Автор: Свяжина Елизавета Максимовна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ Шугурская СОШ
Населённый пункт: д.Шугу, Кондинский район,ХМАО-Югра
Наименование материала:
Тема: Технологическая карта занятия по технологии «Конструирование: Чертеж и выкройка. Подготовка к раскрою»
Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Шугурская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта занятия по технологии
«Конструирование:
Чертеж и выкройка. Подготовка к раскрою»
Предмет: технология.
Класс: 5 класс.
Тип урока: комбинированный (урок новых знаний и применения полученных знаний на практике).
Подготовила: Свяжина Е.М.
учитель технологии МКОУ Шугурской СОШ
Шугур- 2022
Цель
Организовать деятельность обучающихся по изучению и выполнению простейших чертежей,
ознакомить с принципами изготовления выкройки швейного изделия.
Задачи
Образовательные:
ознакомить обучающихся с видами технической документации, используемой на уроках технологии.
Сформировать понятия о чертеже, выкройке
формировать и развивать умения работать с графической информацией, читать чертежи
закреплять умения извлекать информацию из текстовых и графических источников и обобщать их по заданной
теме;
формировать умения выполнять простой чертеж в натуральную величину
использовать в работе простейшие линии чертежей
закреплять умения пользоваться чертежными инструментами
ознакомить обучающихся с подготовкой к раскрою
Развивающие:
мышления, развитие пространственного воображения, памяти.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к используемым материалам
прививать навыки культуры труда и аккуратности
УУД
Личностные УУД:
Способствовать развитию речи учащихся
Развитие готовности к самостоятельным действиям
Учить анализировать свою работу, выделять главное
Способствовать овладению всеми видами памяти
Формировать экономическое мышление
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
Регулятивные УУД:
Выдвигать версии
Прогнозировать деятельность
Анализировать ситуации и моделирование
Планировать деятельность
Работать по плану
Оценивать степень и способы достижения цели
Коммуникативные УУД:
Уметь учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, организовывать
учебное сотрудничество
Познавательные УУД:
Анализировать, аргументировать
Сравнивать
Делать выводы.
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач
Строить цепь рассуждений
Работать с графической информацией
Планируемые
результаты
Предметные:
Знать: общие правила построения чертежей швейного изделия, что такое чертеж, масштаб, выкройка, чертежные
инструменты.
Уметь: выполнять чертеж швейного изделия в натуральную величину; пользоваться чертежными инструментами,
извлекать информацию из текстовых и графических источников и обобщать их по заданной теме; выполнять подготовку
ткани и выкройки к раскрою
Метапредметные:
регулятивные – определение последовательности построения чертежа, изготовления выкройки; целеполагание,
целеудержание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия.
коммуникативные - организация учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение работать в группе при
выполнении задания, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе работы.
познавательные – формирование умения работы с графической информацией, выбора наиболее рациональных способов
решения задачи, проведение сопоставления и сравнительного анализа
личностные – формирование мотивации и самомотивации изучения темы, умения проводить самоанализ выполненной
работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе, проявлять экономическое мышление
Основные понятия
Конструирование, чертеж, выкройка, чертежные инструменты.
Межпредметные связи
Черчение, математика, материаловедение
Образовательные
ресурсы
УМК по технологии учебник 5 класс .Н.В.Синица, В.Д.Симоненко; рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация
«Подготовка к раскрою»; чертежные инструменты, инструкционные карты, плакаты.
Формы урока
Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая
Технология
Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, показ приёмов работы
Технологическая карта урока
Дидактическая
структура
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для
учащихся,
выполнение которых
приведёт к
достижению
запланированных
результатов
Формируемые УУД
Организационны
й момент и
мотивация к
учебной
деятельности
Ход занятия
сопровождается
(Приложение1)
презентация
Приветствие учителя
Здравствуйте! Я рада вас
всех видеть.
Я желаю вам рабочего
настроения,
уважительного
отношения к
одноклассникам.
Воспринимают на слух, визуально
контролируют свою готовность к
уроку и проверяют готовность
товарища
Личностные УУД:
мобилизация внимания,
самоорганизация.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками.
Регулятивные УУД:
умение организовывать
свою деятельность.
Актуализация
имеющихся
знаний
Мы продолжаем
изучение темы
«конструирование»
Давайте вспомним, с чем
мы уже познакомились.
