Автор: Елена Викторовна Ведерникова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с.Красная Горка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в школе приобрело особую
значимость. В переходный период в любом обществе имеет место нравственное
опустошение. Исчезают слова: добро - как источник радости, мир и согласие в
душе, покаяние — отречение от зла, милосердие как милость в сердце,
благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Сегодня люди
все больше стали нетерпимы к друг другу, жестче. Исчезла духовность. Не стало
доверия друг к другу.
Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, то увидим, что
идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.
Чтобы
вернуться
к
истокам
развития
духовно-нравственного
воспитания
необходимы духовно здоровая семья и школа.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия
духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
нравственных чувств(совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла);
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству,
послушания).
Реализовывать такие задачи необходимо начинать в формировании личности
младшего школьника. Маленький ребенок не имеет еще нравственных понятий и
представлений. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства
детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.
В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда ни самому
себе, ни другим, ни природе. Для этого необходимо знать и уважать законы
природы, а также выполнять свой долг и обязанности по отношению к своим
родителям, Родине, людям. Каждое действие человека не должно быть
бесполезным, бестактным или вредным для себя и других.
Очень важно детям научиться говорить правду. Необходимо учить детей и
развивать в них такие качества как любознательность, чувство справедливости,
бесстрашие, честность, стремление к познанию, единство мысли, слова и дела.
В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга — это
открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомиться с окружающей
жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и
неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на
чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание
стать
лучше,
сделать
что-то
хорошее,
помогает
осознать
человеческие
взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Рассказывание учителем истории, сказок, легенд, повествующих о нравственных
поступках людей, вызывает у детей интерес и захватывает их внимание. Все дети
любят слушать интересные истории. Герои легенд, наделенные высокими
качествами, являются идеалами в жизни ребенка. Такие рассказы должны быть
вдохновляющими, занимательными. Учителю лучше рассказывать истории, а не
читать. Это позволит сохранить зрительный контакт с детьми. Рассказывая,
учитель может пользоваться рисунками, куклами, звуковыми эффектами и т. д.,
которые будут усиливать воздействие того, о чем идет речь. По окончании
рассказа необходимо задать вопросы детям по содержанию. Это помогает детям
обдумывать смысл рассказа, а также выявить общечеловеческие ценности,
которые проявляли герои рассказа.
Ролевые игры дают возможность детям принять участие в сценке, пантомиме,
мини-спектакле. Благодаря ролевой игре ребенок учиться понимать других людей
и их действия в разных жизненных ситуациях, сопереживать им. Они пробуждают
творческое мышление, развивать мужество и уверенность в себе.. мини-спектакли
целиком включают ребенка в действие сюжета. Очень важно, чтобы сюжет
содержал общечеловеческие ценности. Учитель может предложить детям
разобрать свой собственный сюжет. Он согласовывает с детьми распределение
ролей и затем помогает детям увидеть, каким образом они согласовываются с
духовной ценностью. Ставя мини-спектакль, дети учатся справляться с трудными
жизненными ситуациями, строить межличностные отношения.
Совместная работа в группе учит детей находить собственные решения проблем
под руководством учителя. Данный вид деятельности предусматривает такие
формы, как совместная прогулка в парк, экскурсии, спортивные соревнования,
концерты, совместная деятельность по уборке помещений, посадка деревьев.
Групповая работа пробуждает дух сотрудничества, развивает такие умения как
слушание других, принятие мнения другого, работу в команде. А также учит
строить гармонические отношения между детьми.
Художественное творчество активизирует у детей творческие способности,
пробуждает чувство ответственности, уверенность в себе. Эффективный способ
создать в классе атмосферу сотрудничества и взаимного уважения — попросить
учащихся совместно составить свод правил поведения. Детям предлагается
подумать, а учителю следует настоять на том, чтобы каждый пункт был принят не
большинством, а единогласно.
Учитель поддерживает на уроке дух единства, любви, взаимопонимания и
терпимости, т. к. данные качества лежат в основе всех общечеловеческих
ценностей.
В кратком словаре понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль».
Мораль — латинское слово — нормы, принципы, правила поведения людей,
чувства.
Сухомлинский считал, что основа нравственного убеждения закладывается в
детстве,
когда
добро
и
зло,
честь
и
бесчестье,
справедливость
и
несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой
наглядности того, что он видит, делает, наблюдает.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко.
Исполнение
высокодуховных
истин:
умение
быть
добрым,
милосердным,
культурным,
умение
прощать
—
это
и
есть
духовность.
Духовность
и
нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию личности
младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от
элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется
самостоятельность принятия решения и нравственный выбор
Я работаю педагогом 33 года. Из опыта работы могу сказать, что всегда имеются
дети социально-неблагополучные, из неполных семей или семей, где родители
занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребенка.
Ушли
или
уходят
из
семейного
воспитания
чтение
сказок,
просмотр
мультипликационных фильмов. Дети долгое время просиживают в компьютере
или мобильном телефоне. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в в любви
и уважении к тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с
учителями и заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей.
Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком
человеке играют учителя начальных классов. В своей работе я руководствуюсь
словами В. А. Сухомлинского: «Если хотите, чтобы ваши питомцы стремились к
добру, -воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».
Начальное обучение в настоящее время строиться таким образом, что развивает
у обучающихся познавательные способности, вырабатывает навыки активного
овладения учебного материала. Развитие мышления, овладение разнообразными
способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение
детьми нравственных знаний, организация учебного процесса и его методы
способствуют накоплению нравственного опыта. Воспитывает и та атмосфера,
которая складывается на уроке, стиль отношения учителя и ученика, детей между
собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект
воспитания.
Уже в период обучения грамоте, используя беседы по картинкам, иллюстрации,
содержание текстов, главным образом, сказок, учитель имеет возможность
раскрыть
перед
детьми
внутреннее
содержание
таких
понятий,
как
взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность,
а также отрицательные
понятия: хитрость, жадность,
нежелание помочь
товарищу, неряшливость. Чтение и разбор статей, рассказов, стихов, где ставятся
в доступной форме вопросы о справедливости, честности, товариществе,
помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Эта работа
способствует коллективному переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух
товарищества.
Знания обучающихся о нравственных нормах нередко бывают разрозненными.
Для их обобщения используются рассказ учителя, беседа, главное назначение
которй — помочь детям разобраться в вопросах морали, помочь осознать личный
нравственный опыт поведения.
Учебная деятельность создает возможности для овладения учащимися приемами,
способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в
подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для
учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы
нравственности на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.