Автор: Ольга Рачиковна Фолян
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАНОУ СОШ № 6 им.И.Е.Убийко
Населённый пункт: ст.Сергиевская
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Читательская грамотность в начальной школе: ключевой компонент функциональной грамотности
Раздел: начальное образование
Читательская грамотность в начальной школе: ключевой компонент
функциональной грамотности
Автор: Фолян Ольга Рачиковна МАНОУ СОШ №6 имени И.Е.Убийко
Аннотация: Статья описывает несколько этапов формирования читательской грамотности, которые
могут быть применены в начальной школе. Ключевые слова: читательская грамотность, кругозор
школьника, критическое мышление. В современном мире, где информация буквально льется
рекой, развитие читательской грамотности в начальной школе становится краеугольным камнем
функциональной грамотности учащихся. Чтение не только расширяет кругозор ребенка, но и
развивает его критическое мышление, способность анализа и синтеза информации. Читательская
грамотность является фундаментальным элементом образования, формирующимся в раннем
возрасте. Этот навык не только развивает культуру чтения, но и способствует интеллектуальному и
эмоциональному развитию ребенка. Читательская грамотность – это способность учащегося
свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста. Уверенное
владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
Чтение включает в себя как технические навыки, так и процесс понимания смысла прочитанного.
Основы закладываются в начальной школе. Когда материал для чтения усложняется, плохо
читающие дети становятся слабоуспевающими, так как, читая по слогам, они не понимают смысл
прочитанного. Наша цель на уроках чтения: формировать грамотного читателя, владеющего
прочными навыками чтения, для использования книги в дальнейшем обучении. В связи с этим,
формирование читательской грамотности у младших школьников играет ключевую роль в
обучении, требуя комплексного и тщательно спланированного подхода. Давайте рассмотрим,
почему читательская грамотность играет такую важную роль в формировании успешных учеников.
1. Развитие когнитивных навыков: Чтение в начальной школе стимулирует развитие когнитивных
навыков у детей. Процесс интерпретации текста требует активного включения мозга, анализа
информации, формирования собственного мнения. Эти навыки будут полезны не только в учебе,
но и в повседневной жизни. 2. Формирование языковых компетенций: Чтение разнообразных
текстов развивает языковые навыки учащихся. Они учатся не только понимать смысл текста, но и
расширять свой словарный запас, улучшать грамматическую структуру предложений. Это, в свою
очередь, положительно сказывается на их устной и письменной речи. 3. Стимуляция творческого
мышления: Чтение художественной литературы развивает творческое мышление у детей. Они
вживаются в миры героев, представляют себя на их месте, что способствует развитию
воображения и креативности. Эти навыки пригодятся им не только в учебе, но и в будущей
профессиональной жизни. 4. Поддержка социальной адаптации: Чтение также играет важную
роль в социальной адаптации детей. Через знакомство с разными культурами и мнениями, они
учатся пониманию разнообразия мира и развивают эмпатию. Это важные компоненты успешного
общественного взаимодействия. 5. Подготовка к самостоятельному обучению: Умение читать с
пониманием является ключевым элементом самостоятельного обучения. Ребенок, освоивший
навыки читательской грамотности, может более эффективно учиться самостоятельно, что важно
для его дальнейшего образования. В заключение можно сказать, что читательская грамотность в
начальной школе необходима не только для успешной учебы, но и для формирования
гармоничной личности. Она является неотъемлемой частью функциональной грамотности,
обеспечивая ученикам ключевые навыки для успешной адаптации в современном
информационном обществе. Вложения в развитие читательской грамотности — вложения в
будущее образование и разностороннее развитие нового поколения.