи:

1.

Формирование любви к русской литературе.

2.

Расширение кругозора обучающихся.

3.Воспитание обучающихся в духе патриотизма и гордости за свою страну.

Оборудование:

1.

Компьютер, экран и мультимедийная установка.

2.

Презентация к уроку «Поэзия о Великой Отечественной войне».

3.

Аудиозаписи из сборника «Песни военных лет»

Ход урока.

Звучит музыка песни «День Победы» и постепенно затихает.

Учитель. 9 мая в 72-ый раз прогремит салют Победы. А в памяти

народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное

мужество народа.

I.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с целями

II.

Работа над темой урока

Учитель. Живая память о беспримерном народном подвиге – стихи

советских

поэтов,

участников

грозовых

событий

Великой

Отечественной

войны. (На

слайде

фотографии

А.Сурикова,

Н.Тихонова,

К.Симонова,

О.Берггольц, А.Твардовского, А.Прокофьева и других поэтов)

Учителя сменяет Корреспондент 1. Путь к победе был долог и труден. 1418

дней войны… И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, и

каждый из них – чудо бесстрашия и доблести.

В первый же день войны А. Суриков обратился к стране со стихотворением

«Присягаем Победой» (текст стихотворения и портрет автора на слайде).

С 26 июня поэт был уже на фронте.

4.

Корреспондент 2. В июле 1941 года Анной Ахматовой было написано

звучащее как слова солдатской присяги стихотворение «Клятва»:

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

В её творчестве отчётливо проявилось восприятие войны в нераздельном

сплетении

трагедийных

и

героических

мотивов.

В

марте

1942

года

на

страницах

газеты

«Правда»

были

опубликованы

проникновенные

и

страстные строки её «Мужества».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Могучее русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки! ( А.Ахматова. «Мужество»)

Корреспондент 3. Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет

«Известия» и «Красная Звезда» были опубликованы стихи Василия

Лебедева-Кумача «Священная война»:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой…

Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля

песни

и

пляски

Александру

Васильевичу

Александрову.

Стихи

потрясли композитора. Уже на другой день появилась музыка. Первое

исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941

года.

«Священную войну» пели для уходящих на фронт бойцов,- вспоминал

один из исполнителей. Солдаты, сидевшие на сундуках, вдруг встали

после первого же куплета и в наступившей тишине стоя слушали

песню…Потом

песню

требовали

повторить

ещё

и

ещё,

пытаясь

подпевать, запомнить слова – увезти с собой вместе с дорогим образом

матери, жены».

Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу.

Каждое утро она звучала по радио.

Шли солдаты… А рядом шагала песня…

(Звучит песня «Священная война» на стихи В.Лебедева-Кумача)

Корреспондент 4. Константин Симонов писал: «О минувшей войне

необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой безмерной

душевной

тяжестью

были

связаны

для

нас

дни

отступлений

и

поражений. И каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо

знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она

принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Нам следует отдать долг памяти тем, кто не вернулся с войны, кто

отдал жизнь ради нас – потомков…

Война проверяла людей на верность и самоотверженность, честность и

благородство, мужество и бесстрашие.

Наши части отошли

к лесу после боя.

Дорогую горсть земли

я унес с собою.

Мина грохнулась, завыв,

чернозем вскопала,-

горсть земли - в огонь и взрыв -

около упала.

Я залег за новый вал,

за стволы лесные,

горсть земли поцеловал

в очи земляные.

Положил в платок ее,

холстяной, опрятный,

горстке слово дал свое,

что вернусь обратно;

что любую боль стерплю,

что обиду смою,

что ее опять слеплю

с остальной землею. 1941

(Семен Кирсанов. «Горсть земли»)

Корреспондент 5. Поколение солдат Великой Отечественной понесло

огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших

осталось в живых только трое.

Более

400

писателей

погибло

на

фронте

смертью

храбрых.

Люди

разных возрастов, признанные поэты и начинающие – все они были

объединены одной судьбой.

Широко известно старинное изречение,

гласящее, что музы мол¬чат, когда грохочут пушки. Но, как ни странно,

это совершенно не относится ко времени Отечественной войны 1941 —

1945

годов.

