Автор: Сиюхова Жанна Аслановна
Должность: учитель Основы социальной жизни
Учебное заведение: ГКОУ РА "Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: Республика Адыгея, а.Хакуринохабль.
Наименование материала: статья
Тема: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Раздел: дополнительное образование
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ»
С
умственной отсталостью
НА УРОКАХ ОСЖ
Процесс
социализации
и
интеграции
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему
коррекционной педагогики.
Одним из условий успешной социализации детей с нарушением
интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и
оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».
Основной объем работы по формированию жизненных компетенций,
до вступления в силу Федерального государственного образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), проходил на уроках социально-бытовой
ориентировки.
В условиях реализации ФГОС этот предмет заменен на предмет
«Основы социальной жизни».
– подготовить обучающихся к самостоятельной жизни.
Данный
учебный
предмет
входит
в
обязательную
часть
образовательного процесса, раздел «Человек и общество». Количество часов
в 5 и 6 классах 1 час в неделю, далее увеличивается до 2 часов.
Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на
практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, на
формирование у них знаний и умений, способствующих социальной
адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.
Сравнив содержание этих двух предметов по тематикам разделов,
пришла к следующему выводу.
В программе предмета ОСЖ сохранен раздел «Личная гигиена»,
называется он теперь «Личная гигиена и здоровье».
В разделе «Одежда и обувь». Есть темы, которые уже встречались в
программе предмета СБО, и внесены новые: правила возврата или обмена
купленного товара (одежды); хранение чека; гарантийный срок.
В разделе Питание» также расширена тематика.
Раздел «Семья» дополнен темами: досуг, как источник новых знаний;
досуг, как средство укрепления здоровья; досуг, как развитие постоянного
интереса к какому-либо виду деятельности; отдых и бездеятельность; виды
летнего отдыха; планирование дорогостоящих покупок.
В адаптированную основную общеобразовательную программу введен
отдельный учебный предмет – «Этика» с содержанием тем «Культура
поведения», соответственно этот раздел убран.
Внесены изменения и дополнения в раздел «Жилище».
Раздел – «Транспорт» не изменился.
Темы
разделов
«Торговля»
«Экономика
домашнего
хозяйства»
«Трудоустройство»,
распределены
по
другим
тематическим
разделам.
Например: тема продуктовые магазины представлена в разделе «Питание».
Экономика домашнего хозяйства – в разделе «Семья», темы раздела
«Трудоустройство» присутствуют в тематическом разделе «Предприятия,
организации, учреждения».
Обновлено содержание и расширена тематика раздела «Средства
связи», в соответствии с современными условиями жизни. На смену
устаревшим темам: телеграф, таксофон, телефон-автомат. Внесены новые
темы:
сотовые
компании,
тарифы;
влияние
на
здоровье
излучений
мобильного телефона; электронная связь; видео-связь(скайп), Почта России,
компьютер.
Раздел – «Медицинская помощь». В программе предмета ОСЖ теперь
звучит как «Охрана здоровья».
Раздел – «Учреждения, организации и предприятия». Звучит как –
«Предприятия, организации, учреждения».
Раздел дополнен такими темами: муниципальные власти: структура,
назначение; трудоустройство; деловые бумаги, необходимые для приема на
работу;
самостоятельное
трудоустройство;
государственная
служба
занятости населения; правила постановки на учет.
Таким образом, содержание учебного предмета «Основы социальной
жизни» было дополнено и обновлено с учетом современных требований
жизни. К сожалению, учебно-методический комплекс так и не разработан,
отсутствует единая справочная литература и учебные пособия, в которых
содержался бы необходимый познавательный материал.
Одна из серьезных проблем, возникающая перед учителем, - отбор
нужного материала из огромного разнообразия источников для занесения его
в рабочую тетрадь.
Занятия по предмету ОСЖ часто проводятся в условиях, не позволяющих
в полной мере реализовать предусмотренное программой содержание.
Уроки ОСЖ очень важны для наших обучающихся, потому что носят
практический характер.
Работа на этих предметах строится на наглядности и практической
деятельности.
В статье рассматривается проблема привития социально – бытовых
навыков у обучающихся с ОВЗ на уроках основы социальной жизни. Даются
формы и методы обучения для подготовки каждого ребенка с ограниченными
возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи
окружающих жизни.
Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, социально-
бытовые навыки. Тематическая рубрика: Коррекционная школа. Социально-
бытовые навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья
существенно затруднены нарушением познавательной деятельности. Они не
в состоянии самостоятельно решить социально-бытовые задачи. Практика
показывает, что они не готовы взаимодействовать с окружающими на
равных,
не
умеют
общаться
с
людьми,
не
умеют
самостоятельно
анализировать ситуацию, им сложно понять и правильно оценить свои
действия и поступки. Личность ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья формируется только при условии целенаправленного обучения и
воспитания.
