Автор: Прихидько Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОБУ НОШ -ДС №80 Г. Сочи им. Павлова Н.Д.
Населённый пункт: г. Сочи Краснодарский край
Наименование материала: Рекомендации воспитателям ДОУ
Тема: "Дидактические игры в экологическом воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
начальная общеобразовательная школа-детский сад № 80г. Сочи
Рекомендации для воспитателей
«Применение дидактических игр в экологическом
воспитании старших дошкольников»
Составитель: воспитатель,
Прихидько В.В.
2020 г.
1
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
2. Возрастные особенности детей…………………………………………..5
3. Понятие «дидактическая игра», основные требования к ней………6
4. Как правильно выбрать игру…………………………………………….8
Список используемой литературы………………………………………….11
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию старших
дошкольников (Приложение 1)…………………………………………12-28
2
Пояснительная записка
Основная цель российской педагогики на сегодняшний день, воспитать
духовно-нравственного,
мыслящего,
доброго,
милосердного,
честного,
справедливого человека, то есть личность.
Только такой человек, обладающий вышеперечисленными качествами,
способен заботиться об окружающем мире, проявляя любовь, бережное и
гуманное отношение к природе.
Одной из важнейших проблем современности является экологическое
воспитание. Экологическое воспитание – это важное средство всестороннего
развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и
воспитания осознанного отношения к ней, ведь оно предусматривает
формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире,
включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими
составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм
взаимодействия
с
окружающей
средой;
развитие
эмоционально-
положительного отношения к природе. Если
с младенчества
научить
ребенка жить в гармонии с природой, эти чувства останутся с ним до
старости и не исчезнут никогда. В процессе освоения природоохранных
знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех
вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, причиной
всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и
преобразующей силой мироздании.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных
конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-
временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о
непреходящей
ценности
жизни.
Это
существенно
совершенствует
нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.
Наконец,
ребенок
начинает
ощущать
свою
видовую
принадлежность
3
привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному
образу жизни.
Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое
восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.
Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогают личности
утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность
выразить себя в общении с окружающим. Экологическое отношение к миру
природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны
видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок
неба, воды, листьев. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей
средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической
культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению
знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного
и гуманного обращения с окружающей природой. Игра для детей – важное
средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше
узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские
способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее
правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно,
игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более
тесный контакт. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы,
соревнования. Для людей игра когда-то была не только развлечением, но и
способом организации хозяйственной и семейной жизни, поэтому игровая
деятельность прочно укрепилась в сознании ребенка. Игры существуют
4
разные: подвижные, сюжетные, дидактические и др. Все они нужны и по-
своему полезны детям, все используются воспитателем в работе.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст (3-7 лет) связан с доминированием игровой
деятельности,
формируются
представления
о
связи
различных
сфер
действительности,
образное
и
логическое
мышления,
сенсорные
и
интеллектуальные способности.
На мой взгляд, именно игра позволяет снять тревожность, удовлетворить
детскую
любознательность,
вовлечь
ребенка
в
активное
освоение
окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей
между предметами и явлениями.
Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и
использование ее как средства экологического воспитания детей важно по
целому ряду причин:
Игра
развивает
познавательные
способности
и
речь
ребенка,
способствует становлению личности, сохранению здоровья;
доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с
ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
в комплекс игр включаются игры на развитие разных анализаторских
систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную
реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую
деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь
интеллектуальную сторону личности ребенка;
игры
позволяют
развивать
у
ребят
самые
разнообразные
положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения
5
между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи,
воспитывается культура поведения и общения.
Понятие «дидактическая игра» и основные требования
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая
игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма
обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего
воспитания личности.
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять,
закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают
возможность детям оперировать самими предметами природы семенами,
плодами, овощами, фруктами, сравнивать их, отмечать изменения отдельных
внешних признаков. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и
явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие
игры
помогают
увидеть
целостность
отдельного
организма
и
экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого
объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может
повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми
заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет
успешность ее решения. При выборе учебной задачи педагог обычно исходит
из
требований
программы,
а
также
должен
учитывать
уровень
подготовленности детей. Например, если малыши способны только называть
некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, то
дети
средней
группы
уже
могут
сравнивать
объекты
природы,
классифицировать их по
отдельным признакам: цвету, форме, величине.