Советская

поэзия

тех

огненных

лет

сыграла

исключительную роль во всенародной борьбе с фашизмом, она была

духовным оружием в этой борьбе, укрепляла веру в победу.

Слово на войне часто стоило жизни, зато звучало оно, как никогда,

громко. Давид Самойлов в первые дни войны ушёл добровольцем на

фронт. Воевал пулемётчиком на Волховском фронте, был тяжело ранен

при прорыве блокады Ленинграда. Затем до конца войны служил в

разведке. Вспоминая о войне, Самойлов пишет: «Мы ведь были очень

молоды тогда, в сорок первом и в сорок пятом году. Это время было

нашей

юностью,

и

всё

прекрасное,

что

связано

с

юностью,

у

нас

отнесено в то время. Когда я пишу о войне, я пишу ещё и о юности».

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке.

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось…

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые! (Д.С.Самойлов « Сороковые, роковые…»)

Корреспондент 6. Поэзия фронтового поколения стала своеобразным

лирическим дневником, честной исповедью солдатского сердца…

Стихотворение Павла Шубина «Полмига» названо одним из лучших

произведений

военной

поэзии.

Он

не

мечтает

ни

о

подвиге,

ни

о

славе…

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату

Злорадно поставить на взвод,

Всадить её,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нём пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

…Прожить бы мне эти полмига.

А там я сто лет проживу!

Корреспондент 7.

Фронтовые поэты… А сколько их было совсем

юных… Они ещё не успели заявить о себе. Они ушли на войну со

школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не

всем суждено было вернуться в победный май 1945-го.

Студент-историк и поэт Николай Майоров, политрук пулемётной роты,

был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года…

Есть в голосе моём звучание металла.

Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.

Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

(Н.Майоров. « Есть в голосе моём

звучание металла…»)

Корреспондент

8.

Из

приказа

по

литературному

институту

от

10

октября 1941 года №171: «…Студента 4-го курса Павла Когана числить

в отпуске до возвращения из Красной Армии».

Числить в отпуске…

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Другой такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Чтоб дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

Я б сдох, как пёс, от ностальгии

В любом кокосовом раю.

(П.Коган « Из недописанной главы»)

Из писем Павла Когана друзьям.

«Пишу на Куйбышевском вокзале. Мы – на фронт! Ребята спят на

полу, умаялись. А я смотрю на «мальчиков из гуманитарных вузов», на

лейтенантов Отечественной войны и почему-то именно поэтому думаю,

что мы с тобой увидимся. ... Я знаю, что у меня хватит сил на всё.

Ничего не пишу, а просто каждый день мой сам пишет книгу. Очень

горькую и очень мужественную… Декабрь 1941».

«3-го был бой, а 4-го – день рождения. Я шёл и думал, что остаться

живым в таком бою всё равно что заново родиться…Я верю твёрдо, что

будет всё: и Родина свободная, и солнце, и споры до хрипоты, и наши

книги…Июль 1942 года»…

Однажды среди однокурсников зашёл разговор о войне, и Павел

как-то просто сказал: «Я с неё не вернусь, с проклятой, потому что

полезу в самую бучу. Такой у меня характер». Так и случилось.

Командир разведвзвода лейтенант Павел Коган погиб 23 сентября 1942

года у сопки Сахарная под Новороссийском…

Звучит песня на стихи В.Высоцкого «Он вчера не вернулся из

боя…».

Корреспондент 9. Участник боёв по прорыву блокады Ленинграда,

командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий

Суворов погиб при переправе через реку Нарову.

Еще утрами черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день, — мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней, —

Свой добрый век мы прожили как люди —

И для людей.

(Г.Суворов « Ещё утрами чёрный дым клубится…»).

Корреспондент

10.

Когда

разразилась

Великая

Отечественная,

Константину Симонову было всего 25 лет. Но это была уже не первая

его война, боевое крещение он получил на Халхин-Голе в 1939 году во

время боёв с японцами. А за четыре невыносимо тяжких года войны с

фашистской Германией где только не пришлось ему побывать, чего

только он не повидал и не пережил…

Фронтовой корреспондент Константин Симонов выбирался в июне

сорок первого в Белоруссии из кровавой сумятицы окружений. Был в

осаждённой

Одессе

и

в

пылающем,

превращенном

в

руины,

Сталинграде, у югославских партизан и у английских лётчиков. За

Полярным

кругом,

с

диверсионной

группой

моряков-разведчиков

высаживался в тыл противника, ходил в атаку с пехотинцами, видел

только что освобождённый лагерь смерти Майданек и был свидетелем

капитуляции Германии!.. «Реже рискуешь – меньше видишь»,- таково

было его жизненное кредо.