Для формирования социально-бытовых навыков на уроках
основы социальной жизни использую сюжетно-ролевые игры, практические
упражнения, экскурсии и беседы. Игра – это средство самореализации и
самовыражения. В играх учащиеся закрепляют свои знания о правилах
поведения, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных
местах и пользоваться услугами различных предприятий и учреждений. Во
время игр моделируем реальные ситуации. Например, в 5 классе по теме
«Транспорт» играем сюжетно – ролевую игру «Я еду к бабушке». В игре
осваиваем
навыки
соблюдения
правил
поведения
в
общественном
транспорте, покупки билета, обращения с просьбой к контролеру.
С
учащимися 6 класса в игре «В гости другу» по теме «Культура поведения»
закрепляем правила поведения в гостях, вручение и прием подарков, умение
поддерживать беседу и приглашать на танец. Для закрепления знаний
разработала систему игр. Например, сюжетно-ролевая игра «Кафе». Цель:
закрепление знаний об окружающей жизни: правила поведения за столом,
правила культуры поведения в общественных местах, правила общения с
работниками кафе и т.д. По теме «Уход за волосами» сюжетно – ролевая игра
«Парикмахерская».
Цель:
закрепление
представления
о
прическе,
необходимости
содержать
волосы
в
чистоте,
умение
беседовать
с
парикмахером. По теме «Средство связи» сюжетно – ролевая игра
«Телефонная справочная служба». Цель: формирование культуры обращения
за справкой, культура поведения в общественных местах. Практические виды
деятельности на уроках ОСЖ дают возможность перевести знания в умения.
При
проведении
практических
работ
решаются
следующие
задачи
воспитания: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Каждый
ученик практические упражнения выполняет самостоятельно. В ходе таких
упражнений у учащихся сформировывается навык. Например, в 7 классе по
теме «Средство связи» при выполнении упражнения «Заполнение бланков на
отправку бандероли» учатся заполнять бланки, составлять опись посылаемых
предметов. Старшеклассники с ОВЗ не всегда владеют различными видами
бытового труда. Они затрудняются не только в последовательном рассказе о
выполнении работы, но и выполнить её практически. Для этого сначала
составляем схему действия. Например: в 6 классе при изучении темы
«Средства связи».
ФИО ОБЛАСТЬ
ГОРОД
УЛИЦА
№ ДОМА
№
КВАРТИРЫ
ИНДЕКС Только после этого пишем адрес на конверте.
Использование таких схем помогает выработать у ребенка алгоритм
выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Ребенку
с интеллектуальной недостаточностью практическая отработка социально -
бытовых навыков пригодится в самостоятельной жизни. Значительное место
в обучении отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на
предприятия службы быта, в отделения связи и т.д. Во время экскурсий
учащиеся закрепляют умения и навыки при выполнении практических
заданий, овладевают навыками делового общения, получают знания о
профессиях взрослых, не стесняются обращаться с просьбами к работникам.
Экскурсии влияют более глубокому и качественному усвоению материала.
Беседа на уроках ОСЖ применяется в сочетании с сюжетно - ролевыми
играми,
различными
практическими
работами:
записями
в
тетрадь
определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.
Для закрепления материала использую карточки с заданиями. Например, по
теме «Формы обращения к старшим и сверстникам» в 5 классе, предлагаю
распределить слова в два столбика: Взрослому я скажу … Другу я скажу …
Слова: привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела?,
здравствуй, извини, простите. Стараюсь поддерживать связь с другими
предметами. Например: по теме «Экономика домашнего хозяйства» при
подсчете суммы за израсходованную электроэнергию, используем знания,
полученные на математике. При составлении деловых бумаг, заполнении
разных квитанций, составлении текстов писем и телеграмм используем
знания по русскому языку. После каждой темы для определения уровня
знаний и уровня сформированности социально-бытовых навыков провожу
устный опрос, разрабатываю различные тесты, карточки и перфокарты. В
системе внеклассной работы предмет основы социальной жизни должен
иметь свое логическое продолжение. Только совместная деятельность
учителя и воспитателя позволит сформировать социально - бытовые навыки
у детей с интеллектуальной недостаточностью. Работая воспитателем,
планирую свои внеклассные занятия по данным темам, изученным на уроках
ОСЖ. На воспитательских занятиях осуществляю закрепление знаний и
умений в процессе практической работы, формирую на их основе прочные
навыки. Например: при прохождении раздела «Личная гигиена» на уроках
ОСЖ с учащимися 5 класса изучаем правила выполнения утреннего и
вечернего туалета, а во время воспитательских часов организую деятельность
по самообслуживанию. Главное внимание уделяю на то, как дети умеют
правильно
одеваться
и
раздеваться,
самостоятельно
застёгивать
и
расстегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет
(умываться,
чистить
зубы,
расчёсываться
расчёской,
вытираться
полотенцем), ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, гладить
вещи, убирать свои вещи на место). В процессе работы тесная связь
осуществляется со специалистами школы-интерната (учитель-дефектолог,
учитель-логопед,
педагог-психолог,
социальным
педагогом,
учитель
физкультуры).
Совместная
работа
всех
специалистов
способствует
формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.
Для закрепления знаний по привитию навыков и умений в школе проводятся
массовые
мероприятия,
праздники,
тематические
занятия,
игровые
программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, проходят
недели ОСЖ. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья направлен на формирование
социально-бытовых навыков.