Старшим дошкольникам вполне доступны: обобщение, анализ, воссоздание
6
образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности
человека в природе.
Игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача,
игровые правила и игровые действия. Обучающие игры природоведческого и
экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения,
закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше
усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать
взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления
живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов
и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть
целостность
отдельного
организма
и
экосистемы
в
целом,
осознать
уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что
неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые
процессы в природе.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается
эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно
беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их
свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании
необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ,
находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны
природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Дидактические игры следует проводить с небольшой подгруппой детей,
использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированных
экологических представлений детей.
В этих играх проявляются черты характера детей: некоторые проявляют
настойчивость
и
целеустремленность,
другие
-
нерешительность
и
неуверенность. Поэтому во время игры необходимо разбудить в детях
интерес к познанию, вселять в них уверенность, приучать самостоятельно
искать решения, помогать справиться с игрой.
7
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку
увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и
экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что
неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные
изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Как правильно выбрать игру?
При организации дидактических игр необходимо придерживаться
следующих положений:
Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а
экологическое
содержание
предлагаемого
материала
–
доступно
пониманию дошкольников. В противном случае игра не вызовет
интереса и будет проводиться формально.
Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности,
в
противном
случае
она
не
будет
содействовать
выполнению
педагогических целей, не будет развивать экологическое мышление
дошкольников.
Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть
удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен
быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего
коллектива детей или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования
должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте,
неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым
выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников
игры.
Каждый ребёнок должен быть активным участником игры. Длительное
ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к
этой игре.
8
Если на занятии проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные
по экологическому содержанию должны чередоваться по принципу: от
простого содержания к сложному, от конкретного к абстрактному. Это
положение необходимо последовательно и строго соблюдать при
проведении логических игр.
Игровой характер при проведении дидактических игр должен иметь
определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому,
что дети во всём будут видеть только игру.
Игру нужно закончить на данном занятии, получить результат. Только в
этом случае она сыграет положительную роль.
При использовании дидактических игр очень важно следить за
сохранением интереса дошкольников к игре. При отсутствии интереса или
угасании его, ни в коем случае, не следует принудительно навязывать игру
детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее
значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – её
эмоциональное начало. При потере интереса к игре воспитателю следует
изменить обстановку на занятии. Этому могут служить эмоциональная речь
или приветливое отношение. При наличии интереса дети занимаются с
большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если воспитатель
разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к
знаниям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно
поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть участвовать
в игре. Если дети от игры не получают никакой пользы, она вызывает у них
только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Использовать дидактические игры для расширения и углубления
экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые
могут быть сформированы у детей дошкольного возраста:
о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и
животных как живых организмах;
9
о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и
живой природой, между объектами живой природы);
о человеке, как части природы;
о культуре поведения в природе.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети
легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы,
на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный
художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые
моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.
В своей практике я использовала для проведения игр сказочных героев -
Гриба-лесовика, Лесной Феи, Королевы Природы. При помощи сказочных
героев можно провести любую игру, например, "Грибная полянка", "Осенний
лес", "Найди домик для животного", "Кто, чем питается?" и т. д.
Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень
нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои
знания.
Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам,
которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования,
как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.
Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в
самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и
ошибок.
10
Список использованной литературы:
1.
Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников//
Дошкольная педагогика. -2007.- № 1.- С. 10 - 12. Классификация игр.
2. Маханёва М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста. М.: Аркти, 2004
3.
Воспитание
экологической
культуры
школьников
как
психолого-
педагогическая проблема. Сборник научных статей /Под ред. Б. Т. Лихачева,
Н. С. Дежниковой. - М., 1997.
4. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе
обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии. - Москва, 1981г.
5.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная
технология
экологического
образования
дошкольников.
//
Дошкольная
педагогика. 2006 г. № 3, стр. 23.
6. Молодова. Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск, 1996.
7. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном
детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. -
М.: Новая школа, 1995.
8.
Казаручик Г. Н. Дидактические игры в экологическом образовании
дошкольников
// Дошкольная педагогика.
-
2008. №
2.-
С.
19-24.-
Классификация дидактических игр; Дидактические игры экологического
содержания.
