Напоминание

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»


Автор: Сиюхова Жанна Аслановна
Должность: учитель Основы социальной жизни
Учебное заведение: ГКОУ РА "Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: Республика Адыгея, а.Хакуринохабль.
Наименование материала: статья
Тема: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ»

С

умственной отсталостью

НА УРОКАХ ОСЖ

Процесс

социализации

и

интеграции

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему

коррекционной педагогики.

Одним из условий успешной социализации детей с нарушением

интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и

оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».

Основной объем работы по формированию жизненных компетенций,

до вступления в силу Федерального государственного образовательного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), проходил на уроках социально-бытовой

ориентировки.

В условиях реализации ФГОС этот предмет заменен на предмет

«Основы социальной жизни».

– подготовить обучающихся к самостоятельной жизни.

Данный

учебный

предмет

входит

в

обязательную

часть

образовательного процесса, раздел «Человек и общество». Количество часов

в 5 и 6 классах 1 час в неделю, далее увеличивается до 2 часов.

Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на

практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, на

формирование у них знаний и умений, способствующих социальной

адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

Сравнив содержание этих двух предметов по тематикам разделов,

пришла к следующему выводу.

В программе предмета ОСЖ сохранен раздел «Личная гигиена»,

называется он теперь «Личная гигиена и здоровье».

В разделе «Одежда и обувь». Есть темы, которые уже встречались в

программе предмета СБО, и внесены новые: правила возврата или обмена

купленного товара (одежды); хранение чека; гарантийный срок.

В разделе Питание» также расширена тематика.

Раздел «Семья» дополнен темами: досуг, как источник новых знаний;

досуг, как средство укрепления здоровья; досуг, как развитие постоянного

интереса к какому-либо виду деятельности; отдых и бездеятельность; виды

летнего отдыха; планирование дорогостоящих покупок.

В адаптированную основную общеобразовательную программу введен

отдельный учебный предмет – «Этика» с содержанием тем «Культура

поведения», соответственно этот раздел убран.

Внесены изменения и дополнения в раздел «Жилище».

Раздел – «Транспорт» не изменился.

Темы

разделов

«Торговля»

«Экономика

домашнего

хозяйства»

«Трудоустройство»,

распределены

по

другим

тематическим

разделам.

Например: тема продуктовые магазины представлена в разделе «Питание».

Экономика домашнего хозяйства – в разделе «Семья», темы раздела

«Трудоустройство» присутствуют в тематическом разделе «Предприятия,

организации, учреждения».

Обновлено содержание и расширена тематика раздела «Средства

связи», в соответствии с современными условиями жизни. На смену

устаревшим темам: телеграф, таксофон, телефон-автомат. Внесены новые

темы:

сотовые

компании,

тарифы;

влияние

на

здоровье

излучений

мобильного телефона; электронная связь; видео-связь(скайп), Почта России,

компьютер.

Раздел – «Медицинская помощь». В программе предмета ОСЖ теперь

звучит как «Охрана здоровья».

Раздел – «Учреждения, организации и предприятия». Звучит как –

«Предприятия, организации, учреждения».

Раздел дополнен такими темами: муниципальные власти: структура,

назначение; трудоустройство; деловые бумаги, необходимые для приема на

работу;

самостоятельное

трудоустройство;

государственная

служба

занятости населения; правила постановки на учет.

Таким образом, содержание учебного предмета «Основы социальной

жизни» было дополнено и обновлено с учетом современных требований

жизни. К сожалению, учебно-методический комплекс так и не разработан,

отсутствует единая справочная литература и учебные пособия, в которых

содержался бы необходимый познавательный материал.

Одна из серьезных проблем, возникающая перед учителем, - отбор

нужного материала из огромного разнообразия источников для занесения его

в рабочую тетрадь.

Занятия по предмету ОСЖ часто проводятся в условиях, не позволяющих

в полной мере реализовать предусмотренное программой содержание.

Уроки ОСЖ очень важны для наших обучающихся, потому что носят

практический характер.

Работа на этих предметах строится на наглядности и практической

деятельности.

В статье рассматривается проблема привития социально – бытовых

навыков у обучающихся с ОВЗ на уроках основы социальной жизни. Даются

формы и методы обучения для подготовки каждого ребенка с ограниченными

возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи

окружающих жизни.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, социально-

бытовые навыки. Тематическая рубрика: Коррекционная школа. Социально-

бытовые навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья

существенно затруднены нарушением познавательной деятельности. Они не

в состоянии самостоятельно решить социально-бытовые задачи. Практика

показывает, что они не готовы взаимодействовать с окружающими на

равных,

не

умеют

общаться

с

людьми,

не

умеют

самостоятельно

анализировать ситуацию, им сложно понять и правильно оценить свои

действия и поступки. Личность ребёнка с ограниченными возможностями

здоровья формируется только при условии целенаправленного обучения и

воспитания.

