Напоминание

Влияние классической музыки на психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста.


Автор: Ирина Васильевна Багина
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ № 91 г. Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Влияние классической музыки на психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние классической музыки на психоэмоциональное состояние детей

дошкольного возраста.

«Музыка способна оказать известное воздействие на этическую

сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она

должна

быть

включена

в

число

предметов

воспитания

детей».

Аристотель 384 — 322 г.г. до н.э

Педагоги мира издавна ведут спор - какова роль музыки в жизни

ребенка? Музыка — предмет образования или воспитания? Позицию

советской

педагогики

в

этом

вопросе

высказал

композитор

Д.

Б.

Кабалевский. В своем вступительном слове на открытии Московской

конференции Международного общества по музыкальному воспитанию он

сказал: «Главной задачей массового музыкального воспитания детей,

является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на

весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность. «Обучить

детей искусству очень трудно, — пишет Кабалевский в одной из своих

статей

о

музыкальном

воспитании,

— и

основная

трудность здесь

заключается в том, что по- настоящему научить ребят чему-нибудь в

искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально».

Издавна музыка признавалась важным средством формирования

личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные

исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает

ничем

не

заменимое

воздействие

на

общее

развитие:

формируется

эмоциональная

сфера,

совершенствуется

мышление,

ребенок

делается

чутким к красоте в искусстве и в жизни. Доказано, что музыка имеет

возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже

внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития

человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на

самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и

предпочтения. При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и

внемузыкальные

представления,

активна

деятельность

воображения.

Воображение обогащает все творческие проявления детей. Все компоненты

музыкально-эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее

переживание,

мышление,

воображение,

вкус

-

тесно

взаимосвязаны.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети

приобщаются к музыкальному искусству. Дошкольный возраст чрезвычайно

важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе

музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое

сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его

общего духовного становления. Дошкольники имеют небольшой опыт

представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека.

Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти

представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание

имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает

эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений. Музыка

развивает ребенка и умственно. Формирование музыкального мышления

способствует

общему

интеллектуальному

развитию.

Словарь

детей

обогащается

образными

словами

и

выражениями,

характеризующими

настроение,

чувства,

переданные

в

музыке.

Музыка

развивает

эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из

важнейших музыкальных способностей.

Она связана с музыкальным

развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких

качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе

познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот

опыт? Освоение его начинается в детстве. Известно, что ребенок усваивает

речь,

находясь

в

человеческом

окружении;

если

он

попадает

в

изолированную от общества с людьми среду, то после 3-х летнего возраста

ему трудно будет научится говорить. Выразительность языка музыки во

многом сходна с выразительностью речи. Музыкальные звуки, так же как и

речь, воспринимаются слухом. Тот репертуар, который слышат дети, влияет

на формирование отношений к музыке. Большое влияние на усвоение детьми

музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для

окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье

малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку.

Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей,

которые сами выросли без нее. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети

раннего возраста с удовольствием

слушают музыку Баха, Вивальди,

Моцарта, Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую,

шутливую, радостную. На ритмическую музыку: (танцевальную, маршевую)

они реагируют непроизвольными движениями. Они хорошо воспринимают и

народную музыку с теми же эмоциями. На протяжении всего дошкольного

детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются

предпочтения, формируется начало музыкального вкуса и музыкальной

культуры в целом.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики

писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики

необходимо уже в раннем и младшем возрасте использовать альбомы

фортепианных пьес для детей — П. Чайковского, Э. Грига, А. Гречанинова,

Р. Шумана, С. Майкапара и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать

фрагменты симфонических произведений, написанных для детей, например,

«Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Визе,

симфоническая сказка «Петя и волк» Прокофьева и др. Помимо детской

музыки

очень

важно

слушать

с

детьми

фрагменты

классических

произведений разного времени — старинную музыку А. Вивальди, Г. Ф.

Генделя,

И.

Баха,

произведения

В.

А.

Моцарта,

Л.В.Бетховена,

Ф.

Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С.

Рахманинова, Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных

композиторов — классиков, формировать у детей эталоны красоты.

Полюбившиеся произведения детям важно слушать в разном

возрасте, возвращаться к ним неоднократно. При таком подходе дети глубже

достигают язык музыки, открывают для себя в произведениях новый смысл.

Поэтому деление репертуара по возрастам носит довольно условный

характер.

Приобретая

с

возрастом

некоторые

навыки

музыкальной

деятельности (музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных

инструментах и др.) дети получают возможность активно, творчески

осмыслить

содержание

музыки,

полюбившиеся

им

произведения.

Музыкальное восприятие развивается не только на музыкальных занятиях в

детском саду. Важно использовать разнообразные формы организации

музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского сада и в

семье. Ребенку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более

свободных формах. Музыка может звучать фоном для другой деятельности

(тихих

игр,

рисования).

Важно,

чтобы

дети

имели

возможность

прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга. В этом случае

беседа не бывает развернутой. Воспитатели или родители, лишь иногда, по

ходу звучания музыки могут негромкими краткими замечаниями привлекать

внимание детей к смене ее характера, настроений (какая нежная, красивая

мелодия; как тревожно звучала музыка и т. д.). Такие прослушивания могут

быть довольно длительными (до 10-15 мин) в зависимости от внимания

детей, располагающей обстановки. (Пассивное слушание музыки)

На музыкальных занятиях в ДОУ должно использоваться и активное

слушание музыкальной классики.