Если вы согласны с
утверждением на экране
(да), то поднимаем руку,
если нет - руку не
поднимаем:
1.Конструирование – это
процесс изготовления
Предполагаемые ответы детей:
1.Нет (это построение чертежа
изделия)
2.Да
«Да - нет»-ка
(согласен - не
согласен) с
объяснениями
Регулятивные УУД:
Определять цель, проблему
в деятельности: учебной и
жизненно-практической,
выдвигать версии.
Коммуникативные УУД:
Планировать учебные
действия с учителем.
Познавательные УУД:
изделия.
2.Чертеж- это
графическое
изображение,
выполненное с помощью
чертежных
инструментов
3.Чертеж фартука
выполняют на половину
фигуры, так как вторая
половина симметрична
4. Масштаб может быть
только уменьшающий
(М1:100, М1:5)
5.Масштаб линейки
закройщика М1:4
6.Детали на чертеже
обводят волнистой
линией
На прошлом занятии мы
с вами построили
чертеж в М1:4, а на
следующем должны
будем выполнить
раскрой.
Как вы думаете, что же
для этого необходимо?
3.Да
4. Нет (может быть натуральный
М1:1, увеличивающий М20:1)
5. Да
6. Нет (Детали на чертеже
обводят сплошной толстой
основной линией)
Вероятнее всего, скажут:
ткань, инструменты, выкройки
логические действия -
анализ объектов с целью
выделения признаков.
Постановка
проблемы
Формулирование
темы
В чем же разница между
чертежом и выкройкой?
По-разному формулируют:
Подготовка к раскрою. Что нужно
сделать, чтобы чертеж
превратился в выкройку?
Коммуникативные УУД:
Планирование совместного
сотрудничества со
сверстниками и с учителем.
Регулятивные УУД:
Способность
прогнозировать
деятельность на уроке
Поиск решения
(открытие нового
знания)
Давайте посмотрим и
попробуем определить,
чем выкройка отличается
от чертежа? Что нужно
нанести на чертеж,
чтобы он превратился в
выкройку
•Подписать название и
количество деталей.
•Написать названия
основных линий и
срезов.
•Отметить направление
долевой нити стрелкой.
•Обозначить величину
припусков на обработку.
•Вырезать детали
Что еще нужно, чтобы
мы смогли выполнить
раскрой?
В чем же заключается
подготовка ткани к
раскрою?
(Вспоминаем
производство ткани)
-Проверить качество
ткани (пятна, разрывы,
печати, дефекты
окраски)
А что же делать, если на
ткани встретятся
дефекты
Предлагают варианты
Инструменты: ножницы, булавки,
мел (мыло, карандаш), линейка;
ткань
(вырезать, не использовать,
разложить выкройки...)
вдоль кромки, не тянется
ярче
«Мозговой штурм»
Коммуникативные УУД:
Формирование и
аргументация своего
мнения и позиции
коммуникации.
Планирование совместного
сотрудничества со
сверстниками и с учителем,
умение слушать и слышать,
умение выражать свои
мысли, совершенствовать
навыки работы в группе,
проявлять толерантность,
вести диалог
Личностные УУД:
Осознание ответственности
за общее дело.
Познавательные УУД:
Поиск и выделение
необходимой информации,
анализ, выдвижение гипотез
и их обоснование,
построение логической
цепочки рассуждений,
умение аргументировать
свою точку зрения и делать
выводы, обобщать,
классифицировать
-Определить
направление долевой
нити
-Определить лицевую
сторону ткани
-Определить
направление рисунка
-Декатировать ткань -
влажно-тепловая
обработка ткани перед
раскроем для
предотвращения
последующей усадки.
А сколько же ткани нам
потребуется?
Ткань на фабриках в
настоящий момент
выпускается стандартной
ширины 80см, 95см,
150см и 220см
И сейчас мы попробуем
себя в роли закройщиков
(выполним один из
этапов работы:
разложить выкройки на
ткани), при этом у вас 4
группы и у каждой своя
ширина ткани, набор
выкроек одинаковый.
Ваша задача:
попробовать разложить
выкройки экономно,
учитывая надписи на
выкройке и измерить,
сколько ткани нам
потребуется, а затем мы
Работают в группах раскладка
выкроек на «ткани» разной
ширины (в масштабе на бумаге)
-получается: 69см, 71см,70см
Работа в группах.