11
Приложение 1
Картотека дидактических игр
по экологическому воспитанию
старших дошкольников
Составитель: Прихидько В.В., воспитатель
В процессе дидактических игр экологического содержания формируются
знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы,
любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также и
правильное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают
благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры
способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности,
пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.
В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения:
планировать действия, распределять их по времени и между участниками
игры, оценивать результаты.
Данную картотеку рекомендую внести в программу по направлению
«Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) на 2020-2021
учебный
год
и
использовать
ее
в
режиме
дня
для
старших
и
подготовительных групп в целях экологического воспитания дошкольников.
№1
Тема: «Отгадай и нарисуй»
Цель: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Дидактический материал: Палочки для рисования на снегу или песке (в
зависимости от сезона)
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети
рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот
выбывает из игры.
12
№2
Тема: «Чьи семена?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян.
Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев;
тарелочка с разными семенами.
Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на
карточку соответствующего фрукта или овоща.
№3
Тема: «Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический
материал: карточки
с
изображением
листьев
дерева
рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором
расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева.
Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два,
три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем
карточки меняются.
№4
Тема: «Какое насекомое, назови?»
Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть
представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела,
жучок, кузнечик…
Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых.
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать
насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка)
У нее 4 крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют ее …
(Стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее …
(Пчела)
13
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Мы крылышки расправим-
Красив на них узор.
Мы кружимся пархаем-
Какой кругом простор!
(Бабочка)
№5
Тема: «Найди такой же цветок»
Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению
на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать
речь детей.
Дидактический
материал: настоящие
комнатные
цветы,
к
ним
соответствующие карточки.
Методика
проведения: Детям
раздаются
карточки
с
изображением
комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по
возможности назвать.
№6
Тема: «Кто как поет?»
Цель: Формировать
артикуляцию
речи.
Отрабатывать
правильные
звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.
Дидактический
материал: Аудиозапись
пения
птиц.
Карточки
с
изображением птицы
Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны
угадать и найти карточку с изображением птицы.
№7
Тема: «Угадай весенний цветок»
Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать
по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.
Дидактический материал: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные
картинки с изображением цветов.
Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам
находят соответствующий цветок и называют его.
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
14
Все дремал он у дорожки.
(Одуванчик)
Весна приходит с лаской и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет-
И первый из-под снега цветочек расцветет
(Подснежник)
Май, тепло и скоро лето. В зелень всё и вся одето. Словно огненный фонтан -
Раскрывается…
(Тюльпан)
Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы, вряд Цветы душистые висят.
(Ландыш)
№8
Тема: «Что в корзинку мы берем?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду,
на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Дидактический материал: Медальоны с изображение овощей, фруктов,
злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Методика проведения: У одних детей - медальоны, изображающие разные
дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под
веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают
неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие:
каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте
(овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
№9
Тема: «Вершки – корешки»
Цель: Учить детей составлять целое из частей.
Дидактический материал: два обруча, картинки овощей.
Методика проведения:
Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи
пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут
корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его
в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области
пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и
вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети
делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут
15
вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «
Раз, два, три – свою пару найди!»
№10
Тема: «Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое
внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы,
например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч
обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» -
«земля» и т.д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч,
должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на
слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
№11
Тема: «Угадай, что в мешочке?»
Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и
угадывать их по характерным признакам.
Дидактический
материал: Овощи
и
фрукты
характерной
формы
и
различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.
Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек».
Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо
назвать его характерные признаки.
№12
Тема: «Природа и человек»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано
человек и что дает человеку природа.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе
которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или
сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими
пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома,
заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает
свой ход.
№13
Тема: «Выбери нужное»
Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную
активность.
Дидактический материал: Предметные картинки.
16
Методика
проведения: На
столе
рассыпаны
предметные
картинки.
Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны
выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты
кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
№14
Тема: «Где снежинки?»
Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память,
познавательную активность.
Дидактический материал: карточки с изображением различного состояния
воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Методика проведения:
Вариант 1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На
карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед,
снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается
нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение
продолжается со словами:
Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор и т.д.
Вариант 2.Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети
должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор.
Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии?
(Зима, ранняя весна, поздняя осень).
№15
Тема: «Прилетели птицы»
Цель: Уточнить представление о птицах.
Дидактический материал: Стихотворение о птицах.
Методика проведения:
Воспитатель называет только птиц, но если он
вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
17
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы: Голуби синицы, Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
№16
Тема: «Когда это бывает?»