Но громкое имя в самом начале войны Симонову создали его стихи.

Самые гордые и горькие из них – о Родине.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

(К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»)

Корреспондент 11.

Главными для русской лирики военных лет были,

несомненно,

патриотические

мотивы.

Бескомпромиссное

требование

«правды сущей…, как бы ни была горька», с первых дней войны

отстаивал А.Твардовский. С особой глубиной и драматизмом подвиг

человека,

отдавшего

жизнь

за

родину,

за

её

грядущую

победу,

раскрывается в его стихотворении «Я убит подо Ржевом». Правда о

войне – это рассказ, который потрясает души и сердца…

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

…И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она - спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам - все это, живые.

Нам - отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, -

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье -

Эта кара страшна.

…Я убит подо Ржевом,

Тот еще под Москвой.

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?

В городах миллионных,

В селах, дома в семье?

В боевых гарнизонах

На не нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль в снегу...

Я вам жизнь завещаю, -

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

(А.Твардовский. «Я убит подо Ржевом…»)

Корреспондент 12.

Война уносила жизни, но не сломила в народе дух

сопротивления, воли к защите отечества. Смерть переставала что-либо

значить, когда была важна каждая минута на пути к победе.

Суровый

реализм,

жестокая

правда

войны

стали

жизненным

и

поэтическим кредо нового поколения поэтов, начавших свой путь на

полях

сражений.

Это

поколение

А.Недогонова,

С.Наровчатова,

С.Орлова,

М.Дудина,

М.Луконина,

А.Межирова,

Ю.Друниной,

К.Ваншенкина, Е.Винокурова, С.Гудзенко.

Когда на смерть идут, — поют,

а перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою —

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв — и умирает друг.

И, значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Ракеты просит небосвод

и вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв — и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей я кровь

чужую.1942.

(С.Гудзенко. «Перед атакой»)

Корреспондент 13.

Поколение сороковых прошло страшную войну:

страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно,

научились ненавидеть, но не разучились любить. «Как встарь повелось

на

великой

Руси»,

символом

всего

святого

стал

образ

солдатской

матери, олицетворяющий собой многострадальную, но не покорённую,

гордую, сильную своими сыновьями Родину.

Жён вспоминали

на привале,

Друзей – в бою.

И только мать

Не то и вправду забывали,

Не то стеснялись вспоминать.

Но было,

что пред смертью самой

видавший не один поход

седой рубака крикнет:

«Мама!»

…И под копыта упадёт. (1942. Марк Максимов. « Мать»).

Корреспондент 14.

Так уж случилось, что наша память о войне и все

наши представления о ней – мужские. Это и понятно: ведь воевали в

основном

мужчины.

Но

с

годами

мы

всё

больше

постигаем

бессмертный подвиг женщины на войне.

На этой войне женщине приходилось стать солдатом. Она не только

спасала,

перевязывала

раненых,

но

и

стреляла

из

«снайперки»,

бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина

убивала.

Она

убивала

врага,

обрушившегося

с

невиданной

жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву. И сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне

не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

( Ю. Друнина « Я только раз видала

рукопашный…»)

Юлия Друнина, вспоминая о своих школьных годах, пишет: «Моё

поколение

росло,

овеянное

романтикой

революции

и

Гражданской

войны.

Любимой

песней

была

«Каховка»,

любимым

фильмом

«Чапаев», любимой книгой – «Как закалялась сталь».

Я родом не из детства –

из войны.

И потому, наверное, дороже

Чем ты, ценю и радость тишины,

И каждый новый день, что нами прожит.

Я родом не из детства –

из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой тропинке робкой…

…………………………………………….

Я родом не из детства –

из войны.

Прости меня –

в том нет моей вины…

(Ю.В.Друнина « Я родом не из детства –

из войны…»)

Корреспондент

15.