Задание: разложить
выкройки на тканях
разной ширины и
обсудить результат.
сравним.
Вывод: при ширине
ткани 80см, 95см,
150смнам понадобится
около 70см, самая
невыгодная раскладка
получается при ширине
ткани 220см
Первичное
восприятие и
усвоение нового
теоретического
материала.
Планирование
деятельности
А теперь, если вы
правильно заполните
пропуски в карточке, то
получите план работы,
как же превратить
чертеж в выкройку
Выполнение этого
задания способствует
составлению плана
практической
деятельности
Заполняют карточку
«Подготовка к раскрою»
Приложение 2
«Вставь слово»
Регулятивные УУД:
Определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного
результата;
Контроль способа действия
и его результата
Внесение необходимых
дополнений и корректив.
Познавательные УУД:
- анализ,
- синтез,
- обобщение,
- классификация.
Личностные УУД:
Осознание ответственности
Обобщение
усвоенного и
включение его в
систему ранее
усвоенных
ЗУНов
Практическая
самостоятельная
работа с
самопроверкой
по эталону.
Учитель организует
самостоятельное
выполнение учащимися
задания по
инструкционной карте и
плану;
соотнесение работы с
эталоном для
самопроверки.
Построение чертежа фартука в
натуральную величину. И
изготовление выкройки. (Работа
по инструкционной карте с
основой на эталон)
Самостоятельная
работа «построение
чертежа в
натуральную
величину» с основой
на инструкционную
карту, подготовка
выкройки к раскрою.
Регулятивные УУД:
Умения планировать
деятельность,
выполнять действия по
алгоритму.
Личностные УУД:
контроль, оценка, - волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения.Самооценка на
основе критерия
успешности, адекватное
понимание причин успеха и
неуспеха в учебной
деятельности.
Закрепление
нового
материала.
Включение в
систему знаний и
повторение.
Чтобы закрепить
полученные знания по
теме «Конструирование»
-выполним задание
"Проверь себя".
(Организует повторение
учебного содержания,
необходимого для
обеспечения
содержательной
непрерывности.)
Выполняют задание "Проверь
себя"
Приложение 3
Познавательные УУД:
-анализ,
-синтез,
-обобщение,
-классификация,
Регулятивные УУД:
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию;
соотносить цели и
результаты своей
деятельности; определять
степень успешности своей
работы
Рефлексия
У: А теперь прошу вас
продолжить высказывания:
Я узнала…
Я научилась…
Мне пригодится это…
Оцените свою работу на
уроке. (Было очень
интересно, интересно, не
интересно
(Учитель организует
рефлексивный анализ
учебной деятельности с
точки зрения
выполнения требований,
известных учащимся;
оценивание учащимися
собственной
деятельности на уроке.)
Мы научились строить чертеж и
узнали чем отличается выкройка
от чертежа, что нужно
подготовить для раскроя.
Обобщают, делают
вывод по проблеме.
«Продолжи фразу»
Личностные УУД:
Самооценка на основе
критерия успешности,
адекватное понимание
причин успеха и неуспеха в
учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценка
– выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено, а что ещё
подлежит усвоению,
осознание уровня и
качества усвоения
Коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью.
Приложение 1
Приложение 2
Подготовка к раскрою
Инструменты:
… , булавки, … (мыло, карандаш), линейка
Выкройки:
1.Подписать название и … деталей
2.Написать названия основных линий и срезов
3.Отметить направление … нити стрелкой.
4.Обозначить величину припусков на обработку
5.Вырезать детали.
Ткани:
1.Проверить качество ткани (пятна, разрывы, печати, дефекты окраски)
2.Определить направление долевой нити(Вдоль … , не … )
3.Определить лицевую сторону ткани ( … )
4.Определить направление рисунка
5.Декатировать ткань
Приложение 3
Проверь себя.
Впиши в клетки слова ответы:
1.Процесс определения размеров фигуры
2.Измерительный инструмент для снятия мерок
3.Вырезанный чертеж швейного изделия
Вычеркни лишнее
1.Линейка, карандаш, ножницы, циркуль, угольник
2.М1:20; М1:4; М20:1; М1:100000; М1:5
3.Линия шеи, линия груди, линия бокового шва, линия талии, линия бедер