Для формирования социально-бытовых навыков на уроках

основы социальной жизни использую сюжетно-ролевые игры, практические

упражнения, экскурсии и беседы. Игра – это средство самореализации и

самовыражения. В играх учащиеся закрепляют свои знания о правилах

поведения, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных

местах и пользоваться услугами различных предприятий и учреждений. Во

время игр моделируем реальные ситуации. Например, в 5 классе по теме

«Транспорт» играем сюжетно – ролевую игру «Я еду к бабушке». В игре

осваиваем

навыки

соблюдения

правил

поведения

в

общественном

транспорте, покупки билета, обращения с просьбой к контролеру.

С

учащимися 6 класса в игре «В гости другу» по теме «Культура поведения»

закрепляем правила поведения в гостях, вручение и прием подарков, умение

поддерживать беседу и приглашать на танец. Для закрепления знаний

разработала систему игр. Например, сюжетно-ролевая игра «Кафе». Цель:

закрепление знаний об окружающей жизни: правила поведения за столом,

правила культуры поведения в общественных местах, правила общения с

работниками кафе и т.д. По теме «Уход за волосами» сюжетно – ролевая игра

«Парикмахерская».

Цель:

закрепление

представления

о

прическе,

необходимости

содержать

волосы

в

чистоте,

умение

беседовать

с

парикмахером. По теме «Средство связи» сюжетно – ролевая игра

«Телефонная справочная служба». Цель: формирование культуры обращения

за справкой, культура поведения в общественных местах. Практические виды

деятельности на уроках ОСЖ дают возможность перевести знания в умения.

При

проведении

практических

работ

решаются

следующие

задачи

воспитания: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Каждый

ученик практические упражнения выполняет самостоятельно. В ходе таких

упражнений у учащихся сформировывается навык. Например, в 7 классе по

теме «Средство связи» при выполнении упражнения «Заполнение бланков на

отправку бандероли» учатся заполнять бланки, составлять опись посылаемых

предметов. Старшеклассники с ОВЗ не всегда владеют различными видами

бытового труда. Они затрудняются не только в последовательном рассказе о

выполнении работы, но и выполнить её практически. Для этого сначала

составляем схему действия. Например: в 6 классе при изучении темы

«Средства связи».

ФИО ОБЛАСТЬ

ГОРОД

УЛИЦА

№ ДОМА

КВАРТИРЫ

ИНДЕКС Только после этого пишем адрес на конверте.

Использование таких схем помогает выработать у ребенка алгоритм

выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Ребенку

с интеллектуальной недостаточностью практическая отработка социально -

бытовых навыков пригодится в самостоятельной жизни. Значительное место

в обучении отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на

предприятия службы быта, в отделения связи и т.д. Во время экскурсий

учащиеся закрепляют умения и навыки при выполнении практических

заданий, овладевают навыками делового общения, получают знания о

профессиях взрослых, не стесняются обращаться с просьбами к работникам.

Экскурсии влияют более глубокому и качественному усвоению материала.

Беседа на уроках ОСЖ применяется в сочетании с сюжетно - ролевыми

играми,

различными

практическими

работами:

записями

в

тетрадь

определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.

Для закрепления материала использую карточки с заданиями. Например, по

теме «Формы обращения к старшим и сверстникам» в 5 классе, предлагаю

распределить слова в два столбика: Взрослому я скажу … Другу я скажу …

Слова: привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела?,

здравствуй, извини, простите. Стараюсь поддерживать связь с другими

предметами. Например: по теме «Экономика домашнего хозяйства» при

подсчете суммы за израсходованную электроэнергию, используем знания,

полученные на математике. При составлении деловых бумаг, заполнении

разных квитанций, составлении текстов писем и телеграмм используем

знания по русскому языку. После каждой темы для определения уровня

знаний и уровня сформированности социально-бытовых навыков провожу

устный опрос, разрабатываю различные тесты, карточки и перфокарты. В

системе внеклассной работы предмет основы социальной жизни должен

иметь свое логическое продолжение. Только совместная деятельность

учителя и воспитателя позволит сформировать социально - бытовые навыки

у детей с интеллектуальной недостаточностью. Работая воспитателем,

планирую свои внеклассные занятия по данным темам, изученным на уроках

ОСЖ. На воспитательских занятиях осуществляю закрепление знаний и

умений в процессе практической работы, формирую на их основе прочные

навыки. Например: при прохождении раздела «Личная гигиена» на уроках

ОСЖ с учащимися 5 класса изучаем правила выполнения утреннего и

вечернего туалета, а во время воспитательских часов организую деятельность

по самообслуживанию. Главное внимание уделяю на то, как дети умеют

правильно

одеваться

и

раздеваться,

самостоятельно

застёгивать

и

расстегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет

(умываться,

чистить

зубы,

расчёсываться

расчёской,

вытираться

полотенцем), ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, гладить

вещи, убирать свои вещи на место). В процессе работы тесная связь

осуществляется со специалистами школы-интерната (учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

педагог-психолог,

социальным

педагогом,

учитель

физкультуры).

Совместная

работа

всех

специалистов

способствует

формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.

Для закрепления знаний по привитию навыков и умений в школе проводятся

массовые

мероприятия,

праздники,

тематические

занятия,

игровые

программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, проходят

недели ОСЖ. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка с

ограниченными возможностями здоровья направлен на формирование

социально-бытовых навыков.



В раздел образования