Булат

Окуджава…

Он

один

целая

эпоха

в

авторской песне. Самые первые его сочинения – это отголоски его

фронтовой юности. Герои его песен – такие же мальчишки, каким был

он сам, уходя на войну.

Булат Шалвович рассказывал о себе:

«Я закончил девятый класс, когда началась война. Как многие другие

сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый

день

наведывались

в

военкомат…

Длилось

так

полгода…Наконец,

сломленный

нашим

упорством,

капитан

не

выдержал

и

сказал:

«Пишите

свои

повестки

сами.

У

меня

рука

не

поднимается

это

сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их домой, он – ко мне, а я – к

нему…».

Звучит песня Б.Окуджавы в исполнении учащихся.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите…

Но всё-таки

Постарайтесь

вернуться

назад!

(Б.Окуджава

«

До

свидания,

мальчики…»)

Корреспондент 16. Героем известного стихотворения Сергея Орлова

становится павший в бою один из безымянных рядовых Великой войны

– «солдат простой, без званий и наград».

В этом стихотворении-реквиеме памятником солдату-освободителю

становится вся Земля. Такая масштабность поэтической мысли и образа

обусловлены глубоким осмыслением исторического подвига солдата-

освободителя.

С.Орлов « Его зарыли в шар земной…»

Корреспондент 17. В ночь на 1 мая 1945 года Красное знамя Победы

было водружено над рейхстагом и гордо развевалось над поверженным

Берлином.

Расправился с вражьими силами

Народ, отгремела война…

Победа идёт над могилами,

Читая бойцов имена. (Сергей Городецкий «На братских могилах»)

Звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах», на слайдах -

фотографии монументов павшим в войне.

Объявляется минута молчания.

Учитель. Давно отгремела война… Нам не пришлось подниматься в атаку

или вжиматься в землю, заслышав свист мины. Мы видим над собою чистое

небо…

Стихи о войне продолжают и сегодня жить, любить и бороться, хранить

память и вдохновлять, предупреждать и заново открывать для нас ценность

жизни на земле…

Но каждый живущий обязан помнить, «какой ценой завоёвано счастье»,

каждую свою минуту сверяя с идеалами тех парней и девчонок, что не

щадили себя в этой страшной войне…

Люди!

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье, -

пожалуйста, помните!

О тех,

Кто уже не придёт никогда, -

помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли,

о погибших –

помните!

Встречайте трепетную весну,

люди Земли,

убейте войну,

прокляните войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придёт

никогда,

заклинаю –

помните! (Р.Рождественский «Реквием»)

III.

Учитель подводит итог урока.

IV. Д/З. Написать сочинение - раздумье на выбор.

1. «И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой, Сережку с Малой

Бронной и Витьку с Моховой.» Е. Винокуров

2. «Никто не забыт, ничто не забыто.» О. Берггольц

З. «И разве могу я забыть до сих пор, как светлые души ровесников гасли их

юности наперекор?» О. Шестинский

4. «...лучше, чем смерть за родимую землю, и выбрать нельзя»

А.Твардовский

5. «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» Б.Окуджава

6. «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые...» Д. Самойлов

7. «Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и

холодать, идти на смерть ... Но эти три березы при жизни никому нельзя

отдать.» К. Симонов

8. «И врага ненавистного крепче бьет паренек за Советскую родину, за

родной огонек.» М. Исаковский

Литература:

1.

Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. / Ленинград: Советский

писатель, 1976.

2.

Берггольц О.Ф. Избранное. / Москва: Молодая гвардия, 1954.

3.

Джалиль М. Сборник стихов «Моабитская тетрадь». / Казань: Татарское

книжное издательство, 1981

4.

Друнина Ю.В. Избранное./ Москва: Художественная литература, 1989.

5.

Окуджава Б.Ш. Избранная проза./ Москва: Известия, 1979

6.

Орлов С.С. Избранная проза./ Москва: Известия, 1979

7.

Симонов К.М. Собрание сочинений в 6 томах./ Москва:

Художественная литература, 1966—1970

8. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Словарь-справочник М. М.

Кирьянова. – М., 1985.

9. Дорога Победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне /

Сост. Н. Старшинов, С. Музыченко. – М.: Советская Россия, 1980.

10. Классный руководитель, № 8 – 2004.

11. Классный руководитель, № 1 – 2005.

.



В раздел образования