Автор: Кузнецова Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №90
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6 – 7 лет
Раздел: дошкольное образование
Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского
для дошкольников 6 – 7 лет
Цель: расширение знаний детей о творчестве, о прочитанных
произведениях К. И. Чуковского.
Задачи:
Обучающие: формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения
работать в команде.
Развивающие: развивать память, внимание за счёт умения определять
прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них.
Воспитывающие: воспитывать интерес к литературе.
Предварительная работа:
чтение произведений К. И. Чуковского
выполнение рисунков к стихам и сказкам К. И. Чуковского.
Участники:
воспитатель
дети (2 команды)
Ход занятия.
Ведущий:
Дорогие дети, мы рады приветствовать вас на литературной викторине
по сказкам Корнея Ивановича Чуковского! Все дети очень любят слушать
сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы еще раз окунемся в
мир сказок К.И. Чуковского.
У нас две команды. Первая команда - «Непоседы». Вторая команда -
«Апельсин».
Аплодисменты командам.
Ведущий:
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много
лет жил высоким седой человек, которого знали все дети страны. Это он
придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея,
Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее
его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты
лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос,
свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.
Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал
для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок
Корнея Чуковского.
Ведущий:
Слушайте внимательно вопросы викторины и быстро отвечайте. За
каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Команда,
заработавшая большее количество фишек в конце викторины, станет
победителем.
А оценивать наши конкурсы будет жюри.
Представление жюри.
1 задание «Разминка».
в какой сказке прославляли воробья? (тараканище)
как звали мальчика, победившего крокодила? (Ваня Васильчиков)
кто ходил с павлиньим хвостом? (медведь Топтыгин)
на чем ехали комарики? (на воздушном шарике)
кто поджег море? (лисички)
как звали командира мочалок? (мойдодыр)
что купила муха на базаре? (самовар)
как звали горе-хозяйку? (Федора)
как звали кровожадкого и беспощадного злодея (Бармалей)
назовите слово, которое кричал Мойдодыр? (карабарас)
что подарили мухе блошки? (сапожки)
кто спрятался от паука под мост? (кузнечик)
что обещал Бармалей за спасение Тане и Ване? (мятные прянички)
кто потушил пожар? (бабочка)
у какой реки сидел и плакал печальный Гиппопо? (Лимпопо)
какая сказка начинается именинами, а кончается свадьбой? («Муха-
Цокотуха»)
В сказке «Доктор Айболит» есть животное гиппопотам. Как еще
называем мы его? (бегемот)
почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли,
в сказке «Телефон»? (они объелись лягушками)
кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»?
(Умывальник)
кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце»? (крокодил)
в какой сказке все наоборот? («Путаница»)
Ведущий:
Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо.
2 задание. «Найдите нужные Мойдодыру вещи и сложите в таз».
На двух столах разложены предметы - мыло, зубная паста, зубная щетка,
полотенце, расческа, линейка, конверт, тетрадь, игрушка, мочалка.
3 задание. «Загадки».
Ведущий:
Вы знаете, К. И. Чуковский писал не только сказки для детей, но еще и
загадки.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
Ведущий:
Наши команды действительно умеют отгадывать загадки! Молодцы!
4 задание. «Докажи словечко»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки
строчки и продолжить их.
Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа. » (из болота тащить бегемота) «Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит. » (Добрый доктор Айболит) «Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде. » (а за ними кот задом наперед)
«Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки. » (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька. » (не мяукал и не хрюкал, под капустою
лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям. » (а корыто по лугам) «Федорино горе».
5 задание. «Ромашка»
Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и
передает воспитателю. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает
название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино
горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался?
(«Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами:
«Чистота - залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление -
попытка убийства? («Муха - Цокотуха»,
6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон -
шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки,
кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
Ведущий:
Замечательные и быстрые ответы продемонстрировали наши команды.
А сейчас командам пора размяться.
Физкультминутка «Сказки Чуковского».
А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба по кругу).
Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег по кругу).
Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник
и качает головой (наклоны головы).
А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками
машут (под весёлую музыку дети танцуют).
Дети усаживаются на стульчики.
6 задание. «Угадай сказку и доскажи строчку».
Ведущий:
Вспомните, ребята, кто в сказках К. И. Чуковского это сказал:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
«Айболит».
Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан).
«Тараканище».
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр),
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали - хрю- хрю).
«Путаница».
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей).
«Бармалей».
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха».
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней,
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон».
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу:
Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе».
Только вдруг из – за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей).
«Тараканище».
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою … (ключевой).
«Федорино горе».
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей».
7 задание. «Чудесный мешочек».
Ведущий:
Предлагаю вам поиграть. Я принесла вам волшебный мешочек, а что в
нем, сейчас угадаете.
Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат
предметы:
Мочалка («Мойдодыр»)
Фонарик («Муха- цокотуха»)
Телефон («Телефон»)
Градусник («Айболит»)
Спички («Путаница»)
Блюдце («Федорино горе»)
Подведение итогов.
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. И.Чуковского.
Мы увидели, что дети любят и знают сказки знаменитого детского писателя.
Обе команды сегодня молодцы!
Награждение команд памятными подарками.
Праздник продолжается чаепитием у Мухи-Цокотухи.