Напоминание

Духовно-нравственное воспитание младших школьников


Автор: Елена Викторовна Ведерникова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с.Красная Горка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в школе приобрело особую

значимость. В переходный период в любом обществе имеет место нравственное

опустошение. Исчезают слова: добро - как источник радости, мир и согласие в

душе, покаяние — отречение от зла, милосердие как милость в сердце,

благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Сегодня люди

все больше стали нетерпимы к друг другу, жестче. Исчезла духовность. Не стало

доверия друг к другу.

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, то увидим, что

идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Чтобы

вернуться

к

истокам

развития

духовно-нравственного

воспитания

необходимы духовно здоровая семья и школа.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия

духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

нравственных чувств(совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

нравственной позиции (способности к различению добра и зла);

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству,

послушания).

Реализовывать такие задачи необходимо начинать в формировании личности

младшего школьника. Маленький ребенок не имеет еще нравственных понятий и

представлений. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства

детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.

В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда ни самому

себе, ни другим, ни природе. Для этого необходимо знать и уважать законы

природы, а также выполнять свой долг и обязанности по отношению к своим

родителям, Родине, людям. Каждое действие человека не должно быть

бесполезным, бестактным или вредным для себя и других.

Очень важно детям научиться говорить правду. Необходимо учить детей и

развивать в них такие качества как любознательность, чувство справедливости,

бесстрашие, честность, стремление к познанию, единство мысли, слова и дела.

В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга — это

открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомиться с окружающей

жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и

неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на

чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание

стать

лучше,

сделать

что-то

хорошее,

помогает

осознать

человеческие

взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Рассказывание учителем истории, сказок, легенд, повествующих о нравственных

поступках людей, вызывает у детей интерес и захватывает их внимание. Все дети

любят слушать интересные истории. Герои легенд, наделенные высокими

качествами, являются идеалами в жизни ребенка. Такие рассказы должны быть

вдохновляющими, занимательными. Учителю лучше рассказывать истории, а не

читать. Это позволит сохранить зрительный контакт с детьми. Рассказывая,

учитель может пользоваться рисунками, куклами, звуковыми эффектами и т. д.,

которые будут усиливать воздействие того, о чем идет речь. По окончании

рассказа необходимо задать вопросы детям по содержанию. Это помогает детям

обдумывать смысл рассказа, а также выявить общечеловеческие ценности,

которые проявляли герои рассказа.

Ролевые игры дают возможность детям принять участие в сценке, пантомиме,

мини-спектакле. Благодаря ролевой игре ребенок учиться понимать других людей

и их действия в разных жизненных ситуациях, сопереживать им. Они пробуждают

творческое мышление, развивать мужество и уверенность в себе.. мини-спектакли

целиком включают ребенка в действие сюжета. Очень важно, чтобы сюжет

содержал общечеловеческие ценности. Учитель может предложить детям

разобрать свой собственный сюжет. Он согласовывает с детьми распределение

ролей и затем помогает детям увидеть, каким образом они согласовываются с

духовной ценностью. Ставя мини-спектакль, дети учатся справляться с трудными

жизненными ситуациями, строить межличностные отношения.

Совместная работа в группе учит детей находить собственные решения проблем

под руководством учителя. Данный вид деятельности предусматривает такие

формы, как совместная прогулка в парк, экскурсии, спортивные соревнования,

концерты, совместная деятельность по уборке помещений, посадка деревьев.

Групповая работа пробуждает дух сотрудничества, развивает такие умения как

слушание других, принятие мнения другого, работу в команде. А также учит

строить гармонические отношения между детьми.

Художественное творчество активизирует у детей творческие способности,

пробуждает чувство ответственности, уверенность в себе. Эффективный способ

создать в классе атмосферу сотрудничества и взаимного уважения — попросить

учащихся совместно составить свод правил поведения. Детям предлагается

подумать, а учителю следует настоять на том, чтобы каждый пункт был принят не

большинством, а единогласно.

Учитель поддерживает на уроке дух единства, любви, взаимопонимания и

терпимости, т. к. данные качества лежат в основе всех общечеловеческих

ценностей.

В кратком словаре понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль».

Мораль — латинское слово — нормы, принципы, правила поведения людей,

чувства.

Сухомлинский считал, что основа нравственного убеждения закладывается в

детстве,

когда

добро

и

зло,

честь

и

бесчестье,

справедливость

и

несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой

наглядности того, что он видит, делает, наблюдает.

Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко.

Исполнение

высокодуховных

истин:

умение

быть

добрым,

милосердным,

культурным,

умение

прощать

это

и

есть

духовность.

Духовность

и

нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию личности

младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от

элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется

самостоятельность принятия решения и нравственный выбор

Я работаю педагогом 33 года. Из опыта работы могу сказать, что всегда имеются

дети социально-неблагополучные, из неполных семей или семей, где родители

занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребенка.

Ушли

или

уходят

из

семейного

воспитания

чтение

сказок,

просмотр

мультипликационных фильмов. Дети долгое время просиживают в компьютере

или мобильном телефоне. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в в любви

и уважении к тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с

учителями и заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей.

Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком

человеке играют учителя начальных классов. В своей работе я руководствуюсь

словами В. А. Сухомлинского: «Если хотите, чтобы ваши питомцы стремились к

добру, -воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».

Начальное обучение в настоящее время строиться таким образом, что развивает

у обучающихся познавательные способности, вырабатывает навыки активного

овладения учебного материала. Развитие мышления, овладение разнообразными

способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение

детьми нравственных знаний, организация учебного процесса и его методы

способствуют накоплению нравственного опыта. Воспитывает и та атмосфера,

которая складывается на уроке, стиль отношения учителя и ученика, детей между

собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект

воспитания.

Уже в период обучения грамоте, используя беседы по картинкам, иллюстрации,

содержание текстов, главным образом, сказок, учитель имеет возможность

раскрыть

перед

детьми

внутреннее

содержание

таких

понятий,

как

взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность,

а также отрицательные

понятия: хитрость, жадность,

нежелание помочь

товарищу, неряшливость. Чтение и разбор статей, рассказов, стихов, где ставятся

в доступной форме вопросы о справедливости, честности, товариществе,

помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Эта работа

способствует коллективному переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух

товарищества.

Знания обучающихся о нравственных нормах нередко бывают разрозненными.

Для их обобщения используются рассказ учителя, беседа, главное назначение

которй — помочь детям разобраться в вопросах морали, помочь осознать личный

нравственный опыт поведения.

Учебная деятельность создает возможности для овладения учащимися приемами,

способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в

подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для

учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы

нравственности на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.



В раздел образования