Задачи которые ставит перед собой педагог в использовании активного

слушания классической музыки :

- овладение навыками активного слушания и восприятия различных

произведений классического репертуара;

- развитие творческого воображения, реализуемого в разных видах

непосредственной музыкальной и игровой деятельности;

- проявление самостоятельности в выборе средств и самоконтроля при

самовыражении в музыке (музыкальные движения, импровизационная

музыкальная игра, музицирование на детских шумовых инструментах,

творческое изображение);

-

свободное

владение

устной

речью,

с

целью

выразить

свои

впечатления, эмоции и чувства, связанные с тем или иным музыкальным

произведением;

- создание мотивации и предпосылок к учебной деятельности

(ознакомление

с

творчеством

различных

музыкантов-исполнителей,

музыкальными

инструментами,

биографией

композиторов,

первичный

анализ музыки, элементы нотной грамоты);

- развитие творческого самовыражения.

Методы, используемые при активном слушании классической музыки:

- проблемный (поисковый) метод, в результате чего ребёнок начинает

сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начинает думать и

находить пути решения поставленных перед ним задач. Ребёнок должен

«сделать открытие»;

- экспериментальный метод. Главным образом это поиски различного

звукоизвлечения, создание шумовых инструментов своими руками;

- практический метод (музицирование, пение, танец, игра);

- словесный метод (беседа, монолог, рассуждение) художественное

слово;

- активная совместная деятельность с детьми

Использованные технологий при активном слушании:

- фонотека классических произведений;

- средства мультимедиа (портреты, репродукции, символы);

- наличие детских шумовых инструментов;

-

изобилие

игровых

и

сказочных

сюжетов,

эмоциональный,

доброжелательный и недерективный подход к детям.

Форма:

сочинение

сказки,

представление

образа.

Озвучивание

хлопками

и

притопами,

элементарными

шумовыми

предметами

и

музыкальными инструментами.

Этапы: приветствие, слушание музыки, сочинение сказки, основная

часть, подведение итогов.

Наиболее

распространенным

методом

активного

слушания

классической музыки являются тематический мини-концерт, музыкальная

гостиная, тематическая беседа – концерт.

В

тематической

беседе

концерте

можно

сравнивать

музыку

различных исторических эпох, различных жанров классической музыки. Для

этого

можно

использовать

различную

музыку

начиная

от

простых

фортепианных пьес классического содержания до оркестровой музыки.

Беседы-концерты

предполагают

вариативность

использования

тематики.

Дети способны ощущать чувства композитора, поэтому ребёнка надо

знакомить с миром классической музыки как можно раньше, чтобы

сохранить в нём непосредственное восприятие, чувственность и открытость.

Влияние

музыки

на

психоэмоциональное

развитие

ребёнка

безгранично. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их

окружает. Ребёнок на музыку реагирует по-особенному, более открыто,

непосредственно. Музыка активизирует у малышей все виды восприятия:

слуховые, зрительные, чувственные. Она может мотивировать и веселить,

придавать сил и наполнять эмоциями. Музыка развивает пространственное

восприятие, благотворно влияет на умение ребёнка писать и говорить, учит

выражать свои мысли, причём не только речью, но и другими средствами –

например, танцем, рисунком, на письме.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приёмов

обучения, форм организации музыкальной деятельности, но прежде всего от

качества используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального

воспитания. Важно использовать с детьми полноценную в художественном

отношении музыку: это прежде всего – классика и народная музыка. Тот

репертуар, который слышат дети, влияет и на формирование отношения к

музыке.

Дети способны ощущать чувства композитора, поэтому ребёнка надо

знакомить с миром классической музыки как можно раньше, чтобы

сохранить в нём непосредственное восприятие, чувственность и открытость.

Необычные

новые

музыкальные

впечатления

обогащают

детей,

запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, чувств,

воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на

детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если

взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и выражают

свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для

малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности к

классической музыке. В семье, где серьезно занимаются музыкальным

воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с

первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на

основе

которых

развиваются

музыкальные

способности,

формируется

культура, он естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой

опыт в различных формах музыкальной деятельности.

Мы подходим к главному вопросу: как влияет классическая

музыка на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста?

Большое

количество

медицинских

и

психологических

исследований

подтверждают положительное воздействие музыкальной деятельности на

функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов,

работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность,

психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки.

Доказано, что в результате музыкального воздействия повышается

чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов,

улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания,

регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

В древности выделяли три направления влияния классической музыки

на организм:

1. На духовную сущность человека.

2. На интеллект.

3. На физическое тело.

Посредством знакомства детей с произведениями классической музыки

у них формируется музыкальная культура, обогащается музыкальный опыт,

как основа эстетического восприятия окружающего мира, стабилизируется

психическое состояние так как одним из принципов активного слушания

классической музыки является игра. Будучи непосредственным участником

этой

игры

дети

получают

огромное

удовольствие

и

испытывают

неподдельную радость, что также имеет немаловажное значение в улучшение

и стабилизации психоэмоционального состояния ребенка.

«Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих

слушателей: я стремился сделать их лучше»

Г.Ф.Гендель (1685 – 1759 г.г.) немецкий и английский композитор.

Литература: Тютюнникова Т.Э. «Музыка для детей»; Железновы

«Эффект

Моцарта»;

Новикова

Г.П.

«Музыкальное

воспитание

дошкольников»

:пособие

для

практических

работников

дошкольных

образовательных учреждений.



В раздел образования