Цель: Учить
детей
различать
признаки
времен
года.
С
помощью
поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие
сезонных явлений и занятий людей.
Дидактический материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами
весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года.
Методика
проведения: Воспитатель
читает
стихотворение,
а
дети
показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в
стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
№17
18
Тема: «Звери, птицы, рыбы »
Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-
нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за
птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет
передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет
исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу,
зверя нельзя).
Вариант 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица».
Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например
«воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать
птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и
«рыбы».
№18
Тема: «Угадай, что где растет»
Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений;
развивать внимание, сообразительность, память.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу.
Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом
место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
№19
Тема: «Сложи животное»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по
наиболее типичным признакам.
Дидактический материал: картинки с изображением разных животных
(каждое в двух экземплярах).
Методика
проведения: один
экземпляр
картинок
целый,
а
второй
разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем
они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без
образца.
№20
Тема: «Что из чего сделано?»
Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Дидактический
материал: деревянный
кубик,
алюминиевая
мисочка,
стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и
называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
19
№21
Тема: «Угадай – ка»
Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный
образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Дидактический материал: картинки на каждого ребенка с изображение
ягод. Книга загадок.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки
отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают
картинку-отгадку.
№22
Тема: «Съедобное – несъедобное»
Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение
съедобных и несъедобных грибов.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки
отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут
картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
№23
Тема: «Найди свой камешек»
Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Дидактический материал: Коллекция камней.
Методика проведения: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся
камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его),
внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все
камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой
камень.
№24
Тема: «Цветочный магазин»
Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить
нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по
цвету, составлять красивые букеты.
Дидактический материал: лепестки, цветные картинки.
Методика проведения:
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы.
Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят
цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так
описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком
цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний,
летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
№25
Тема: «Четвертый лишний»
20
Цель: Закреплять знания детей о насекомых.
Дидактический материал: Нет.
Методика проведения: Воспитатель называет четыре слова, дети должны
назвать лишнее слово:
Вариант 1:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Вариант 2: Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них
подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).
Словарь:муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая,
красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река,
стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты,
жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза,
рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска,
отпугивающая окраска.
№26
Тема: «Расположи планеты правильно»
Цель: Закрепить знания об основных планетах.
Дидактический материал: Пояс с пришитыми лучиками – лентами разной
длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.
-Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий,
потому что он ближе всех к солнцу).
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечным луч не достал.
-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от
солнца и меньше всех планет по размеру).
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
А это планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)
21
-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца
находится наша планета? (На 3-ем).
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-
ую орбиты.
А это планета гордится собой Поскольку считается самой большой.
-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличалась она. (Сатурн)
Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.
А что за планеты зеленого цвета? (Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
№27
Тема: «Кто чем питается?»
Цель: Закрепить
знания
у
детей,
чем
питаются
звери.
Развивать
познавательный интерес.
Дидактический материал: Мешочек.
Методика проведения: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено,
яблоко, морковь и т.д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
№28
Тема: «Полезное– неполезное»
Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Дидактический материал: Карточки с изображением продуктов.
Методика проведения: На один стол разложить то, что полезно, на другой –
что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное
масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и
т.д.
№29
22
Тема: «Лекарственные растения»
Цель: Закрепить знания лекарственных растений.
Дидактический материал: Карточки с растениями.
Методика
проведения: Воспитатель
берет
из
корзинки
растения
и
показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные
растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны
рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг,
овраг).
Например,
ромашку
аптечную
(цветы)
собирают
летом,
подорожник
(собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву –
весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
№30
Тема: «Что я за зверь?»
Цель: Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.
Дидактический материал: Нет.
Методика проведения:
Вариант 1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не
ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на
небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.
Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они
будут .
Вариант 2: Нужно отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан,
участник приглашаются, игра начинается.
Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может
ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается
до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
№31
Тема: «Назовите растение»
Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.
Дидактический материал: Комнатные растения.
Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения (третье
справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком
месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как
нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и
т.д.?
№32
Тема: «Кто где живёт»
Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.
23
Дидактический материал: Карточки «Живтные», «Места обитания».
Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных,
а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора,
берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с
изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и
если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку
воспитателю.
№33
Тема: «Летает, плавает, бегает, прыгает»
Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.
Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.
Методика проведения:
Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой
природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте;
при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» -
изображают полёт птицы.
Вариант
2: Дети
классифицируют
картинки
–
летающие,
бегающие,
прыгающие, плавающие.
№34
Тема: «Береги природу»
Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.
Дидактический
материал: Карточки
с
объектами
живой
и
неживой
природы.
Методика
проведения: На
столе
или
наборном
полотне
картинки,
изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д.
Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что
произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет
спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными
животными, с человеком, с растениями и т.д.
№35
Тема: «Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой природы.
Методика проведения: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А
если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса
зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные
растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут
обходиться.
№36
Тема: «Ходят капельки по кругу»
24
Цель: Закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дидактический материал: Сопроводительный текст для игры.
Методика проведения: Для этого нужно превратиться в маленькие капельки
дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит
волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им
пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются,
танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по
одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми
ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились
ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.)
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала
в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-
плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала
им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки
лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают
руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не
брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
№37
Тема: «Я знаю»
Цель: Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Дидактический материал: Нет.
Методика проведения: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с
мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы
(звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч,
говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса,
волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
№38
Тема: «Узнай птицу по силуэту»
Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в
умении узнавать птиц по силуэту.
Дидактический материал: Картинки с силуэтами птиц.
Методика проведения: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают
птиц и называют перелетная или зимующая птица.
№39
Тема: «Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
Дидактический
материал: Можно
использовать
картинки
«Живая
и
неживая природа».
25
Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой
природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если
предмет неживой природы - приседают.
№40
Тема: «Какого растения не стало?»
Цель: Упражнять детей в названии комнатных растений.
Дидактический материал: Комнатные растения.
Методика проведения: На столик выставляется четыре или пять растений.
Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и
убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое
растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом
увеличивать количество растений на столе.
№41
Тема: «Где что зреет?»
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с
его листьями.
Дидактический материал: Фланелеграф, ветки, плоды, листья растений.
Методика проведения: На фланелеграфе выкладываются две ветки: на
одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и
листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши)
Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети
исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
№42
Тема: «Угадай, что в руке?»
Цель: Упражнять детей в названии фруктов.
Дидактический материал: Муляжи фруктов.
Методика проведения: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за
спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем
показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же
фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в
руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
№43
Тема: «Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Цель: Углублять знания об овощах.
Дидактический материал: Картинки с изображением овощей.
Методика
проведения: Воспитатель
рассказывает:
-
Решил
однажды
помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец,
морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет
на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор:
«Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую
очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться
такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». - Как вы думаете, дети, какие
овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом
нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют,
26
что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с
изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде
поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом,
морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились:
звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам
помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор
согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых
столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь
откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в
названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в
словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов.
Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону
помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети,
почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у
помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое
условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его
войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами
сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии
которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии
которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может
предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах –
названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами,
и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
№44
Тема: «Распредели плоды по цвету»
Цель: Формировать
знания
об
овощах
и
фруктах.
Учить
детей
классифицировать объекты.
Дидактический материал: Игровой персонаж Вини-Пух, муляжи овощей и
фруктов.
Методика проведения:
Вариант 1 «Распредели плоды по цвету». Воспитатель предлагает детям
распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным
оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж
(например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например,
жёлтую
грушу
кладёт
к
зелёным
плодам.
Воспитатель
и
дети
доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют
оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Вариант 2 «Распредели плоды по форме и вкусу» Воспитатель предлагает
детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо,
продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание:
распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на
другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда
распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе:
«Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое
27
вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие
фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу
всех»
№ 45
. Дидактическая игра "Наш дом"
Задачи:
учить запоминать все части природы в сочетании;
научить
воспринимать природу как комплекс взаимосвязанных компонентов; учить
придумывать объекты-аналоги в двух домах.
Ход игры: Дети рассматривают рисунки с изображёнными на них домами
человека и дома-природы и сравнивают их друг с другом.
Ответ: Светильник – солнце.
Вентилятор – ветер.
Душ – дождь.
Плита – вулкан.
Холодильник – снежинки.
Кошка – тигр.
Ковёр – трава.
Крыша – облако.
45 дидактических игр экологической направленности для детей
старшего дошкольного возраста.
28